Каримова Ильсияр Ринатовна, учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия №3» Вахитовского района города Казани. Данная проектная задача является итоговой и охватывает все основные знания и умения, освоенные обучающимися при изучении курса математики 4 класса в течение учебного года. Продолжительность выполнения проектной задачи составляет 40 мин. Во время данного урока обучающиеся демонстрируют освоение предметного материала и возможность применять его в нестандартных условиях, работая в малых группах. Конечный «продукт» урока – составление таблицы «смета затрат на ремонт детской комнаты».
Технологическаякарта урокапорешениюпроектнойзадачи в 4 классе
Часть1(деятельностьучителя)
|
Название проектной задачи
|
«Ремонт детской комнаты»
|
Предмет
|
Математика
|
Класс
|
4 класс 4 четверть
|
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
|
Цель: Обучение младших школьников совместному решению задач.
Задачи: Закрепить знания детей по математике. Учить применять приобретенные знания в нестандартной ситуации.
Развивать коммуникативную компетентность обучающихся
|
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача
|
Умение вычленять необходимую информацию. Систематизировать знания по теме: задачи на нахождение стоимости, измерение длины и площади.
Совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи.
Работа в группе: организация работы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.
|
Общеучебные умения
|
учебно-организационные умения: организация места для занятий; принятие учебных задач; выбор методов работы; планирование.
учебно-интеллектуальные: абстрагирование;
сравнение; моделирование; анализ; классификация;
обобщение; систематизация;
учебно-информационные умения: чтение текста;
практические занятия;
учебно-коммуникативные умения: письменная речь: умение правильно оформлять письменные работы,
устная речь: умение вести рассуждения, умение отвечать на вопросы
учебное слушание: умение слушать и слышать, умение выделять главное из услышанного, умение задавать вопросы.
|
Планируемый педагогический результат
|
Демонстрация учащимися: освоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях, умение работать в малой группе, создать конечный «продукт» - таблицу «смета затрат» на ремонт детской комнаты
|
Способ и формат оценивания результатов работы
|
При подведении итогов работы оценивается:
владение предметными знаниями и умениями;
умение применят их для решения конкретной практической задачи; продуктивность взаимодействия учащихся в микрогруппе при выполнении отдельных заданий и при «сборке» конечного продукта.
|
Оборудование и материалы
|
Таблица единиц площади- эталон, карточки с заданиями, таблицы к заданиям, таблица «смета затрат», листы для самооценки
|
Часть2 (деятельность ученика)
|
Замысел проектной задачи
|
Данная проектная задача является итоговой и охватывает все основные знания и умения, освоенные учащимися при изучении курса математики 4 класса в течение учебного года, а также общеучебные умения. Продолжительность выполнения проектной задачи составляет 40 мин.
|
Результат, который должны получить дети
|
Конечный «продукт» - таблица «смета затрат» на ремонт детской комнаты.
|
Описание проектной задачи
|
Семья Ибрагимовых решила сделать ремонт детской комнаты. Ваша задача – помочь составить смету.
Смета – это документ, в котором вычисляется сумма затрат, расписанная по статьям расходов.
- Какие могут быть у нас расходы? (покупка краски для потолка, отделка пола, стен) − Значит, цель урока? (помочь составить смету)
− Какие задачи? (надо выяснить, в какую сумму обойдется ремонт детской комнаты)
− Для решения этой задачи вам будут предложены несколько заданий разной сложности. Работу вы будете выполнять в группах. Постарайтесь так распределить работу, чтобы к концу урока успеть выполнить все задания, и чтобы участвовали все ребята из вашей группы.
|
Задание 1
|
- Сейчас, ребята, вы поработаете сметчиками.
Сметчик — это специалист, который занимается определением стоимости строительства и помогает строителям минимизировать затраты на работу и материалы.
Задание 1:
Надо покрасить потолок. Длина комнаты 5 м, а ширина
4 м. Используя данные таблицы №1, узнай, какую краску выгоднее купить, если на 10 м2 площади расходуется 4 кг краски. Во сколько это обойдется и сколько банок краски надо купить?
|
Комментарии к заданию 1
|
1)Решите задачу в тетради.
2)Заполните таблицу.
3)Подчеркните в таблице №1выбранный товар.
4)Внесите результаты в таблицу №2- «смета затрат»
Таблица №1
Наименова-ние товара
|
Количест-во краски в 1 банке
|
Цена
|
Расход
|
Стоимость
|
Краска для потолка «Снежинка»
|
2 кг
|
350 руб
|
|
|
Краска для потолка «Белоснежка»
|
4 кг
|
750 руб
|
|
|
Таблица №2 – «смета затрат»
Наименование
товара
|
Цена
|
Расход
|
Стоимость
|
Краска для потолка
|
|
|
|
Паркетная доска
|
|
|
|
Обои для стен
|
|
|
|
|
|
|
Итого:
|
|
Решение задачи №1
|
1)5х4=20(м2)- площадь потолка
2)20:10=2(раза) площадь больше
3)4х2=8(кг) краски потребуется
4)8:2=4(б.) расход краски «Снежинка»
5)350х4=1400(руб.) стоимость «Снежинки»
6)8:4=2(б.) расход краски «Белоснежка»
7)750х2=1500(руб.) стоимость краски «Белоснежка»
8)1400руб.<1500руб.
Ответ: выгоднее купить 4 банки краски «Снежинка» стоимостью 1400 рублей.
Таблица №1
Наименование товара
|
Количест-во краски в 1 банке
|
Цена
|
Расход
|
Стои-мость
|
Краска для потолка «Снежинка»
|
2 кг
|
350 руб
|
4банки
|
1400 руб
|
Краска для потолка «Белоснежка»
|
4 кг
|
750 руб
|
2банки
|
1500 руб
|
Таблица №2 – «смета затрат»
Наименование
товара
|
Цена
|
Расход
|
Стоимость
|
Краска для потолка «Снежинка»
|
350 руб
|
4 банки
|
1400 руб
|
Паркетная доска
|
|
|
|
Обои для стен
|
|
|
|
|
|
|
Итого:
|
|
Задание2
|
Задание 2:
Длина комнаты 5 м, а ширина 4 м. На пол укладывают паркетную доску длиной 4 дм и шириной 4 дм. Сколько досок потребуется для укладки пола в комнате? Пользуясь таблицей №3, узнай, какой товар выгоднее купить?
|
Комментарии к заданию 2
|
1)Вспомните сколько квадратных дм в одном квадратном метре.
2)Проверьте ответ по эталону.
3)Решите задачу в тетради.
4)Пользуясь таблицей №3 узнай, какой товар выгоднее купить. Заполните таблицу №3.
Таблица №3
Наименование товара
|
Количест-во досок в 1упаковке
|
Цена
1 упаковки
|
Расход
|
Стои-мость
|
Паркетная доска «Дуб»
|
5 штук
|
400 руб
|
|
|
Паркетная доска «Орех»
|
25 штук
|
1800руб
|
|
|
5)Внесите результаты в таблицу №2- «смета затрат»
Таблица №2 – «смета затрат»
Наименование
товара
|
Цена
|
Расход
|
Стоимость
|
Краска для потолка
|
|
|
|
Паркетная доска
|
|
|
|
Обои для стен
|
|
|
|
|
|
|
Итого:
|
|
Решение задачи №2
|
1)5х4=20 (м2) или 2000 дм2площадь пола
2)4х4=16(дм2) площадь одной паркетной доски
3)2000:16=125(шт.) паркетной доски потребуется
4) 125:5=25(уп.) паркетной доски «Дуб» потребуется
5) 400х25=10000(руб.) стоимость паркетной доски «Дуб»
6) 125:25=5(уп.) паркетной доски «Орех» потребуется
7) 1800х5=9000(руб.) стоимость паркетной доски «Орех»
8) 9000 руб.< 10000руб.
Ответ: выгоднее купить паркетную доску «Орех»
Таблица №3
Наименование товара
|
Количест-во досок в 1упаков
|
Цена
1 упак
|
Расход
|
Стои-мость
|
Паркетная доска «Дуб»
|
5 штук
|
400 руб
|
25 уп.
|
10000р.
|
Паркетная доска «Орех»
|
25 штук
|
1800 руб
|
5 уп.
|
9000 р.
|
Таблица №2 – «смета затрат»
Наименование
товара
|
Цена
|
Расход
|
Стоимость
|
Краска для потолка «Снежинка»
|
350 руб
|
4банки
|
1400 руб
|
Паркетная доска «Орех»
|
1800 руб.
|
5 упак.
|
9000 руб.
|
Обои для стен
|
|
|
|
|
|
|
Итого:
|
|
Задание3
|
Задание 3:
Площадь стены №1 и №2 по 15 м2, стены №3 с дверью – 12м2, на стене №4 -панорамные окна. Ширина двери 1м, высота 2м. Сколько потребуется обоев для оклейки этой комнаты, если длина одного рулона10 м, а ширина 50 см?Пользуясь таблицей №4, узнай, какие обои выгоднее купить?
|
Комментарии к заданию 3
|
1) Вспомните сколько квадратных см в одном квадратном метре.
2)Проверьте ответ по эталону.
3)Решите задачу в тетради.
4)Пользуясь таблицей №4, узнай, какие обои выгоднее купить? Заполните таблицу №4
Таблица №4
Наименование товара
|
Цена
|
Расход
|
Стоимость
|
Обои флизелиновые «Ринго»
|
1595 руб
|
|
|
Обои флизелиновые «Кольца»
|
1955руб
|
|
|
5.Внесите результаты в таблицу №2- «смета затрат»
Таблица №2 – «смета затрат»
Наименование
товара
|
Цена
|
Расход
|
Стоимость
|
Краска для потолка
|
|
|
|
Паркетная доска
|
|
|
|
Обои для стен
|
|
|
|
|
|
|
Итого:
|
|
Решение задачи №3
|
1)1х2=2 (м2) площадь двери
2)15х2+(12-2)= 40(м2)=400000см2площадь стен
3)1000х50=50000(см2) площадь 1 рулона
4)400000:50000=8(р.) обоев потребуется
5)1595х8=12760(руб.) обои «Ринго»
6)1955х8=15640 (руб.) обои «Кольца»
7)12760 руб. <15640 руб.
Ответ: выгоднее купить обои «Ринго»
Таблица №4
Наименование товара
|
Цена
|
Расход
|
Стоимость
|
Обои флизелиновые «Ринго»
|
1595 руб
|
8 р.
|
12760 руб.
|
Обои флизелиновые «Кольца»
|
1955 руб
|
8 р.
|
15640 руб.
|
5.Внесите результаты в таблицу №2- «смета затрат»
1400+9000+12760= 23160 руб.
Ответ: стоимость затрат на ремонт комнаты- 223160 руб.
Таблица №2 – «смета затрат»
Наименование
товара
|
Цена
|
Расход
|
Стоимость
|
Краска для потолка «Снежинка»
|
350 руб
|
4 банки
|
1400 руб
|
Паркетная доска «Орех»
|
1800 руб.
|
5 упак.
|
9000 руб.
|
Обои для стен «Ринго»
|
1595 руб.
|
8 рулонов
|
12760 руб.
|
|
|
|
Итого:
23160 руб.
|
|
Презентация работы (защита проекта)
На этом этапе группами проводится предъявление результатов выполненной работы (выступление докладчиков), которая оценивается написанием отзывов на работу, выполненную другой группой.
Самоконтроль, взаимоконтроль учащихся по итогам решения проектной задачи. Оценивание работ каждого участника группы.
Заполнение листа самооценки:
1. Поставь отметки на оценочных шкалах:
1) Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2) Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3)Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи). 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4) Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Подведение итогов.
- Была ли достигнута цель? Что способствовало этому?
- Какие умения помогли в решении проектной задачи, а каких знаний и умений было недостаточно?
- Что нового узнали о роли математики в вашей жизни? |