Программа курса внеурочной деятельности «Формирование основ парламентаризма среди подростков»

Веселова Евгения Александровна, учитель истории и обществознания ЛГ МАОУ «СОШ №2» г. Лангепаса, ХМАО-Югры, Тюменской области.
Программа курса внеурочной деятельности «Формирование основ парламентаризма среди подростков» рассчитан на учащихся средних школ. Целью проекта является создание условий для формирования основ парламентаризма в подростковой среде в рамках развития гражданской позиции обучающихся. В рамках курса подростки познакомятся с основами российского парламентаризма. Проект не предполагает создание Молодежной парламентской организации, он рассчитан на привлечение подростков к знакомству с деятельностью парламентариев различного уровня.

 


Формирование основ парламентаризма среди подростков.

«Парламент», «парламентерский», «парламентаризм» - слова, которые мы встречаем каждый день по радио и в телепередачах, в статьях периодических изданий. Современные подростки уже в средней школе в курсе обществознания знакомятся с данными понятиями. Но все ли учащиеся, достигая 18 лет, активно участвуют в политической жизни страны, могут самостоятельно сделать свой выбор? Это далеко не так. И, чтобы, помочь подросткам сформировать активную гражданскую позицию, нужно проводить занятия по основам парламентаризма.

В инициативе Президента РФ «Наша новая школа» говорится: важнейшими условиями становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения… От того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений.

В нашем понимании слова Президента РФ мы рассматриваем как необходимость формирования и развития активной гражданской позиции через привлечение подростков к парламентской деятельности.

А развитие активной гражданской позиции с моей точки зрения - это воспитание политически зрелой, активной, здравомыслящей личности, умеющей объективно и адекватно оценивать происходящие политические события, активно в них участвовать, привлекать других граждан, иметь независимую точку зрения на происходящее в стране и в мире.

Вводимые с 2011 года Федеральные государственные образовательные стандарты требуют выпускника нового уровня, выпускника – патриота своей страны: познающего себя как личность, ищущего свою систему ценностей, жизненные цели, утверждающего себя как взрослого, инициативного, готового нести ответственность перед самим собой, другими людьми за результаты и последствия своих действий, осознающего себя личностью, живущей в обществе, социально активного, осознающего глобальные проблемы современности, свою роль в их решении, способного к личностному выбору и поступкам, готового нести ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения, уважающего других людей и умеющего сотрудничать с ними для достижения общего результата.

Сегодня школа, практически не готова давать такого выпускника, прежде чем появится выпускник такого уровня. Пройдет большое количество времени. Мой проект призван решить данную проблему на первоначальном уровне и хотя при его реализации нельзя будет получить результат требуемый ФГОСами, но основы активной гражданской позиции будут заложены уже буквально через 2 года реализации проекта.

В нашей школе (ЛГ МАОУ СОШ №2 города Лангепаса) заложены начальные основы парламентаризма, в том виде какой он распространен по РФ. Ежегодно (или раз в два года) в школе проходят выборы Президента РИД (Органа школьного самоуправления «Республика интересных дел») с предварительной предвыборной агитацией, закрытым голосованием и подсчетом голосов и инаугурацией вновь выбранного президента.

Моя программа не предполагает создание Молодежной парламентской организации, он рассчитан на привлечение подростков к знакомству с деятельностью парламентариев различного уровня (депутатов городской Думы, Окружной Думы, Тюменской областной Думы) их участие в различных конкурсах и проектах, привлечение в качестве наблюдателей при проведении школьных выборов, участие в онлайн-форумах с представителями Молодежных Законодательных собраний РФ, участие обучающихся в различных Общественных движениях (Школьного детского объединения «Рука Дружбы», городского детского объединения «МЫ – Лангепас и Я», городских общественных объединений и др.

 

Цель программы:

Создание условий для формирования основ парламентаризма в подростковой среде в рамках развития гражданской позиции обучающихся.

Задачи:

1.Организовать овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, об основах парламентаризма в России для сформирования объективной оценки происходящих политических событий;

2.Организовать деятельность обучающихся по получению практического опыта парламентской деятельности;

3.Развивать гражданскую инициативу и гражданскую ответственность обучающихся;

4.Создать условия для получения участниками проекта опыта участия в политической деятельности посредством живого участия в парламентской деятельности

 

 

 

Данная программа реализуется в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средней общеобразовательной школе №2» города Лангепаса, которая открыта в 1985 году. В школе обучаются 740 учащихся, в 30 классах.

Проект «Формирование основ парламентаризма среди подростков» входит в гражданско-патриотическое направление дополнительного образования школы.

Обучение по программе основывается на следующих педагогических принципах:

субъективации (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной сложности);

свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;

сотрудничества и ответственности;

систематичности, последовательности и наглядности обучения.

Срок реализации: один год обучения.

Количество часов и занятий в неделю: 2

Периодичность занятий: 1 раз в неделю

Возраст обучающихся - 14-18 лет, состав группы переменный. Набор в группу свободный. Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей детей.

Наполняемость группы – неограниченна. Она обусловлена тем, что обучающие занятия носят как индивидуальных, так и групповой (пары или подгруппы) характер. При этом неизбежными являются занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки учеников, т.е предполагается сопровождение (тьюторство) обученных старших обучающихся над более младшими.

Проект реализует технологию личностно-ориентированного образования.

В процессе обучения используются следующие методы:

- проблемный;

- проектный;

- деятельностный;

- исследовательский.

Ожидаемые результаты

Деятельность проекта «Формирование основ парламентаризма» предполагает два результата: учебный и социальный, которые взаимосвязаны и характеризуют уровень компетентности обучающихся в социальном проектировании и являются комплексным образовательно-воспитательным результатом.

Требования к учебному результату:

В результате прохождения программы подростки должны:

Знать:

основы парламентаризма в РФ, основные этапы работы над проектом, методы социологического исследования, приемы избирательной кампании

Уметь:

  • выстраивать межличностные отношения, проводить социологические исследования, работать в группе, формулировать цель работы, выполнять проекты, формулировать ожидаемые результаты, описывать все виды деятельности и мероприятия с указанием сроков и ответственных;
  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в политической сфере деятельности человека;
  • объективно и адекватно оценивать происходящие политические события, активно в них участвовать, привлекать других граждан, иметь независимую точку зрения на происходящее в стране и в мире;
  • грамотно излагать свои мысли и формулировать вопросы при любой аудитории.

Получить опыт:

-         анализа политических ситуаций и целеполагания на актуальном материале;

-         участия в дискуссии;

-         публичного выступления;

-         группового взаимодействия;

-         общения с представителями власти;

-         реальной политической деятельности.

Социальные результаты:

Осознавать ответственность за выполняемые действия, за принятые решения.

Использовать приобретенные умения и навыки в повседневной жизни для:

-         полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

-         осознанного выполнения гражданских обязанностей;

-         первичного анализа и использования политической информации;

-         развития понимания и восприимчивости по отношению к себе и другим, к социальным и политическим проблемам, развития чувства причастности к социуму. Осознания ценностей, установок и умений политически-активной гражданской позиции.

Перспективы участников «Школы парламентаризма»

-         - становление лидеров ученического, а в перспективе студенческого самоуправления;

-         - активное участие в детских и молодежных общественных движениях;

-         - вступление в ряды общественных объединений школы, города;

-         - участие в работе Молодежной палаты города Ланегпаса и ХМАО-Югры.

Формы представления образовательно-воспитательных результатов:

-         - выполненные в рамках определенных конкурсов проекты, связанные с основами парламентаризма;

-         - освещение деятельности в СМИ;

-         - агитбригады;

-         - участие в конкурсах различного уровня гражданско-патриотической и образовательной направленности.

Формы оценивания образовательных результатов:

-         - индивидуальный нагрудный знак

-         - анкеты;

-         - педагогическое наблюдение;

-         - рейтинг.

 

 


Календарный план-график реализации проекта «Школа парламентаризма»

п\п

Мероприятия проекта

Кол-во часов

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

Ответственный исполнитель

всего

теория

практика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Теоретическое сопровождение программы

12

10

2

4

4

4

 

 

 

 

 

 

1.1

История парламентаризам в РФ

6

6

 

4

2

2

 

 

 

 

 

 

1.2

История парламентаризма в странах Европы и Америки

4

4

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

1.3

Работа с документами, законодательными актами, законами и др.

2

 

2

 

2

 

 

 

 

 

 

 

2

Работа над выполнением проектов обучающихся , связанных с парламентской и законотворческой деятельностью

10

2

8

 

 

 

2

2

2

2

2

 

2.1

Выбор темы проекта, постановка целей, задач, проблемы, подбор литературы и источников.

 

 

 

 

 

 

2

2

 

 

 

 

2.2

Индивидуальные консультации обучающихся по выполнению проектов

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

 

 

2.3

Представление проектов на конкурсах различного уровня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

3.

Встреча с депутатами

4

1

3

1

1

2

 

 

 

 

 

 

4.

Обсуждение вопросов на политическом форуме

6

2

4

 

 

 

2

2

2

 

 

 

5.

Подготовка и участие в школьных выборах.

14

4

10

2

2

2

2

2

2

2

 

 

6.

Экскурсия в Городскую Думу

2

 

2

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР