«Политические права и свободы» |
Пчелинцева Марина Геннадьевна, учитель истории и обществознания МОАУ СОШ №1 г. Зея, Амурская область.
Сценарий урока права в 10 классе
Содержательная цель: расширить представления обучающихся о политических правах и свободах. Деятельностная цель: работа с различными источниками информации; умение получать информацию для достижения поставленных целей. Развивающая цель: развитие коммуникативных навыков в процессе делового общения. Тип урока: урок изучения нового материала с использованием информационных технологий и принципов технологии развития критического мышления. Формы работы учащихся: работа в группах, работа с дополнительными источниками. Необходимое техническое оборудование: презентация, система интерактивного голосования VOTYM, планшеты. I этап. Стадия вызова.
СЛАЙД №1 Учитель: какими правами воспользовались граждане? (политическими, уточните …. право на демонстрацию, на свободу слова, свобода объединений) - К какой группе прав их можно отнести? (это - политические права) - А какие ещё политические права и свободы Вы знаете? (право избирать и быть избранным, право на информацию, право на участие в управлении делами государства…….) СЛАЙД №2, 3, СЛАЙД №4 Учитель: это будет сегодня предметом нашего разговора. Учитель: - А кто из вас попытается меня убедить, что этот вопрос сегодня очень актуальный. Учитель: что делаем дальше? (Определяем перечень вопросов, которые необходимо обсудить).
На доску прикрепляются таблички (метод): один – двое! Обучающиеся выбирают стратегию работы (работа в парах). СЛАЙД №5 Табл. Вопросов и терминов Учитель: какие вопросы вы предлагаете по нашей теме обсудить? СЛАЙД №6 Актуальные вопросы (план урока) 1. Что такое политические права и свободы? 2. Кому в нашем государстве они по закону принадлежат? 3. Какие политические права и свободы прописаны в Конституции РФ? 4. Какие существуют ограничения в реализации политических прав и свобод? 5. Почему наши граждане пассивны в использовании своими политическими правами? Учитель: - Как вы думаете, какие права появились раньше политические или экономические и социальные? Почему?
- Что такое политические права? СЛАЙД №7 Политические права и свободы – это такие возможности человека, которые обеспечивают ему участие в общественной жизни и управлении делами государства. - Кому по закону принадлежат политические права? (гражданам данного государства) - Политические права могут принадлежать апатридам, иностранцам? (полным объёмом политических прав, конечно, ни в одной стране мира они не обладают). II. этап. Стадия осмысления. Изучение новой темы строится на основе групповой работы.
- Учитель: теперь нам надо выяснить, какие политические права и свободы прописаны в Конституции РФ. - Как будем работать? (обучающиеся выбирают стратегию работы, метод: один – двое - группой). Выбирают работу в группах. - Какими источниками будем пользоваться для получения информации? - В какой форме представим итог своей работы? (предложения учащихся) - Делимся на группы. Групп будет 4. Каждая группа будет выступать в роли «экспертов» по правам человека и представлять с опорой на текст К РФ гл.2 «Политические права и свободы человека и гражданина» (предлагаю выбрать какие конкретно политические права и свободы группа будет представлять). Учащиеся обсуждают какие политические права будут представлять, говорят о своём решении). СЛАЙД №8 (перечень прав), учитель отмечает на слайде!
Учитель – как будете выполнять задание? Учащиеся составляют алгоритм выполнения задания. Готовый интеллектуальный продукт - кластер! СЛАЙД 9 (план действий, можно проверить одну из групп) 1. Выбрать руководителя группы. 2. Чётко сформулировать стоящую перед каждым участником группы задачу. 3. Решить, какой информацией можно воспользоваться, где можно её найти. 4. Распределить роли и участие каждого в выполнении поставленной задачи. 5. Определить, какой объём материала будет представлен в кластере, а какая часть будет представлена при защите кластера. Условия работы в группах: 1. Самостоятельное изучение материала – 10 мин. 2. Итог работы должен быть представлен в форме кластера. Затем презентации своей работы. Выступление – не более 3 минут. Итог работы: презентация работ (плакаты вывешиваются на доске). Презентацию проводит один представитель от группы, группа может дополнять ответ выступающего. Представители от групп сообщают о результатах коллективной работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Оценивают правильность своих выводов, решений. СЛАЙД 10,11,12,13 (кластеры, составленные учителем), задача сравнить, дополнить. Подведение результатов работы (промежуточная рефлексия, решение правовых задач с опорой на полученные знания). Учитель: с вопросами к юристу обратились граждане, давайте им поможем. Решение правовых задач (стр. 155, учебник для 10 класса Право. Профильный уровень/ авт.Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин). Задачи и задания (озвучивают по группам, принимают решение) Ученики 11-х классов школы с гуманитарным уклоном, предвидя трудности при поступлении в вуз, решили написать обращение к Президенту с просьбой отменить плату за обучение, которую взимают практически все вузы с абитуриентов, если не набрано нужное количество баллов на немногочисленные бесплатные места. Директор охладил их пыл: «Оставьте Президента в покое. Ему есть чем заняться. Вам еще нет 18 лет. Приобретите жизненный опыт, а потом и пишите петиции хоть Президенту, хоть Генеральному секретарю ООН». Прав ли директор школы? Могут ли учащиеся школы направить обращение? Если да, то в какой государственный орган лучше это сделать? Учитель: какими политическими правами воспользовались ученики школы? - Право на обращение в государственные органы или на петиции (ст. 33 Конституции РФ). Учитель: - Как вы думаете, с какими вопросами чаще жители нашего города Зеи обращаются в администрацию города? Давайте, посмотрим! Работаем на официальном сайте города. Обучающиеся делают выводы. III. этап. Стадия рефлексии.
Учитель: продолжите фразу на тему: «Политические права и свободы дают возможность……..» - Участвовать в управлении государством - Принимать участие в выборах и референдумах - Обращаться в органы государственной власти - Быть участниками различных объединений - Принимать участие в митингах, демонстрациях - Высказывать свою точку зрения Учитель: необходимо чтобы учащиеся смогли сделать вывод, что права и свободы необходимо знать, понимать и осознавать, что ими можно воспользоваться в жизни на практике. Цивилизованно пользоваться уже имеющимися политическими правами. А пока наблюдается две крайности. Первая – пассивность граждан, их привычка полагаться во всём на государственную власть. Вторая – экстремизм, или применение насильственных действий в процессе выражения своих политических убеждений. Каждый день, сами того не осознавая, мы пользуемся своими конституционными правами и свободами. Для того, чтобы чувствовать себя уверенно в жизни, необходимо не только знать свои права, но и понимать для чего они нужны и как ими можно пользоваться. При этом мы не должны забывать, что используя свои права и свободы, мы не должны нарушать законы, права и свободы других людей. Приводится цитата Цицерона «Мы все должны быть рабами закона, чтобы стать свободными» СЛАЙД 14 Учитель: давайте проверим себя, что мы сегодня узнали (решаем задания части А из ЕГЭ по теме: «Политические права и свободы» с помощью система интерактивного голосования VOTYM). Учитель: - Достигли мы цели урока? - Что бы вы хотели ещё узнать по этой теме? - Какие вопросы остались без ответа? - Чьи ответы вам больше всего понравились? Учитель: предлагаю вам, проанализируйте результаты своей работы на уроке (лист рефлексии) СЛАЙД №15 Рефлексия Учитель: Проанализируйте результаты своей работы на уроке, поставьте + или - рядом с утверждением (утверждения составлены исходя из задач. Поставленных вами в начале урока). 1.Я знаю, что такое политические права и свободы. 2.Я знаю, какие существуют ограничения для их реализации. 3.Я умею составлять кластер и презентовать его. 4.Я умею находить информацию в разных источниках и могу ею воспользоваться. 5.Я могу убедить окружающих в важности политических прав и свобод. 6.Я знаю, при каких условиях могу участвовать в выборах. 7.Я понял, какие требования устанавливаются для отправления правосудия. 8.Я знаю, какие в законе установлены разумные ограничения на свободу слова. 9.Я знаю, какие существуют правила для обращения в государственные органы власти. 10. Я понял, как грамотно и цивилизовано пользоваться политическими правами и свободами. IV – этап. Домашнее задание СЛАЙД 16 По результатам рефлексии дифференцированное домашнее задание! 1. П.11, понятия, ??? с.153 - 154 2. Зад ЕГЭ 13-17 (вар.1,2) 3. Эссе на тему: «Почему наши граждане столь пассивны в пользовании своими политическими правами» Учитель: результаты работы. Список литературы: 1.Право: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учр.: Профильный уровень образования/ Т.В. Кашанина, А.В.Кашанин. – В 2-х кн. Право и политика. – 5-е изд. – М.: Вита – Пресс, 2012 2.Конституция РФ 3.Интернет ресурсы ВИКИПЕДИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока права в 10 классе
Комментарий к технологической карте Представленный в учебнике параграф позволяет использовать различные формы урока, но предложенный в технологической карте вариант сочетание урока изучения нового материала с использованием информационных технологий и принципов технологии развития критического мышления и работы в группах кажется наиболее оптимальным. Рассказ о политических правах и свободах предполагает опору на знания текста Конституции РФ и знаний, полученных обучающимися при изучении других школьных предметов (обществознания, истории) и опору на такие источники информации как СМИ, Интернет и т.д. Проведение такого урока не должно вызывать затруднений. Урок проводится в формате сдвоенного урока. Учащимся требуется время на поиск информации, её обработку и графическое изображение информации (кластер). Затем обучающиеся представляют и защищают результаты своей работы. Лучше всего урок построить в рамках системно – деятельностного подхода. Дать возможность самим обучающимся определить план действий (план урока), самим смоделировать актуальность обозначенной темы и выбрать стратегию или маршрут работы. В течение всего урока применять и использовать формы, методы, приёмы, позволяющие активизировать деятельность учащихся и создавать атмосферу сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Работа в группах позволяет организовать учебное сотрудничество и совместно – распределительную деятельность для решения учебных задач. Применение интерактивных методов обучения и принципов технологии развития критического мышления позволяет не давать знания в готовом виде, а проектировать на уроке вместе с детьми. При необходимости учитель может изменить сценарий урока, добиваясь запланированной цели. Обучающиеся на уроке не только осуществляют контроль и самооценку своей деятельности (решение тестов с использованием интерактивной системы голосования VOTYM, проводят рефлексию по критериям), но и оценивают результаты деятельности класса в достижении поставленных целей урока. Домашнее задание носит дифференцированный характер, в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии учащихся и их деятельности на уроке. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».