«Политические права и свободы»

Пчелинцева Марина Геннадьевна, учитель истории и обществознания МОАУ СОШ №1 г. Зея, Амурская область. 
Урок права по теме: «Политические права и свободы», 10 класс. Системно – деятельностный подход позволяет продуктивно организовать работу на уроке (работа в группах, работа по алгоритму, создание и защита кластера, рефлексия своей деятельности и достигнутой цели в рамках индивидуального образовательного маршрута). Рассказ о политических правах и свободах предполагает опору на знания текста Конституции РФ и знаний, полученных обучающимися при изучении других школьных предметов (обществознания, истории) и опору на такие источники информации как СМИ, Интернет и т.д. Расширение теоретических и практических знаний происходит за счёт поиска, переработки и анализа информации (решение учебных задач по праву). Работа в группах позволяет организовать учебное сотрудничество и совместно – распределительную деятельность для решения учебных задач. Применение интерактивных методов обучения и принципов технологии развития критического мышления позволяет не давать знания в готовом виде, а проектировать на уроке вместе с детьми.

 


Сценарий урока права в 10 классе
Тема: «Политические права и свободы» 

 

Содержательная цель: расширить представления обучающихся о политических правах и свободах.

Деятельностная цель: работа с различными источниками информации; умение получать информацию для достижения поставленных целей.

Развивающая цель: развитие коммуникативных навыков в процессе делового общения.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием информационных технологий и принципов технологии развития критического мышления.

Формы работы учащихся: работа в группах, работа с дополнительными источниками.

Необходимое техническое оборудование: презентация, система интерактивного голосования VOTYM, планшеты.

I этап. Стадия вызова.

Технологические этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I стадия (фаза)

Вызов

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задаёт вопросы, на которые хочет получить ответы.

 

  • Начало урока (просмотр проблемного видеосюжета или подборки иллюстративного материала по теме: «Политические права»).

СЛАЙД №1

Учитель: какими правами воспользовались граждане?

(политическими, уточните …. право на демонстрацию, на свободу слова, свобода объединений)

- К какой группе прав их можно отнести? (это - политические права)

- А какие ещё политические права и свободы Вы знаете?

(право избирать и быть избранным, право на информацию, право на участие в управлении делами государства…….) СЛАЙД №2, 3,

СЛАЙД №4

Учитель: это будет сегодня предметом нашего разговора.

Учитель:

- А кто из вас попытается меня убедить, что этот вопрос сегодня очень актуальный.

Учитель: что делаем дальше? (Определяем перечень вопросов, которые необходимо обсудить).

  • На столах у вас таблица вопросов и терминов по нашей теме, необходимо составить перечень вопросов для обсуждения нами выбранной темы, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы (выберите правильный способ работы)

На доску прикрепляются таблички (метод): один – двое! Обучающиеся выбирают стратегию работы (работа в парах).

СЛАЙД №5 Табл. Вопросов и терминов

Учитель: какие вопросы вы предлагаете по нашей теме обсудить? СЛАЙД №6

Актуальные вопросы (план урока)

1. Что такое политические права и свободы?

2. Кому в нашем государстве они по закону принадлежат?

3. Какие политические права и свободы прописаны в Конституции РФ?

4. Какие существуют ограничения в реализации политических прав и свобод?

5. Почему наши граждане пассивны в использовании своими политическими правами?

Учитель:

- Как вы думаете, какие права появились раньше политические или экономические и социальные? Почему?

  • Политические (наряду с личными) появились в числе первых, причём гораздо раньше экономических, социальных и культурных прав.
  • Свободная личность способна более эффективно трудиться и накапливать материальный продукт и политические права – это необходимая предпосылка социально – экономических прав, ибо только свободные граждане могут сделать страну богатой.

- Что такое политические права? СЛАЙД №7

Политические права и свободы – это такие возможности человека, которые обеспечивают ему участие в общественной жизни и управлении делами государства.

- Кому по закону принадлежат политические права?

(гражданам данного государства)

- Политические права могут принадлежать апатридам, иностранцам?

(полным объёмом политических прав, конечно, ни в одной стране мира они не обладают).

II. этап. Стадия осмысления. Изучение новой темы строится на основе групповой работы.

Технологические этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

II стадия

Осмысление содержания:

- получение новой информации;

- корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик работает с текстом учебника, Конституцией, перерабатывает информацию (переводит её в графическую, составляет кластер), использует для работы планшет.

 

 

- Учитель: теперь нам надо выяснить, какие политические права и свободы прописаны в Конституции РФ. - Как будем работать? (обучающиеся выбирают стратегию работы, метод: один – двое - группой). Выбирают работу в группах.

- Какими источниками будем пользоваться для получения информации?

- В какой форме представим итог своей работы?

(предложения учащихся)

- Делимся на группы. Групп будет 4. Каждая группа будет выступать в роли «экспертов» по правам человека и представлять с опорой на текст К РФ гл.2 «Политические права и свободы человека и гражданина» (предлагаю выбрать какие конкретно политические права и свободы группа будет представлять). Учащиеся обсуждают какие политические права будут представлять, говорят о своём решении).

СЛАЙД №8 (перечень прав), учитель отмечает на слайде!

  • Свобода мыслей, слова, печати (ст. 29 Конституции РФ), стр. 146 «У»
  • Свобода объединений (ст. 30 Конституции РФ), стр. 148 «У»
  • Свобода собраний, митингов, демонстраций (ст. 31 Конституции РФ), участие в референдуме (ст.32 Конституции РФ), стр. 148, 149 «У»
  • Право избирать и быть избранными (ст. 32 Конституция РФ), стр. 149, 150 «У»- учебник

Учитель – как будете выполнять задание?

Учащиеся составляют алгоритм выполнения задания. Готовый интеллектуальный продукт - кластер!

СЛАЙД 9 (план действий, можно проверить одну из групп)

1. Выбрать руководителя группы.

2. Чётко сформулировать стоящую перед каждым участником группы задачу.

3. Решить, какой информацией можно воспользоваться, где можно её найти.

4. Распределить роли и участие каждого в выполнении поставленной задачи.

5. Определить, какой объём материала будет представлен в кластере, а какая часть будет представлена при защите кластера.

Условия работы в группах:

1. Самостоятельное изучение материала – 10 мин.

2. Итог работы должен быть представлен в форме кластера. Затем презентации своей работы. Выступление – не более 3 минут.

Итог работы: презентация работ (плакаты вывешиваются на доске). Презентацию проводит один представитель от группы, группа может дополнять ответ выступающего.

Представители от групп сообщают о результатах коллективной работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Оценивают правильность своих выводов, решений.

СЛАЙД 10,11,12,13 (кластеры, составленные учителем), задача сравнить, дополнить.                    

Подведение результатов работы (промежуточная рефлексия, решение правовых задач с опорой на полученные знания).

Учитель: с вопросами к юристу обратились граждане, давайте им поможем.

Решение правовых задач (стр. 155, учебник для 10 класса Право. Профильный уровень/ авт.Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин).

Задачи и задания (озвучивают по группам, принимают решение)

Ученики 11-х классов школы с гуманитарным ук­лоном, предвидя трудности при поступлении в вуз, ре­шили написать обращение к Президенту с просьбой от­менить плату за обучение, которую взимают практиче­ски все вузы с абитуриентов, если не набрано нужное количество баллов на немногочисленные бесплатные ме­ста. Директор охладил их пыл: «Оставьте Президента в покое. Ему есть чем заняться. Вам еще нет 18 лет. При­обретите жизненный опыт, а потом и пишите петиции хоть Президенту, хоть Генеральному секретарю ООН».

   Прав ли директор школы? Могут ли учащиеся шко­лы направить обращение? Если да, то в какой государ­ственный орган лучше это сделать?

Учитель: какими политическими правами воспользовались ученики школы?

- Право на обращение в государственные органы или на петиции (ст. 33 Конституции РФ).

Учитель:

- Как вы думаете, с какими вопросами чаще жители нашего города Зеи обращаются в администрацию города?

Давайте, посмотрим! Работаем на официальном сайте города. Обучающиеся делают выводы.

III. этап. Стадия рефлексии.

Технологические этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

III Рефлексия

- размышление; рождение нового знания;

- постановка учеником новых целей обучения.

Учитель возвращает учащихся к первоначальным предположениям и мыслям, вносит дополнения, даёт творческие или практические задания на основе изученной информации (творческое задание: эссе; практическое задание: тест).

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания

 

Учитель: продолжите фразу на тему: «Политические права и свободы дают возможность……..»

- Участвовать в управлении государством

- Принимать участие в выборах и референдумах

- Обращаться в органы государственной власти

- Быть участниками различных объединений

- Принимать участие в митингах, демонстрациях

- Высказывать свою точку зрения

Учитель: необходимо чтобы учащиеся смогли сделать вывод, что права и свободы необходимо знать, понимать и осознавать, что ими можно воспользоваться в жизни на практике. Цивилизованно пользоваться уже имеющимися политическими правами.

А пока наблюдается две крайности. Первая – пассивность граждан, их привычка полагаться во всём на государственную власть. Вторая – экстремизм, или применение насильственных действий в процессе выражения своих политических убеждений.

Каждый день, сами того не осознавая, мы пользуемся своими конституционными правами и свободами. Для того, чтобы чувствовать себя уверенно в жизни, необходимо не только знать свои права, но и понимать для чего они нужны и как ими можно пользоваться.

При этом мы не должны забывать, что используя свои права и свободы, мы не должны нарушать законы, права и свободы других людей.

Приводится цитата Цицерона «Мы все должны быть рабами закона, чтобы стать свободными» СЛАЙД 14

Учитель: давайте проверим себя, что мы сегодня узнали (решаем задания части А из ЕГЭ по теме: «Политические права и свободы» с помощью система интерактивного голосования VOTYM).

Учитель:

- Достигли мы цели урока?

- Что бы вы хотели ещё узнать по этой теме?

- Какие вопросы остались без ответа?

- Чьи ответы вам больше всего понравились?

Учитель: предлагаю вам, проанализируйте результаты своей работы на уроке (лист рефлексии) СЛАЙД №15

Рефлексия

Учитель: Проанализируйте результаты своей работы на уроке, поставьте + или - рядом с утверждением (утверждения составлены исходя из задач. Поставленных вами в начале урока).

1.Я знаю, что такое политические права и свободы.

2.Я знаю, какие существуют ограничения для их реализации.

3.Я умею составлять кластер и презентовать его.

4.Я умею находить информацию в разных источниках и могу ею воспользоваться.

5.Я могу убедить окружающих в важности политических прав и свобод.

6.Я знаю, при каких условиях могу участвовать в выборах.

7.Я понял, какие требования устанавливаются для отправления правосудия.

8.Я знаю, какие в законе установлены разумные ограничения на свободу слова.

9.Я знаю, какие существуют правила для обращения в государственные органы власти.

10. Я понял, как грамотно и цивилизовано пользоваться политическими правами и свободами.

IV – этап. Домашнее задание СЛАЙД 16

По результатам рефлексии дифференцированное домашнее задание!

1. П.11, понятия, ??? с.153 - 154

2. Зад ЕГЭ 13-17 (вар.1,2)

3. Эссе на тему: «Почему наши граждане столь пассивны в пользовании своими политическими правами»

Учитель: результаты работы.


Список литературы:

1.Право: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учр.: Профильный уровень образования/ Т.В. Кашанина, А.В.Кашанин. – В 2-х кн. Право и политика. – 5-е изд. – М.: Вита – Пресс, 2012

2.Конституция РФ

3.Интернет ресурсы ВИКИПЕДИЯ




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока права в 10 классе

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема

Политические права и свободы

1. Что такое политические права и свободы?

2. Кому в нашем государстве они по закону принадлежат?

3. Какие политические права и свободы прописаны в Конституции РФ?

4. Какие существуют ограничения в реализации политических прав и свобод?

5. Почему наши граждане пассивны в использовании своими политическими правами?

Возможная личностно значимая проблема: права и свободы необходимо знать, понимать и осознавать, ими можно воспользоваться в жизни на практике. Цивилизованно пользоваться уже имеющимися политическими правами.

 

Планируемые результаты изучения материала

Обучающиеся понимают, что политические права и свободы даются гражданину РФ и гарантируются Конституцией РФ. Что наряду с правами возникает и ответственность.

Обучающиеся не только узнают о двух крайностях в действиях: первая – пассивность граждан, их привычка полагаться во всём на государственную власть; вторая – экстремизм, или применение насильственных действий в процессе выражения своих политических убеждений, но   понимают, что при этом они не должны забывать, что используя свои права и свободы, они не должны нарушать законы, права и свободы других людей.

Учащиеся понимают, что пользуясь своими конституционными правами и свободами,   они могут чувствовать себя уверенно в жизни, при этом им   необходимо не только знать свои права, но и понимать для чего они нужны и как ими можно пользоваться.

Овладевают способом получения новой информации из разных источников и использование полученной   информации   для успешного решения заданий ЕГЭ.

 

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.

Проблемные и познавательные задания:

1. Решение правовых задач.

2. Как Вы думаете, с какими вопросами чаще всего обращаются жители г. Зеи к главе города? (работа на официальном сайте города)

3. Используя Конституцию РФ и дополнительный материал (ИНТЕРНЕТ) дайте характеристику политическим правам и свободам (выступают в роли экспертов).

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием информационных технологий и принципов технологии развития критического мышления.

Формы работы учащихся: работа в группах.

Развитие УУД

Составления алгоритма (плана) по которому будет работать группа. Умение находить информацию, декодировать её, представлять её графически, умение защитить   кластер (результат работы группы). Умение делать сообщение, используя межпредметные связи; убедительно доказывать свою точку зрения и участвовать в дискуссии; слушать товарищей и анализировать их ответы; решать проблемы.

Умение оценивать свою работу на уроке. Умение работать в команде.

 

Основные понятия и термины

Правовой статус, конституционный статус, конституционные свободы, конституционные права, экстремизм, политические права и свободы.

Источники информации: школьные и внешкольные

Список литературы:

1.Право: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учр.: Профильный уровень образования/ Т.В. Кашанина, А.В.Кашанин. – В 2-х кн. Право и политика. – 5-е изд. – М.: Вита – Пресс, 2012

2.Конституция РФ

3.Интернет ресурсы ВИКИПЕДИЯ

Образовательное пространство расширяется за счёт использования ресурсов интернета, работы с документом (текст Конституции РФ).

Домашнее задание

По результатам рефлексии дифференцированное домашнее   задание!

1. П.11, понятия, ??? с.153 - 154

2. Зад ЕГЭ 13-17 (вар.1,2)

3. Эссе на тему: «Почему наши граждане столь пассивны в пользовании своими политическими правами»

 

 

Комментарий к технологической карте

         Представленный в учебнике параграф позволяет использовать различные формы урока, но предложенный в технологической карте вариант сочетание урока изучения нового материала с использованием информационных технологий и принципов технологии развития критического мышления и работы в группах кажется наиболее оптимальным. Рассказ о политических правах и свободах предполагает опору на знания текста Конституции РФ и знаний, полученных обучающимися при изучении других школьных предметов (обществознания, истории) и опору на такие источники информации как СМИ, Интернет и т.д. Проведение такого урока не должно вызывать затруднений. Урок проводится в формате сдвоенного урока. Учащимся требуется время на поиск информации, её обработку и графическое изображение информации (кластер). Затем обучающиеся представляют и защищают результаты своей работы. Лучше всего урок построить в рамках системно – деятельностного подхода. Дать возможность самим обучающимся определить план действий (план урока), самим смоделировать актуальность обозначенной темы и выбрать стратегию или маршрут работы. В течение всего урока применять и использовать формы, методы, приёмы, позволяющие активизировать деятельность учащихся и создавать атмосферу сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Работа в группах позволяет организовать учебное сотрудничество и совместно – распределительную деятельность для решения учебных задач. Применение интерактивных методов обучения и принципов технологии развития критического мышления позволяет не давать знания в готовом виде, а проектировать на уроке вместе с детьми. При необходимости учитель может изменить сценарий урока, добиваясь запланированной цели. Обучающиеся на уроке не только осуществляют контроль и самооценку своей деятельности (решение тестов с использованием интерактивной системы голосования VOTYM, проводят рефлексию по критериям), но и оценивают результаты деятельности класса в достижении поставленных целей урока. Домашнее задание носит дифференцированный характер, в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии учащихся и их деятельности на уроке.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить