Шуплецова Светлана Ивановна, учитель истории МБОУ «лицей «Альфа» с. Усть-Ишим, Усть-Ишимского района Омской области. Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 10-11 классов «Мы идем на выборы» способствует углублению и расширению знаний об истории демократических выборов, помогает воспитанию активной гражданской позиции, разъяснению ценностей достижения демократии - право голосовать и быть избранным.
Внеклассное мероприятие
"Мы идем на выборы"
(для учащихся 10-11 классов)
«Те, кто Россией призван управлять,
Должны людьми быть совести и чести!»
М. И. Кириллов
Цели:
Образовательные:
- углубление и расширение знаний об истории демократических выборов;
- Закрепить знания об основных принципах участия граждан в выборах, о значении участия граждан в выборах.
Воспитательные:
- воспитание активной гражданской позиции,
- разъяснение ценностей достижения демократии - право голосовать и быть избранным;
Ход мероприятия:
Вступительное слово учителя:
Каждое поколение имеет право выбирать свое будущее и определять пути развития. Мы приходим в этот мир, взрослеем, получаем профессию, приобретаем знания и опыт и передаем их другим поколениям. Но каждый из нас неразрывно связан с тем реальным миром, в котором живет и работает.
Сегодня гражданин России, путем реализации Гражданского избирательного права, становится не просто участником избирательного процесса, он имеет право свободного выбора, и это право он может осуществить в день голосования на избирательном участке. Возможность свободного волеизъявления - одно из главных достижений российской демократии за последние годы.
Ученик:
Вот наступили выборы, И мы на них идем. Кого, кого же выбрать нам? Кого мы изберем? Ну вот: богат, красив, умен, Но зол и беспощаден он. Его мы не допустим к власти, А то будут лишь несчастья. А вот и претендент другой, Он к людям не такой и злой, Но он животных ненавидит
И будущее так он видит: Срубили лес, и нет уж рек … Ну нет! Плохой он человек! А вот и третий претендент. Ну да, он лучший, спору нет. Справедлив, красив, умен. Ну так пусть же правит он.
(Бичахчян Альберт, ученик 11 класса МОУ СОШ с. Среднебелая)
Учитель
Выборы, как социальное явление, прочно вошли в наш обиход, стали привычным атрибутом жизни россиян.Мы выбираем глав администрации районов, области, депутатов в Государственной думы. Таким образом, все мы являемся участниками избирательного процесса.
Я предлагаю совершить вам экскурсию в прошлое и вспомнить давние демократические традиции.
1-й этап – Из истории выборов – Сообщения учащихся
1-й ученик
С древнейших времён выборы стали свойственны человеку. На общих собраниях (сходах) выбирали предводителей. Воля народа, выраженная голосованием в собрании, приобретала силу закона.
Избирательная система уходит корнями в Древнюю Грецию. Граждане могли принимать участие в политической жизни страны, присутствуя на народном собрании.
Выборы в Древней Греции были делом обязательным. В день выборов по улицам Афин ходили служащие с плеткой обмоченной в красной краске. Зачем?
Плеткой отмечали всех, кто не торопился голосовать. В дальнейшем на них накладывались штрафы или более серьезные санкции.
В Древней Греции применялось открытое голосование и тайное голосование с помощью жребия. «Голосовали» бобами: белый боб означал «за», черный – «против».
Именно из Древней Греции к нам пришли многие политические понятия и термины: демократия, остракизм, а еще олигарх, тиран и демагог.
2-й ученик
Так, например, именно древнеримским политикам мы обязаны традицией проведения предвыборных кампаний, которые традиционно начинались задолго до дня голосования и проходили на городских площадях.
Так в переводе с латинского это слово, относящееся к выборному лицу, означает «предназначенный». Назовите это слово.
Ответ: Это слово «кандидат».
Само слово «кандидат» пришло к нам из языка древних римлян – оно является производным от слова «кандида». Именно так называлась белая тога, которую обязаны были носить претенденты на один из официальных постов. Белый цвет был призван подчеркнуть чистоту намерений кандидата и символизировал его незапятнанную совесть. Необходимой белизны добивались благодаря тому, что тога на протяжении многих дней выдерживалась на солнце, а впоследствии посыпалась мелом.
Кандидат отправлялся на площади и базары, прося поддержки у избирателей. Сопровождал его раб-номеклатор, который подсказывал ему имена избирателей. В день голосования избиратель получал маленькую дощечку — избирательный бюллетень, писал на ней имя кандидата и опускал в урну.
3–й ученик
Истоки традиций и основ правовой системы и избирательных технологий на территории России также берут свое начало в античной эпохе. Одним из первых успешных примеров демократического правления является политическое устройство древнего города Танаиса (Ростовская область).
Голосование в Танаисе их них назывался «хейротония» или выбор. Сегодня такое голосование мы именуем «открытым». Танаиты, собравшиеся на народное собрание городской площади, поднимали руки в знак согласия после того, как председательствующий на собрании оглашал имя избираемого кандидата.
4-й ученик:
В Древней Руси царила прямая демократия. Особенно ярко это проявилось в Новгороде (Новгородское вече) и Пскове. На Новгородской земле была сформирована феодальная республика. Выборные органы власти здесь присутствовали с XII по XV века.
Новгородское вече решало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц, архиепископа. Выборы проходили путем жеребьевки. Имена трех кандидатов записывались на листках пергамента и клались на алтарь собора. Два жребия должен был снять мальчик или слепой. Кандидат, записанный на оставшемся жребии, считался избранным.
Важную роль в выборах в Древнем Новгороде играли ребенок или слепец. В чем она заключалась?
Имена трех кандидатов записывались на листках пергамента и клались на алтарь собора. Два жребия должен был снять мальчик или слепой. Ребенок не мог читать, и слепец тоже, поэтому и они не знали, кого убирают с алтаря. Кандидат, записанный на оставшемся жребии, считался избранным.
УЧИТЕЛЬ:
Ребята нас познакомили с некоторыми страницами истории. А что же сегодня представляет собой избирательное право? Суть избирательного права в том, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранным в органы государственной власти. Избирательное право относится к группе политических прав человека. Только в условиях демократии избирательное право реально и действительно.
А что знаете вы об избирательной системе в нашей стране?
Блиц – Викторина
Класс делится на 3 команды по 5 человек.
Задания каждой команде:
За 2 минуты дать как можно больше правильных ответов на вопросы.
Вопросы первой команде:
1. В чём сущность демократии?
(Демократия – это закрепление свободы в обществе действенными законами, гарантирующими свободу личности)
2. Какой закон называют правовым?
(Закон, который соответствует естественным правам человека и неукоснительно исполняется)
3. Что такое равноправие граждан?
(Гарантия со стороны государства равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и т.п.)
4. Какой должна быть конечная цель власти?
(Улучшение жизни граждан.)
5. В чём заключаются главные задачи президента?
(Охранять конституционный строй России, поддерживать гражданский мир и национальное согласие. Он призван стоять на страже прав и свобод граждан.)
6. Что такое избирательный бюллетень?
(Документ для голосования с фамилиями кандидатов)
7. Что такое референдум?
(Всенародное голосование по важнейшим вопросам общественной жизни)
8. Кто может стать Президентом РФ?
(Гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет)
9. Кто является президентом РФ?
(Владимир Владимирович Путин)
10. Что такое избирательная система?
(Совокупность юридических правил, устанавливающих порядок проведения выборов, предоставления избирательных прав, определения результатов голосования)
11. Кто не имеет право избирать и быть избранными в РФ?
(Граждане, признанные судом недееспособными, или те, кто содержится в местах лишения свободы по приговору суда)
12. Что, согласно Конституции, является высшей ценностью в РФ?
(Человек, его права и свободы)
13. Что такое парламентаризм?
(Форма представительной демократии)
Вопросы второй команде:
1.Что такое прямая демократия?
(Прямое, без посредников, влияние граждан на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц)
2. Какое государство называют правовым?
(То, в котором признаётся верховенство закона, права и свободы человека, существует разделение властей и независимый суд)
3. Какими должны быть выборы в демократическом обществе?
(Периодическими, представительными, окончательными)
4. В чём заключаются основные задачи парламента?
(Принятие законов, по которым будет жить страна и все граждане)
5. Что такое депутатский мандат?
(Документ, удостоверяющий депутатские полномочия, право выполнять депутатские обязанности)
6. Что такое политический абсентеизм?
(Уклонение граждан от участия в выборах)
7. Являются ли средства массовой информации ветвью власти?
(Нет)
8. Кто может стать депутатом Государственной Думы?
(Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах)
9. Что такое мажоритарная избирательная система?
(От каждого избирательного округа избирается один депутат, который при выборах набрал наибольшее количество голосов)
10. Что такое политический плюрализм?
(Многообразие форм политической жизни: наличие многопартийности, существование оппозиции, решение споров в рамках закона, готовность к компромиссам)
11. Кто является губернатором Омской области?
(Назаров Виктор Иванович)
12. Что понимается под политической культурой личности?
(Условия, необходимые для грамотного и эффективного участия в политике: политические знания, ориентация на ценности и правила демократического общества, овладение способами практических политических действий)
13. Что такое популизм?
(Стиль в политике, позволяющий добиться поддержки избирателей с помощью привлекательных лозунгов, раздачи ни чем неподкреплённых обещаний)
Вопросы третьей команде.
1. Что такое представительная демократия?
(Участие граждан в управлении государством через избранных представителей, которые на государственном уровне выражают интересы народа)
2. Что понимается под местным самоуправлением?
(Самостоятельная деятельность населения по решению вопросов данной территории непосредственно или через избранные органы власти)
3. Что такое разделение властей?
(Государственная власть в Российской Федерации разделяется на законодательную, исполнительную и судебную)
4. Что такое пропорциональная избирательная система?
(Количество кандидатов от каждого округа зависит от количества голосов, отданных за ту или иную партию, места в парламенте между партиями распределяются пропорционально количеству голосов)
5. Как называется законодательный орган Омской области?
(Законодательное Собрание Омской области)
6. В чём заключаются главные задачи правительства?
( Исполняет федеральный бюджет, обеспечивает единую государственную политику, управляет федеральной собственностью, принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, охране общественного порядка)
7. Кто является председателем Законодательного Собрания Омской области?
(Варнавский Владимир Алексеевич)
8. Как называется процедура отрешения Президента от должности?
(Импичмент)
9. Как называется лицо, которое следит за процедурой голосования?
(Наблюдатель)
10. Как называется политическая организация, которая отражает интересы слоя общества и имеет свою программу? -(Политическая партия)
11. Как называется основной документ муниципального образования? (Устав)
12. Кто может быть судьёй в Российской Федерации?
(Гражданин России, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет)
13. Как называются избиратели, голосующие за определённую политическую партию или кандидата?- (Электорат)
Подведение итогов 1 этапа.
Учитель
А теперь мы смоделируем ситуации, с которыми реально может встретиться избиратель. Ваша задача – проявить свою гражданскую позицию и знания в вопросах избирательного права.
2 –й этап: Разыгрывание ситуаций –учащиеся называют основные нарушения в ходе выборов
1-й команде - Ситуация № 1.
Председатель участковой избирательной комиссии:
-Здравствуйте, уважаемые наблюдатели. Проходите, занимайте места. А мы уже все приготовили к приходу избирателей. Чтобы не тратить ваше время, мы даже опечатали урны для голосования. Чтобы не создавать очередей, мы разрешаем заходить в кабинки для голосования всей семье. Ведь они родственники, что им скрывать друг от друга.
2-й команде - Ситуация № 2.
Из разговора с членом избирательной комиссии:
«Приходит человек на выборы, а дома у него старики. Трудно им прийти, а проголосовать хотят. Вот и поручили сыну за них это сделать. Как не пойти человеку навстречу. Разрешаем. А эти наблюдатели, везде они хотят поучаствовать. Ничего, обойдемся и без них. 8 часов вечера и до свидания – сами справимся – и бюллетени подсчитаем и итоги подведем. А они узнают результаты в районной избирательной комиссии».
3- команде- Ситуация № 3.
Из беседы с наблюдателем:
-Подхожу к выездной группе, спрашиваю: “Сколько бюллетеней берете с собой?”. А они в ответ: “Не считаем, взяли пачку, вдруг к кому-нибудь еще заедем”. Подсчет голосов делали так, как будто мы – пустое место. Бюллетени не предъявляли, за кого проголосовали – ничего не известно. Попросил предъявить протокол голосования – отказали.
Учитель:
3-этап - Вставить пропущенную букву в слове и дать определение
Р...ф...рендум – всенародное голосование
П…рламент – высший законодательный орган, в котором депутаты представляют интересы избравших их граждан
Д…м…кратия – власть народа
М…ж...ритарная система – тип избирательной системы
Сув...р…нитет - есть выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу.
Выб…ры - одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления)
Подведение итогов 3 этапа
4-й этап - «Вставь пропущенное слово».
(команды получают задание вставить пропущенные слова в текст о Конституции Российской Федерации)
Российская Федерация – Россия – есть демократическое, федеративное, ___________ государство с ___________ формой правления. Признание, соблюдение и защита _________________
- обязанность государства. Российская Федерация состоит из республик, краёв, городов федерального значения, __________ , __________ - равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин России обладает на её территории всеми ___________ и несёт __________ , предусмотренные _________.
Правильный ответ:
Российская Федерация – Россия – есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. РФ состоит из республик, краёв, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин РФ обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Подведение итогов и награждение победителей.
Ученик:
ОБРАЩЕНИЕ К ИЗБИРАТЕЛЮ
Снова прения, дебаты, Кандидаты в депутаты … Агитация кругом – Вновь в работе избирком.
Выборов настало время, Соберись электорат! И с умом прими решенье, А не действуй наугад. Избиратель! Мудрым будь: На участок держишь путь. Прежде, чем значок поставить, В урну бюллетень отправить, Ты подумай: голос твой Очень важен и порой Судьбоносным может стать, Чей – то выбор поддержать. Выполняя долг гражданский, Ты даёшь кому – то шансы Пользу принести стране, Обществу – тебе и мне
(Горбань Екатерина, Ученица 11 класса МОУ СОШ с. Черемхово)
Заключительное слово учителя:
Однажды писатель Василь Быков сказал режиссеру Алесю Адамовичу: «Мир может спасти только один человек. И этот человек — ты». Мы надеемся, что ваше поколение, став взрослыми, не останется равнодушным к судьбе страны и сделает свой выбор.
«Покажите мне вашу молодёжь, и я скажу ваше будущее» ( Абу Насир Аль–Фараби). Ваши ответы показали, что наше будущее — в руках активных и деятельных молодых людей. |