Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7439359
Статья «Формирование коммуникативной компетенции обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения».
Содержание - Начальные классы, ГПД

Юрович Марина Николаевна, учитель начальных классов, МОУ КСОШ «Радуга» с.Красноселькуп, Красноселькупского района, ЯНАО.
Коммуникативная способность - природная одарённость человека в общении, с одной стороны, и коммуникативная производительность с другой. Коммуникативное знание – это знание о том, что такое общение, каковы её виды, фазы, закономерности развития. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в моём исполнении. Данная статья предназначена для учителей начальных классов.

 Дата публикации: 03.10.2014 г.

 

 


 

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.

      В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Экономика стала очень динамичной. Всё быстро меняется. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения.

      Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

      Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства.

     И приобретения эти осуществляются на уроках литературного чтения.

     Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов или составляющих:

- коммуникативная способность

 - коммуникативное знание

 - коммуникативные умения

     Коммуникативная способность  - природная одарённость человека в общении, с одной стороны, и коммуникативная производительность с другой.

      Коммуникативное знание – это знание о том, что такое общение, каковы её виды, фазы, закономерности развития. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в моём исполнении.

      Одним из важнейших умений современной личности на мой взгляд являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса.

        Главная цель активизации общения – формирование коммуникативной активности обучаемых, при которой наблюдается поиск нестандартных способов решения коммуникативных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности.

        Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи). Однако основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

Таким образом, основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно компетентной личности.

      На уроках  литературного чтения провожу специально организованные упражнения, что  способствует получению устойчивых положительных результатов. Ситуация современного школьного обучения требует от ученика активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребёнка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Диалог, живое общение, тренинги, работа с текстом, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».

        Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке  использую:

  • игровые приёмы;
  • задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения.

 1. «Рассказ от первого лица»

 - рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля

 - повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки»

2. «Комплимент»

  - сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)

3. «Сказка в заданном ключе»

 - введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку

4. «Изменение сказочной развязки»

 - придумать другое окончание сказки, рассказа

На уроках литературного чтения много времени отвожу формированию таких коммуникативных умений как:

  • умение раскрывать тему, основную мысль;
  • находить материал к высказыванию;
  • систематизировать материал к высказыванию;
  • строить высказывание в определённой композиционной форме правильно, точно, ясно и по возможности ярко;
  • определять авторскую позицию;
  • высказывать собственное мнение.

Учащиеся, работая с текстом учатся пользоваться чтением как средством получения информации и обогащения своего читательского опыта.

Большое внимание уделяю диалогу, это способствует умственному поиску ученика, заставляет его быть внимательным, собранным, быстро и чётко отвечать на вопросы. Эта работа ведётся по следующим направлениям;

  • работа над развитием речевого аппарата;
  • уточнение и обогащение словарного запаса;
  • формирование грамматического навыка;
  • работа над связной речью;
  • формирование умений воспринимать высказывания.

 Работа в парах и группах помогает организации общения, так как каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила ведения диалога:

  • любое мнение;
  • ты имеешь право любую реакцию, кроме невнимания;
  • повернись так, чтобы видеть лицо говорящего;
  • хочешь говорить – подними руку;
  • дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;
  • обращение начинается с имени;
  • критика должна быть тактичной;
  • отсутствие результата – тоже результат;
  • голос – твой дар, умей им пользоваться.

На уроках литературного чтения особое место занимает работа с текстом, учащиеся  учатся пользоваться чтением, как средством получения информации и обогащения своего читательского опыта. Работу над заголовком текста провожу индивидуально, в парах, что развивает коммуникативные навыки общения.

  • соотносить содержание текста с заглавием, вдумываясь в заглавие, выделить основную мысль всего текста и отдельных частей;
  • ориентироваться в теме, в её границах и в содержании, осознавать то главное, что следует раскрыть в своём выступлении;
  • подбирать новое заглавие и обосновать свой выбор;
  • озаглавить неозаглавленный текст.

Особая трудность в обучении связной речи – научить тому, как строить свою речь, какими средствами донести до слушателя свой замысел, так как он относиться ко всему рассказу в целом. Поэтому планированию композиции рассказа уделяю на уроке особое внимание.

  • определить основной тезис рассказа;
  • выделить вступительную часть;
  • обдумать вывод.

При делении текста на законченные смысловые связи и озаглавливание их, использую простой приём – ассоциация «человечек».

В каждом тексте есть вступление, основная часть, заключение. Представьте себе, что текст – это человечек, у которого есть голова, в тексте – это вступление, туловище – основная часть, ноги – заключение в тексте.

Каждая часть по смыслу отличается от другой. Учащиеся легко делят текст на смысловые части и озаглавливают их.

План текста может быть:

  • вопросный ( Как? Сколько? Почему? );
  • тезисный ( кратко сформулированная идея рассказа );
  • назывной ( план записывается в виде тезисов, но без глаголов );
  • опорная схема ( состоит из опор, т. е. слов, словосочетаний, предложений несущих наибольшую смысловую нагрузку );
  • комбинированный ( сочетает в себе разные виды планов ).

Использую в своей деятельности и другие виды работ с текстом.

  • восстановить деформированный текст, части текста;
  • распределить заголовки согласно содержанию текста;
  • ответить на вопросы, охватывающие не всё содержание текста.

Серьёзное внимание уделяю развитию устной речи учащихся. С этой целью предлагаю такие задания.

  • Найди речевые ошибки и исправь их.

1. Утром моя сестра выглядела красивее, чем обычно, потому что у ней сегодня день рождения. Я подготовился заранее. Ещё вечером я долго ложил свои подарки в ейный портфель: откроет – удивиться!

2. Ксения сказала, что позвонит со школы, и ушла. Она боялась опоздать, потому что ихняя учительница очень строгая.

  • Исправь ошибки, допущенные в произношении слов. Правильный ответ напиши рядом на строчке.

Сколько времени? -----------

Вы сходите на следующей остановке? ----------

Кто крайний? -----------

  • В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст.

А. Родились они в снежном облаке над землёй.

Б. Жили – были снежинки.

В. Все они были похожи друг на друга, как сёстры, но у каждой был свой наряд.

Г. Одна была совсем как звёздочка с шестью лучами.

  1. А, Б, В ,Г                     3. Б, А, В, Г
  2. Б, В, Г, А                     4. Б, В, Г, А

Научить детей работать с текстом сложно, но возможно. Здесь как в математике, самое главное – знать формулу, а умение подставить свои значения в соответствии с заданным текстом приходят с опытом.

Формула: П=Т+ И, где П – произведение, Т – тема, И – идея.

«Поспорил буйный ветер с солнцем, кто из них сильней, и условились они, что победит из них тот, кто заставит путника скинуть плащ. И вот ветер задул изо всей мочи. Задрожал путник от холода и укутался ещё плотнее. Наконец, ветер устал и представил солнцу показать свою силу. Едва солнце согрело землю своими лучами, как прохожий снял плащ. Скоро стало жарко. Тогда путник разделся и выкупался в реке».

Тема – спор солнца с ветром, кто из них сильнее.

Идея – лаской можно добиться большего, чем наказанием.

 В своей работе широко применяю творческие игры, способствующие  формированию коммуникативных умений.

                                  Типы коммуникативных игр

Игры учебного характера

Игры, имитирующие телевизионные игры, детские игры, ролевые игры

«Авторская сказка»

«Цветик - семицветик»

«Угадай, кто я?»

«Испорченный телефон»

«Фраза по кругу»

«Магазин»

«От первого лица»

Предметная игра «Что? Где? Когда?»

«Цепочка»

      На уроках  использую вопросно–ответную форму, как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся. Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие виды вопросов:

Тренинговые вопросы

Учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач.

Конструктивные вопросы

Требуют поиска ответа с опорой на имеющий уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.

Альтернативные вопросы

Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.

Наводящий вопрос

Вопрос – подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется  и формулирует ответ.

Таким образом, создание эмоционально – благоприятной ситуации, использование игровых приёмов, работа с текстом, организация диалогов, применение творческих игр выполняют роль механизма формирования коммуникативных умений учащихся. В них бьётся живая мысль, рождаются чувства и отношения.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР