Методическая разработка урока обществознания (11 кл.) на тему «Сложна ли роль избирателя?» |
Вакало Наталья Александровна, учитель обществознания МБОУ СОШ №2, г. Константиновска Ростовской области. Методическая разработка урока обществознания (11 кл.) на тему «Сложна ли роль избирателя?»
Цели урока: - повышение правовой культуры и гражданской активности будущих избирателей Задачи: - правовое просвещение будущих избирателей; - приобретение опыта совместного решения коммуникативных проблем, умения работать в группе; - развитие критического мышления, умения анализировать и принимать правильное решение; - воспитание ответственного отношения к своему будущему и будущему своей страны. Используемые технологии: 1. интерактивные, обучение практикой действий; 2. информационно-коммуникативные (умение работать в группе, высказывать свою точку зрения, слышать других); 3. здоровьесберегающие (рациональная мобильность во время урока, отсутствие страха во время ответа, психологический комфорт) Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, ноутбук, раздаточные материалы по теме, политические словари, справочники, рабочие листы (формата А3), фломастеры и жетоны, листы для проведения мозгового штурма. Организационный момент: приветствие обучающихся. Демонстрация фрагмента мультипликационного фильма «Трюфель», сериала «Смешарики». Вопрос учителя: какова тема сегодняшнего урока? Что мы сегодня будем с вами обсуждать? Обучающиеся высказывают свои предположения, учитель объявляет тему (слайд №1) Минилекция: Выборы в России: исторический экскурс: История выборов в России уходит корнями в первые века существования Древнерусского государства, когда во многих землях практиковалось избрание князей и значительного числа должностных лиц на вечевых собраниях. Особенно яркие примеры дает история северо-западных земель: Новгорода и Пскова. Здесь сложилась особая форма правления - феодальная республика, в которой главные должностные лица (посадник, тысяцкий, архиепископ, старосты) избирались на определенный срок на общем собрании горожан. Земская и городская избирательные системы (вторая половина XIX - начало XX в.). 1 января 1864 г. император утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях, 8 января оно было опубликовано для всеобщего сведения, а 25 мая были утверждены Правила о порядке приведения в действие Положения о земских учреждениях. Нормы, содержащиеся в этих документах, а также ведомственных инструкциях, составили основу земского избирательного права. Избиратели были сгруппированы в три курии: уездных землевладельцев, преимущественно дворян, традиционно преобладавших в местном управлении, городских собственников, чьи капиталы были призваны составить важный источник земского бюджета, и крестьян, представляющих подавляющее большинство населения. Первая и вторая курии были основаны на имущественном цензе. Права голоса лишались только арендаторы земли. Третья (крестьянская) курия была сформирована по принципу двухступенных выборов без применения имущественного ценза (предложения М.А. Корфа). Уездное земское собрание избирало свой исполнительный орган - уездную земскую управу (из трех человек) и членов губернского земского собрания. Губернское земское собрание избирало губернскую земскую управу (из семи человек). С подписания императором 16 июня 1870 г. Городского положения в истории российского городского представительства также начался новый этап. Избирательная система была основана на принципе всесословности. Представительным органом городского управления стала городская дума. Выборы в Государственную Думу Российской империи. В начале XIX в. в России стремительно нараставший общенациональный кризис, вылившийся в Первую русскую революцию, заставили 17 октября 1905 г. Николая II подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». С принятием закона о выборах в Государственную думу 11 декабря 1905 года выборы были непрямые и должны были проходить по куриальной системе: всего было создано 4 курии (особые разряды, на которые делились избиратели по имущественному, национальному, расовому и другим признакам в дореволюционной России при выборах в Государственную думу в 1905-19017 гг.) - землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая, которые получили возможность выбирать определённое число выборщиков.
Избирательная система Советского государства. Согласно Конституции высшая власть в РСФСР принадлежала Всероссийскому съезду Советов, который состоял из депутатов, делегированных по квоте городскими и губернскими Советами. Губернские съезды Советов состояли из представителей волостных съездов и городских Советов. Выборы на волостной, уездный и губернский съезды были двухстепенными. Выборы на губернский съезд проводились на уездном съезде. Для сельского населения выборы были четырехступенными, для городских избирателей выборы на все съезды Советов были двухстепенными. В середине 30-х годов в Советском государстве приступили к осуществлению конституционной реформы, и в частности к модернизации многоярусной системы Советов, была предложена идея единых выборов, одновременного переизбрания депутатов всех Советов: от низовых Советов до ЦИК СССР. 5 декабря 1936 г. Конституция СССР была утверждена Чрезвычайным VIII Всесоюзным Съездом Советов и вступила в силу и сохранялась до конца 80-х годов XX века. Развитие институтов избирательного права и законодательства в Российской Федерации. В этом процессе можно выделить ряд основных стадий развития избирательного права и законодательства в Российской Федерации, которые особо подчеркивают свою значимость в происходивших государственно-правовых явлениях: - период законодательства эпохи "перестройки" (1989 - 1991 гг.); - период переходного постсоветского законодательства (1992 - 1994 гг.); - период парламентского законодательства (1995 г. - по настоящее время). История альтернативных выборов в нашей стране началась с выборов на Съезд народных депутатов СССР весной 1989 г. Именно тогда, впервые в Российском государстве, у избирателей появилась возможность реального выбора. Расширились возможности для кандидатов, не принадлежащих к партийной номенклатуре и элитным социальным группам. Через 10 - 12 лет после этих событий уже практически вся российская представительная власть федерального, регионального и муниципального уровня стала формироваться на основе выборов. В настоящее время всеобщим, прямым и тайным голосованием избираются Президент РФ, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, главы субъектов РФ, региональные органы законодательной власти, органы местного самоуправления. Демократический характер выборов в современной России обеспечивает возможность управлять государством лучшим представителям народа. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди становятся в день выборов, по меткому выражению немецкого философа М.Вебера, «политиками по случаю». Только в условиях демократии политическое участие граждан становится действенным механизмом управления государства. Учитель обращается к политической терминологии (слайд №2), знание которой поможет усвоить учебный материал изучаемой темы: Избиратель – Легитимный – Популизм - Абсентеизм - Обучающиеся дают собственное объяснение значения, которое затем проверяется толкованием политического словаря (слайд №3). Проблемное задание (работа в парах), главной целью которого является формирование положительной мотивации к восприятию нового учебного материала: обучающиеся получают карточки с заданием «Выбери лучшего из 4-х кандидатов»: Выбери из четырех кандидатов:
Учащиеся озвучивают результаты своего выбора, дают обоснование. Учитель знакомит учащихся с фамилиями владельцев характеристик.
Вывод: важна не биография, а то, как она написана. Таким образом, избирателям необходимо стараться получить наиболее полные и объективные сведения о жизни и деятельности кандидата на выборную должность органов власти. Практическое задание (работа в группе – 5-6 человек, принцип деления: красный, желтый, синий, зеленый цвет жетонов): Группа №1 проводит анализ текста «Убеждение»; Группа №2 получает ноутбук с записью встреч кандидатов в органы власти с разными по социальной принадлежности социальными группами (задание: определить, каким образом кандидаты стараются добиться расположения и поддержки у социальных групп электората, на какие аспекты биографии следует обратить особое внимание); Группа №3 – печатные агитационные материалы разных кандидатов в органы власти (задание: выяснить критерии привлекательности для потенциальных избирателей определенных агитационных материалов); Группа №4 – предвыборные программы разных кандидатов в органы власти (задание: оценить качество программ и реалистичность предлагаемых кандидатами обещаний). Каждая группа получает раздаточные материалы, рабочий лист формата А3, фломастеры и цветные жетоны для каждого члена группы, на обратной стороне которых обозначена выполняемая роль: организатор, секретарь, выступающий, гл. аналитик, ведущий аналитик). Время на выполнение заданий – 10 минут, по истечению которых каждая группа в лице выступающего представляет совместно разработанный материал на листе формата А3, закрепляемом на переносной доске. Группа №1 при анализе текста «Убеждение» показывает обязательное наличие и значительную роль воздействия психологических приемов и методов на личность избирателя. Группа №2 обращает особое внимание на имидж кандидата, его ориентацию на политические субкультуры, с определенными самостоятельными системами ценностей, нормами и стереотипами. Так для молодежной аудитории кандидаты, как правило, выбирают стиль общения «без галстука», чаще всего выступают в спортивной или полуспортивной одежде, в речи допускают использование молодежных сленговых выражений, поднимают проблемы, интересные для данной возрастной аудитории. При организации встречи с представителями бизнеса обязательно наличие делового костюма, строгой прически, дорогих аксессуаров. Успешность общения с широкой аудиторией электората во многом зависит от того, насколько просто будет держаться кандидат, насколько легко сможет объяснить сложные проблемы простыми словами, какие простые, но внешне привлекательные лозунги он будет выдвигать. Важное значение имеет приятная открытая располагающая внешность кандидата, его способность быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке, нетрадиционный подход, образованность и компетентность, умение хорошо держаться, способность убеждать, чувство юмора. Обучающиеся обращают внимание на необходимость предоставления достоверных биографических сведений о кандидате, их полноте, так как если, например, потенциальный политический деятель поменял 4-5 жен, это может свидетельствовать о его нестабильности, непоследовательности, неумении выстраивать позитивные социальные связи. Вывод: человек, не умеющий наладить отношения с близкими людьми, чаще всего будет создавать конфликтные ситуации и в профессиональном коллективе. Группа №3 – выясняла секреты привлекательности для потенциальных избирателей печатных агитационных материалов. Первое, на что обращают внимание члены группы №3 – это наличие определенной цветовой гаммы для каждой политической силы: ярко-красной, бело-красно-синей, лимонной, оранжевой и др. Цвета печатных материалов яркие, насыщенные (подсознательно привлекают внимание). Буклеты и брошюры очень часто включают фотографии кандидатов в кругу семьи (хороший семьянин), с родителями (любящий сын), кандидат – занимающийся спортом («за» здоровый образ жизни), с животными (доброе сердце), занимающийся благотворительность (меценат). Учитель поясняет, что многие неискушенные избиратели, особенно молодые, нередко отдают предпочтение тем политическим силам, чьи формальные внешние признаки вызывают у них позитивный эмоциональный отклик. Справка (слайд №4): Другой эффектный прием - рассылка именных писем, открыток. Людям нравится, когда к ним обращаются по имени-отчеству, они долго хранят письма от «большого человека». По крайней мере, письма с собственной фамилией не выбрасываются сразу, без прочтения. Такое письмо всегда дочитывается до конца, а это очень важно, так как за 1-2 минуты можно успеть сформировать у читателя логику отношения ко всем событиям, к ситуации в целом, задать общую парадигму размышлений. Именное письмо обладает очень высокой «обязательностью чтения» - это важнейшая характеристика агитационной продукции, которая будет прочитана внимательно и не останется без ответа. Группа №4 представляет анализ реалистичности предлагаемых кандидатами программ. С точки зрения накопленных знаний и имеющегося социального опыта учащиеся анализируют возможность выполнения в реальных условиях предвыборных обещаний (источники финансирования, методы, вероятность неблагоприятных последствий принимаемых решений). Обращают внимание на то, что программа должна быть разработана на основе нужд и запросов избирателей данного округа. В случае победы на выборах эти установки должны определять деятельность конкретного депутата, а если же это выборы президента, то и политический курс всей страны. Сильная, способная выдержать конкуренцию программа должна иметь четко сформулированную цель, способную объединить интересы различных групп населения, должна давать четкий ответ на вопрос, какие экономические, социальные, демократические и духовные блага приобретут избиратель и его семья, если программа будет выполнена. Только такая программа будет одобрена большинством населения, то есть будет социально одобренной или легитимной. Учитель обращает внимание обучающихся на то, что некоторые политики прибегают к такому методу как популизм. Популизм - это стиль в политике, основу которого составляют внешне привлекательные для определенных социальных слоев лозунги, которые никогда не будет выполнены. Примером популизма может выступить предвыборная программа В.В.Жириновского на выборах Президента РФ в марте 2012 года, в которой он обещал в случае победы на выборах: 1) расширить границы страны, 2) выделить бесплатные участки земли с коммуникациями для строительства жилья всем желающим, 3) отменить ЕГЭ. Учитель обращается к обучающимся с просьбой произвести анализ реалистичности положений предвыборной программы лидера ЛДПР. Справка (слайд №5): Зачастую популисты в выступлениях стараются вскользь упоминать о собственной программе, уделяя значительное внимание неконструктивной критике своих оппонентов. В Великобритании существует специальный термин для подобных выступлений «клевета, направленная против политического противника» (дословно «поливание грязью»). Вопрос учителя: Почему же избиратели попадаются на такие уловки? Предполагаемый ответ: определенному кругу людей с недостаточно высокой политической культурой более понятны упрощенные варианты политических решений, простые объяснения сложных проблем. Учитель обращает внимание учащихся на то, что конечным результатом низкой политической культуры определенной части избирателей в РФ является абсентеизм – добровольное уклонение от участия в выборах. Мозговой штурм: причины абсентеизма (каждый обучающийся называет свою причину, ответы не должны повторяться, учитель ничего не изменяя записывает ответы на доске): - низкий уровень политического образования избирателей; - низкий статус личных притязаний на политическое участие; - правовой нигилизм; - распад групповых ценностей; - неразвитость гражданских позиций; - низкая самодисциплина и организация; - недоверие к государству; - позиция: мой голос ничего не значит. Учитель предлагает обучающимся разработать меры по преодолению уклонения граждан от участия в политических выборах (запись мер производится на доске параллельно причине абсентеизма по методу мозгового штурма). Учитель подводит итоги мозгового штурма и обращает внимание обучающихся на полезную информацию по теме: Справка (слайд №6): Российские граждане, достигший 18 лет, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям вправе участвовать в выборах на добровольных началах. В Австралии за неучастие гражданина в выборах налагается штраф. В Великобритании для получения права быть избранным требуется внести крупную сумму избирательного залога. Вопрос учителя: какой вывод позволяет сделать сказанное? Предполагаемые ответы обучающихся: что роль избирателя сложна и ответственна; она предполагает самостоятельный, рациональный и осознанный выбор; требует наличия определенной политической культуры. Учитель подводит итоги урока: Избирателя, который следит за политическими событиями в стране, который знает избирательное право и уверен в том, что нормы избирательного права не будут нарушены, не надо заманивать на избирательный участок всеми способами. Он пойдет туда сам, потому что знает, что его нынешний выбор – это фундамент будущего государства, его детей и внуков. Он не только пойдет сам но и убедит отдать свои голоса родных, знакомых, соседей, сослуживцев. Для страны важен голос каждого. Выставление оценок, благодарность за совместную работу. Домашнее задание: параграф 25, составить и оформить памятку молодому избирателю Приложение №1 (работа со словарем): Избиратель (в РФ) – гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношени, я к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Легитимный (лат.) – законный, но с оттенком дополнительного значения «общепринятый», «принятый всем обществом», то есть получивший всеобщее признание, социально одобренный. Популизм - это стиль в политике, основу которого составляют внешне привлекательные для определенных социальных слоев лозунги, которые никогда не будет выполнены. Абсентеизм – добровольное уклонение от участия в выборах.
Список использованной литературы: Конституция РФ 1993 года; Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», вступивший в силу 10 декабря 1994 года; Боголюбов Л.Н. «Обществознание 11 класс» (профильный уровень), М., «Просвещение», 2013 год; Махоткин А.В. «Обществознание в схемах и таблицах», М., «Эксмо», 2012 год; Никитин А.Ф. «Избирательное право. Избирательный процесс», М., «Открытый мир», 1996 год. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».