Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7461133
Конспект урока по русскому языку «Звуки и буквы. Согласные звуки. Звуко-буквенный разбор»
Содержание - Начальные классы, ГПД
26.12.2023 05:24

Громова Ольга Петровна, учитель начальных классов, МБОУ " Аксубаевская СОШ No 3" пгт Аксубаево, Аксубаевского района Республики Татарстан.
Это урок открытия новых знаний для учащихся третьих классов. На уроке учащиеся актуализируют знания о гласных и согласных звуках и буквах русского языка, познакомятся с выполнением звуко-буквенного разбора слов. Закрепят умения находить и отмечать в словах орфограммы.


Конспект урока по русскому языку

«Звуки и буквы. Согласные звуки. Звуко-буквенный разбор»

3 класс

Цели: формирование умения давать характеристику звуков, выполнять звуко-буквенный разбор, умение объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами.

Задачи

Образовательные:

- актуализировать знания о гласных и согласных звуках и буквах русского языка;

- совершенствовать умение различать звуки и буквы, правильно произносить звуки и правильно называть буквы;

- сформировать представление о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;

- познакомить с выполнением звуко-буквенного разбора слов;

- научить использовать приобретённые знания в практической деятельности.

Развивающие:

- создать условия для развития внимательности, наблюдательности, умения сравнивать, обобщать и делать выводы;

- обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.

Воспитательные:

- создать условия для воспитания взаимопонимания, взаимопомощи, культуры поведения на уроке, самостоятельности, аккуратности.

 

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

 

Планируемые образовательные результаты

 

Предметные: находить и отмечать в словах орфограммы; рассказывать о звуках и буквах; выполнять звуко-буквенный разбор слова; правильно писать слова с парными согласными.

Метапредметные: регулятивные: действовать согласно словесной инструкции, выполнять проверку и исправлять ошибки; познавательные: извлекать нужную информацию из таблицы, строить речевое высказывание в устной форме, выполнять действия по памятке.

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге.

Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

 

Методы и формы обучения:

Методы: метод проблемного изложения, частично-поисковый

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная

 

 

Ход урока

1.Этап мотивации к учебной деятельности.

Звонок нас позвал на урок,
Готовы начать его в срок?
Скорее за парты садитесь, ребята,
Чтоб знаний копилку наполнить богато.

- Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

А чтобы мы хорошо справились со всеми заданиями, как должны работать на уроке?

(Активно, быть внимательными, не отвлекаться.)

 

2.Этап актуализации и постановки учебной задачи.

1)Минутка чистописания.

 

 alt

 

- Прописать всю строку

Элементы, каких букв вы прописали? Пропишите эти буквы.

д     з     р     у       ф

- Как вы думаете, какая буква лишняя? Почему? Продолжите моё предложение

-Буквы мы...

А произносим и слышим...

(Доказывают свои предположения: …пишем и читаем, …звуки)

 

2) Повторение.

-Повторим изученное на прошлом уроке.

Работа в парах. Ответьте друг другу на вопросы:

-Из чего состоит гласный звук?

-Что образует гласный звук?

- Какие бывают гласные звуки?

(- Гласный звук состоит из голоса.

- Гласный звук образует слог.

- Гласные звуки бывают ударными и безударными. Учебник , стр.63 )

- Оцените своего товарища

 

3) Определите тему урока.

- Для того чтобы мы сформулировали тему нашего урока выполним следующее задание.

-Орфографическая минутка:

Запишите слова:

Тётя, буйвол, Люда, крючки, прямоугольник, липа, зверь, львята, внук, льдина.

- Подчеркните первую букву в каждом слове и охарактеризуйте её.

- Какое слово повторяется в характеристике каждой буквы?

(Это буквы согласные)

   -Сформулируйте тему урока.  

(Дети формулируют тему урока: «Согласные звуки»)

- Какие задачи поставим на урок? (учитель дополняет)

1.Повторим знания о согласных звуках.

2. Узнаем что-то новое: выполним звуко-буквенный разбор слов.

3. Выполним упражнения на правописание слов с парными согласными.

 

3. Этап реализации плана урока. Поиск решения проблемной ситуации.

 

1)Работа с таблицей в учебнике (с. 65) и по ленте букв.

- Расскажите о согласных звуках и буквах, обозначающих согласные звуки

-Что такое согласный звук (чтение по таблице)

-На какие группы делятся согласные звуки? Прочитайте.

- Почему букв, обозначающих согласные звуки, меньше, чем согласных звуков?

- Одинаковое ли количество согласных звуков:

     А) звонких и глухих;

     Б) твердых и мягких?

 

2) Работаем по схеме.

- Какие согласные звуки обозначают всегда твердые звуки?

Всегда мягкие звуки? (Ж Ш Ц, Й Ч Щ)

-Прочитайте хором согласные буквы.

- Как обозначается мягкость и твёрдость согласного звука на письме?

(Гласными буквами: мягкость -е,ё,ю,я,и и буквой ь, твердость – а, о, у, э, ы)

- Подчеркните в словах, которые вы записали, буквы, которые обозначают на письме мягкость предыдущего согласного.

Проверьте по эталону на слайде.

Оцените свою работу с таблицей.

Всё ли вспомнили о гласных и согласных звуках?

 

3)Физкультминутка «Запрещенное движение»

4)Упражнение 119 стр.66

- Расскажите, что вы знаете о правописании данных буквосочетаний.

- Придумайте свои примеры слов с данными буквосочетаниями.

Работа над загадками.

- Отгадайте загадки и запишите отгадки, подчеркните орфограмму в словах.

1.Хоть задрал он кверху нос

Только это не всерьез.

Ни перед кем он не гордится,

Кто пить захочет — убедится (чайник)

 

2.Где упрется хвостом

Станет дырка потом (шило)

 

3.На руке, и на стене,

И на башне в вышине

Ходят, ходят ровным ходом

От восхода до восхода (часы)

 

4.На резиновом ходу

Все дороги обойду

Я на стройке пригожусь,

Я работы не боюсь.

Мне открыты все пути.

Вам со мною по пути (машина)

 

5.Мы, проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы.

В дождь - лежим,

В снег - бежим:

Уж такой у нас режим (лыжи).

 

6.Кот живет у нас на крыше

А в чулане живут …(мыши).

 

7.По полям бегут ручьи,

На дорогах … (лужи).

Скоро выйдут муравьи

После зимней … (стужи).

 

8.Очень дружные сестрички.

Ходят в рыженьких беретах

Осень в лес приносят летом (лисички)

 

Давайте вспомним правила:

В сочетаниях жи-ши

Только «и» всегда пиши

В сочетаниях ча-ща

Пишем только букву «а»

В сочетаниях чу-щу

Пишем только букву «у».

 

Рефлексия.

 

5) Поработаем с пословицами.

- Кто сформулирует задание?

- Прочитайте, составьте пословицы. Объясните их смысл.

Подчеркните буквосочетания, в которых надо запомнить написание буквы, обозначающей ударный гласный звук.

Проверим работу по эталону на слайде.

- Оцените себя.

- Какое условное обозначение заметили?

Цифра 1 справа от слова показывает, что нужно сделать звуко-буквенный разбор этого слова.

Проблемный вопрос.

- Вы умеете выполнять такой разбор?

- Подумайте и скажите, что вы знаете о звуках и буквах этого слова? О количестве слогов в слове, букв, звуков в слове?

2. – Теперь прочитайте памятку на стр. 143-144 в учебнике .

Чтение памятки "Как сделать звуко-буквенный разбор слова".

- Что вы не сказали? Что нужно добавить?

 

4. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Звуко-буквенный разбор слов из упр. 121.

- Слово «ВЕК» разберём с объяснением.

(проговаривание вслух выполняемых шагов и их обоснование)

На слайде образец записи звуко-буквенного разбора слова.

 

- Сравните с эталоном. Запишите в тетрадь.

(Слайд. Эталон)

 

5.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

1) Звуко-буквенный разбор слов. (Самостоятельная работа.)

1 в - РОСА ,    2в - ДЕНЬ.

2)Проверка выполнения заданий на доске и в тетрадях.

-Кто выполнил разбор правильно, поднимите руку.

Вывод по итогам самостоятельной работы.

6.Этап включения в систему знаний и повторения.

1. Упр. 122 на стр. 67

- Вспомните, какая опасность нас подстерегает при написании слов с парными согласными?

- В каких случаях парный согласный становится опасным?

(В середине слова перед другим парным согласным и на конце.)

Расскажите правило.

(Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!)

Самостоятельная работа.

Проверьте по эталону на слайде.

 

2. Упражнение на подбор проверочных слов к словам с парными согласными. Вставь пропущенную букву.

Берёзка, флажки, глазки, соседка, близкий, низкий, паровоз. игрушки.

 

7.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

- Оценим свою работу на уроке. Подведение итогов урока.

- Чем отличается гласный звук от согласного?

- Чем отличается звук от буквы?

- Правописание каких буквосочетаний надо запомнить?

Рефлексия. Закончите предложение.

- Мне понравилось -…. ,

- меня удивило -…. ,

- я могу похвалить себя за … .

Весь ли план урока мы выполнили?

1. Повторить характеристику согласных звуков.

2. Составить сообщение на основе таблицы в учебнике о согласных звуках.

3. Повторим изученные орфограммы с парными согласными.

 

8.Домашнее задание (Выбирают одно из предложенных заданий)

На выбор:

- записать 3 слова, в котором все согласные звуки глухие;3 слова, в котором гласные буквы обозначают два звука;

- записать 10 слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками, подобрать к ним проверочные слова;

-стр. 68 упр. 124, стр. 67 правило.

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР