Конспект внеклассного мероприятия по теме: "О гражданственном долге, мужестве и героизме"

Мещерякова Татьяна Александровна, воспитатель. Казённое   образовательное учреждение Омской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Исилькульский детский дом» имени М.И. Руденка.
Разработка предназначена для детей в возрасте15-18 лет. формировать представление детей о гражданском долге, мужестве, героизме; вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными советскими людьми в годы войны и в мирное время; формировать осознанное чувство гражданственности, мужества героизма, долга как одно из нравственных ценностей в обществе. 


Открыть:    ПРЕЗЕНТАЦИЯ 

Тема: О ГРАЖДАНСКОМ ДОЛГЕ, МУЖЕСТВЕ И ГЕРОИЗМЕ

 

Цель: формировать осознанное чувство гражданственности, мужества героизма, долга  как одно из нравственных ценностей в обществе.

Задачи:

Обучающая: продолжать развивать навыки конструктивного общения в диалоге и полемике.

Образовательная: формировать представление детей о гражданском долге, мужестве, героизме; вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными советскими людьми в годы войны и в мирное время;

Развивающая: показать роль самовоспитания в формировании нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом, развивать  умение поступать согласно чувству,  учить отвечать за свой выбор, свои решения.

Воспитательная: воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними,  вызвать стремление, воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту.

Коррекционно-развивающая: корректировать отношение воспитанников такому качеству как долг, через прием обсуждения видеороликов.

Форма проведения: круглый стол

Предварительная подготовка.

1. Задания детям:

а) Подберите русские народные сказки, былины, пословицы и поговорки,  воспевающие  красоту и мужество героев, и подумайте над  вопросами:

  • В чем видит народ красоту человека?
  • Какие поступки людей определяются как героические, мужественные?
  • Согласны ли вы с представлениями русского народа о красоте и мужестве?

б) Приведите высказывания о мужестве, которые вам наиболее близки, и объясните, что определило ваш выбор (см. в кн.: Золотые россыпи о тебе, человек: Мысли, афоризмы, народная мудрость. –Одесса, 1968; Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов. – М, 1980).

в) Прочитайте книги о мужественных людях, их героических делах (см. кн.: Дети города-героя. – Л., 1974; Мальков, В. Северное сияние: повесть. – М., 1977; Медаль за бой, медаль за труд. – М., 1970; Морозова, В. Человек трудом славен: очерки. – М., 1981).

2. Детям подготовить сообщения о детях-героях Великой Отечественной войны.

3. Двум-трем детям подготовить выступления о героических поступках детей в наши дни.

4. Предложить детям  высказать свое мнение по следующим вопросам:

  • Каких людей вы считаете героями?
  • Ваше понимание героического поступка?
  • Можно ли честное исполнение своего долга считать подвигом?
  • Обязательно ли подвиг связан с риском для жизни?
  • Что значит «быть мужественным»?
  • Применимо ли это понятие к женщинам?
  • Подвиг это вспышка отваги, случайность или результат всей жизни?


 

Ход занятия

1 Организационный этап.

Живём мы посреди большой России

Средь городов, лесов, озёр, полей.

И есть у нас, когда бы нас спросили

Меч для врагов, объятья для друзей.

Нам Родину завещано любить

И сердцем отовсюду к ней тянуться,

И не прервать связующую нить,

И нам порой так нужно оглянуться

Введение в тему: Мы часто слышим фразу: «Каждый человек должен быть настоящим гражданином своей Родины. Но, наверное, мало кто из вас серьезно задумывался над значением этих слов.

2. Введение в проблему

Педагог:  Предлагаю, чтобы тему нашего занятия вы назвали сами. Для этого, нужно выполнить задание.  В предложении рассыпались и перепутались слова, и буквы. Восстановите предложение и вы узнаете тему нашего занятия. Тема занятия состоит из трёх слов, предлагаю вам три конверта, составьте тему нашего занятия.

Дети: Тема нашего занятия  «О гражданственном долге, мужестве, героизме»

Педагог: На сегодняшнем занятии мы будем говорить о гражданине, о том, каким он должен быть, о его обязанностях и ответственности. Прежде чем мы начнём нашу беседу, я хотела вам рассказать сказку о двух государствах «Можно» и «Нельзя».

 

3. Основная часть:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять человека - пожалуйста, всё можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств, и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию.

В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

 

Педагог: Как вы думаете, почему страна стала процветающей и счастливы её жители?

Дети: они чувствуют себя в безопасности?

- Жители стали жить по законам.

-Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности,

значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних

нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие,

беспорядок, несправедливость!

Педагог: Людям удалось решить эту проблему?

Дети: В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась

Педагог: Что такое закон? Зачитайте

ЗАКОН - нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

Педагог: Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

Дети: В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем.

Педагог: Где прописаны эти законы?

Дети: Законы записаны в Конституции - основном законе государства. (Демонстрация книги.)

 

Видеоролик чтение Конституции Р.Ф. студия Факт

 

Педагог: Сколько конституций было принято?

Дети:  Было принято пять конституций.

Педагог: Когда была принята последняя конституция Р.Ф.?

Дети: 12.12.1993 года

Педагог: Срок действия конституции Р.Ф.?

Дети: от 7 до 40 лет.

 

Педагог: Кроме Конституции существуют ещё законы в нашей стране?

Вспомните, какой закон мы с вами изучали на прошлом занятии?

Дети:  Конвенция о правах ребенка

Педагог: Назовите основные права?

Педагог: Какие ещё есть законы в нашей стране?

Дети: Семейный кодекс, гражданский кодекс, трудовой кодекс,  уголовный кодекс.

Педагог: Давайте с вами попробуем дать  определение понятию «гражданин».

Дети:

Педагог: Кто такой гражданин?

Дети:

Педагог: Зачитайте со словаря понятия гражданин?

Ребёнок: Лицо – принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

Педагог: Какими ещё качествами вы могли бы дополнить приведённое определение?

Дети:

Педагог: В каких ситуациях мы сталкиваемся с термином «гражданин»?

Дети:

Педагог: Сейчас предлагаю вам разделиться на две группы по четыре человека.  Работа в группах: ознакомьтесь с текстом Конституции.

Педагог: В Конституции РФ.  определено правовое содержание понятия «гражданин». Найдите и зачитайте?

Статья 6.

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Задание группам:

  1. 1.Напишите 5 критериев, которым должен соответствовать гражданин.

-Самостоятельно соблюдать нравственные нормы поведения в обществе.

– Быть добросовестным во всех делах.

– Охотно выполнять общественные поручения.

– Проявить готовность защищать Родину.

– Проявлять чувство ответственности и долга перед родителями.

– Показывать пример бережного отношения к природе и общественному

достоянию.

– Хорошо учиться, трудиться, охотно помогать товарищам.

– Проявлять нетерпимость к злу и аморальности.

– Уметь встать на защиту слабых.

– Интересоваться политическими событиями в стране, историей и культурой Родины.

2. Дополните высказывание:

Гражданин – это человек, который ценит, приумножает, уважает, не приемлет…

Ценит - Культуру нашего народа, чувство ответственности и долга к своей Родине.

Приумножает - богатства нашей страны

Уважает - закон, традиции, обычаи  и культуру нашего народа

Не приемлет - нетерпимость к злу и аморальности.

Мы сегодня строим правовое государство и, хочется верить, что в таком государстве мы будем не только иметь права и свободы, но и выполнять возложенные на нас обязанности.

Педагог: Что такое обязанности? Зачитайте…

Обязанности – это установленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная в его Конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенные вид и меру поведения, ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Обязанности – это такое поведение человека, которое в обществе считается необходимым и должным. Они частично записаны в законах, а частично считаются в обществе чем-то само собой разумеющимся и определяются нормами морали.

Педагог: Как вы понимаете, что такое обязанность?

Дети: Например, никакой закон не запрещает радоваться чужой беде, а вот норма морали такое поведение осуждает. Норма морали приветствует, если мы сочувствуем человеку, попавшему в беду, и хвалит того, кто считает своей обязанностью предложить свою помощь и поддержку.

Педагог: Возьмем пословицу «Сам погибай, а товарища выручай». В ней мораль российского общества прямо обязывает помочь товарищу в беде. Что же касается наших обязанностей, которые определяются законами, то главные из них мы найдем в Конституции Р.Ф.

Педагог: Для этого я предлагаю работы в группах.

Работа в группах:  В чём же заключаются обязанности граждан РФ?

Для этого вам необходимо обратиться к конституции, найдите статьи, в которых говориться об обязанностях граждан Р.Ф.

  • Статья 15. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.
  • Статья 38.
  • Статья 43.
  • Статья 44.

 

  • Статья 57.
  • Статья 58.
  • Часть 1.
  • Статья 59.
  • Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Педагог: Таким образом, наша обязанность – это такое наше поведение, которое нормами общественной морали и нормами права признается должным и необходимым.

Нормы морали поощряют человека соблюдать обязанности, а при их несоблюдении не предусматривают иного наказания, кроме общественного осуждения.

Дети: Люди могут отвернуться от человека, который что-нибудь обещает, а не делает, но наказывать его за это каким-нибудь штрафом не будут. Хватит и того, что этого человека перестают уважать.

Педагог: А вот нормы права, выраженные в законах, требуют от человека действовать в соответствии с обязанностями. Если человек требования закона не выполняет, то за это должен нести ответственность.

Педагог: Можем ли мы сами, по своей воле, расширять обязанности, определённые законом? Нет.

Педагог: Итак, мы проанализировали обязанности граждан Российской Федерации. Важно помнить не только о законодательном исполнении прав и обязанностей, но и об их исполнении на подсознании. Но для этого необходимо помнить об этом на протяжении всей жизни. И передавать этот опыт как традицию или обычай из поколения в поколение.

Кроме выполнения обязанностей, каждый гражданин также несёт ещё ту или иную ответственность.

Педагог: Что такое ответственность?

Педагог: Зачитайте со слайда, что такое ответственность?

Ответственность разные люди понимают по-разному в разных ситуациях. Существует ответственность, которая нам предназначена, которую мы, в некоторых случаях, обязаны нести, в других случаях нам предоставляется выбор, нести ли ту или иную ответственность, и есть ответственность, которую мы определяем сами для себя.

Педагог: Это определение можно разбить на 3 различные категории:

  • ответственность, которую мы несем, потому что ее нам навязывают, – долг;
  • ответственность, которую мы несем, потому что этого требуют обстоятельства, – обязанности;
  • ответственность, которую мы несем без чьих-либо указаний – поступки.

Педагог: Приведите примеры ответственности дома, в школе, по отношению к окружающим людям. Что случается, если ответственность не выполняется? Когда выполняется?

Педагог: Итак, каким должен быть примерный гражданин своего отечества?

Дети: Ответствен, выполняет обязательства, изложенные в Конституции.

Педагог: А должен ли он быть верным своей Родине? В чём это должно проявляться?

Ребёнок: На протяжении всей многовековой истории нашей Родины народ превыше всего ценил верность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости.

Педагог: В устном народном творчестве отразились представления об идеале гражданина. Каковы же они? Вспомните русские былины, героические сказки…

Ребёнок: В сказках  борьба со злом, простой крестьянский сын, даже и не самый лучший среди своих братьев, становится писаным красавцем, так как он проявил мужество, отвагу, находчивость и смелость, ловкость и хитрость. Красота героя – в его скромности, доброте, в бескорыстном служении народу, в готовности в любую минуту пожертвовать своей жизнью ради счастья людей.

Ребёнок: В образах героев былин, в их мужественном поведении народ воспевал патриотические подвиги, самоотверженную борьбу за родную землю, беззаветную храбрость и удаль народную, сочувствие угнетённым, ясный ум, стойкий характер, прямоту и неподкупность — лучшие черты русского характера. Нравственные идеалы русского народа: прославление, мирного труда, мастерство, трудолюбие, физическая сила, чувство собственного достоинства, доброта и честь. В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» воплотились народные представления о воинской доблести, о мужестве, преданности и неподкупности.

Педагог: История нашей Родины знает много беспримерных подвигов граждан в годы Великой Отечественной войны и в мирное время.

Ребёнок:

Было обычное жаркое лето,

Бабушка мне рассказала об этом.

Все отдыхали: кто с мамой на даче,

Кто на реке загорал и рыбачил.

В лагере детском ребята играли,

Горя и бед  до поры не видали.

Ребёнок:

Вдруг грохот раздался,

И все потемнело,

Словно огромная птица взлетела.

Рвутся снаряды, огонь полыхает,

Огненный враг на страну наступает.

Гибнут простые мирные люди

Кто уцелел, никогда не забудет.

От боли стонала родная земля,

Страшное слово узнали «ВОЙНА»

Видеоролик о войне: «Внимание, внимание…

Педагог: В каком году началась война?

Дети: 22 июня 1941 года ровна в 4 утра без объявления о нападении на нашу страну напали гитлеровские войска.

Педагог: Сколько лет продолжалась война?

Дети: 3года 10 месяцев 18 дней.

Педагог: Сколько погибло в войне людей?

Дети: 26 миллионов 452 человеческих жизни.

Педагог:  Каждый день Великой Отечественной Войны на фронте и в тылу - это подвиг мужества людей, верности Родине. И сегодня нельзя не вспомнить тех, о ком говорят: «Их подвиг бессмертен».

Ребёнок: Мужество защитников Родины - пример подражания каждому юноше и девушке, всему молодому поколению нашей страны.

Педагог: В дневнике одного из немецких солдат было написано: "Мы никогда не победим русских, потому что дети у них сражаются, как герои".

Вы спросите почему? И ответом на ваш вопрос будет следующий фильм

Просмотр видео фильма: «Маленькие герои большой войны»

Педагог: Обратили ли вы внимание на глаза детей, чем они наполнены?

Дети: Глаза детей наполнены ужасами войны, страданием горечь….?

Педагог: Какие ужасы войны пережили дети?

Дети: Их мучили в концлагерях, пытали, не кормили, убивали…..

Педагог: Обратили ли вы внимание, что было написано на стене в блокаду Ленинграда?

Дети: Когда кто- то умирал, то писали на стене, умер…

Педагог: Жертвами фашистской неволи стали?

Дети: Более пяти миллионов  детей?

Педагог: Сколько дожило детей до освобождения?

Дети: Лишь один ребёнок из десяти.

Педагог: Где работали дети во время войны?

Дети: У станков, изготавливали детали, санитарками, …

Педагог: Защищали ли они Родину и как?

Дети: Многие шли в партизаны, подрывниками, разведчиками, санитарками, воевали на равнее с взрослыми..

Педагог: Сколько было награждено орденами и медалями детей участвующих в войне?

Дети: Более 35 тысяч детей было награждено орденами и медалями.

Педагог: Званием героя Советского союза было награждено, сколько детей пионеров?

Дети: Званием героя Советского союза награждено 4 пионера.

Педагог: Сколько лет прошло после окончания войны?

Дети: 70 лет

Педагог: Когда мы празднуем праздник день победы?

Педагог: Мужество, стойкость, духовную красоту проявляли не только взрослые, но и дети. «Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта, – писал из действующей армии в 1941 г. А. Гайдар. – И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига».

Педагог: Среди них были и наши земляки. Исилькульцы, как и все советские люди, встали на защиту своей Родины. Из 12700 Исилькульцев, сражавшихся на франтах Великой Отечественной войны, к родным очагам вернулись 6270 человек. И все они честно выполнили свой долг. Среди них наши земляки

Педагог: Среди них эти герои.

Ребёнок: Долина Мария Ивановна

Награждена:

Орденом Ленина,

Двумя орденами Красного Знамени

Несколькими медалями.

За высокие боевые заслуги перед Родиной, Указом Президиума Верховного Совета СССР 18 августа 1945

года присвоено звание Героя Советского Союза.

Ребёнок: Кибаль Иван Андреевич

Награжден:

Орденом Ленина

Тремя орденами Красного Знамени

Орденами Трудового Красного Знамени и Отечественной войны I степени

Четырьмя орденами Красной Звезды

Орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени

Двумя орденами Демократической Республики Афганистан, многими медалями

10 января 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за героизм, проявленный в боях, присвоено звание Героя Советского Союза.

Ребёнок: Куцевалов Тимофей Фёдорович

Награждён:

Герой Советского Союза. (1939г.)

Награжден Орденами Ленина (дважды),

Орденами Красного Знамени

(четырежды),

Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды

Иностранными орденами, медалями.

Ребёнок: Морозов Петр Иванович

Награждён:

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года он удостоен высшей награды - звания Героя Советского Союза.

Награждён Орденами Ленина, орденом Красного Знамении медалями.

Ребёнок: Насардинов  Гафар  Назарович

Награждён:

Орденами Ленина, Отечественной войны II степени и несколькими медалями.

27 июня 1945 года за образцовое выполнение задания командования при форсировании реки Одр, захвате и расширении плацдарма в районе Олау присвоено звание Героя Советского Союза.

Ребёнок: Фролов Андрей Дмитриевич

Награждён:

За мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Фролову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Орденами Ленина, орденом Красного Знамени, Отечественной войны II степени,

орденом Красной Звездой пятью медалями.

Педагог: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки.

Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было.

Педагог: Можно ли совершить мужественный поступок в мирное время?

Дети: О подвиге в мирное время?

Дети: Школьники из Краснодарского края Роман Витков и Михаил Сердюк спасли пожилую женщину из горящего дома.

Дети: В селе Ильинка  Тульской области  пятеро  школьников  вытащили пенсионерку из колодца. 78-летняя Валентина Никитина упала в колодец и выбраться самостоятельно не смогла.

Дети: В сентябре 2014 года на территории воинской части во время учений г.Омске произошло ЧП.
Младший сержант выдернул чеку у гранаты и выронил боеприпас.
Полковник Серик Султангабиев, успев вовремя среагировать,
накрыл гранату своим телом. Президент России по представлению командования наградил  званием «Герой России».

Дети: Омск помнит Олега Охрименко на остановке по улице Бархотова  в один из апрельских дней 2002 года даже не успели понять люди, что легко могли погибнуть. Сцена задержания опасного преступника больше напоминала о съемках фильма, чем о реальной спецоперации. Но когда граната выпала из рук преступника, старший оперуполномоченный Олег Охрименко закрыл ее своим телом и принял всю силу взрыва на себя, защитив десятки людей. Своим поступком он спас не только своих коллег, но и порядка 50 человек, находившихся около остановки.  Звание Героя России было присвоено Олегу Охрименко посмертно. Администрация  приняло решение назвать именем Героя России одну из улиц в Советском административном округе именем Олега Охрименко.

Педагог: Высшее проявление красоты человека выражается в заботе о процветании своей Родины, в готовности в любую минуту встать на ее защиту.

Педагог: У некоторых ребят подвиг связывается с физической силой, отвагой, мужеством – качествами, которые можно проявить только в боях и сраженьях.

Педагог: Но разве подвиг – это только бесшабашная храбрость?

Дети:

Педагог: Что означает любить Родину?

Ребёнок: Любить Родину – значит гордиться ее достижениями, быть полезным своему народу, бороться со всем, что мешает нам жить.

Педагог: От того, какими интересами живет гражданин, как участвует в решении пусть даже маленьких, но общественно ценных задач, зависит готовность к подвигу.

  • Как можно готовить себя к подвигу?
  • В каких ситуациях вам приходилось проявлять смелость, мужество?
  • Как вы развиваете свою волю, целеустремленность, смелость?
  • В чем проявляется ваша любовь к Родине?

Педагог:

Мужество, воля к победе, честность и добросовестность – все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью.

В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем, строящим прекрасную, светлую жизнь.

4. Подведение итогов.

Педагог: Для того чтобы подвести итог нашего круглого стола я хочу, чтобы вы ответили на следующие вопросы:

Рефлексия - Самооценка

Сегодня на занятии:

  • Какие я получил, закрепил знания, опыт?
  • Что я сегодня делал и чего достиг на занятии?
  • Каким было сегодня моё преобладающее настроение?
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Заставило задуматься…

 

Педагог: Предлагаю посмотреть видео ролик, о чём пойдет речь в нём?

Дети: О долге о чести

Педагог: Это является темой нашего следующего занятия, спасибо за работу мне было приятно с вами работать.