Урок демократии (деловая игра): ««Выборы – это важно!» (конспект урока)

Бондарева Татьяна Алексеевна, учитель истории и обществознания; Павлова Лилия Викторовна, учитель истории и обществознания. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Шахты Ростовской области «Средняя общеобразовательная школа №21». 
В современных условиях, когда происходит становление демократического государства, возрастает необходимость в подготовке подрастающего поколения к сознательному выбору. Общество ставит перед молодежью определенные цели и задачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе умение защищать и отстаивать свои права, интересы, обязанности, проявлять чувство толерантности в межкультурном социопространстве. Подобные компетенции можно развить на уроках правоведения, обществознания и истории, а также различных внеклассных мероприятиях, классных часах. Прежде всего, возникает необходимость формирования у обучающихся гражданского самосознания в области избирательного права. Поэтому целью данного урока является: сформировать у обучающихся осознанное понимание необходимости участия каждого гражданина в судьбе государства через выборы.

  


Урок демократии (деловая игра): «Выборы – это важно!»

 

 

Предмет: обществознание.

Межпредметные связи: история.

Класс:10-11.

Форма проведения: фронтальная, групповая.

Методы проведения: эвристический, репродуктивный, технология критического мышления.

Тип урока: урок-соревнование.

Время проведения: 2 часа.

Цели:

• повышение правовой культуры молодых будущих избирателей;

• повышение гражданской активности молодых людей

Задачи:

• обучение будущих избирателей;

• ознакомление детей с историей нашего государства, символами власти, функциями Президента РФ, демократическими принципами, институтами власти в России.

• взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти,

   научными и образовательными учреждениями.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная доска,

  • цветные таблички, которые будут установлены на столах для работы групп:

           Красные - «избиратели»

           Синие - «депутаты»

         Зеленые - «мэры»

           Желтые - «президенты»

  • заготовки фигурки человечков (контуры) на ватмане;
  • конкурсные листы для каждой группы
  • грамоты для награждения каждого из членов команды-победителя;
  • заготовки дипломов участника игры-конкурса.

 

План урока

 

1. Разделение участников на команды (5 мин);

2. Первый тур - конкурс на лучший логотип, название и слоган команды (25 мин)

3. Второй тур - викторина (4 части) (20 мин)

4. Третий тур – Презентация портрета: «Идеальный …(президент, избиратель, мэр, депутат)» (25 мин)

5. Четвертый тур - Наказ будущему… (президенту, мэру, избирателю, депутату) (10 мин)

Ход урока

1. Разделение участников на команды:

На столах, расставленных для работы в группах, стоят цветные карточки с названием:

•   Красные «избиратели»

•   Синие «депутаты»

•   Зеленые «мэры»

• Желтые «президенты»

Группы сформированы, каждая заняла свой стол согласно цвету полученной карточки. Начинается конкурс-игра.

Первый слайд

Вступительное слово учителя:

Скоро в нашей стране произойдёт важное событие, которое отразится на жизни каждого человека. Какое это событие? Когда оно произойдёт?

(Выборы Президента РФ или Выборы депутатов Законодательного Собрания области и т.д.).

Занятие, в котором вы принимаете участие сегодня, поможет будущему избирателю и будущему Президенту России.

Вы сможете узнать важные сведения об истории выборов, о функциях Президента РФ, о том, как устроена государственная власть в Российской Федерации.

Второй слайд         Цели, задачи мероприятия:

О том, что такое выборы, об их истории расскажет…

(«Презентация «Что такое выборы» - ученик)

Учитель.

Конечно, для каждого гражданина РФ важно выполнение долга – принятия участия в выборах. Ведь от того, как мы проголосуем, будет зависеть жизнь   каждого из нас и страны в последующие годы.

Занятие сегодня будет проходить в форме игры-соревнования, состоящей из 4-х туров.

Третий слайд. Программа игры.

Вы разделены на 4 команды. В ходе игры команды выполняют задания. Результаты вашей работы будет оценивать жюри в составе … (представление членов жюри).

Жюри подводит итоги каждого конкурса. Благодаря этому в конце игры можно будет определить победителя.

Итак, первый тур.

Четвёртый слайд.

2. Первый тур:

конкурс на лучший логотип (эмблему), название и девиз команды.

Участники каждой команды должны придумать название, эмблему и девиз команды.

Через 10 минут все команды по очереди презентуют результаты своей работы.

(максимальное количество баллов за этот конкурс – три.)

Подведение итогов конкурса (жюри).

Учитель. У нашей страны, как и у всякого уважающего себя государства, есть свои собственные государственные символы.

Назовите все символы нашего государства и объясните их предназначение и важность.

(Это Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн). О государственных символах нашей страны более подробно расскажет…

(Презентация «Государственные символы РФ» - ученик)

Государственные символы Российской Федерации(1)

(2) Как у каждого государства, у России есть свои государственные символы: герб, флаг, гимн.

(3) Гербы появились очень давно, около 4 тысяч лет назад.
Слово « Герб » немецкое эрбе и обозначает наследство.

Герб показывает исторические традиции страны.

(4) Герб Российской Федерации

На гербе изображён двуглавый орёл с распростёртыми крыльями, с тремя коронами. Это обозначает единство царств: Казанского, Астраханского и Сибирского.

(5) Изображены на гербе символы власти:

Скипетр.

Держава.

А на груди орла – Герб Москвы

(6) Государственный флаг- важный символ страны.

Он подлежит защите как внутри страны, так за её пределами.

Его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства.

Флаг - это Святыня.

(7) Флаг Российской Федерации

На нашем флаге

три цвета: Белый. Синий. Красный.

Флаг - триколор.

(8) История происхождения триколора

У историков существует несколько версий происхождения цветов в Государственном флаге.

Первая версия относится к временам правления Петра I, который взял эти цвета у герба Москвы:

Белый - это белый конь.

Синий – это синий плащ на Георгии Победоносце.

Красный – это красный щит герба.

(9) Вторая точка зрения утверждает, что появление триколора имеет историческое значение.

Чередующиеся белая, синяя и красная полосы появились во времена правления отца Петра I – царя Алексея Михайловича.

В те времена Россия была многонациональным государством, и основными народами считались: Белорусы (белый цвет ). Украинцы (синий цвет ). Русские (красный цвет).

(10) Общность и единство этих национальностей и отражает флаг.

(11) По – иному объясняют расцветку Российского флага геральдисты

(учёные, которые изучают символы государства).

Они полагают, что белый и синий цвета издревле считались цветами Русской православной церкви.

Белый – означает откровенность, благородство, совершенство.

Синий – верность и честность.

Красный – мужество, отвагу, героизм

(12) Нашему флагу 300 ЛЕТ, его утвердил царь Пётр I .

В России существует праздник, который торжественно отмечается 22 августа –

День Государственного Флага Российской Федерации.

(13) Государственный Гимн.

Гимн – это главная песня страны.

Слово гимн греческое и означает Восхваление.

Слова гимна написал Сергей Михалков, а музыку Александр Александров.

Гимн России был принят в 2000 году.(14)

(15) Каждый гражданин России должен знать и гордиться символикой своей страны.

Учитель. Событием года в нашей стране многие политологи называют выборы Президента РФ. Каковы функции и обязанности главного должностного лица в государстве? Все о Президенте РФ расскажет…

(Презентация Президент РФ – ученик)

3. Второй тур:

Викторина. Будет состоять из 4-х этапов.

Пятый слайд.

За правильный ответ команде присуждается 1 балл

1 часть. «Из истории»:

1) Почему город становился столицей государства и для чего она необходима?

2) Назовите дату основания Москвы (1147)

3) Кто считается основателем Москвы (Юрий Долгорукий)

4) Какие вам известны столицы нашего государства в разное время? (Киев, Санкт-Петербург, Москва)

2 часть. «Символы власти»

1) Что такое символы власти?

(Символами называют предметы, изображения или слова, которые имеют для нас особое значение. Государственной символикой становятся символы, которые имеют особое значение для граждан государства).

2) Назовите символы государства

3) Когда появились первые гербы? (около 4 тысяч лет назад)

4) Что показывает герб? (исторические традиции своей страны)

5) Что изображено на гербе РФ и что это обозначает? (На гербе изображён двуглавый орёл с распростёртыми крыльями, с тремя коронами. Это обозначает единство царств: Казанского, Астраханского и Сибирского. Изображены на гербе символы власти: Скипетр. Держава. А на груди орла – Герб Москвы)

6) Назовите цвета Российского флага.

7) Как объясняют расцветку Российского флага геральдисты? (Белый – означает откровенность, благородство, совершенство. Синий – верность и честность.

Красный – мужество, отвагу, героизм)

8) Что обозначает слово «гимн?» (восхваление)

9) Когда был принят гимн России? (в 2000г.)

10) Кто знает слова нашего гимна наизусть и может рассказать, принесет команде дополнительные баллы.

3 часть. Президент РФ.

3. Кто является главой государства?

4. Каковы полномочия Президента России?

5. В каком документе закреплен правовой статус Президента России?

6. Кто может быть кандидатом на должность Президента РФ?

7. На основе каких принципов осуществляется голосование в РФ?

5. Почему необходимо принимать участие в выборах?

Шестой слайд.

4 часть «Конституция и права человека»

1. Что такое Конституция Российской Федерации?

2. Когда и как была принята Конституция РФ?

Седьмой слайд.

3. Что сказано в нашей Конституции?

В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека.

Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации.

В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что - нельзя.

Восьмой слайд.

Основные права человека по Конституции РФ.

Девятый слайд.

4. Третий тур:

конкурс по подготовке и презентации плакатов.

Учитель.

Каждая команда получает заготовки человечков на плакатах.

Задание: наделить необходимыми качествами, чертами лучшего избирателя, мэра, президента, депутата "безликих" до этого фигур, согласно полученным заданиям:

«Черты идеального мэра»,

«Черты идеального избирателя»,

«Черты идеального президента»,

«Черты идеального депутата»

Время на выполнение задания – 15 минут.

Презентация портрета   "Идеальный мэр" - 1 группа

Презентация портрета   "Идеальный избиратель" - 2 группа

Презентация портрета   "Идеальный президент" - 3 группа

Презентация портрета   "Идеальный депутат" - 4 группа

Работы сдаются жюри для подведения итогов данного этапа конкурса. Жюри объявляет итоги. Максимальное количество баллов – 3.

5. Наказ.

Десятый слайд.

Учитель. Внимательно выделите общие черты в каждом из героев и составьте наказы каждому из них, используя самые яркие мысли.

Например, укажите в наказе, что вы доверяете своему избраннику, на какие перемены к лучшему надеетесь за период его нахождения у власти...

Время выполнения задания – 10 минут.

Максимальное количество баллов - 4

В конце игры - занятия жюри подводит итоги, объявляются результаты, и производится награждение победителей.

Необходимо отметить, что проигравших в этой игре нет, так как все мы прекрасно провели время, узнали много нового о выборах и вспомнили то, что было нам известно, и заслужили сертификат участника. Каждый получает диплом участника игры.

Одиннадцатый слайд.

В рамках недели правовых знаний вы, как представители молодежной общественности нашей школы, должны были подготовить проект избирательной листовки (буклета) с призывом к молодежи принять участие в выборах по теме: «Участвуешь в выборах – создаешь свое будущее!».

Это задание выполнено. Ребята представляют буклет.

Спасибо за работу!

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить