Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7707414
Мастер-класс на тему «Методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы по формированию функциональной грамотности» (статья)
Содержание - Начальные классы, ГПД
13.06.2024 07:46

Сабанова Гульназ Мунировна, учитель начальных классов МБОУ ООШ №25 г. Казани.
Обмен опытом педагогической деятельности по организации и внедрении приемов развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы в начальной школе.

 


 

Мастер-класс на тему «Методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы по формированию функциональной грамотности»

 

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации и внедрении приемов развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы в начальной школе. 

Задачи: 

  • дать понятие функциональной грамотности;
  • рассмотреть эффективные методы и приемы работы по развитию ФГ на уроке русского языка и литературы. 

Основные этапы мастер-класса:

 

1.Введение.

2.Основная часть (теоретическая и практическая): 
Понятие функциональной грамотности и её компоненты.
Приёмы развития функциональной грамотности. 

3.Заключение. 

1. Введение 

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами проведем мастер-класс. 

Эпиграфом к нашему мастер-классу будет замечательная пословица: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Выражаясь образно, рыба – это знания. Как Вы думаете, если ребёнку давать просто рыбу, то есть, знания, то научится он ловить эту рыбу, то есть, добывать знания? 

И что важнее: давать знания в готовом виде или всё-таки научить добывать знания? Может быть, надо лучше научить учиться? И научить применять добытые знания в жизни? 

Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя? (самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний.) 

Действительно, мы понимаем, что: 

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом; 

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод. 

Что же является самым главным в обучении детей? Чему мы должны учить детей? (умению применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей). 

Скажите, пожалуйста, говоря современным языком, как называется умение применять знания в жизни? («функциональная грамотность школьников»)

 

2. Понятие функциональной грамотности и его компоненты 

Прежде чем перейти к приемам, которые способствуют формированию функциональной грамотности, давайте с вами вспомним некоторые теоретические моменты. 

Прочитаем слова А.А. Леонтьева, которые как нельзя лучше отражают суть функциональной грамотности: «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». 

Итак, «функциональная грамотность» – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Впервые термин «функциональная грамотность» был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО в 1957 году.

Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю необходимо им предложить нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Формирование функциональной грамотности - это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельную, творчески мыслящую личность. В ходе сегодняшнего мастер-класса я попробую показать несколько приемов работы на уроках русского языка и литературы, которые способствуют формированию именно функциональной грамотности. 

Задача формирования функциональной грамотности включена в обновлённый стандарт основного общего образования (Приказ № 287, ФГОС, III, 35.2). Это задача учителей всех предметов, в том числе учителей русского языка и литературы. 

Компоненты функциональной грамотности: 

1.Читательская грамотность.
2.Математическая грамотность.
3.Естественно-научная грамотность.
4.Финансовая грамотность.
5.Компьютерная грамотность.
6.Глобальные компетенции.
7.Креативное мышление. 

Мы рассмотрим читательскую грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. 

Читательская грамотность – основа основ любого вида функциональной грамотности. Поэтому учебники федерального перечня включают задания для формирования читательской грамотности. Современный человек не может быть неграмотным, но грамотность не может ограничиваться одной сферой жизни. Поэтому так важно ещё в школе формировать навыки ХХI века на уроках русского и русского родного языка. Читательская грамотность – это способность человека читать, понимать и использовать письменные тексты для того, чтобы решать учебные и практические задачи, достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, вступать в коммуникацию. 

Ещё один компонент функциональной грамотности – глобальные компетенции. Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач. 

Креативное мышление – это способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию и воображение. Например, создание картины на актуальную тему или изображение фантастического животного.

 

Приёмы развития функциональной грамотности 

Рассмотрим приёмы развития функциональной грамотности. 

Для формирования читательской грамотности на уроках даю такие задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определённых целей в жизни, применять их на практике. 

Примеры. Вопрос перед прочтением текста: Зачем писатель написал этот рассказ? Как вы думаете, о чём он может быть? 

Вопросы после прочтения рассказа: Что сделал бы ты на месте главного героя? Почему автор закончил произведение именно так? Что могло случиться, если бы главный герой поступил иначе? Докажите, что…. Представьте себе, что вы были очевидцами этих событий и сейчас даёте интервью. Составьте рассказ по пословице из личного опыта. 

Нужно научить читать между строк, развивать умение находить и извлекать важную и второстепенную информацию. 

Один из способов «вхождения» в урок – прием «Отсроченная отгадка». До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь. В технологии проблемного обучения «Отсроченная отгадка» рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке. Например, приступая к изучению темы «Фонетика», демонстрирую на слайде разные предметы. Вопрос: что объединяет эти предметы? И какая картинка лишняя? Среди картинок с общим корнем - фон – лишняя картинка, изображающая фон рабочего стола. Общее у остальных предметов то, что они передают звук. 

- Какая взаимосвязь между словом «звук» и уроком русского языка? Предположите, о чем будем говорить на уроке. 

Прием «Проблемная ситуация»

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения. Например, на уроке предстоит изучить способы проверки парных согласных в середине слова (о чем дети не знают). Ребята получают задание: 

- Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова: 

Ду.., горо.., клю.., пру…, берё..ка. 

Проблема: знакомый прием для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова? 

Поиск выхода из проблемной ситуации можно осуществлять, например, с помощью приёма «Корзины идей»,в которую складываются гипотезы, а затем ищем им подтверждение или опровергаем. 

Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно»

 Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока. Например, дети уже знают, что корень - главная значимая часть слова, без корня слов не бывает… И вдруг, начиная урок, учитель говорит: 

- А верите ли вы, что в русском языке существует слово, не имеющее корня? (вынуть) 

Прием «Лови ошибку» 

Универсальный прием, который формирует умение анализировать и критически оценивать информацию; применять знания в нестандартной ситуации. Можно использовать и для создания проблемной ситуации, и на этапе первичного закрепления материала. 

Пример использования приема «лови ошибку» при изучении темы «Удвоенные согласные»: дети выполняют классификацию слов по типу орфограммы: 

Весна, коллективный, солнце, избушка, сказка, аккуратный, волнистый, осенний, лесной, местность, изгиб. 

Слово «осенний» будет включено некоторыми детьми в группу удвоенные согласные в корне. Возникает проблема: в каких же случаях пишутся удвоенные согласные? 

Эффективен так же прием «Своя опора», когда учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки. 

Для развития глобальных компетенций даю задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями и событиями. Ученикам предлагаю проанализировать ситуацию и ответить на вопросы в области, выходящей за рамки конкретной темы. Ребёнок должен уметь управлять своим поведением, воспринимать новую информацию и взаимодействовать в группе. Этот компонент развивает критическое мышление, эмпатию, способность к сотрудничеству. Способствует развитию личности, способной понимать и принимать убеждения других людей. Например, после прочтения рассказа О.Першиной «Леночка, дельфин и Рождество» даю такое задание: Представьте, что вы - представитель другой страны, что вас могло удивить в россиянах, что вы могли бы рассказать о русских людях, какой подарок вы бы подарили? Учащиеся начинают сравнивать в разных странах отдых, традиции, обычаи, национальную одежду, подарки. Происходит осознание межкультурных различий, взаимопонимание. 

Для формирования функциональной грамотности применяю эффективные педагогические практики: 

1)Учение в общении или учебное сотрудничество, задания на работу в парах и малых группах.
2)Поисковая активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты.
3)Приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений.
4)Оценочная самостоятельность школьников, кейсы, ролевые игры.
5)Создание учебных ситуаций, мотивирующих на учебную деятельность. 

Очень эффективна работа в группах, где каждый учащийся вовлечён в процесс обучения. Учащиеся учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. Развивается навык сотрудничества. Учатся оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. 

Рассмотрим более подробно обучающие структуры, которые целесообразно использовать на уроках русского языка и литературы: 

«Все пишут раунд робин» – учащиеся по одному зачитывают свои ответы по кругу, а все остальные записывают новые идеи на своих листках. 

«Подумай-запиши-обсуди в команде» – во время выполнения данной структуры участники обдумывают высказывание или ответ на какой-либо вопрос, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде. 

«Круглый стол» – обучающая структура, в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги. 

Среди учебных ситуаций, мотивирующих на учебную деятельность, применяю, например, «эмоциональный якорь», чтобы убрать у ребёнка психологические проблемы обучения и привить правильные сценарные установки, которые обеспечивают качественное и быстрое усвоение школьного материала. Якорем может быть любой стимул (звук, образ, прикосновение и т.п.), который ассоциируется с тем или иным состоянием или событием. В начальной школе учащиеся знакомятся с темой «Второстепенные члены предложения». Итак, на конкретном примере объясню, как создаётся психологический якорь «Волнистая линия». Чтобы запомнить вопросы, детям предлагается проделать следующую работу: закройте глаза и представьте ситуацию, как кто-то из близких гладит вас по голове и сопровождает поглаживание словами «какой(-ая) хороший(-ая), любимый(-ая) мой(моя) сын(дочь)». Повторите это действие три раза. 

Таким образом, создаётся «психологический якорь», позволяющий закрепить важную информацию на кинестетическом, визуальном и слуховом уровне. Данное действие дети повторяют три раза, чтобы закрепился «якорь», а, следовательно, и правило: «Если слово отвечает на вопросы «какой? чей? который?», то оно подчёркивается волнистой линией.

 

3. Заключение 

Таким образом, мы пришли к выводу: функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе. Выполняя несложные задания, мы составим пазл – компоненты функциональной грамотности, т.е., мы получим продукт нашей совместной деятельности. 

На рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.


 ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

alt


 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР