Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7463693
Урок окружающего мира «Зимняя жизнь животных», конспект урока
Содержание - Начальные классы, ГПД
09.01.2024 04:40

Мартынова Ирина Александровна, Шулаева Татьяна Николаевна, учителя начальных классов, МБОУ «Аксубаевская СОШ No3» пгт Аксубаево, Аксубаевского района Республики Татарстан.
Познакомить учащихся 1 класса со способами адаптации животных к холоду, обогатить словарный запас, учить работать со справочной литературой, переводить образное представление в изобразительную и текстовую информацию, учить целеполаганию, работе в группах.


Урок окружающего мира «Зимняя жизнь животных»

Цели и задачи урока:

1. Познакомить учащихся со способами адаптации животных к холоду, обогатить словарный запас, учить работать со справочной литературой, переводить образное представление в изобразительную и текстовую информацию, учить целеполаганию, работе в группах

2. Учить овладению приемам взаимообучения и исследовательской деятельности

3. Развивать творческие способности, логическое мышление, речь.

ХОД УРОКА.

1. - Добрый день, дорогие ребята! Очень рада видеть вас. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Потрите ладошки (голос сделать чуть тише) Вы почувствовали тепло? (Да).

Прикоснитесь ладошками и поделитесь этим теплом друг с другом.

Ребята, давайте послушаем музыку к известной вам песне. (слайд)

-Что это за песня?

-Как вы думаете, кому еще в лесу холодно зимой? (слайд)

Да, действительно, птицам и зверям.

- В какое время года им труднее живется?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- Отлично, ребята, тему мы с вами сформулировали. (слайд)

Прочитайте тему урока хором только девочки. Молодцы.

- Осталось сформулировать цель нашего урока.

- Какие у вас возникают вопросы, глядя на тему сегодняшнего урока? (ответы детей)

- Да, ребята я с вами согласна.

(слайд) Цель нашего урока: знакомство с зимней жизнью птиц и зверей.

(слайд) Задачи нашего урока:

- узнать, с какими трудностями сталкиваются животные зимой

- выяснить, чем питаются животные зимой

2. (голос) Ребята, а кто из вас был в зимнем лесу? (ответы детей)

Сейчас я вам предлагаю совершить виртуальную экскурсию в зимний лес. Возьмите с собой задор, любопытство, внимание, ну и не забудьте тепло ваших ладошек. И я готова к экскурсии. (достаю рюкзак) Отправляемся?

(Видео)Мороз и снег для многих зверей - и защита, и угроза одновременно. Одни ежедневно занимаются поиском корма, прячутся от холодного ветра, другие заранее запаслись кормом, третьи спят крепким сном. Некоторые птицы также сделали запасы на зиму.

Зима – суровое время года. Для животных зимой наступает сложный период. Холодно, много снега и мало пищи. Им трудно выжить в эту пору. Но многие звери приспосабливаются к суровым условиям и ведут лесную жизнь: добывают себе пищу и выводят потомство

(слайд) Ребята, кого вы из животных мы с вами встретили? (ответы детей) Да, действительно ,мы с вами встретили много зверей и птиц. Я хочу посмотреть, какие вы внимательные.

- Отгадайте, о ком идет речь?

Хитрая плутовка - рыжая головка.

Цвет пушистый, краса, а зовут её… (слайд-видео про живую лису с голосом)

- Да, ребята, лисичка передала вам задание.

- У вас на столах есть кармашки с заданиями. Из первого кармашка достаньте розовую карточку. Внимательно прочитайте. А сейчас выберите того, кого считаете лишним.

- И так ребята, давайте проверим. Кто же?

- Клест.

- Почему?

- Правильно, ребята.

- А встречали ли мы с вами клеста в лесу? (нет)

- Давайте-ка мы с вами о нем узнаем.

- Откройте, пожалуйста, учебники стр.33.

- А читать нам начнёт…. Остальные следим. Я буду останавливать , а вы будете продолжать. Спасибо, Вася…Молодец. А теперь продолжает….

- Что интересного вы узнали об этой птице? Хорошо, ребята, спасибо.

3. - Ну что, ребята, продолжим нашу виртуальную экскурсию? (Да)

(видео-слайд лисички с голосом) Ребята, я ведь от вас хожу недалеко, за соседней ёлочкой. Мне очень интересно с вами гулять по зимнему лесу. Я вижу, что вы знаете очень много, и я вам приготовила еще одно задание.

Да, действительно, ребята, лисичка оставила задание. Но выполнять мы его будем, не сидя за партами. Представьте, что мы сейчас находимся на полянке, где совсем недавно резвились зайчата. Выйдут сначала те, кто отгадает загадки.

 

1.Он из леса вышел снова,

Не олень и не корова.

Повстречаться нам пришлось,

Познакомьтесь, это ЛОСЬ

2.Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой

Он зубами щёлк да щёлк

Серый и зубастый ВОЛК

3.Всю зиму ходит беленький,

А летом глянешь серенький. ЗАЯЦ

4. Чей чудесный, крепкий нос

Нужен для постройки гнезд? ДЯТЕЛ

5.Под карнизом слышен крик

Чик чирик та чик чирик

Это песенкам детей

Учит серый….ВОРОБЕЙ

6.Хоть поменьше воробья,

Не боюсь зимы и я

Всем известная вам птичка

А зовут меня…СИНИЧКА

Подойдите, пожалуйста, ко мне. (надевают маску) Всех остальных я тоже приглашаю на полянку, возьмите, пожалуйста, листочки. Я вам предлагаю найти по описанию свою пару. Слайд 

 

Описание животного

Название животного

Лесной великан. Его корм ветки, кора деревьев

Лось. Памятник лосю есть в Москве, на улице Крылатские холмы.

Этот зверь живет и охотится в стае.

Волк. Эти животные способные прыгать на 4-5 метров в высоту.

Небольшой пушистый зверек, который питается травой.

Заяц. Отбивая дробь на дереве или бревне, зайцы общаются друг с другом на больших расстояниях.

Он стучит, барабанит по стволу крепким острым клювом.

Дятел. Кончики перьев хвоста очень острые, они даже напоминают когти или лезвия.

Из-за коротких ножек вынуждены передвигаться по земле прыжками. Питаются семенами подсолнечника, конопли и пшеничными зёрнами.

Воробей. У воробьёв глаза построены так, что он видит мир в розоватом свете.

Имеет яркое оперение, небольшого размера.

Синица Синицы не пью грязную воду. Даже в городах они не пьют из луж.

 

Давайте проверим, что у вас получилось. (слайд)

- Постройтесь по парам (№1,2,3..)

- Первая пара прочитайте, пожалуйста. И т.д. … Хорошо, ребята, молодцы. Я думаю, что лисичка будет вами довольна. Давайте себе поаплодируем. А теперь мы с вами возвращаемся на места.

 

4. - Ребята, вы не замёрзли в лесу?

- А холодно ли зимой животным?

- А с какими еще трудностями сталкиваются животные в лесу зимой? (нет корма)

- А как мы можем помочь птицам и животным в это холодное, суровое время?

(сделать кормушки)

- Я рада, что вы не оставите их в беде. Ребята, если вы заметили, когда мы с вами отправлялись на экскурсию, я взяла с собой рюкзак. А в нём находится то, что поможет нашим животным не остаться голодными зимой. (достать коробки с кормом)

- Ребята, вы выбираете корм для птиц. А вы корм для зверей. У вас на столах есть еще пустые листочки, на которых вы, обсудив в команде, должны будете написать, чем еще можно покормить птиц и зверей, и положить в эти листочки корзинку (кормушку). На выполнение этого задания я вам даю 3 минуты.

- Давайте проверим, что у вас получилось? (полный ответ)

- Ребята, со всем сказанным вы согласны?

(видео с кормушкой)

- Ребята, вы собрали прекрасные кормушки. Я надеюсь, что в зимнее время животные в лесу не останутся в беде и будут сытыми.

- Ребята, а знаете ли вы что ….(слайд интересные факты)

- Да, к сожалению, есть животные, которые находятся на грани исчезновения и занесены в Красную Книгу Республики Татарстан. (показать) Например, ёжик ушастый, медведь бурый, выдра. (слайд)

- Ребята, а что должны делать люди, чтобы эти животные не исчезали?

- Чем человек может навредить природе?

- Наша виртуальная экскурсия подходит к концу, и мы возвращаемся в класс, я предлагаю взять с собой кормушки и оставить их в лесу.(видео с отбивкой)

- А сейчас, чтобы узнать, усвоили ли вы тему урока, я предлагаю вам выполнить работу.

Из 3 кармана достаем желтые листочки с тестом. Его нужно выполнить самостоятельно. Не забудьте подписать листочки. На это я вам даю 2 минуты. (слайд)

 

Тест

1.Какая птица выводит птенцов зимой?

А)синица   Б)клест В)воробей

2.Узнай по описанию животное.

Иногда становятся добычей лисицы, но редко, так как хорошо запутывает следы.

А)заяц   Б)волк   В)лиса

3. У этого хищника очень хороший слух, он ловко хватает свою добычу.

А)ласка   Б)волк     В)мышь

4.Это настоящий лесной великан. Медленно бродит по лесу. Его корм-молодые веточки и кора деревьев.

А)лось     Б)медведь     В)кабан

- Ребята, поменяйтесь листочками с соседом по парте и сделайте взаимопроверку.

Ответы и Критерии оценивания (слайд)

У кого нет ошибок? - 5

1 ошибка-4.

2 ошибки-3.

Поднимите руки кто получил 5..4..

5. Итог. Рефлексия.

- Сегодня, ребята, мы с вами путешествовали в зимний лес. Познакомились ли вы с зимней жизнью птиц и зверей?

Выяснили, чем питаются животные и какие трудности испытывают в зимнее время?

А домашним заданием вам будет создание буклета с интересными фактами о жизни животных зимой. Каждый из вас возьмет страничку вашего будущего буклета, заполнит её, используя материал учебника стр. 32-35, а информацию для пункта интересные факты вы можете найти в справочниках и энциклопедиях.

(слайд) Звучит музыка. Пусть зверям и птицам не будет холодно, как этой маленькой елочке из песни. Ребята, благодарю вас за работу на уроке. До свидания.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР