Задания для проведения практической работы по курсу дополнительного образования (кружка) «Права и свободы человека и гражданина»

Макеев Павел Николаевич, к.ю.н., преподаватель, ГБПОУ «Колледж полиции» Департамента образования г. Москвы. 
Данные задания предназначены для проведения практической работы по курсу дополнительного образования (кружка) «Права и свободы человека и гражданина» в рамках дополнительного образования по предмету «Теория государства и права». Содержание заданий соответствует рабочей программе по курсу, стандартам Федерального закона № 273 «Об образовании в РФ», Концепции развития дополнительного образования детей Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ, требованиям ФГОС по учебной дисциплине Теория государства и права по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность.

 

 


 

Задания для проведения практической работы по курсу дополнительного образования (кружка) «Права и свободы человека и гражданина»

 

1. Как называется политико - правовая связь личности с государством, в котором установлена республиканская форма правления?

А) гражданство;

Б) подданство;

В) гражданство и подданство.

 

2. Как называется совокупность прав, свобод и обязанностей, определяющих положение личности в государстве?

А) правоспособность;

Б) правосубъектность;

В) правовой статус личности.

 

3. Какие признаки отличают понятие гражданин от понятия личность?

А) гражданин - это общефилософская категория, личность - это социальная категория;

Б) гражданин - юридическая категория, личность - социальная категория;

В) гражданин - социальная категория, личность - юридическая категория.

 

4. Назовите одно из условий, которое имеет важное значение для осуществления прав и свобод человека.

А) народовластие;

Б) федерализм;

В) разделение властей.

 

5. Назовите политический режим при котором де-факто осуществляются права и свободы человека.

А) авторитаризм;

Б) демократия;

В) тоталитаризм.

 

6. Какие существуют свободы личности?

А) негативная свобода личности;

Б) позитивная свобода личности;

В) негативная и позитивная свобода личности.

 

7. Какие классификации прав и свобод вам известны? Перечислите.

 

8. Выделите признаки основных прав и свобод человека?

А) содержатся в правовых обычаях, традициях, правовых прецедентах, адресованных юридическим лицам;

Б) закреплены в Конституции и международных документах, принадлежат человеку или гражданину, имеют учредительный характер.

 

9. Назовите поколения прав человека

А) естественное, позитивное, социологическое;

Б) "первое поколение", "второе поколение", "третье поколение";

В) право на труд, избирательное право, право на отдых.

 

10. В чем заключается смысл неотчуждаемости личных основных прав и свобод?

А) данное понятие рассматривается в контексте с нормами международного права и внутреннего законодательства;

Б) личные права и свободы регламентированы внутренним законодательством.

В) нет верного ответа.

 

11. В каких случаях ограничено право на свободу передвижения:

А) в пограничных районах;

Б) в закрытых военных городках;

В) в закрытых административно-территориальных образованиях.

 

12. Чем отличаются "гражданские права" от "личных" прав.

А) обеспечивают свободу и автономию индивида;

Б) в них реализуется большая часть прав и свобод;

В) совпадают.

 

13. Является ли лишением права на жизнь смертная казнь?

А) в РФ смертная казнь признается законным способом лишения права на жизнь;

Б) лишение права на жизнь допускается, если оно является результатом необходимого применения силы;

В) является законным для подавления бунта и мятежа.

 

14.Продолжите перечень международно-правовых актов, направленных на обеспечение прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовного судопроизводства:

А) Всеобщая Декларация прав человека;

Б) Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод;

В) …. и т.д.

 

15. Перечислите в каких международно-правовых документах закреплен принцип свободного доступа к справедливому правосудию?

А) Всеобщая декларация прав человека;

Б) Европейская конвенция;

В) Билль о правах; Международный пакт о гражданских и политических правах;

Г) Основные принципы, касающиеся роли юристов;

Д) Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка;

Е) Иные …

 

16. Назовите основные критерии независимости суда с точки зрения практики Европейского Суда:

А) порядок назначения судей;

Б) порядок лишения их полномочий;

В) равенство судей перед законом;

Г) продолжительность полномочий судей;

Д) высокая степень материальной обеспеченности;

Е) презумпция невиновности;

Ж) неприкосновенность судей;

З) состязательность процесса;

И) высокий уровень законодательной регламентации процесса.

 

17. В чем заключаются проблемы обеспечения безопасности лиц, содействующих расследованию преступления:

А) в инертности должностных лиц, ведущих расследование;

Б) в отсутствии законодательной базы;

В) в сложившихся тенденциях российской судебной практики;

Г) в недостатках урегулирования статуса участников процесса.

 

18. В каких международно-правовых актах закреплено требование о запрещении пыток, бесчеловечного обращения к обвиняемому (подозреваемому): "Пакт о гражданских и политических правах" … - продолжить .

 

19. Как российское уголовно-процессуальное законодательство обеспечивает неприкосновенность частной жизни граждан? Перечислить способы и средства обеспечения:

А) правила отводов;

Б) порядок производства;

В) порядок обжалованиядействий и решений органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу;

Г) судебное разбирательство;

Д) контроль и запись переговоров;

Е) конституционные гарантии;

Ж) иные способы………

 

20. Контроль и запись переговоров - это:

А) составная часть одного из следственных действий;

Б) следственное действие;

В) действие, не предусмотренное уголовно-процессуальным законом;

Г) оперативно-розыскное мероприятие.

 

21. Порядок обжалования действий и решений органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, включает:

А) правила отвода;

Б) процедуру подачи жалобы;

В) полномочия должностного лица;

Г) обязанность должностного лица разъяснить право на жалобу;

Д) порядок рассмотрения жалобы;

Ж) порядок реабилитации.

 

22. Соотносятся ли между собой "правосудие " и "судебный контроль" как:

А) форма и содержание;

Б) два способа осуществления судебной власти;

В) адекватные понятия;

Г) понятия, определяющие сущность и содержание судебной власти;

Д) взаимопоглощающие понятия.

 

23. Презумпция невиновности закреплена в следующих международно-правовых актах:

- во Всеобщей Декларации прав человека, … - продолжить перечень.

 

24. Смысл и содержание презумпции невиновности определяет:

А) гарантию считаться невиновным;

Б) правовое положение обвиняемого;

В) возможность применения к обвиняемому мер уголовно-процессуального принуждения;Г) право обвиняемого на защиту;

Д) обязанность толкования сомнений в доказанности вины в пользу обвиняемого;

Е) иные обязанности органов и должностных лиц, ведущих процесс.

 

25. Механизм обеспечения прав человека в уголовном процессе включает:

А) цель (назначение уголовного процесса);

Б) систему действий должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу;

В) статус участников процесса;

Г) правила отводов;

Д) задачи органов, осуществляющих уголовное судопроизводство;

Е) обязанности следователя, дознавателя, прокурора, судьи;

Ж) состязательность процесса;

З) гарантии прав личности;

Е) программу реабилитации;

К) принципы уголовного процесса.

 

26. Укажите, в каком из международно-правовых актов право на доступ к правосудию выступает как объект правового регулирования и защиты:

А) Всеобщая декларация прав человека.

Б) Конвенция о международном доступе к правосудию.

В) Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод.

Г) Конвенция Содружества Независимых государств о правах и основных свободах человека.

 

27. Укажите, какие международно-правовые акты не предусматривают создания органов, контролирующих соблюдение, провозглашенных в них принципов:

А) Международный Пакт о гражданских и политических правах.

Б) Всеобщая декларация прав человека, Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

В) Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод.

Г) Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека.

 

28. Целью какого судебного процесса является защита прав, свобод и охраняемых законом интересов отдельных граждан:

А) конституционного судопроизводства;

Б) гражданского процесса;

В) арбитражного процесса;

Г) третейского судопроизводства.

 

29. Укажите, какие средства правовой защиты не предусмотрены гражданским процессуальным законодательством:

А) иск;

Б) жалоба;

В) заявление;

Г) петиция.

 

30. Какой вид судопроизводства в гражданском процессе предназначен для защиты субъективных публичных прав и свобод граждан и организаций:

А) исковое производство;

Б) производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений;

В) приказное производство.

 

31. Укажите как, исходя из принципов универсальной ценности, касающихся прав человека, определяется природа иска:

А) право на иск есть охранительное право, особое проявление этого материального права, которое предполагается нарушенным.

Б) право обращаться с иском является выражением фундаментальной свободы.

 

32. В каком случае существенное условие, необходимое для приведения в действие механизма международного контроля, сформулировано неправильно:

А) государство должно быть участником международного договора;

Б) согласие государства на возможность применения в отношении его механизма международного контроля не обязательно;

В) международный договор должен предусматривать создание специального органа, наделенного компетенцией по осуществлению контроля за соблюдением прав и свобод, закрепленных в договоре.

 

33. Какое суждение о значении механизма международного контроля за соблюдением государствами основных прав и свобод будет неверными:

А) механизм международного контроля - это гарантия реализации права на доступ к правосудию;

Б) международные средства контроля следует рассматривать как кассационную инстанцию в отношении внутригосударственных решений.

 

34. Кто из перечисленных учёных не занимался рассмотрением теории прав человека?

А) Перельман;

Б) Аристотель;

В) Локк;

Г) Фома Аквинский.

 

35. В соответствии с Конституцией РФ гарантом прав и свобод человека и гражданина является:

А) Конституционный суд РФ;

Б) Генеральный прокурор;

В) Уполномоченный по правам человека в РФ;

Г) Президент РФ;

Д) Председатель Правительства РФ.

 

Список литературы:

Основная

1.Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. Теория государства и права: учебник для средних специальных учебных заведений / А.В. Малько, В.В. Нырков, К.В. Шундиков. - М.: «Норма: ИНФРА-М», 2014. – 432 с.

Дополнительная

1.Гриценко М.В., Летушева Н.И. Теория государства и права: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / М.В. Гриценко, Н.И. Летушева. -7-е изд., перераб. - М.: ИЦ «Академия», 2013. – 224 с.

2.Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. Учреждений / А.В. Клименко, В.В. Румынина. 3-е изд., стер. - М.: ИЦ «Академия», 2006. – 224 с.

3.Малько А.В. Теория государства и права: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Юристъ, 2009. – 304 с.

4.Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. - М., 2009. – 636 с.

5.Правовая политика России: общетеоретические и отраслевые проблемы: учебное пособие / под науч. ред. А.В. Малько. — М.: Юрлитинформ, 2014. - 453 с.

6.Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. - 558 с.

7.Теория государства и права: учебник / под ред. В.К. Бабаева. - 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Райт, 2013. - 715 с.

8.Теория государства и права: учебник. / под общ. ред. О.В. Мартышина. - М.: Юрлитинформ, 2012. - 480 с.