Мотивационный урок по теме: «Я – гражданин России».

Горюнова Валентина Харитоновна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №1, г.Ленинск – Кузнецкий, Кемеровская область.
Данный мотивационный урок разработан для учащихся 8 класса. Основная цель данного занятия - формирование у учащихся элементов правовой культуры на примере Великого Гражданина России А.Д.Сахарова. Урок также имеет валеологическую направленность. Только здоровый ребёнок может внести реальный вклад в развитие своего страны.

 


Мотивационный   урок по теме: «Я – гражданин России».

Класс: 8

Предмет: обществознание

Цель: формирование у учащихся мотивации к изучению правовой культуры своей Родины и формированию навыков здорового образа жизни.

Задачи:

1.Образовательные: обобщить знания учащихся об основных правах и обязанностях гражданина России.

2.Развивающие: развивать чувства патриотизма, уважительного отношения   к Родине, к правозащитникам, к защите своих прав.

3.Воспитывающие: воспитывать гражданина своей страны с активной жизненной позицией.

4.Здоровьесберегающие:   формировать желание у ребёнка вести здоровый образ жизни.

Оборудование урока: мультимедийная презентация по правам человека, государственная символика России, портрет А.Д.Сахарова, музыкальное сопровождение, произведения П.И.Чайковского, Д.Шостаковича, плакат со словами А.Д.Сахарова «Как гражданин… я чувствую ответственность за происходящие события», компьютер, проектор, интерактивная доска

Тип урока: урок-дискуссия

 

Гипотеза: каждый из нас является гражданином России, но не всякий становится Великим Гражданином России .

 

Основные понятия: самоуважение, патриотизм, мужество, гражданственность

 

Межпредметные и внутрикурсовые связи: история, литература, музыка информатика, хореография.

 

 

 

 

ХОД УРОКА:

 

Этапы и содержание мероприятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент. 1 мин.

Ставлю перед учащимися цели урока, мотивирую их на плодотворную деятельность, проверяю готовность рабочих мест.

Подготавливают рабочие места, настраиваются на работу.

2. Здоровьесберегающая деятельность 1 мин.

Провожу тренинг на повышение активности

Выполняют тренинг №4 по повышению активной деятельности. Проводит любой учащийся.

3. Изучение нового материала по теме: «Я – гражданин России» - 7 мин.

Предлагаю   четыре   вопроса по данной теме, которые записаны на интерактивной доске. Тихонько звучит песня «С чего начинается Родина?»

-Что такое патриотизм?

- Что нужно сделать, чтобы государственную власть уважали?

- Как граждане России   – какие имеете права?

- Какой он – Великий гражданин России?

Провожу опрос учащихся.

Комментирую итоги опроса.

В опросе принимало участие 22 учащихся. На 1-ый вопрос ответили так: патриотизм – это любовь к Родине -18 человек.

Патриотизм – это любовь к   ближнему, к своей малой Родине – 6 человек.

На 2-ой вопрос ответили так: чтобы государственную власть уважали нужно власти больше прислушиваться к мнению народа – 13 человек;

Чтобы государственную уважали нужно искоренить коррупцию – 9 чел.

На 3-ий вопрос ответы распределились следующим образом: имею право на бесплатное получение полного среднего образования -4 чел., на оказание бесплатной медицинской помощи -- 5 чел., на тайну переписки – 2 чел., право на жилище – 10 чел.,   право на честную собственность – 1 чел

На 4-ый вопрос ответы распределись таким образом: Великий Гражданин России – это президент – 3 чел. ;

- это люди, которые сделали многое для России – 4 чел;;

- это конкретный человек, и носит он   фамилию Сахаров, а зовут его Андрей Дмитриевич – 15 чел.

4. Работа с дополнительной литературой: Конституция РФ, Конвенция ООН о правах ребёнка.

8 мин.

Организую и провожу работу с дополнительной литературой, задаю вопросы:

-равными ли правами пользуются в мире дети разного цвета кожи?

- кто обеспечивает защиту и заботу о детях в нашей стране?

- какое неотъемлемое право имеет каждый ребёнок?

- кто без решения суда имеет право забрать ребёнка у родителей?

- имеет ли право ребёнок свободно выражать свои взгляды?

-имеет ли право ребёнок на неприкосновенность своего жилища и тайну переписки?

-может ли ребёнок пользоваться СМИ?

Учащиеся самостоятельно дома работали с дополнительной литературой, а на уроке они отвечали на поставленные мною вопросы. Комментировали ответы друг друга, дополняли.

5. Здоровьесберегающая деятельность.

1мин.

Обеспечиваю музыкальное сопровождение

Выполняют комплекс упражнений №7, проводит любой учащийся по желанию.

6. Просмотр слайдов по тематике основных понятий урока: самоуважение, патриотизм, мужество, гражданственность.

6 мин.

Обеспечиваю просмотр данных слайдов, обозначаю мотивационные вопросы для дальнейшего обсуждения

- Что такое самоуважение?

- Как вы думаете, что даёт человеку самоуважение?

- По каким признакам вы определяете, уважает себя человек или нет?

- Патриотом может быть любой человек или нет7

- Мужество – это категория, которая характерна только для каких-либо чрезвычайных случаев или нет?

-Поэтом можешь и не быть, а гражданином быть обязан. Как вы это понимаете?

Учащиеся активно принимают участие в обсуждение этих мотивационных вопросов, приводят свои личные примеры и собственные суждения.

7.Мини-сочинение с элементами рассуждения о Великом гражданине РоссииАндрее Дмитриевиче Сахарове.

13 мин.

Предлагаю написать   небольшое сочинение о том, что знают наши учащиеся об Андрее Дмитриевиче Сахарове.

Далее зачитываем несколько мини – сочинений и проводим беседу:

- Каковы основные   черты характерны для личности Андрея Дмитриевича Сахарова?

Докажите, что патриотизм   А.Д.Сахарова был высокодуховным чувством?

-Как вы считаете, почему А.Д.Сахаров посвятил себя общественной деятельности?

- Чему учит нас судьба А.Д.Сахарова?

-Согласны ли вы с мнением академика Д.С.Лихачёва о том, что Сахарова можно считать пророком?

Учащиеся пишут мини – сочинение.

 

 

 

Зачитывают свои мини – сочинения и размышляют по заданным вопросам.

8. Творческая работа

(Рефлексия)

6,5 мин.

Предлагаю учащимся нарисовать обобщающий портрет гражданина на альбомном листе.

Самые интересные работы сканируем и показываем на экране.

Обращаемся к нашей гипотезе и учащиеся делают выводы: так ли на самом деле?

Выполняют работу под   произведения П.И.Чайковского, Д.Шостаковича, комментируют свой рисунок

( по желанию учащихся).

Делают выводы.

9.Итог урока. Выставление оценок

1 мин.

Отвечаем на вопросы учащихся, если таковые имеются. Оцениваю конечный результат.

Задают вопросы., помогают учителю выставлять оценки, записывают домашнее задание.

 

 

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР