Каримова Ильсияр Ринатовна, учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия №3» Вахитовского района города Казани. Урок систематизации и обобщения знаний о глаголе. Вид урока: урок – литературное путешествие. Задачами урока являются обобщение знаний о глаголе, проверка умения распознавать глаголы в тексте, проверка усвоения программного материала по теме «Глагол» в форме тестирования. Урок направлен на формирование у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к истории своего города, на воспитание любви к своему краю, природе, интереса к поэзии, прозе, воспевающей родной край. В конспекте урока много заданий на развитие навыков выразительного чтения, пересказа, анализа стихотворений.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Глагол. Литературное путешествие по Казани»
Целевая группа: обучающиеся 3-4 классов.
Цель урока: обобщение знаний о глаголе, формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию своей малой родины.
Задачи, решаемые на уроке:
1. Обобщение знаний о глаголе, проверка умения распознавать глаголы в тексте, проверка усвоения программного материала по теме «Глагол» в форме тестирования
2. Формирование эмоционально-ценностного отношения к истории своего города
3. Воспитание любви к своему краю, природе, интереса к поэзии, прозе, воспевающей наш край; развитие навыков выразительного чтения, пересказа, анализа стихотворений.
Ожидаемые результаты: учащиеся научатся делать разбор глагола как части речи; устанавливать в словах наличие изученных орфограмм; осмысленно читать литературные тексты, понимать настроение стихотворения, определять собственное отношение; контролировать и оценивать свою работу; аргументированно отвечать и доказывать своё мнение; осмыслять понятия любовь в природе, гордость за свою страну; проявлять интерес к чтению и изучению творчества поэтов и писателей.
Средства обучения: мультимедийный проектор, карточки с текстом стихотворения Г. Тукая «Счастливый ребёнок», музыкальный центр, рисунок солнца с лучами, тесты по теме урока.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы урока.
Дорогие ребята, ваше детство проходит в Казани. Это – замечательный город, древний и вечно молодой, гостеприимный и открытый. Об этом волжском городе сложены легенды, песни, написаны стихи. Когда вы вырастите, станете большими, то, думаю, сможете сказать вслед за поэтом Мухаммадом Садри:
О, Казань, лучезарная наша столица!
Посчастливилось здесь мне расти и учиться,
И склоняю я голову в чувстве святом
Перед каждым твоим дорогим уголком.
Сегодня на уроке русского языка мы продолжим наше путешествие по Казани, познакомимся с известными писателями и поэтами, которые написали очень много замечательных произведений о красоте родного края. Сопровождать нас будет весеннее солнце. Оно необычное. На его лучах записаны основные знания по теме «Глагол». Эти знания нам будут необходимы для выполнения теста.
2. Актуализация знаний
- В стихотворении М. Садри есть словосочетание «лучезарная столица». Как вы понимаете слово «лучезарная»? Замените синонимами.
- Какие глаголы использовал автор?
Словарная работа. (На доске рисунок солнца)
- Наше солнце зимой светило слабо. А сейчас оно весеннее, ярко сияет, согревает землю. Некоторые слова из этих предложений записаны на доске.
На доске: св…тило, в…с…ннее, сияет, с…греет
- Объясните пропущенные орфограммы. Какое слово лишнее? Почему?
Спишите только глаголы.
3. Самоопределение к деятельности. Ребята, у нашего солнышка нет лучиков. Они появятся, если вы ответите на вопросы по теме «Глагол». (Обучающиеся отвечают на вопросы. На доске появляются лучики с ответами)
· Что такое глагол?
· Что обозначают глаголы?
· На какие вопросы отвечают глаголы?
· Как изменяются глаголы?
· Как образуются глаголы прошедшего времени?
Укажите время, число глаголов, записанных в тетради. Разберите по составу глагол «светило».
У всех ли глаголов в стихотворении М. Садри можно определить время? Почему?
· На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?
· Какие суффиксы имеют глаголы в неопределённой форме?
- Молодцы, показали хорошие знания. Сегодня на уроке мы продолжим упражняться в разборе глагола как части речи.
4. Работа по теме урока. Прочитайте отрывок из стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист!» Написал его Евгений Абрамович Баратынский.
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака.
- Какие слова в стихотворении вам не очень понятны? Где мы можем найти их объяснение? (В толковом словаре. Лазурь – светло-синий цвет неба)
- Какое самое любимое время года у Е. А. Баратынского? Чему радуется автор? (Автор приветствует весну, радуется каждому изменению в природе).
- Как вы объясните метафоры «небосклон слепит очи», «летают облака»
- Найдите и определите время глаголов. Измените данные глаголы по временам.
Наст. вр. Пр. вр. Буд. вр.
слепит слепил будет слепить
летают летали будут летать
- Недалеко от нашей гимназии, на улице Муштари, есть дом-музей Е. А. Боратынского. Евгений Абрамович был другом А. С. Пушкина.
-Какое любимое время года было у А.С. Пушкина?
-Какие стихи великого русского поэта о красоте родного края вы помните?
Учителем А. С. Пушкина был известный поэт, наш земляк Гавриил Романович Державин. Он учился в первой мужской гимназии. Здесь более всего увлекали его рисование, музыка, поэзия. Потом он 10 лет прослужил простым солдатом в Преображенском полку в Петербурге. Но какое рисование или музыка в тесной казарме? Оставалось одно – книги и стихи. Прошли годы. Стал Г. Р. Державин известнейшим поэтом. Был и личным секретарём Екатерины, и министром. Но никогда не забывал Г. Р. Державин своего родного города. Не раз он приезжал сюда. О любви поэта к Казани говорят многие его стихи. Горячее желание посетить родные места поэт высказал в стихотворении «Арфа».
Как весело внимать, когда с тобой она
Поет про родину, отечество драгое,
И возвещает мне, как там цветет весна.
Как время катится в Казани золотое!
- Объясните слова «арфа», «внимать», «драгое», «возвещает».
- Где стоит памятник Г. Р. Державину?
- Ребята, вы так же, как и Г. Р. Державин являетесь гимназистами. Увлекаетесь музыкой, рисованием, любите поэзию. Может кто-то из вас станет поэтом и будет прославлять нашу Родину.
Определите число глаголов в стихотворении «Арфа».
А сейчас давайте споём песню о любимом родном крае.
5.Динамическая пауза. (Песня сопровождается танцевальными движениями)«Песня о родном крае». Муз. Л. Батыр- Булгари
Над рекою чистою
Ивы серебристые,
Куст рябины под окном,
Детства милый дом.
Край любимый и родной,
Будешь ты всегда со мной.
Хоть всю землю обойду –
Лучше не найду.
6. Продолжение работы по теме урока.
Продолжим наше путешествие. Назовите имя великого татарского поэта. (Габдулла Тукай)
- Что вы знаете о жизни и творчестве Г. Тукая?
- Из какого произведения Г.Тукая данные строки?
Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай.
Даже куры в том Кырлае петь умеют... Дивный край!
Хоть я родом не оттуда, но любовь к нему хранил,
На земле его работал — сеял, жал и боронил.
Он слывет большим аулом? Нет, напротив, невелик,
А река, народа гордость,— просто маленький родник.
Эта сторона лесная вечно в памяти жива.
Бархатистым одеялом расстилается трава.
Там ни холода, ни зноя никогда не знал народ:
В свой черед подует ветер, в свой черед и дождь пойдет.
От малины, земляники все в лесу пестрым-пестро,
Набираешь в миг единый ягод полное ведро.
Часто на траве лежал я и глядел на небеса.
Грозной ратью мне казались беспредельные леса.
(Габдулла Тукай «Шурале»)
- Любовь поэта к своей малой родине, к родному краю прослеживаются во многих стихотворениях Г. Тукая. Найдите такие строки в данном отрывке.
- Выпишете из отрывка все глаголы, укажите время, число.
- Вспомните, какие памятные места Казани связаны с именем Г. Тукая.
Слова «школа», «ученье», «знание» были одни из самых любимых у Габдуллы Тукая. Поэт всю жизнь упорно учился, настойчиво стремился к знаниям. Он овладел русским языком, перечитал многие произведения поэтов, писателей России и мира. Габдулла Тукай был образованным и культурным человеком.
- Для вас, ребята, Г. Тукай написал стихотворение «Счастливый ребенок». Послушайте его и ответьте на вопрос: «Какого ребенка поэт называет «счастливым»?»
Очень счастлив тот ребёнок, что в занятия влюблён,
Чтит учителя и помнит всё, что на дом задал он;
По пути ворон не ловит и приходит в школу в срок,
Не шалит и не играет, коли ждёт его урок;
К людям добр, дорогу старшим уступает в свой черёд,
Не смеётся над несчастным, слабым руку подаёт.
(Трудолюбивого, внимательного, милосердного.)
Домашнее задание. Списать стихотворение Г. Тукая «Счастливый ребёнок» и указать время, число глаголов.
7. Рефлексия.Выполнить тест по теме «Глагол». Учащиеся проверяют и оценивают свои работы по эталону и оценивают с помощью шкалы: «!»- молодец, все сделано правильно; «+» - хорошо, были небольшие ошибки; «?» - нужна помощь учителя.
8. Подведение итогов урока.
- Для всех нас Казань является родным домом. Эта наша маленькая родина. Мы должны любить и беречь свой родной край, изучать его прошлое, быть ответственными за его будущее.
Во время нашего путешествия мы не только закрепили тему «Глагол», но и познакомились с жизнью и творчеством многих известных поэтов.
- Назовите, чьи произведения прозвучали сегодня на уроке.
(Произведения Мухаммада Садри, Евгения Абрамовича Баратынского, Александра Сергеевича Пушкина, Гавриила Романовича Державина, Габдуллы Тукая)
- Какая тема объединяет их творчество? (Тема любви к своему родному краю)
- Чему учат нас эти произведения?
9.Домашнее задание.
Списать стихотворение Г. Тукая «Счастливый ребёнок» и указать время, число глаголов, а желающее могут сочинить стихотворение о родном крае.
Приложение.
|