Парламентский урок. Тема: «Человек и закон»

Гайнуллина Ляйля Гусмановна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №12 с татарским языком обучения имени Ф.Г.Аитовой», г. Казань. 
Цель — создание условий для патриотического воспитания подрастающего поколения, активной жизненной позиции; формирование правовой культуры и гражданской грамотности.

 


 Парламентский час 
«Человек и закон»

 

Цель  — создание условий для патриотического воспитания подрастающего поколения, активной жизненной позиции;  формирование правовой культуры и гражданской грамотности

Задачи:

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
  • обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • ознакомление с основным законом нашей страны – Конституцией.

Формы проведения:

  • создание проблемного вопроса «Какие вопросы возникают, читая тему занятия «Человек и закон», создание детьми новых вопросов для решения проблемы;
  • работа с использованием   презентации «Человек и закон» ;
  • групповая работа «Составление предложений о Конституции РФ» - итог занятия;
  • работа в парах «Делаем Флаг РФ» из цв.бумаги;
  • просмотр видео-ролика «Гимн РФ»
  • прослушивание песни «Моя семья» Александра Ермолаева.
  • Особенностью оформления данного классного часа является наличие государственной символики: герба и флага Российской Федерации. Для сопровождения рассказа учителя использование мультимедийной презентации, отражающей содержание темы.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация «Человек и закон»,
  • проектор, ноутбук, экран, колонки,
  • видеоролики «Герб России»,
  • карточки со словами (человек, закон, государство, природа, школа, класс, гражданин), карточки для групповой работы для составления предложений о Конституции РФ, карточки со словами (законы, Устав школы, правила поведения в школе, семейные ценности)
  • физическая карта России, цветная бумага, клей для групповой работы «Флаг РФ»                            

Ход занятия

Учитель: 

У каждого человека есть свой любимый маленький уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, а из множества таких уголков и состоит наша большая великая Родина. Каждый человек любит свою Родину. А любить свою Родину – значит жить с ней одной жизнью.

В какой стране вы живёте? (В России). Как полностью называется наша страна? (Российская Федерация).

Работа над соответствием слов. Коллективная работа.

- На экране слова, прочитаем их:

Государство, человек, закон, семья, гражданин, общество, школа, класс.

- Давайте попробуем найти взаимосвязь между этими словами. Берем по два слова.

Дети отвечают:

- Человек и природа – Человек – часть природы.

- Человек и общество – Человек живет среди людей, в обществе.

- Природа и закон – В природе есть закон, если мы его нарушаем, происходят катастрофы.

- Школа и закон – В школе существуют свои законы – это правила.

- Класс и школа – В школе много классов, которые живут своей интересной жизнью и общими интересами.

- Государство и закон – Жители любой страны, живя в обществе, должны соблюдать законы.

Учитель: Спасибо за ваши интересные и правильные ответы.

- А сейчас давайте вспомним некоторые моменты из вашей школьной жизни.

Учитель: Читаем тему презентации «Человек и закон». Человек, его права и свобода являются высшей ценностью. Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту законом. Быть гражданином - это значит исполнять законы, иметь права и обязанности. Еще одно право, которое имеют наши граждане, это право участвовать в управлении страной. Ваши родители ходят на выборы. Кого они могут выбирать? (Президента страны, депутатов в Государственную Думу, Государственный Совет РТ). Можете ли вы пойти и принять участие в голосовании? (Нет, т.к. не достигли 18 лет). Кто такой президент? (глава нашего государства). Кто является Президентом России?

Какие вопросы вам хочется задать, читая эту тему?

Ответы детей:

- Что такое закон?

- Связан ли закон с семьей?

- Как можно научиться выполнять законы в школе?

- Как называется главный закон общества?

- А теперь прочитайте вопросы, они практически совпадают с тем, что сказали вы.

Дети читают вопросы

  • 1. Что такое ЗАКОН?
  • 2. Когда мы впервые сталкиваемся с ЗАКОНОМ?
  • 3. Кто такой ГРАЖДАНИН?
  • 4. Что такое ЗАКОНЫ семьи?
  • 5. Что такое ЗАКОНЫ школы?
  • 6. Как называется главный ЗАКОН общества?
  • 7. Кто помогает издавать законы?

- Давайте начнем разбираться. Что такое закон?

- Как вы думаете, ваши версии?

Дети отвечают: Закон – это правила, которые должны выполнять все люди.

- Учитель читает:

Законы – это в широком смысле слова все нормативно-правовые акты в целом, все установленные государством общегосударственные правила.

- Когда человек впервые сталкивается с законами жизни?

Ответы детей:

- В своей семье. Когда он рождается, его учат мама и папа жить и вести себя правильно.

Учитель:

- А какие правила могут быть в семье?

Ответы детей:

- Родители проверяют уроки. Мама с папой заботятся о своих детях.

Примерные правила в семье:

  • 1.Назначение обязанностей.
  • 2. Контроль за тем, какие фильмы и передачи смотрят дети.
  • 3. Осведомленность об успеваемости.
  • 4. Установление времени возвращения домой с прогулок и после уроков.

Учитель:

Подведем итог. Значит для чего ребенку нужна семья?

Ответы детей:

- В семье нас учат говорить, ходить, играть, рассказывают нам, что такое хорошо и что такое плохо.

Учитель: В семье закладываются семейные ценности.

  • Звучит песня «Моя семья» Александра Ермолаева.

- Что такое законы семьи?

Традиции, правила, семейные ценности.

Учитель:

- Что относится к законам школы?

Дети:

- Правилам поведения на уроках, на переменах, в школе.

- И для взрослых, и детей в школе есть закон и называется он - Устав школы – это правовой акт в системе нормативного регулирования отношений участников образовательного процесса.

- Общество – это мы с вами, это народ, который живет, придерживаясь Конституции – основного закона РФ и других законов, которые для нашего блага издают депутаты.

Депутат - лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительную власть)

Дети читают:

Конституция – основной закон нашего государства

В Конституции прописаны государственные символы РФ.

"Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.

- Рассмотрим герб РФ. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика.

- Что мы знаем о создании гербов? Просмотр         видеоролика «Герб России», (https://www.youtube.com/watch?v=xHhYxeLLS7w)

1 ученик: Государственный герб отражает определенный исторический этап развития общества, существует до тех пор, пока существует данный тип государства. Как правило, выражает идею государственного могущества и суверенитета. Герб соответствует идеологическим, политическим, религиозным основам государства. Так современный герб РФ не похож ни на герб Российской империи, ни на гербы СССР или РСФСР, но частично несет в себе их образы, цвета и символы.

2 ученик: Государственный герб РФ - официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.

3 ученик:  - Попробуем прочесть герб РФ.

 На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.

4 ученик: Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.

5 ученик: На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Следует подчеркнуть, что герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Дата принятия: 20.12.2000 г.

Послушайте стихотворение и постарайтесь догадаться, что обозначают три цвета на флаге. «Снежинки так прекрасны и легки…»

  • Работа в парах. Выполнение флага РФ из цветной бумаги.
  • Гимн России
  • Ролик «Гимн России». Слушаем ролик стоя.

( https://www.youtube.com/watch?v=tNIMbHNtm7w)

7 ученик: Первое официальное исполнение Государственного Гимна Российской Федерации состоялось 30 декабря 2000 года на Государственном приеме в Большом Кремлевском дворце.

Учитель:

- Кто в нашей стране президент?

Президент России – В.В. Путин.

При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать КонституциюРФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу.

- Делаем вывод.

Что такое конституция?

nСлово «конституция» проиcходит от лат. constitutio – установление, постановление.

nКонституция РФ – это основополагающий учредительный политико - правовой нормативный акт, основной закон государства, закрепляющий устройство государства и обладающий высшей юридической силой.

nКонституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г., провозгласившая Россию правовым государством.

nИменно 12 декабря 1993г. всенародным голосованием была принята новая Конституция новой страны. А с 19 сентября 1994г. этот праздник стал государственным и был объявлен выходным днем.

nВ любой стране провозглашение новой Конституции знаменует очень важную поворотную веху в истории этой страны. Новая Конституция – зеркало глубоких изменений в самих основах жизни государства.

nС этой точки зрения российская Конституция – не исключение, и принята она была для того, чтобы юридически закрепить уже произошедшие перемены. Принятие новой Конституции является важнейшей вехой в развитии России. Заложены основы общественной системы, ориентированной на лучшие образцы мировой цивилизации.

- Кто является источником власти в государстве?

- Конституция   РФ    провозглашает источником власти в государстве - народ

- Попробуем объяснить значения этих слов, которые у меня на доске. Читаем первое…

- Парламент - высший законодательный и представительный орган в демократических государствах.

  • Гражданин - лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству, обладает всей совокупностью прав, свобод и обязанностей, установленных в государстве.
  • Федеральное собрание - парламент РФ, состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
  • Депутат - лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительную власть).
  • Свободы человека - отсутствие ограничений в поведении, что не запрещает закон.

Учитель:

- Подведем итоги. Что такое конституция?

  • Конституция - это основной закон государства. Она определяет государственное устройство, регулирует образование представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, устанавливает принципы избирательной системы, фиксирует права и обязанности граждан.
  • Велика роль конституции как юридического документа. Она основа всего законодательства страны, наделена высшей юридической силой. 
  • Конституция позволяет защищать права и законные интересы человека и гражданина российской Федерации.
  • Несомненно, настоящий гражданин прекрасно осознает и свои права, и свободы, и обязанности.

Учитель:

  • - Узнаем, что вы поняли. Работа с карточками со словами, из которых необходимо составить предложение на сегодняшнюю тему «Человек и закон».
  • Работа в группах по 4-5 человек.

- Проверяем составленные предложения. Каждая группа читает свое предложение хором.

1. Источником власти является… (народ).

2. Главная песня страны – …(Гимн России).

3. Депутаты принимают …(законы).

4. (Парламент) …. – название высшего законодательного органа в демократических государствах

5. Парламентом РТ является …(Государственный Совет)

6. (Конституция)…. – основной закон Российской Федерации.

Итог занятия:

- Для чего человеку нужны законы?

- Кто их издает? (Государственная Дума – депутаты, а утверждает Президент РФ)

- Какие законы необходимо выполнять вам, ученикам, чтобы называть себя достойными гражданами России? (Конституцию РФ, Устав школы, Правила поведения для учащихся в школе).

- Кто вносит поправки в законы для нашего же блага? (депутаты)

  • Рефлексия урока
 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР