«История героизма в процессе патриотического воспитания школьников» |
Рыбас Екатерина Викторовна, учитель истории и обществознания, МАОУ СОШ № 12, ст-цы Михайловской, Курганинского района, Краснодарского края.
«История героизма в процессе патриотического воспитания школьников»
В последнее десятилетие в России патриотизм стал одной из самых актуальных тем, широко обсуждаемых в различных кругах российской общественности. Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, но особую значимость она приобрела в настоящее время. Родина. Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В тоже время в обществе наблюдается "дефицит нравственности" у отдельных личностей и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Мы ежедневно находимся в окружении детей и подростков. Современная молодежь — это «компьютерное поколение», «поколение виртуальной реальности», поэтому ее культурные запросы и ценностные ориентиры принципиально отличаются от всех предшествующих поколений. Она сама пытается разобраться, что есть добро, а что — зло, что справедливо, а что — нет, что прекрасное, а что — безобразное. Поэтому одной из важнейших сторон воспитания в школе, семье и обществе является воспитание гражданина и патриота. Но воплотить в жизнь эту идею, построив ее только на сведениях учебников и фактах, не представляется возможным. И мы учителя должны уметь пробудить в наших детях интерес. Я работаю в школе учителем истории с 2001 года. История - это могучая и вечно живая сила, которая творит патриота, гражданина. Но формирование этих качеств происходит не из сухих фактов, прочитанных на страницах учебников. В данном случае огромную роль играет творческий подход учителя. Но, как и чем привлечь «компьютерное поколение»? Чем удивить и заинтересовать ребенка, посеяв в его душе крошечные зерна любви и гордости к своей Великой Родине. Достаточно часто в последнее время мы слышим термин дегероизация. Что это? Отрицание героизма, его неприятие, отсутствие примеров героизма в обществе? Как решить эту проблему? Архимандрит Тихон однажды сказал: Национальную идею России, о которой до сих пор спорят философы и политики, стоит искать не в идеологических формулах, которые всегда будут иметь недостатки, а в героических поступках предков и современников, которые воплощают в себе все лучшие черты национального характера и могут служить замечательным примером для молодежи. Заинтересовавшись этим вопросом я попыталась выяснить у детей – кто же такие герои? Да, дети пытаются объяснить нам кто такой герой, но из всех опрошенных мною детей, только единицы могут назвать фамилии. И этот факт наводит на мысль – неужели в таком Великом государстве, с такой богатой историей, нет героической славы предков. И не нужно копаться в причинах этого незнания – нужно искать пути выхода. Ежедневно каждый из нас спешит на работу, и разве проходя по родным улицам своего населенного пункта, мы задумываемся, чьим именем они названы? А оказывается героическая слава очень близко. В нашей станице есть улица Лазаренко, но даже те, кто очень долгое время проживает на этой улице, не знают, чьим именем она названа. Этот факт вызывает беспокойство и невольно наводит на мысль: Ушло ли время героев? Я предложила детям разработать серию проектов «История героизма в станице Михайловской» и мы попытались выяснить - ушло ли время героев. Перед нами встал вопрос – «кто такой герой?» И пытаясь ответить на этот вопрос мы обратились за помощью к старшему поколению, нашли определение в словаре и создали словесный портрет героя. Мною был поставлен вопрос - как благодарные потомки пытаются увековечить память героев. (памятники, книги, названия улиц, домов и т.д.) На данном этапе проекта учащиеся были поделены на группы: Первая группа получила задание по теме: Кто такой Лазаренко и почему его именем названа улица в ст. Михайловской. Вторая группа получила задание по теме: Генералы Бабиевы и история Бабиева сада (ныне спортивно-оздоровительный лагерь «Исток») В свою очередь ребятам была оказана помощь. В процессе сбора материала мы совместно с работниками школы и работниками дома культуры провели ряд мероприятий, которые помогли ребятам ознакомиться с исторической действительностью в которую им необходимо было окунуться. Первая серия мероприятий – это мероприятия, посвященные Гражданской войне, героическими участниками которой были и И.С.Лазаренко и генералы Бабиевы. Первое мероприятие было проведено в библиотеке. Провела его школьный библиотекарь. Называлось оно «Пламя Гражданской войны в ст. Михайловской» и речь шла о основных действующих силах и причинах этой войны.В ходе мероприятия выяснилось, что на окраине станицы есть памятник героям белогвардейцам и было принято решение посетить этот мемориал. Экскурсия к мемориалу способствовала более подробному изучению учащимися героической славы станичников. Вторая серия мероприятий была посвящена ВОВ. И здесь неоценимую помощь нам оказали работники дома культуры, которые провели мероприятия, посвященные защите Брестской крепости и Великой победе. В результате этой работы учащиеся получили необходимые знания и закипела работа. Исследовательская работа – одна из наиболее интересных форм работы для современного ребенка. Именно исследовательский подход в обучении позволяет учащимся стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Организуя работу учащихся, необходимо понимать, что школьники должны иметь возможность не только получать определенные знания по тому или иному предмету, но и проявить себя, попробовать себя в различных видах деятельности. Изначально было решено, что каждая группа будет собирать материал по определенной схеме. (Библиотека, интернет, школьный музей, беседы со старожилами). Здесь учащиеся сами определили, каким видом деятельности будет заниматься каждый. Очень много информации нашла группа, работающая с материалами по Лазаренко. В нашей библиотеке было много старых газетных вырезок, интернет тоже пестрил информацией. Очень много информации было найдено на сайте города Могилева, где как оказалось и погиб Лазаренко. Дети удивились тому, что там имя Лазаренко носит не только улица, но и сквер и школа… Дети отыскали сведения о участии Лазаренко в Первой мировой, Финской, гражданской и Великой отечественной войнах. Был найден расстрельный приговор на имя Лазаренко, который по роковой случайности не был исполнен. В интернете дети нашли интервью с родственниками Ивана Сидоровича. Так же ребята, привлекая родителей, посетили исторический музей г.Курганинска, где удалось найти сведения и о Лазаренко и о Бабиевых. Гораздо меньше информации было о генералах Бабиевых. Немного в интернете, немного в музее, и опять старые вырезки из газет. Защита проектов проходила в форме дискуссии с ответом на вопрос – Является ли герой проекта истинным героем Отечества?. В итоге был сделан вывод, что под определение героя, сформулированное нами на начальном этапе подходит два героя проектов: Лазаренко Иван Сидорович и Бабиев Николай Гаврилович. В результате реализации этого проекта были достигнуты следующие результаты: Учащиеся закрепили навыки работы и анализа исторических источников. Их использование позволяет решить ряд взаимосвязанных задач: сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их, проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей; развить мышление учащихся, научить самостоятельно делать правильные выводы и обобщения; формировать оценочную деятельность учащихся, их познавательные возможности. Проделанная работа способствовала развитию чувства патриотизма, любви к родному краю, станице. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё, гордость за земляков и уважение к их героической славе. Результат работы пополнил экспозицию о героях станичниках в школьном музее. По инициативе ребят была создана книга «История героизма в станице Михайловской». В ней представлены материалы о героях-станичниках, собранные и систематизированные детьми. Так же результатом проектной деятельности стал фильм, посвященный героям Лазаренко и Бабиевым. Это стало проявлением творческой активности детей, воодушевленных гордостью за свою станицу. Организовали социальное сотрудничество( на защиту проектов были приглашены жители улиц Лазаренко и Октябрьской). Но история героизма в нашей станице еще не исчерпана. Мы будем продолжать это направление, вовлекая в эту деятельность всех не равнодушных. Ведь станица должна знать своих героев, люди должны гордиться своей историей, ведь память героев жива. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».