Учебный предмет / класс
|
Литературное чтение, 1 класс
|
Тема учебного предмета
|
Ушинский К. Д. «Худо тому, кто добра не делает никому»
|
Содержание темы
|
Знакомство с жизнью и творчеством К.Д. Ушинского, определение темы произведения писателя, совершенствование навыков чтения, анализа произведения
|
Тема учебного пособия «Моя Москва, горжусь тобой!»
|
Город мастеров
https://моямосква.онлайн/book/kray-rodnoy/chapter_10
|
Содержание темы
|
Возникновение новых профессий в Москве в 15–16 веках
|
Цели урока
|
Познакомить с жизнью и творчеством К.Д. Ушинского. Воспитывать стремление к доброте, честности, порядочности, отзывчивости. Познакомить с возникновением новых профессий в Москве в 15–16 веках. Учить проявлять уважение и свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему Москвы; способствовать развитию познавательных интересов, активности, любознательности.
|
Планируемые результаты по освоению темы программы по литературному чтению и проекту “Моя Москва, горжусь тобой”
|
Предметные
|
Метапредметные
|
Личностные
|
Понимать содержание прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать
на вопросы по фактическому содержанию произведения.
Проводить элементарный анализ
прослушанного
(прочитанного)
произведения: характеризовать поступки (положительные или отрицательные)
героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря.
Приводить примеры новых профессий 15–16 веков, участвовать в обсуждении
|
Устанавливать причинно-следственные связи в сюжете
художественного текста при характеристике
поступков героев.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
|
Соотносить свои поступки и поступки литературного героя.
Проявлять отзывчивость, доброжелательность к людям.
Проявлять чувство гордости за свою страну, город, уважение к его истории и культуре; проявлять уважительное отношение, восприимчивость и интерес к разным видам ремесла родного края
|
Контрольно-оценочные формы
|
Диалог, устный ответ, техника чтения, практическая работа
|
Аналоговые и цифровые образовательные ресурсы
|
УМК «Школа России», учебник «Русский язык. Азбука», часть 2, авторы В. Г. Горецкий и др.,
учебное пособие «Моя Москва, горжусь тобой!»,
ЭУП МЭШ «Моя Москва, горжусь тобой!»
https://моямосква.онлайн/book/kray-rodnoy/chapters
|
Ход урока
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Задания для учащихся, направленные на достижение планируемых результатов
|
Вводно-мотивационный
|
Создает условия для возникновения у учащихся желания узнавать новое, определять тему и задачи урока
|
Рассматривают ленту времени, определяют века, которые на ней обозначены (15 – 16 век)
|
— Сегодня мы продвигаемся дальше по ленте времени. Какие века обозначены на ленте времени?
|
Читают тему урока. (Город мастеров.)
|
— Прочитайте тему урока.
|
Рассматривают заставку над заголовком. Высказывают предположения.
(Тема «Город мастеров», изображен фартук и дома, значит, мы узнаем о мастерах и ремеслах.)
|
— Рассмотрите заставку над заголовком.
— Как вы думаете, как этот рисунок связан с темой урока?
|
Учебно-познавательный
|
Загадывает загадки
|
Отгадывают загадки
|
— Отгадайте, о ком говорится?
Может обувь починить
И ботинки смастерить…сапожник.
Рубашку сможет он пошить
Из ткани вам льняной.
К ней пуговки затем пришить —
На то он и…портной.
|
Организует работу со словарем на цифровой платформе
|
Читают словарные статьи
|
— Найдите и прочитайте в словаре на цифровой платформе значение слов «сапожник», «кожевник», «таганы», которые встретятся в тексте.
|
|
Дает установку на слушание текста. Читает текст «Город мастеров»
|
Слушание текста «Город мастеров», поиск ответа на вопрос.
|
Послушайте текст «Город мастеров». Определите, какие профессии стали появляться в Москве.
|
Организует работу по выявлению понимания прослушанного текста
|
Отвечают на вопросы по фактическому содержанию текста
|
— Что делали сапожники?
— Что стали делать кожевники? — Почему стали появляться люди разных профессий?
|
Организует работу с иллюстрациями
|
Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы
|
— Рассмотрите иллюстрации. Люди каких профессий изображены? Как вы догадались? Что они делают? Какие у мастеров инструменты? Что вы видите на заднем плане?
|
Физминутка. Читает стихотворение, показывает упражнения
|
Выполняют упражнения
|
Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)
Плащ портниха шьет. (Махи руками)
Доктор лечит Машу. (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)
Сталь кузнец кует. (Хлопки)
Дровосеки рубят. (Махи с наклонами )
Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)
Что же делать будет, (Поднимание плеч)
Наша детвора?
|
Организует работу по выявлению понимания прослушанного текста
|
Отвечают на вопросы по фактическому содержанию текста
|
— Какое поселение возникло вокруг стен Кремля?
|
Организует работу со словарем на цифровой платформе
|
Слушают словарные статьи
|
— Узнаем о значении имен собственных, которые встретились в тексте (Великий посад, Китай-город, Яуза).
|
|
Организует работу с пословицей
|
Читают пословицу, высказывают свои предположения
|
— Прочитайте пословицу. Мастерство везде в почете. Как вы ее понимаете?
|
Организует беседу
|
Отвечают на вопросы, высказывают предположения
|
— Откройте «Азбуку» на с. 95. Прочитайте названия текстов. Что вы заметили? (Названия текстов – пословицы.)
— Как вы понимаете смысл этих пословиц?
|
Дает установку на чтение текста «Худо тому, кто добра не делает никому»
|
Читают текст, рассуждают
|
— Познакомимся с текстом «Худо тому, кто добра не делает никому». После прочтения вы должны будете ответить на вопрос, почему именно эту пословицу автор выбрал для названия текста?
|
Знакомит с жизнью и творчеством К.Д. Ушинского
|
Читают текст, отвечают на вопросы
|
— Кто автор произведения «Худо тому, кто добра не делает никому»?
— Прочитайте текст о К.Д. Ушинском.
— Что узнали об авторе?
|
Рефлексивно-оценочный
|
Подводит итог урока. Дает установку ученикам на самооценку, благодарит за работу на уроке
|
Ученики отвечают на поставленные вопросы. Выходят к доске и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока
|
— Москва в начале 15 века являлась одним из самых больших ремесленных центров русских земель. В городе существовали слободы, на территории которых жили ремесленники одной специальности, например, Кузнечная, Гончарная, Бронная. Чтобы работа спорилась, надо помогать друг другу, уметь быть дружелюбным.
— Догадайтесь, чем занимались мастера, жившие в слободах с названиями Котельническая, Кисельная, Кожевническая?
— Что было самым интересным на уроке?
— Оцените свою работу на уроке. Поставьте знак у тех слов, которые вам больше всего подходят по окончании урока.
Много узнал и все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
|
|
|
|
|
|
|
|