Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7950047
Адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6 и 7 лет и анализ причин дезадаптации (статья)
Содержание - Начальные классы, ГПД
07.09.2024 08:41

Кузнецова Наталия Викторовна, учитель начальных классов, МАОУ «СОШ №5», город Северодвинск Архангельской области. 
Данная статья рассказывает об особенностях и уровнях адаптации младшего школьника к школьной жизни и о показателях школьной дезадоптации.

 


 

Адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6 и 7 лет и анализ причин дезадаптации

Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. «Благополучное сочетание социальных внешних условий ведёт к адаптированности, неблагополучное - к дезадаптации. (4)

Что является основными особенностями систематического школьного обучения? Во-первых, с поступлением в школу ребёнок начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность-учебную деятельность. Во-вторых, особенностью систематического школьного обучения является то, что оно требует обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено всё поведение ученика во время его пребывания в школе. (5)

Поступление в школу требует определённого уровня развития мышления, произвольной регуляции поведения, навыков общения. Оценки уровня школьной адаптации состоит из следующих блоков:

1. Показатель интеллектуального развития - несёт в себе информацию об уровне развития высших психических функций, о способности к обучению и саморегуляции интеллектуальной деятельности ребёнка.

2. Показатель эмоционального развития – отражает уровень эмоционально-экспрессивного развития ребёнка, его личностный рост.

3. Показатель сформированности коммуникативных навыков (с учётом психологических новообразований кризиса 7 лет: самооценки и уровня притязаний).

4. Уровень школьной зрелости ребёнка в дошкольный период.

Результаты исследований Г.М. Чуткиной показали, что исходя из уровня развития каждого из перечисленных показателей, можно выделить три уровня социально-психологической адаптации к школе. (2). В описании каждого уровня адаптации будут выделены возрастно-психологические особенности шести - и семилетних учеников.

1. Высокий уровень адаптации.

Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам), общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение (2).

Как следует из описания, уровни развития всех показателей, перечисленных ранее, соответствуют высоким. Характеристики ребёнка с высоким уровнем адаптации к школе соответствуют характеристикам ребёнка, готового к школе пережившего кризис 7 лет, так как в данном случае присутствуют указания на сформированную произвольность, учебную мотивацию, положительное отношение к школе, развитые коммуникативные навыки. Исходя из данных некоторых исследователей (1,2,3), шестилетний первоклассник не может относиться к высокому уровню в силу неразвитости таких аспектов адаптации, как готовность к школьному обучению, (по параметрам произвольности поведения, способности к обобщению, учебной мотивации и др.), несформированность личностных новообразований кризиса 7 лет (самооценка и уровень притязаний) без необходимого вмешательства педагогов и психологов.

2. Средний уровень адаптации.

Первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками (2).

3. Низкий уровень адаптации.

Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по имени и фамилиям лишь часть одноклассников.

Фактически это уже показатель «школьной дезадаптации» (2).

В данном случае возрастные особенности выделить сложно, так как мы имеем дело с нарушениями соматического и психического здоровья ребёнка, что может являться определяющим фактором низкого уровня развития процессов обобщения, функций внимания других психических процессов и свойств, входящих в выделенные показатели адаптации.

Таким образом, в силу возрастных особенностей первоклассники шестилетнего возраста могут достигнуть только среднего уровня адаптации к школе при отсутствии специальной организации педагогом учебного процесса и психологической поддержки.

Литература:

1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М. Академический проект, 2000 .184 с.

2. Коломинский Я. Л. Панько Е. А. Психология детей шестилетнего возраста: Минск: Университэцкае, 1999.316 с.

3. Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе: Книга для учителя. М.,1990.

4. Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении. М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО,1995. 90 с.

5. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: «Институт Практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК»,1996.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР