Парламентский урок. Тема: «Человек и закон» |
Гайнуллина Ляйля Гусмановна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №12 с татарским языком обучения имени Ф.Г.Аитовой», г. Казань.
Парламентский час
Цель — создание условий для патриотического воспитания подрастающего поколения, активной жизненной позиции; формирование правовой культуры и гражданской грамотности Задачи:
Формы проведения:
Оборудование:
Ход занятия Учитель: У каждого человека есть свой любимый маленький уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, а из множества таких уголков и состоит наша большая великая Родина. Каждый человек любит свою Родину. А любить свою Родину – значит жить с ней одной жизнью. В какой стране вы живёте? (В России). Как полностью называется наша страна? (Российская Федерация). Работа над соответствием слов. Коллективная работа. - На экране слова, прочитаем их: Государство, человек, закон, семья, гражданин, общество, школа, класс. - Давайте попробуем найти взаимосвязь между этими словами. Берем по два слова. Дети отвечают: - Человек и природа – Человек – часть природы. - Человек и общество – Человек живет среди людей, в обществе. - Природа и закон – В природе есть закон, если мы его нарушаем, происходят катастрофы. - Школа и закон – В школе существуют свои законы – это правила. - Класс и школа – В школе много классов, которые живут своей интересной жизнью и общими интересами. - Государство и закон – Жители любой страны, живя в обществе, должны соблюдать законы. Учитель: Спасибо за ваши интересные и правильные ответы. - А сейчас давайте вспомним некоторые моменты из вашей школьной жизни. Учитель: Читаем тему презентации «Человек и закон». Человек, его права и свобода являются высшей ценностью. Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту законом. Быть гражданином - это значит исполнять законы, иметь права и обязанности. Еще одно право, которое имеют наши граждане, это право участвовать в управлении страной. Ваши родители ходят на выборы. Кого они могут выбирать? (Президента страны, депутатов в Государственную Думу, Государственный Совет РТ). Можете ли вы пойти и принять участие в голосовании? (Нет, т.к. не достигли 18 лет). Кто такой президент? (глава нашего государства). Кто является Президентом России? Какие вопросы вам хочется задать, читая эту тему? Ответы детей: - Что такое закон? - Связан ли закон с семьей? - Как можно научиться выполнять законы в школе? - Как называется главный закон общества? - А теперь прочитайте вопросы, они практически совпадают с тем, что сказали вы. Дети читают вопросы
- Давайте начнем разбираться. Что такое закон? - Как вы думаете, ваши версии? Дети отвечают: Закон – это правила, которые должны выполнять все люди. - Учитель читает: Законы – это в широком смысле слова все нормативно-правовые акты в целом, все установленные государством общегосударственные правила. - Когда человек впервые сталкивается с законами жизни? Ответы детей: - В своей семье. Когда он рождается, его учат мама и папа жить и вести себя правильно. Учитель: - А какие правила могут быть в семье? Ответы детей: - Родители проверяют уроки. Мама с папой заботятся о своих детях. Примерные правила в семье:
Учитель: Подведем итог. Значит для чего ребенку нужна семья? Ответы детей: - В семье нас учат говорить, ходить, играть, рассказывают нам, что такое хорошо и что такое плохо. Учитель: В семье закладываются семейные ценности.
- Что такое законы семьи? Традиции, правила, семейные ценности. Учитель: - Что относится к законам школы? Дети: - Правилам поведения на уроках, на переменах, в школе. - И для взрослых, и детей в школе есть закон и называется он - Устав школы – это правовой акт в системе нормативного регулирования отношений участников образовательного процесса. - Общество – это мы с вами, это народ, который живет, придерживаясь Конституции – основного закона РФ и других законов, которые для нашего блага издают депутаты. Депутат - лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительную власть) Дети читают: Конституция – основной закон нашего государства В Конституции прописаны государственные символы РФ. "Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство. - Рассмотрим герб РФ. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика. - Что мы знаем о создании гербов? Просмотр видеоролика «Герб России», (https://www.youtube.com/watch?v=xHhYxeLLS7w) 1 ученик: Государственный герб отражает определенный исторический этап развития общества, существует до тех пор, пока существует данный тип государства. Как правило, выражает идею государственного могущества и суверенитета. Герб соответствует идеологическим, политическим, религиозным основам государства. Так современный герб РФ не похож ни на герб Российской империи, ни на гербы СССР или РСФСР, но частично несет в себе их образы, цвета и символы. 2 ученик: Государственный герб РФ - официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п. 3 ученик: - Попробуем прочесть герб РФ. На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. 4 ученик: Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. 5 ученик: На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Следует подчеркнуть, что герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Дата принятия: 20.12.2000 г. Послушайте стихотворение и постарайтесь догадаться, что обозначают три цвета на флаге. «Снежинки так прекрасны и легки…»
( https://www.youtube.com/watch?v=tNIMbHNtm7w) 7 ученик: Первое официальное исполнение Государственного Гимна Российской Федерации состоялось 30 декабря 2000 года на Государственном приеме в Большом Кремлевском дворце. Учитель: - Кто в нашей стране президент? Президент России – В.В. Путин. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать КонституциюРФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу. - Делаем вывод. Что такое конституция? nСлово «конституция» проиcходит от лат. constitutio – установление, постановление. nКонституция РФ – это основополагающий учредительный политико - правовой нормативный акт, основной закон государства, закрепляющий устройство государства и обладающий высшей юридической силой. nКонституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г., провозгласившая Россию правовым государством. nИменно 12 декабря 1993г. всенародным голосованием была принята новая Конституция новой страны. А с 19 сентября 1994г. этот праздник стал государственным и был объявлен выходным днем. nВ любой стране провозглашение новой Конституции знаменует очень важную поворотную веху в истории этой страны. Новая Конституция – зеркало глубоких изменений в самих основах жизни государства. nС этой точки зрения российская Конституция – не исключение, и принята она была для того, чтобы юридически закрепить уже произошедшие перемены. Принятие новой Конституции является важнейшей вехой в развитии России. Заложены основы общественной системы, ориентированной на лучшие образцы мировой цивилизации. - Кто является источником власти в государстве? - Конституция РФ провозглашает источником власти в государстве - народ - Попробуем объяснить значения этих слов, которые у меня на доске. Читаем первое… - Парламент - высший законодательный и представительный орган в демократических государствах.
Учитель: - Подведем итоги. Что такое конституция?
Учитель:
- Проверяем составленные предложения. Каждая группа читает свое предложение хором. 1. Источником власти является… (народ). 2. Главная песня страны – …(Гимн России). 3. Депутаты принимают …(законы). 4. (Парламент) …. – название высшего законодательного органа в демократических государствах 5. Парламентом РТ является …(Государственный Совет) 6. (Конституция)…. – основной закон Российской Федерации. Итог занятия: - Для чего человеку нужны законы? - Кто их издает? (Государственная Дума – депутаты, а утверждает Президент РФ) - Какие законы необходимо выполнять вам, ученикам, чтобы называть себя достойными гражданами России? (Конституцию РФ, Устав школы, Правила поведения для учащихся в школе). - Кто вносит поправки в законы для нашего же блага? (депутаты)
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».