Статья «О воспитании юных граждан страны».

Прасова Наталья Александровна, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «СОШ №3» г. Новый Оскол Белгородской области. 
Идейная и гражданская позиция ребёнка с самых ранних лет формируется не только системой общественного воспитания, но и атмосферой нашей действительности, нашим образом жизни. Ребёнок должен усвоить, что наша жизнь будет становиться лучше, только если каждый вложит все свои силы, знания, умения в общее дело. Для каждого высокого поступка нужна закалка ежедневным участием в общественно полезных делах, постоянным упражнением ума, сердца и воли. Конечно, лучшие и самые доходчивые для юных граждан уроки – родительские, но только благодаря совместным усилиям семьи и школы воспитание даст свои результаты.

 


О воспитании юных граждан страны.

Идейная и гражданская позиция ребёнка с самых ранних лет формируется не только системой общественного воспитания, но и атмосферой нашей действительности, нашим образом жизни. И здесь особенно велика роль семьи – самой первой ячейки общества, в которой развивается ребёнок. Её влияние и сила воздействия на человека в детские и отроческие годы не сравнима ни с каким другим влиянием извне.

Давно ушло в прошлое некогда бытовавшее убеждение, что дети недоросли до понимания некоторых сложных вопросов и нет смысла говорить с ними о политике, социальных проблемах и о высоких гражданских истинах. Сегодня дети развиваются быстро и бурно. Их интересует сложная и насыщенная событиями политическая жизнь страны и мира. Социальные преобразования также не остаются вне поля зрения наших детей.

Школьники, уже в первом классе, задают родителям массу вопросов, свидетельствующих об их несомненном интересе к общественно-политическим проблемам. Ребят постарше начинают волновать сложные проблемы общественного бытия; подростки задумываются над тем, в чём состоит истинный смысл жизни, какие идеалы взять на вооружение, как найти призвание. И родители, самые близкие люди, лучше всех могут дать совет, подсказать, рассеять сомнения детей, направить энергию и поиски таким образом, чтобы все их помыслы и стремления были крепко связаны с потребностями современного общества.

Школьники часто спрашивают взрослых, что такое - цель жизни, какой она должна быть. И это не абстрактные разговоры. Дети интуитивно чувствуют, где главное. Человек, пусть даже очень юный, осознанно поставивший перед собой высокую цель – приносить пользу Родине, нести ответственность за свои дела, не сможет жить, оставаясь непричастным ко всему происходящему вокруг него. В доступной его возрасту форме он обязательно включится в общую работу, а значит будет расти как активист; целеустремлённость станет его жизненной позицией, критерием всех его поступков, если будет развита и поддержана семьёй.

К сожалению, некоторые родители считают, что нет необходимости особо заботиться о том, чтобы ребёнок чётко определял жизненные цели. Дескать, придёт время, - цели определятся сами собой. И они глубоко заблуждаются. Определятся ли эти цели вообще, если чрезмерная родительская любовь и опека лишает многих детей самостоятельности, возможности иметь своё мнение и сделать свой выбор?

Какими будут эти цели? Сформируются ли у подрастающих людей идейная стойкость и общественные устремления, если их воспитывают в благополучии, всячески оберегая от трудностей, проблем, жизненных невзгод? «Дать детям всё, чего не имели сами»,- этот ставший для некоторых самоцелью родительский лозунг таит в себе опасность воспитать мещанина, равнодушного к людям, если не соединить разумно возможности, предоставляемые детям, с требованиями, обращёнными к их совести и чувству долга. К сожалению, мы часто только даём и вещизм всё более поражает юных граждан. Растёт этот ребёнок, и растут его непомерные требования к родителям. А какой ценой даётся взрослым удовлетворение этих желаний, его не заботит. Так вырастает иждивенец.

Получается, что материальное благополучие очень часто не используется для воспитания правильного отношения к труду. Семейный бюджет отражает качество труда каждого члена семьи. Знакомя детей с бюджетом, с финансовыми возможностями семьи, родители наглядно могут убедить их в том, что труд – единственный источник благосостояния. Участие ребёнка в ведении семейного хозяйства поможет справиться с ростками потребительской психологии и расточительства. Если ребёнок не усвоил, что всё нужное ему он получает благодаря труду близких людей, он не сможет стать настоящим гражданином и тружеником.

Подлинная личность начинается с желания и умения трудиться. Это полезно помнить тем родителям, которые стремясь дать всестороннее воспитание детям, учат их музыке, танцам, рисованию и прочему, только - не труду. Хотя развитие интеллекта и эстетических наклонностей ребёнка не исчерпывает формирование личности. В меру своих сил дети должны трудиться не только с целью самообслуживания, но и более серьёзно помогая родителям, выполняя задания детских коллективов, общественности. Объектов для приложения сил школьников немало: волонтёрская деятельность, тимуровские дела, помощь шефам и т.д. Хотя школа немало делает в этом направлении, но и роль семьи в формировании отношения ребёнка к труду на благо общества нельзя сбрасывать со счёта.

Каждый ли родитель осознаёт свою ответственность за воспитание в детях трудолюбия, уважения к людям труда, потребности трудиться? Часто ли рассказывает о своём труде, о деле, которым сам занят? Оказывается, многие дети затрудняются даже правильно назвать профессию родителей, что является недопустимым. Подавляющее большинство родителей – хорошие труженики, почему же дети ничего не знают об этом?

Современные родители, заботясь о собственном культурном и духовном росте, порой всё более отдаляются от детей и в свободное время, и этот дефицит общения проявляется невосполнимыми потерями в становлении растущей личности. О каком знании характера ребёнка может идти речь, если родители его почти не видят, а значит, и не понимают и не могут избрать правильный стиль взаимоотношений. Если же дети чувствуют, что родители к ним относятся как к равноправным членам семейного коллектива, они уважают их мнение, считаются с ними, становятся увереннее, активнее и в общественной жизни.

Среди важнейших средств семейного воспитания на первом месте – личный пример родителей и родительское слово. Но если о родительском авторитете мы хоть как-то заботимся, то вот к своему родительскому слову очень невнимательны и безответственны. Иногда, небрежно брошенная фраза разрушает то, что с большим трудом создавалось целым коллективом педагогов в школе. Очень плохо действует на ребят брюзжание старших по поводу тех или иных недостатков в нашей жизни. Иногда незаметно для самих себя мы занимаем в разговоре позицию прямо противоположную той, которая необходима для правильного воспитания детей. Дети принимают наши опрометчивые высказывания за истину и сами привыкают к тому, что можно критиковать без всяких аргументов.

Чтобы дети умом и сердцем ощущали постоянную связь между настоящим и прошлым, чтобы героический путь нашей страны воплотился в их сознании в конкретную цепь реальных событий и судеб нескольких поколен6ий, взрослые должны не бояться говорить с детьми о высоком, о благородных идеалах и делах, о подвигах. Семейные традиции и семейные реликвии, доставшиеся от старших поколений, помогут взрослым в идейно-политическом воспитании детей. Простой, незатейливый рассказ родителей о прадедушке и прабабушке, о трудностях и лишениях, которые пришлось пережить в годы войны, о радости мирного труда откроет детям, какой ценой было завоёвано сегодняшнее счастье. Ребёнок, подросток, юноша, поставленный лицом к лицу с этой красноречивой исторической правдой, не может не понять, чего ждут от него старшие. Он поймёт, что наша жизнь будет становиться лучше, только если каждый вложит все свои силы, знания, умения в общее дело.

Идейность не рождается из ничего. Для каждого высокого поступка нужна закалка ежедневным участием в общественно полезных делах, постоянным упражнением ума, сердца и воли. Конечно, лучшие и самые доходчивые для юных граждан уроки – родительские, но только благодаря совместным усилиям семьи и школы воспитание даст свои результаты.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР