План-конспект учебного занятия по теме «Политические дебаты».

Потапова Виктория Николаевна, преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ГБП ОУ КК «ККЭП». 
Профессиональное образование России готовит высококвалифицированных работников, которые в дальнейшем составят основу так называемого “среднего класса”, который призван стабилизировать общество и заинтересован в развитии страны по пути демократии и законности, что способствует формированию гражданского общества. Очевидно, то что следует максимально использовать возможности предметов обществоведческого цикла для знакомства учащихся с основными политическими силами страны. На сегодняшний день преподавателям необходимо помочь своим учащимся преодолеть правовые и политические стереотипы, так как родители передают детям своё разочарование в политическом курсе страны как 90-х г.г. так и начала 21 века, а зачастую ученики имеют и свой негативный социальный опыт.

 


План-конспект учебного занятия по теме «Политические дебаты», тип занятия - деловая игра

На современном этапе в сфере образования России наиболее остро встали проблемы – чему учить и как учить?

В условиях стремительного информационного роста главной целью обучающих является: научить принципам самообразования, пробудить внутреннюю потребность к образованности, способствовать формированию умения применять теоретические знания на практике. Особенно актуальна проблема связи теории с практической деятельностью для системы профессионально-технического образования.

Вопросы социализации учащихся профессионального колледжа в рыночной среде, когда современное общество развивается в условиях НТП, ставят задачу развития творческого начала личности учащегося, способного адаптироваться в быстро меняющихся экономических и общественных отношениях. Профессиональное образование России готовит высококвалифицированных работников, которые в дальнейшем составят основу так называемого “среднего класса”, который призван стабилизировать общество и заинтересован в развитии страны по пути демократии и законности, что способствует формированию гражданского общества.

Очевидно, то что следует максимально использовать возможности предметов обществоведческого цикла для знакомства учащихся с основными политическими силами страны. На сегодняшний день преподавателям необходимо помочь своим учащимся преодолеть правовые и политические стереотипы, так как родители передают детям своё разочарование в политическом курсе страны как 90-х г.г. так и начала 21 века, а зачастую ученики имеют и свой негативный социальный опыт. Для воспитания определённого доверия к власти, пробуждения гражданской активности, уверенности в действенности демократии, развития интереса к проблемам современной России преподавателю приходится использовать целый арсенал форм и методических приёмов. Одной из форм является деловая игра.

Эта форма представилась мне оптимальным решением проведения открытого занятия “Политические дебаты”.

Проведение деловой игры предполагает свободное оперирование основными разделами курса, такими как: “ Информационное обеспечение избирательного процесса”, “ Политическая жизнь современной России”, “Политическая система общества”, “Субъекты политики”, и хорошие знания политической ситуации в стране, а также знания программ партий, которые представляют учащиеся.

Деловая игра развивается по определённым законам, одним из которых является сиюминутное, заранее не спланированное развитие урока, так как ни преподаватель, ни учащиеся не знают конкретных вопросов, которые будут заданы, аргументов, которые будут приведены .

За месяц до проведения игры группа делится, на представителей администрации Президента (2 чел.), Правительства (2 чел.), “активистов партий” “Единая Россия”, “Справедливая Россия”, КПРФ, ЛДПР (5-6 чел.).

В течение месяца, используя материалы СМИ, они изучают позиции субъектов политики по теме дебатов, анализируя сильные и слабые стороны программ, готовят актуальные вопросы внутренней политики, аргументы для выступлений по обсуждаемым вопросам. Самые актуальные вопросы в настоящее время – это вопросы внутренней политики, связанные с экономическим ростом, стабильностью политического курса, борьбой с коррупцией, преобразованием в социальной сфере, укреплением армии и флота. В связи с тем, что учащиеся изучали вопросы политологии, для политических дебатов предлагаются в первую очередь вопросы укрепления государственности, федерализма, развитая демократии, законности и т.д.

Преподаватель консультирует представителей “партий”, “ветвей власти”, но все выступления готовятся самостоятельно.

Условием игры является высокая активность, но для получения большей объективности уровня знаний учащихся проводится тестирование участников игры по данной теме. Готовится 3 варианта тестов на выбор правильного ответа. Каждый тест содержит 10 вопросов, по уровню сложности они должны быть одинаковы.

Темы проверяются 3-мя учащимися, в то время как в группе представители “партий” выступают с речами в защиту демократии.

Ведёт дебаты преподаватель, он же из двух оценок (за участие в дебатах и тест) выставляет общую оценку в журнал.

Цели учебного занятия:

Образовательная цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о политических позициях Президента Российской Федерации, Федерального Правительства, ведущих политических партий страны, о месте России в современном мире.

Воспитательная цель: способствовать формированию правовой и политической культуры, гражданской активности.

Развивающая цель: способствовать формированию самостоятельной оценки, политической позиции субъектов, развивать способность к устным и аргументированным выступлениям по вопросам политики, применяя полученные теоретические знания на практике.

Межпредметные связи: обществознание – политическая система, политические партии и т.д., политическая география – современные государства мира.

Оборудование: политическая карта мира, Конституция Российской Федерации Российской Федерации (у всех учащихся), видеопроектор (визуально в тезисной форме освещаются программы партий).

Хронокарта занятия (80')

1) Вступительное слово преподавателя (3-4').

2) Игра “Политические дебаты” (40-43').

A.Выступление представителей Президента.

B.Выступление представителей Правительства.

C.Изложение программ представителей партий.

3)Тестирование (12-13').

4)Выступление с речами в защиту демократии представителей “партий” (8-10').

5)Подведение итогов игры, выставление оценок (5-7').

I. Вступительное слово преподавателя

Ребята, в сентябре 2016 года прошли последние парламентские выборы, в будущем вам предстоит принимать подобные решения. Главным является не участие, а способность сделать осознанный выбор.

Для закрепления знаний, полученных на предыдущих занятиях, целесообразно провести деловую игру “Политические дебаты”, которая еще более позволит многим из вас сформировать собственную гражданскую позицию.

Далее преподаватель напоминает порядок проведения игры и критерии оценок.

Критерии оценок

Оценка “отлично” выставляется участникам игры, правильно излагавшим политическую позицию своего субъекта, аргументировано отстаивающим её, свободно владеющим теоретическим материалом и правильно использующим политическую терминологию.

Оценка “хорошо” выставляется учащимся, если они с помощью преподавателя справляются с поставленной задачей, допуская 1-2 незначительные ошибки или неточности.

Оценка “удовлетворительно” выставляется учащимся, если они в целом представляют себе позицию своего субъекта, но затрудняются в подборе аргументов, недостаточно активно участвуют в обсуждении вопросов темы .

Преподаватель напоминает учащимся о прошедших парламентских выборах .Чтобы сделать правильный выбор, необходимо знать, с какими программами выступали в свое время на выборах партии, какова позиция Президента и Правительства по наиболее актуальным политическим вопросам. Для того чтобы избежать неожиданностей в политическом курсе страны, необходим контроль граждан за всеми ветвями власти. Политика становится понятной, если её изучать.

II. Игра “Политические дебаты”

А) В выступлении представителя Президента Российской Федерации должны быть отмечены достижения России по пути коренного преобразования общества:

  • укрепление демократического строя;
  • развитие гражданского общества;
  • упрочение основ экономического курса страны;
  • расширение мероприятий по осуществлению национальных проектов;
  • укрепление международного статуса государства.

В) В выступлении представителя Правительства Российской Федерации должна содержаться краткая характеристика программы стабильного развития России:

  • увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы;
  • укрепление связей между центром и регионами;
  • обновление налоговой политики;
  • пути роста доходной части бюджета на 2015 – 2016 год;
  • укрепление обороноспособности страны и т.д.

С) Изложение программ представителей партий по проблемам:

  • политической стабильности;
  • развития конкурентоспособной инновационной экономики;
  • формирование гражданского общества;
  • защита национальных интересов на международной арене.

В процессе дебатов преподаватель должен удержать обсуждение в рамках предложенных вопросов. Представители каждой партии могут кратко изложить свою позицию по проблемам, включенным в “дебаты”, задав вопросы.

Завершает “дебаты” преподаватель, выступающий в роли политического обозревателя. Не стоит стремиться к тому, чтобы все предложенные вопросы были обсуждены в равной мере. Какой-то из вопросов будет наиболее острым и вокруг него может идти основная полемика. Основная задача занятия – продемонстрировать умения необходимые для участия в обсуждении политических проблем.

III. Тестирование [Приложение 1]

Для проведения тестирования готовятся 2-3 варианта тестов. Каждый учащийся получает свой вариант. На выполнение задания отводится 10-12 минут. Тесты проверяют представители Президента и Правительства.

IV. Выступление с речами в защиту демократии представителей “партий”

В заключении занятия представители партий выступают с речами в защиту демократии. Они делают акцент на те стороны демократии, которые отвечают программам их партий. На выступление каждой партии отводится 2 минуты.

V. Подведение итогов игры, выставление оценок

Преподаватель делает общие выводы об уровне подготовки к занятию каждой группы, выставляет общую оценку за устные выступления и по результатам тестирования каждому учащемуся, комментирует их.

Опыт проведения деловых игр показывает, что при правильной организации занятия, все учащиеся принимают участие в учебной игре, при этом “выживаемость” знаний значительно выше, чем при других формах проведения контроля знаний. Быстрая смена ситуаций требует, чтобы в роли лидеров выступали учащиеся с устойчивым типом нервной системы, но такого типа игры способствуют формированию личности, быстро адаптирующейся к меняющейся ситуации, что характерно для рыночных отношений. Формируется у учащихся и адекватная реакция на внешнее воздействие, что способствует быстрой мобилизации знаний, выбора правильного варианта реагирования.

 

 

Список литературы

1.Абульханова – Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. – М., 2006г.

2.Айдарова Л.И. При каких условиях обучение может быть творческим для педагога и учащегося. // Вопросы психологии, 1987 – №5.

3.Богоявленский Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов-на-Дону, 2009г.

4.Борисов А.А. Игры на уроках у старшеклассников // Преподавание истории в школе.- 2005 -№ 5-6.

5.Буске М.М. Что заставляет нас играть? Что заставляет нас учиться? // Перспективы,- 2007- № 4.

6.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М. , 2009г.

7.Звягинцева Р.Ф. Ролевые игры на уроках. // Преподавание истории в школе.- 2010 – № 5.

8.Ляудис В.Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками, как метод формирования личности. (Активные методы обучения). – М., 2003.

9.Просецкий В.А. Проблемы “самоуправления” познавательной деятельностью и развитие личности. – М., 2005.

10.Толстых В. Социальная активность и индивидуальность. – М., 2009.

 

 

 

Приложение 1

Тест № 1

1.Антисемитизм – это:

a.идеология и политика преследования лиц еврейской национальности;

b.воинствующая идеология борьбы с марксизмом;

c.политика и движение, основанные на представлении о государстве как абсолютном зле.

2.Либералы - это:

a.люди, выступающие за абсолютную ничем не ограниченную свободу;

b.приверженцы традиций, препятствующие прогрессу;

c.приверженцы правовых свобод, парламентского строя и свобода предпринимательства.

3.Политический плюрализм - это:

a.теория социального партнёрства, покровительства государства;

b.многообразие форм народовластия;

c.манипуляция избирателями.

4.Законодательное собрание Краснодарского края возглавляет:

a.Д.В. Зеленин;

b.В.А. Бекетов;

c.Ю.В. Цеберганов.

5.Правительство Российской Федерации -России возглавляет:

a.М. Фрадков;

b.Д. Медведев;

c.Е. Строев.

6.Спикером Государственной Думы является:

a.А. Кудрин;

b.Б. Грызлов;

c.В. Володин.

7.Лидером партии ЛДПР является:

a.С. Шойгу;

b.В. Жириновский;

c.Г. Явлинский.

8.Коммунистическая партия Российской Федерации выступает:

a.за ликвидацию рынка;

b.за социально ориентированный рынок;

c.за невмешательство государства в рыночные отношения.

9.«Справедливая Россия» выступает за:

a.полную отмену призыва в армию;

b.строительство нового социализма;

c.восстановление смертной казни за особо тяжкие преступления.

10.Министерство иностранных дел возглавляет:

a.И. Иванов;

b.С. Лавров;

c.В. Устинов.

 

Эталоны ответов:

1а, 2b, 3b, 4b, 5b, 6c, 7b, 8b, 9b, 10b.

 

Тест №2

1.Единое союзное государство – это:

a.конфедерация;

b.федерация;

c.содружество.

2.Олигархия – это:

a.власть небольшой группы богатейших граждан;

b.власть толпы;

c.группа лиц партий, выступающих вразрез с мнением большинства.

3.К общественным организациям относятся:

a.Совет Федерации, Правительство;

b.Красный крест, церковь, профсоюзы;

c.Вооруженные силы, ФСБ.

4.Губернатором Краснодарского края является:

a.А.Н. Епишин;

b.В.И. Кондратьев;

c.Ю.В. Цеберганов.

5.Министерство внутренних дел возглавляет:

a.С. Иванов;

b.А. Кудрин;

c.В. Колокольцев

6.«Единая Россия» выступает за:

a.стабильное развитие гражданского общества;

b.строительство нового социализма;

c.национализацию нефтяной промышленности.

7.За демонтаж системы экономического и социального неравенства выступала партия:

a.ЛДПР;

b.Справедливая Россия;

c.КПРФ.

8.Очередные выборы депутатов Государственной Думы состоялись:

a.в 2016 г.;

b.в 2013 г.;

c.в 2011 г.

9.Партией «эсеров» названа партия:

a.СПС;

b.КПРФ;

c.«Справедливая Россия».

10.Стратегические задачи по развитию страны на ближайшее время являются:

a.удвоение ВВП;

b.социализация экономики;

c.национализация природных ресурсов.

 

Эталоны ответов:

1b, 2а, 3b, 4b, 5c, 6a, 7c, 8а, 9c, 10а.

 

Тест №3

1.Легитимация – это:

a.принятие прав человека, разделение властей, свободы конкуренции;

b.признание законности прав полномочий;

c.способ выражения протеста.

2.Импичмент – это:

a.обвинение, привлечение к суду за государственные преступления;

b.торжественный акт вступления в должность главы государств;

c.принудительное задержание, лишение свободы передвижения.

3.Государственная Дума Российской Федерации избирается сроком на:

a.6 лет;

b.5 лет;

c.4 года.

4.К правам граждан Российской Федерации относится:

a.защита Отечества;

b.право на труд;

c.право на охрану здоровья.

5.Министерство финансов в Правительстве возглавляет:

a.А. Жуков;

b.А. Силуанов;

c.И. Иванов.

6.Лидером партии «Единая Россия» является:

a.С.Миронов;

b.Д, Медведев;

c.В.Грызлов.

7.Приоритетное направление в деятельности Правительства:

b.развитие национальной промышленности;

c.стабилизация рубля.

8.Президент России избирается сроком на:

a.4 года;

b.5 лет;

c.6 лет.

9.Партией «преемницей» нынешнего курса государственной власти является:

a.«Единая Россия»;

b.КПРФ;

c.«Справедливая Россия».

10.Лидером партии КПРФ является:

a.Ж. Алферов;

b.Н. Харитонов;

c.Г. Зюганов.

a.      модернизации и технологического развития российской экономики

 

Эталоны ответов

1b, 2а, 3b, 4c,5b, 6b, 7а, 8с, 9а, 10c.