Статья (из опыта работы) «Устное народное творчество как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста». |
Кулач Татьяна Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 7 «Солнышко» г. Корсаков, Сахалинской области.
Устное народное творчество Воспитание подрастающего поколения в российском обществе в условиях экономического и политического реформирования требует больших изменений. В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования содержание патриотического воспитания предполагает формирование у дошкольников первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры - эффективное средство воспитания гуманности, справедливости, взаимопомощи, любви к Родине. Со своими детьми третий год мы работаем по программе О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников», в которой значительное место уделено устному народному творчеству. Именно народное творчество позволяет детям в доступной форме усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, черты характера. Учитывая особенности детской психики, мышления при отборе произведений устного народного творчества мы стараемся придерживаться следующих принципов: - доступность содержания; - познавательная и нравственная значимость; - возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир. Свою работу мы строим с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В раннем и младшем дошкольном возрасте первое знакомство ребенка с народной поэзией мы начинаем с малых фольклорных форм: пестушек, потешек. Пестушки получили свое название от слова пестовать – нянчить, носить на руках. Это короткие стихотворные припевы, которыми сопровождают движения ребенка при пестовании. Ай, люли-люли прилетели журавли!
Пестушки постепенно переходят в песенки-потешки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. В этих играх уже часто присутствует и педагогическое наставление в трудолюбии, доброте, дружелюбии. Например, в русской потешке «Сорока», щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького. Народ не оправдывает лентяя в любом возрасте и считает, что психологическая подготовка к деятельности должна начинаться с момента пробуждения сознания. Чтение народных песенок, потешек мы сопровождаем показом наглядного материала, это более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Хорошо помогает улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение вызывают у ребенка удовольствие и радость.
Начиная с младшего дошкольного возраста в своей работе мы активно используем русские народные сказки. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. С помощью народных сказок мы формируем у детей дошкольного возраста определенные нравственные ценности, идеалы. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка - далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Работа со сказкой в нашей группе имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. Начиная со старшего дошкольного возраста в свою работу мы включаем такие жанры народного творчества как считалки, пословицы, поговорки.
Считалки В работе с дошкольниками мы используем разнообразные считалки. Считалка способствует выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества. Считалки, используемые нашими детьми при организации любой игры, привносят в эту игру элемент народности и самобытности.
Важное место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки. Особенное внимание в русских пословицах уделяется теме любви к родине и защите отечества, воспитание у детей интереса и любви к родному краю. Пословица - прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения: век живи, век учись; жить - Родине служить; не красна жизнь днями, а красна делами. Конечной целью пословиц всегда было воспитание.
Русские народные былины Былины являются тем самым элементом устного народного творчества, по которому можно судить о значении фольклора в жизни народности и нации. Особенностью программы О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников», по которой мы работаем, является знакомство детей с былиным эпосом. Былины говорят о любви к родине, о доблести и беззаветной храбрости, о бескорыстии верности долгу. Русский эпос насчитывает десятки богатырей: это и Илья Муромец, и Добрыня Никитич, и Алёша Попович, и Садко-купец и многие другие герои. Как бы не отличались они происхождением, нравом, поведением, деянием, сословным положением - все они выражают собой единый комплекс народных исторических понятий и представлений о том, каким быть человеку и как вести себя в мирные дни и в годину бедствия и лихолетья, когда враг грозит Руси истреблением и гибелью. Наша деятельность с детьми включает чтение былины с последующей беседой по ее содержанию, а так же различные виды деятельности, такие как: разучивание русских народных подвижных игр; разучивание пословиц, поговорок, закличек, дразнилок; театрализованная деятельность; дидактические и настолько-печатные игры; музыкально-ритмическая деятельность; этюды на создание выразительных образов. На базе детского сада совместно родителями мы создали детскую библиотеку с подбором литературы различных жанров, произведениями как русского народного творчества так и с классиками русской и зарубежной литературы. Дети с большим удовольствием посещают библиотеку. Где они не только знакомятся с произведениями но и обыгрывают их. Здесь же расположены фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, былин, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек, сказок, поговорок. Дети, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способны принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль. Для этого нами приобретены различные виды театров: - настольные, - теневые, - бибабо, - перчаточные, - пальчиковые, - ростовые куклы. Входя в образ сказочного героя раскрывая его внутренний мир, ребята переживают, радости и горести героев. В группе для закрепления полученных знаний мы подбираем соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить полученные знания из произведений народного жанра, формируют умения самостоятельно использовать их. В книжном уголке размещаем книги – игрушки, книги - раскладушки, книги - картинки, книжки - малышки.
Вывод Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Поэтому уже в дошкольном учреждении становится важной задачей приобщение детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь, воспитывает чувство любви к родному дому, которое выражается в преданности ей, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.
Список литературы 1.Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим - М., 1988. 2.Ковалева, Г.А. Воспитывая маленького гражданина…/Практическое пособие для работников ДОУ., М., 2004. 3.Кравцов, Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 1977. - 375 с. 4.Куц, В., Замостьянов, А. Воспитание и фольклор: возвращение к истокам // Народное образование. - 2005. - №1. - с. 227 - 236. 5.Русский фольклор. Хрестоматия. - М.: Наука. - 2003. - 480 с.
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».