Методическая разработка урока «Когда я думаю О Родине».

Канаева Вера Юрьевна, директор школы, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ с. Сытомино, Сургутский район, Тюменская область.
Данная разработка урока направлена на формирование системы нравственных ориентиров и идеалов у учащихся. Способствует формированию у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества, воспитанию уважения к прошлому России, повышению интереса к военной истории, литературе. Через повышение интереса к военной истории и литературе у обучающихся способствует обретению ими мировоззренческих смыслов, а также приобретению деятельных форм мотивированного просвещения подрастающего поколения. Применение активных форм работы учащихся на данном уроке активизирует эвристическую деятельность, повышает интерес к учебному материалу, популяризирует нравственные идеалы, воспитывает чувства патриотизма, гордости за свою Родину. 

 

 


Дата публикации: 21.05.2015 г.


 

«Когда я думаю о Родине…» (А.Прокофьев в 5 классе)

Сколько звезд голубых, сколько синих,
Сколько ливней прошло, сколько гроз.
Соловьиное горло – Россия,
Белоногие пущи берез.

А. Прокофьев.

 

Урок провожу в форме коллективного размышления, разговора о самом сокровенном – о Родине.

Разговор на уроке начинаю с вопросов ученикам, потому что вопросы «раскачают» подсознание ученика, заставят работать их воображение, вызовут потребность общения. Всегда надо спрашивать с обычного, и, на первый взгляд, простого, но… значительного:

- Что такое по-вашему Родина?

- Какой смысл вы вкладываете в слово «Родина», каким содержанием наполняете его?

- О чем вы вспоминаете, когда думаете о Родине?

- Как называют человека, который бережет Родину, переживает за нее, охраняет ее? Конечно же, этот человек – патриот. Спрашиваю у ребят, кто из них может объяснить как образовалось это слово?? Работаем с толковым словарем С.И. Ожегова. Слово «padre» означает «отец». Значит патриот – это человек, который любит свое отечество.

- Как вы думаете, Родина и Отечество – это одно и тоже?

- А, когда мы особенно вспоминаем о Родине, об Отечестве?

Конечно же, когда ему угрожает опасность, или когда надолго уезжаем из своей страны. Но каждый из нас в такие минуты по-своему говорит об этом: один – грустным молчанием, другой, может быть, плачет, третий поет, чтобы не так было тяжело.

А вот поэт по-особенному выражает свое отношение к Родине – в стихах, наполняя их своими переживаниями, настроением, но заметьте, близким почти каждому из нас. Не потому ли «сердечные» стихи столь долго живут в наших сердцах? Они, как напоминание, сопровождают нас всю жизнь. И на такое «напоминание» имеет неограниченное право только поэт. Об одном из них – Александре Андреевиче Прокофьеве – мы поговорим на уроке.

Родился А.А. Прокофьев на Ладоге, в селе Кобоны. Эта сторона России богата фольклором, народными традициями и обычаями. И когда читаешь произведения поэта, то в его стихах о России особенно ощутимо биение сердца, а разговор о любви к ней ведется самыми простыми, самыми обыденными словами, но очень емкими и глубокими.

Родина поэта – скромная пристань Кобоны на Новоладожском канале – навсегда вошла в историю Великой Отечественной войны. Расположенная в 109 километрах от Ленинграда, она была начальным этапом Дороги жизни и свидетельницей бесчисленных человеческих трагедий, рожденной этой ужасной войной. С конца ноября 1941 года по хрупкому, неокрепшему льду озера шли десятки, сотни автомашин, которые везли в Ленинград продукты, боеприпасы и вывозили оттуда людей, умирающих от голода, изможденных тяжелым трудом, раненых, а также военную продукцию заводов города на Неве.

Сейчас у моста поставлен гранитный столб с надписью: «Через Кобону шла Дорога жизни. Она, прорвав фашистскую блокаду, соединила сердце Ленинграда с родной Москвой, Советской Отчизной, 1941 – 1943». Написал это текст Александр Прокофьев, который глубокими корнями, сердцем был связан с этими местами.

Александру Андреевичу с самого детства пришлось слышать много народных песен, которые пели и мать Анна Степановна, и отец Андрей Прокопьевич. В семье любили «Коробушку», «Варяга», «Окрасился месяц багрянцем», которую впоследствии исполняла знаменитая русская певица Лидия Русланова (прослушивание грамзаписи).

В годы Великой Отечественной войны Прокофьев был в числе защитников города на Неве. Он, с другими писателями, ездил к бойцам читать свои стихи, выступал по радио. Вот как звучали строки его стихотворения «Клятва»:

Тишина. Примолкла на час канонада,

Скрыто все этой режущей слух тишиной.

Рядом - город бессмертный.

За честь Ленинграда встали сосны стеной,

Люди встали стеной!

В годы войны Александр Андреевич много работал. Свидетельство тому сборники его стихов: «Таран», «Атака», «Фронтовые стихи», «Гармонь», «Россия».

Стихам этого времени присуща возвышенная романтичность, гордость за свой мужественный народ и, конечно, неизмеримая любовь к своей Родине. Тему Родины разрабатывали все поэты, но по-разному, каждый исходил из тех задач, которые ставили перед ним условия жизни, само Время. Одним из таких стихов, посвященных теме Родины, является «Мне о России надо говорить»:

Мне о России надо говорить,

Да так, чтоб вслух стихи произносили.

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имен сказать: Россия!

Сильнее всех имен произнести,

Сильнее матери, любви сильнее,

И на устах отрадно пронесет

К поющим волнам, что вдали синеют.

Не раз наедине я был с тобой,

Просил участья, требовал совета,

И ты всегда была моей судьбой,

Моей звездой, неповторимым светом.

Он мне сиял из материнских глаз,

И в грудь вошел, и в кровь мою проник,

И если б он в груди моей погас,

То сердце разорвалось в тот же миг!

После выразительного чтения стихотворения провожу анализ стихотворения – своеобразный разговор о прочитанном. Цель анализа – открыть ученикам глубинное содержание стихотворения, а в их душах найти те скрытые пружины, которые заставили бы понимать, думать и чувствовать. Безусловно, большую роль в этом разговоре принадлежит вопросу. Это стихотворение изучается в классах с различным уровнем подготовки. Поэтому из предложенных вопросов для учащихся можно выбрать только те, которые близки их опыту работы со стихотворным произведением.

Можно предложить учащимся следующие вопросы:

1. Какие жизненные события побудили автора написать это стихотворение?

2. В каких строках заключена его главная мысль?

3. Почему слово «Россия» для поэта «сильнее матери. Любви сильнее»?

4. Почему Россия, ее судьба является судьбой поэта?

5. О каком свете идет речь в стихотворении? Что это за свет?

6. Почему поэту надо говорить о России?

7. Без чего не может жить поэт? Отчего может разорваться его сердце?

8. Какие слова из стихотворения вы бы выбрали для выражения своей любви к России?

9. Какие строчки стихотворения вам особенно близки?

После анализа стихотворения подвожу итоги. А потом учимся выразительно читать стихотворение.

 

Домашнее задание: предлагаю учащимся подготовить выразительное чтение стихотворения и подобрать иллюстрации к стихотворению «Мне о России надо говорить».

Сноски:

Батракова С.Н., Левина М.М. Эмоциональное воздействие на учащихся в процессе обучения,- Советская педагогика, 1981, №3

Иванихин В.В. Организация учебной работы на уроках литературы как средство формирования интереса к предмету. Автореф… канд.пед. наук.-Л., 1983.

Марацман В.Г., Чирковская Т.В. Изучение литературного произведения в школе.-М.: Просвещение,1977.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР