Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7436482
Урок русского языка по теме: Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе.
Содержание - Начальные классы, ГПД

Пустовойтенко Ирина Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «Краснояружская СОШ № 2» Пос. Красная Яруга Белгородская область.
На уроке учащиеся узнают об изменениях окончаний имен существительных по родам.

 Дата публикации: 03.10.2014 г.


 

Тема: «Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе»

Цель урока:

1. Создать благоприятные условия для изучения и первичного закрепления знаний учащихся по теме.

2. Способствовать усвоению  изменения имен прилагательных по родам.

3.Формировать умение изменять имена прилагательные по родам.

4.Развивать умение определять род имен прилагательных; наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

5.Воспитывать интерес к предмету, аккуратность при выполнении письменных работ, умении работать в паре.

Оборудование: сигнальные карточки,  карточки с заданием, учебник «Русский язык», доска, солнышки  настроения, компьютер.

Материалы: учебники,  индивидуальные карточки.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.

Структура  урока

1. Орг. момент.

2. Словарная, орфографическая работа

3. Постановка цели урока

4. Изучение нового материала.

5. Физкультминутка.

6. Работа над новым материалом.

7. Игра.

8. Первичное закрепление новых знаний

9. Закрепление. Творческое задание.

10. Домашнее задание.

11. Рефлексия. Итог урока. Оценки.


Ход урока:

1. Организационный момент

Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия, создать психологический настрой на урок.

- С добрым утром начат день,

  Первым делом гоним лень.

  На уроке не зевать!

  А работать и писать.

- Покажите ваше настроение сигналами солнышками.

2. Словарная, орфографическая работа.

Отгадай загадки. Они нам помогают думать, размышлять.

Без него плачемся, а как появится-от него прячемся. (Солнце)

Запишем отгадки в тетрадь столбиком. Какая здесь орфограмма?

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая,-

Значит, к нам пришла ………. (весна). Какая здесь орфограмма?

Ребята, с весной пришёл в гости и её маленький друг.

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (подснежник) Какая здесь орфограмма?

Что вы знаете о подснежниках. Они занесены в Красную книгу, их нельзя рвать, про эти цветы ходят легенды.

Легенды о  цветке (рассказ учеников, заранее подготовленных)

Однажды старуха-Зима со своими спутниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну. Все цветы испугались угроз Зимы, кроме подснежника, который выпрямил свой стебелёк и продавил брешь в толстом снежном покрывале. Увидело Солнце его лепестки и согрело землю теплом, открыв дорогу Весне.

Другая легенда повествует о том, что богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику кипельно-белый. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, хоть наряд ему не полагался. И он стал просить цветы поделиться с ним одеянием. Цветы, боясь холода, не откликнулись на его просьбу, и только подснежник укрыл его своим хитоном. С тех пор снег и подснежник неразлучимы друг с другом, как друзья.

- Что общего в этих словах? (это имена существительные) Докажите.

- Что можно у них определить? (Род)

- Определите. Покажите сигналами род.

А какие ещё части речи вы знаете? Какая часть речи тесно связана с именем существительным? (прилагательное)

- Что вы знаете об этой части речи?

Запишите в таблицу, что вы знаете об имени прилагательном? 

- Тем, кому трудно можете воспользоваться карточками- вопросами  “Что я знаю об имени прилагательном” (У детей на партах карточки-вопросы “Что я знаю об имени прилагательном”).

Знаю

Хочу знать

Узнал

Часть речи

Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Обозначает признак предмета.

Связано с существительным.

Изменяется по числам и родам.

Волнистой линией

Родовые окончания имен прилагательных.

М.р. (какой?)  – ый, -ий, -ой;

Ж.р. (какая?)  – ая,-яя;

Ср.р.(какое?)  - ое,-ее.

 

1.         Что такое прилагательное?

2.         Что обозначает прилагательное?

3.         На какие вопросы отвечает?

4.         С какой частью речи связано?

5.         Как изменяются имена прилагательные?

6.         Как подчеркиваем в предложении?

 

3. Постановка цели урока.

- Как вы считаете, достаточно ли у вас знаний по данной теме?        

- А можно ли подобрать к этим именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные?

- Давайте устно подберем и запишем.

Солнце (какое?) яркое, горячее

Весна (какая?) ранняя, тёплая

Подснежник (какой?) синий, нежный

Почему разные окончания у имён прилагательных?

Что изменяется у прилагательных?

- Назовите тему урока. (Изменение имен прилагательных по родам)

- Что мы должны знать и уметь по данной теме? Заполним вторую колонку таблички.

4. Изучение нового материала

Цель: через выполнение заданий составить алгоритм определения рода имен прилагательных и о правильномнаписании  им. прил. ед. ч.

Работа с учебником с.70 давайте повторим и ещё раз прочитаем тему нашего урока. Какова же наша главная цель урока? Как определить род имени прилагательного?

Выполнение упр.115 стр.70.устно в паре. Какая  пара нам расскажет

 почему окончания прилагательных оказались разными? (Потому что разный род у имен сущ.)

- Давайте назовём окончания у прилагательных.

- Какие же окончания будут иметь имена прилагательные в женском, мужском и среднем роде? (-ая, -яя; -ое, ее; -ой, -ый, -ий).

Стр.71.таблица .добрый….             добрая……         доброе…..

дальний……   дальняя…..    дальнее….

лесной…..  лесная….    лесное…..

На какой вопрос  отвечают имена прилагательные женского рода, мужского, среднего рода?

- От чего зависит род имени прилагательного? (от рода имени существительного)

- Как же можно определить род у имени прилагательного?

- Давайте составим алгоритм.

Алгоритм

Найди сущ., определи его род

Задай от сущ. вопрос к прил.

По роду сущ. и вопросу определи род им. прил.

Выдели окончание

м. р. – ый, - ий, - ой

ж. р. – ая, - яя

ср. р. – ое, - ее

- Что же нужно знать, чтобы определить род имени прилагательного? (Алгоритм) на столах. Работа с правилом, произносим хором стр.72.

5. Физминутка

6. Работа над новым материалом.

1. Работа с упр.117 стр.72 рассмотрите схему.

(По 1 ученику у доски)

- Отчего зависит род прилагательного?

- От рода существительного.

М.рЖ.рСр.р

сладкий арбуз        сладкая морковь                 сладкое яблоко

золотой ключ          золотая рожь                       золотое кольцо   

горячий чай          горячая вода                               горячее молоко                         

2. Взаимопроверка.  Проверка по эталону. 

- Внимательно прочитайте записанные словосочетания. Что интересного заметили?

- У прилагательных мужского рода окончания: – ый, -ий, -ой; женского рода:  – ая,-яя; среднего рода - ое,-ее).

- Какой вывод можно сделать?

- Заслушаем ребят 2ряда

- Что помогло в работе?

- Кому легко?

- Кто затруднялся? Покажите сигналом.

7. Игра «Ты – мне, я – тебе»

Цель: проверить умение определять род имен прилагательных.

- Я буду называть вам словосочетания. Вам необходимо определить род у имен прилагательных и написать на карточках .

Белая береза, солнечный зайчик, яркое солнце, лесная ягода, доброе дело, нежный цветок, утреннее небо, голубоватая незабудка, радостное настроение .лесная глушь, белый лебедь.

- С какой целью играли?

- Какое умение отрабатывали? У учителя сигнал .

8. Первичное закрепление новых  знаний

Цель: закрепить новые знания через выполнение заданий,проверить умение определять род имени прилагательного и выделять окончания.

- Проверим, как вы поняли тему урока.

- На доске карточки   слева существительные, справа прилагательные. У каждого на столе Работа в паре.

1. Лесная                                                день

2. Сосновый                                          море

3. Спокойное                                        поляна

4. Интересная                                       лес

5. Радостный                                        книга                              

6. Дождливая                                        наряд

7. Праздничный                                   погода


- Сверьте с доской.

- Что получилось?

- У кого так же? (Посчитать количество человек)

- Помог ли вам в работе алгоритм?

- Кому было легко?

- Кому трудно? (Посчитать количество человек)

9. Творческое задание. Теперь поработаем над текстом (дополнительно)

Пришла ______весна.   _______солнце  шлет на землю свет и тепло.  Стучит ______ капель. Журчат _______ ручейки . Деревья в лесу надели ______. наряд. Как чудесно пахнут _______ ландыши!

10. Домашнее задание

Цель:  обеспечить понимание содержания и способов выполнения домашнего задания

стр. 73 упр.119- первая группа. 

Стр.74 .упр.120 –вторая группа

11. Подведение итога урока. Рефлексия

Цель: через учебный диалог подвести итог всей работы на уроке.

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

Назовите тему урока.

Какие знания и умения мы отрабатывали?

- Что помогало на уроке?

- Все ли понятно было на уроке?

- Усвоили ли вы тему урока?

- Кто из вас чувствовал себя не совсем уверенно, испытывал трудности?

С помощью линейки определите уровень усвоения знаний до 15см. поставьте точку .

- Возьмите ваши сигналы-солнышки. Покажите ваше настроение в конце урока.

- Урок окончен. Спасибо за работу.


 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР