Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7950115
Статья «Задачи обучения орфографии в начальной школе»
Содержание - Начальные классы, ГПД
03.09.2024 09:31

Пономарева Ирина Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9 имени Ландышевой Александры Евгеньевны, село Липовское Режевской район Свердловская область. 
В статье рассматриваются вопросы обучения орфограммам в начальной школе. Предлагаютя упражнения по развитию орфографического контроля. Трактуется понятие «навык».


Задачи обучения орфографии в начальной школе

На этапе начального обучения детей важно формирование такого компонента учебной деятельности как навыка самоконтроля. Его формирование предполагает включение в образовательный процесс таких заданий и упражнений, которые направлены на развитие орфографического самоконтроля.

Одной из приоритетных задач орфографии в начальной школе является развитие умения орфографического самоконтроля и работу в данном направлении необходимо начинать с первых дней обучения в школе. Целенаправленная работа по развитию данного умения оказывает положительное влияние на общее усвоение знаний, умений и навыков, благотворно влияет на развитие творческой активности обучающихся и развитие самостоятельности. Для развития навыка орфографического самоконтроля на начальном этапе необходимо развить орфографический навык.

Существуют различные трактовки понятия «навык». Например, по словам М.Р. Львова, «навык – автоматизированный компонент деятельности, который входят в ту или иную целенаправленную активность человека как средство достижения этой деятельности» [7]. С.И. Ожегов считал, что «навык – умение, созданное упражнениями, привычкой». Особой разновидностью речевого навыка является орфографический навык – это навык письменной речи.

Орфографический навык формируется в процессе деятельности и в результате многократных повторений. В методике обучения орфографии уделяется особое внимание закономерностей такой деятельности и поиску различных средств и методов развития навыка [8].

Процесс формирования орфографического навыка представляет собой сложный, а также длительный процесс, результатом которого является умение обучающихся применять теоритические знания для обоснования написания слов, а также умения действовать осознанно.

Перед тем как приступить к процессу формирования орфографического навыка, а затем и умения, важно установить какие знания и умения составляют его фундамент, какими частными операциями должен владеть ученик, в какие взаимодействия должны вступать эти частные операции между собой [9].

Основу орфографического навыка составляют вполне определенные знания и умения. В орфографический навык включают:

1) навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней, приставок, суффиксов);

2) навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе (правописания окончаний) [2].

Следующей задачей орфографии в начальной школе является развитие орфографической зоркости, что представляет собой умение различать звуки, находящиеся в сильной и слабой позиции. Проблема развития орфографической зоркости заключается с особенностями сохранения и воспроизведения учебного материала, а также с длительным периодом ее формирования.

Изучение проблемы формирования орфографической зоркости позволило выявить следующее противоречие между желанием у детей писать грамотно и недостаточным развитием у них определенных навыков. Задача педагога состоит в том, чтобы предоставить обучающимся условия обеспечивающие развитие этих умений и навыков. Также задача учителя состоит в том, чтобы научить детей самоконтролю, что предполагает развитие умение контролировать себя во время проверки своей работы [6].

Следовательно, важнейшими условиями грамотного, безошибочного письма являются – развитие умения соотнесения единиц речи и графических единиц языка, орфографическая зоркость и навык самоконтроля.

Сложность осуществления орфографических задач состоит в том, что обучающийся должен самостоятельно ставить перед собой задачу, не отвлекаться во время выполнения работы, видеть орфограммы и соотносить с правилом, осуществлять самопроверку [5].

На уроках русского языка развитие умения орфографического самоконтроля представляет собой отдельную задачу, так как несформированность данного умения является главной причиной недостаточной грамотности младших школьников. Орфографическое действие считается выполненным, когда обучающийся осознает все этапы данного процесса: от постановки задачи до осуществления самоконтроля. Правильность выполнения всех операций зависит от того, на какой стадии у обучающегося находится само действие самоконтроля.

Учитывая важность развития умения орфографического самоконтроля у младших школьников, педагог должен использовать различные методы, приемы, упражнения, направленные на развитие данного умения. Рассмотрим несколько групп упражнений.

Первая группа включает в себя упражнения и приемы, направленные на формирование показателей самоконтроля, а именно на осознанность и эффективность. Сюда включены следующие упражнения: списывание, упражнение на орфографическое проговаривание, комментированное письмо, самодиктант, работа с орфографическим словарем, работа над ошибками, орфографический разбор.

Вторая группа упражнений направлена на развитие пооперационного самоконтроля. Здесь предполагается работа с памятками, по алгоритму или с использованием образца, а также письмо с пропущенными буквами. Здесь же ведется работа со словарем по правильному написанию слов.

Третья группа упражнений включает в себя приемы, направленные на развитие выше указанных умений самоконтроля. При выполнении заданий необходимо учитывать структуру орфографических действий.

Особую важность формирования самоконтроля отмечал Д.Б. Эльконин: «если дети полноценно усвоят действия контроля и оценки своих достижений, то дальнейшее формирование учебной деятельности будет проходить без особого труда» [10].

Систематическая работа по формированию умения орфографического самоконтроля с применением различного учебного материала разной степени сложности вызывает у обучающихся ответственность к результатам своего труда, способствует повышению интереса к изучению русского языка, а также активизирует познавательную активность младшего школьника [4].

В методической литературе представлено большое количество различных упражнений по формированию орфографического контроля. Рассмотрим наиболее эффективные.

       1.Орфографическое проговаривание, то есть прочитать слово так, как оно написано. Особенно эффективно при работе с младшими школьниками послоговое проговаривание в сопровождении с подчеркиванием каждого слога. Данная работа сводит к минимуму типичные ошибки в начальной школе: пропуск, замена, перестановка, вставка букв [1].

       2. Поиск орфограмм в «чистом» тексте. Карточка включает текст, из которого следует выписать слова с заданной орфограммой и ключ. Карточка-ключ – это карточка без текста, но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Если нужно выписать слова с двумя или тремя видами орфограмм, то соответственно к карточке прилагаются две или три карточки-ключа. Такие карточки позволяют самостоятельно проверить результат работы. На уроках можно использовать следующую карточку с таким заданием (в каких словах после шипящих пишется ь): Испеч.. пирог, ветер свеж.. , улыбаеш..ся мне, стереч.. дом, мягкий карандаш.. .

       3. Работа с «Орфографическим словариком». Словарь состоит из двух частей (блокнотов). Каждая группа слов напечатана под номером на отдельном листе. Первая часть словарика – теоретическая. В ней напечатаны слова, в них поставлен знак ударения. Вторая часть – практическая. В ней, как и в первой части, напечатаны все восемнадцать групп слов, но с пропусками букв. Дополнительно есть вкладыш с заданиями. Работаем над одной группой слов неделю. В первый день – знакомство со словами (использование картинок, загадок, стихотворений). Проговаривание их хором, затем по одному орфоэпически, выделение «трудного» места. В тетрадь записываются слова зеленой пастой столбиком, пропустив «трудное» место, ставится ударение. Вставляются пропущенные буквы, проверяются по словарю (ч. 1), прочитываются слова орфографически. На второй день – списывание с доски слов с пропущенной безударной гласной с комментированием. На третий день – индивидуальная работа со словариком (ч. 2). На четвертом уроке дети пишут слова под диктовку с последующей самопроверкой или взаимопроверкой. И на пятый день – усвоение  слов проверяется. Письмо детьми слов под диктовку или использование перфокарт, на которых словарные слова с пропущенными буквами. Новая неделя – новая группа слов, изученные же слова постоянно повторяются устно или письменно, по группам или выборочно.

 

4. Индивидуальная карта самоконтроля. Учитель, подводя итоги деятельности ученика на основе карты самоконтроля, имеет возможность логического перехода от дифференциации к индивидуализации работы с обучающимся. Проверка всех видов работ производится на самом уроке самим учеником посредством самопроверки вследствие комментирования и объяснения отвечающего ученика, взаимопроверки, проверки некоторых видов работ учителем. Каждый вид работы имеет свою оценку, которую ученик выставляет непосредственно после ее определения в конец тетради, где разлинована карта самоконтроля.

 

5. Какографические упражнения. Упражнение в нахождении и исправлении специально допущенных ошибок, безусловно, способствует развитию самоконтроля. Младшие школьники очень охотно выполняют задания на исправление «чужих» ошибок. Но начинать следует с коллективной работы под руководством учителя. Только после того, как дети овладели данным приемом работы, они могут самостоятельно находить и исправлять в тексте ошибки. На уроках используем карточки с напечатанными какографическими текстами. Дети не только должны найти и исправить ошибки, но и определить вид ошибки, распределить слова, в которых они допущены, в нужный столбик и оценить себя.

Данные приемы и упражнения по формированию навыка самоконтроля усиливают ответственность у обучающихся при выполнении заданий, приучают их работать без ошибок, а при выявлении – тут же их исправлять,  активизируют процесс обучения, пробуждают интерес к занятиям. Безошибочное выполнение задания может стать основанием для вывода о достаточно развитом самоконтроле [3].

Стоит отметить, что c помощью тестов учителю, в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину, благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по формированию навыков самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, повышает мотивацию, активизирует внимание учеников, стимулирует мыслительные процессы, формирует положительные черты характера, личность ребенка.

 

Список литературы:

1.Баранов С.П. Принципы обучения. М.: Просвещение, 1981. 241с.

2.Булохов В. Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся // Начальная школа 2002. – №1. С. 90-93.

3.Власенков А. И. Методика обучения орфографии в школе М.: «Русское слово», 2012. 232 с.

4.Граник Г. Г. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 2001. 214 с.

5.Зак А.З. Экспериментальное изучение рефлексии младших школьников. Вопросы психологии. 2014. № 2. С.102-109.

6.Лында А. С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М.: Высшая школа, 1979. 150 с.

7.Матвеева Н. М. Формы экспресс – контроля на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2015. № 6. С. 37-40.

8.Методика обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. М.Р. Львова. М.: Академия, 2017. 260 с.

9.Мухина В. С. Возрастная психология. М.: Просвещение, 2016. 452 с.

10.Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития: В традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского. М.: Тривола, 2016. 168 с.

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР