Конспект урока по русскому языку «Звуки и буквы. Согласные звуки. Звуко-буквенный разбор» |
Содержание - Начальные классы, ГПД |
26.12.2023 05:24 |
Громова Ольга Петровна, учитель начальных классов, МБОУ " Аксубаевская СОШ No 3" пгт Аксубаево, Аксубаевского района Республики Татарстан. Конспект урока по русскому языку «Звуки и буквы. Согласные звуки. Звуко-буквенный разбор» 3 класс Цели: формирование умения давать характеристику звуков, выполнять звуко-буквенный разбор, умение объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. Задачи Образовательные: - актуализировать знания о гласных и согласных звуках и буквах русского языка; - совершенствовать умение различать звуки и буквы, правильно произносить звуки и правильно называть буквы; - сформировать представление о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме; - познакомить с выполнением звуко-буквенного разбора слов; - научить использовать приобретённые знания в практической деятельности. Развивающие: - создать условия для развития внимательности, наблюдательности, умения сравнивать, обобщать и делать выводы; - обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли. Воспитательные: - создать условия для воспитания взаимопонимания, взаимопомощи, культуры поведения на уроке, самостоятельности, аккуратности.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: находить и отмечать в словах орфограммы; рассказывать о звуках и буквах; выполнять звуко-буквенный разбор слова; правильно писать слова с парными согласными. Метапредметные: регулятивные: действовать согласно словесной инструкции, выполнять проверку и исправлять ошибки; познавательные: извлекать нужную информацию из таблицы, строить речевое высказывание в устной форме, выполнять действия по памятке. Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге. Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Методы и формы обучения: Методы: метод проблемного изложения, частично-поисковый Формы: фронтальная, индивидуальная, парная
Ход урока 1.Этап мотивации к учебной деятельности. Звонок нас позвал на урок, - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. А чтобы мы хорошо справились со всеми заданиями, как должны работать на уроке? (Активно, быть внимательными, не отвлекаться.)
2.Этап актуализации и постановки учебной задачи. 1)Минутка чистописания.
- Прописать всю строку Элементы, каких букв вы прописали? Пропишите эти буквы. д з р у ф - Как вы думаете, какая буква лишняя? Почему? Продолжите моё предложение -Буквы мы... А произносим и слышим... (Доказывают свои предположения: …пишем и читаем, …звуки)
2) Повторение. -Повторим изученное на прошлом уроке. Работа в парах. Ответьте друг другу на вопросы: -Из чего состоит гласный звук? -Что образует гласный звук? - Какие бывают гласные звуки? (- Гласный звук состоит из голоса. - Гласный звук образует слог. - Гласные звуки бывают ударными и безударными. Учебник , стр.63 ) - Оцените своего товарища
3) Определите тему урока. - Для того чтобы мы сформулировали тему нашего урока выполним следующее задание. -Орфографическая минутка: Запишите слова: Тётя, буйвол, Люда, крючки, прямоугольник, липа, зверь, львята, внук, льдина. - Подчеркните первую букву в каждом слове и охарактеризуйте её. - Какое слово повторяется в характеристике каждой буквы? (Это буквы согласные) -Сформулируйте тему урока. (Дети формулируют тему урока: «Согласные звуки») - Какие задачи поставим на урок? (учитель дополняет) 1.Повторим знания о согласных звуках. 2. Узнаем что-то новое: выполним звуко-буквенный разбор слов. 3. Выполним упражнения на правописание слов с парными согласными.
3. Этап реализации плана урока. Поиск решения проблемной ситуации.
1)Работа с таблицей в учебнике (с. 65) и по ленте букв. - Расскажите о согласных звуках и буквах, обозначающих согласные звуки -Что такое согласный звук (чтение по таблице) -На какие группы делятся согласные звуки? Прочитайте. - Почему букв, обозначающих согласные звуки, меньше, чем согласных звуков? - Одинаковое ли количество согласных звуков: А) звонких и глухих; Б) твердых и мягких?
2) Работаем по схеме. - Какие согласные звуки обозначают всегда твердые звуки? Всегда мягкие звуки? (Ж Ш Ц, Й Ч Щ) -Прочитайте хором согласные буквы. - Как обозначается мягкость и твёрдость согласного звука на письме? (Гласными буквами: мягкость -е,ё,ю,я,и и буквой ь, твердость – а, о, у, э, ы) - Подчеркните в словах, которые вы записали, буквы, которые обозначают на письме мягкость предыдущего согласного. Проверьте по эталону на слайде. Оцените свою работу с таблицей. Всё ли вспомнили о гласных и согласных звуках?
3)Физкультминутка «Запрещенное движение» 4)Упражнение 119 стр.66 - Расскажите, что вы знаете о правописании данных буквосочетаний. - Придумайте свои примеры слов с данными буквосочетаниями. Работа над загадками. - Отгадайте загадки и запишите отгадки, подчеркните орфограмму в словах. 1.Хоть задрал он кверху нос Только это не всерьез. Ни перед кем он не гордится, Кто пить захочет — убедится (чайник)
2.Где упрется хвостом Станет дырка потом (шило)
3.На руке, и на стене, И на башне в вышине Ходят, ходят ровным ходом От восхода до восхода (часы)
4.На резиновом ходу Все дороги обойду Я на стройке пригожусь, Я работы не боюсь. Мне открыты все пути. Вам со мною по пути (машина)
5.Мы, проворные сестрицы, Быстро бегать мастерицы. В дождь - лежим, В снег - бежим: Уж такой у нас режим (лыжи).
6.Кот живет у нас на крыше А в чулане живут …(мыши).
7.По полям бегут ручьи, На дорогах … (лужи). Скоро выйдут муравьи После зимней … (стужи).
8.Очень дружные сестрички. Ходят в рыженьких беретах Осень в лес приносят летом (лисички)
Давайте вспомним правила: В сочетаниях жи-ши Только «и» всегда пиши В сочетаниях ча-ща Пишем только букву «а» В сочетаниях чу-щу Пишем только букву «у».
Рефлексия.
5) Поработаем с пословицами. - Кто сформулирует задание? - Прочитайте, составьте пословицы. Объясните их смысл. Подчеркните буквосочетания, в которых надо запомнить написание буквы, обозначающей ударный гласный звук. Проверим работу по эталону на слайде. - Оцените себя. - Какое условное обозначение заметили? Цифра 1 справа от слова показывает, что нужно сделать звуко-буквенный разбор этого слова. Проблемный вопрос. - Вы умеете выполнять такой разбор? - Подумайте и скажите, что вы знаете о звуках и буквах этого слова? О количестве слогов в слове, букв, звуков в слове? 2. – Теперь прочитайте памятку на стр. 143-144 в учебнике . Чтение памятки "Как сделать звуко-буквенный разбор слова". - Что вы не сказали? Что нужно добавить?
4. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Звуко-буквенный разбор слов из упр. 121. - Слово «ВЕК» разберём с объяснением. (проговаривание вслух выполняемых шагов и их обоснование) На слайде образец записи звуко-буквенного разбора слова.
- Сравните с эталоном. Запишите в тетрадь. (Слайд. Эталон)
5.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. 1) Звуко-буквенный разбор слов. (Самостоятельная работа.) 1 в - РОСА , 2в - ДЕНЬ. 2)Проверка выполнения заданий на доске и в тетрадях. -Кто выполнил разбор правильно, поднимите руку. Вывод по итогам самостоятельной работы. 6.Этап включения в систему знаний и повторения. 1. Упр. 122 на стр. 67 - Вспомните, какая опасность нас подстерегает при написании слов с парными согласными? - В каких случаях парный согласный становится опасным? (В середине слова перед другим парным согласным и на конце.) Расскажите правило. (Звук согласный проверяй, Рядом гласный подставляй!) Самостоятельная работа. Проверьте по эталону на слайде.
2. Упражнение на подбор проверочных слов к словам с парными согласными. Вставь пропущенную букву. Берёзка, флажки, глазки, соседка, близкий, низкий, паровоз. игрушки.
7.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. - Оценим свою работу на уроке. Подведение итогов урока. - Чем отличается гласный звук от согласного? - Чем отличается звук от буквы? - Правописание каких буквосочетаний надо запомнить? Рефлексия. Закончите предложение. - Мне понравилось -…. , - меня удивило -…. , - я могу похвалить себя за … . Весь ли план урока мы выполнили? 1. Повторить характеристику согласных звуков. 2. Составить сообщение на основе таблицы в учебнике о согласных звуках. 3. Повторим изученные орфограммы с парными согласными.
8.Домашнее задание (Выбирают одно из предложенных заданий) На выбор: - записать 3 слова, в котором все согласные звуки глухие;3 слова, в котором гласные буквы обозначают два звука; - записать 10 слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками, подобрать к ним проверочные слова; -стр. 68 упр. 124, стр. 67 правило.
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».