Горюнова Валентина Харитоновна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №1, г.Ленинск – Кузнецкий, Кемеровская область. Данный мотивационный урок разработан для учащихся 8 класса. Основная цель данного занятия - формирование у учащихся элементов правовой культуры на примере Великого Гражданина России А.Д.Сахарова. Урок также имеет валеологическую направленность. Только здоровый ребёнок может внести реальный вклад в развитие своего страны.
Мотивационный урок по теме: «Я – гражданин России».
Класс: 8
Предмет: обществознание
Цель: формирование у учащихся мотивации к изучению правовой культуры своей Родины и формированию навыков здорового образа жизни.
Задачи:
1.Образовательные: обобщить знания учащихся об основных правах и обязанностях гражданина России.
2.Развивающие: развивать чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине, к правозащитникам, к защите своих прав.
3.Воспитывающие: воспитывать гражданина своей страны с активной жизненной позицией.
4.Здоровьесберегающие: формировать желание у ребёнка вести здоровый образ жизни.
Оборудование урока: мультимедийная презентация по правам человека, государственная символика России, портрет А.Д.Сахарова, музыкальное сопровождение, произведения П.И.Чайковского, Д.Шостаковича, плакат со словами А.Д.Сахарова «Как гражданин… я чувствую ответственность за происходящие события», компьютер, проектор, интерактивная доска
Тип урока: урок-дискуссия
Гипотеза: каждый из нас является гражданином России, но не всякий становится Великим Гражданином России .
Основные понятия: самоуважение, патриотизм, мужество, гражданственность
Межпредметные и внутрикурсовые связи: история, литература, музыка информатика, хореография.
ХОД УРОКА:
Этапы и содержание мероприятия
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1. Организационный момент. 1 мин.
|
Ставлю перед учащимися цели урока, мотивирую их на плодотворную деятельность, проверяю готовность рабочих мест.
|
Подготавливают рабочие места, настраиваются на работу.
|
2. Здоровьесберегающая деятельность 1 мин.
|
Провожу тренинг на повышение активности
|
Выполняют тренинг №4 по повышению активной деятельности. Проводит любой учащийся.
|
3. Изучение нового материала по теме: «Я – гражданин России» - 7 мин.
|
Предлагаю четыре вопроса по данной теме, которые записаны на интерактивной доске. Тихонько звучит песня «С чего начинается Родина?»
-Что такое патриотизм?
- Что нужно сделать, чтобы государственную власть уважали?
- Как граждане России – какие имеете права?
- Какой он – Великий гражданин России?
Провожу опрос учащихся.
Комментирую итоги опроса.
|
В опросе принимало участие 22 учащихся. На 1-ый вопрос ответили так: патриотизм – это любовь к Родине -18 человек.
Патриотизм – это любовь к ближнему, к своей малой Родине – 6 человек.
На 2-ой вопрос ответили так: чтобы государственную власть уважали нужно власти больше прислушиваться к мнению народа – 13 человек;
Чтобы государственную уважали нужно искоренить коррупцию – 9 чел.
На 3-ий вопрос ответы распределились следующим образом: имею право на бесплатное получение полного среднего образования -4 чел., на оказание бесплатной медицинской помощи -- 5 чел., на тайну переписки – 2 чел., право на жилище – 10 чел., право на честную собственность – 1 чел
На 4-ый вопрос ответы распределись таким образом: Великий Гражданин России – это президент – 3 чел. ;
- это люди, которые сделали многое для России – 4 чел;;
- это конкретный человек, и носит он фамилию Сахаров, а зовут его Андрей Дмитриевич – 15 чел.
|
4. Работа с дополнительной литературой: Конституция РФ, Конвенция ООН о правах ребёнка.
8 мин.
|
Организую и провожу работу с дополнительной литературой, задаю вопросы:
-равными ли правами пользуются в мире дети разного цвета кожи?
- кто обеспечивает защиту и заботу о детях в нашей стране?
- какое неотъемлемое право имеет каждый ребёнок?
- кто без решения суда имеет право забрать ребёнка у родителей?
- имеет ли право ребёнок свободно выражать свои взгляды?
-имеет ли право ребёнок на неприкосновенность своего жилища и тайну переписки?
-может ли ребёнок пользоваться СМИ?
|
Учащиеся самостоятельно дома работали с дополнительной литературой, а на уроке они отвечали на поставленные мною вопросы. Комментировали ответы друг друга, дополняли.
|
5. Здоровьесберегающая деятельность.
1мин.
|
Обеспечиваю музыкальное сопровождение
|
Выполняют комплекс упражнений №7, проводит любой учащийся по желанию.
|
6. Просмотр слайдов по тематике основных понятий урока: самоуважение, патриотизм, мужество, гражданственность.
6 мин.
|
Обеспечиваю просмотр данных слайдов, обозначаю мотивационные вопросы для дальнейшего обсуждения
- Что такое самоуважение?
- Как вы думаете, что даёт человеку самоуважение?
- По каким признакам вы определяете, уважает себя человек или нет?
- Патриотом может быть любой человек или нет7
- Мужество – это категория, которая характерна только для каких-либо чрезвычайных случаев или нет?
-Поэтом можешь и не быть, а гражданином быть обязан. Как вы это понимаете?
|
Учащиеся активно принимают участие в обсуждение этих мотивационных вопросов, приводят свои личные примеры и собственные суждения.
|
7.Мини-сочинение с элементами рассуждения о Великом гражданине России – Андрее Дмитриевиче Сахарове.
13 мин.
|
Предлагаю написать небольшое сочинение о том, что знают наши учащиеся об Андрее Дмитриевиче Сахарове.
Далее зачитываем несколько мини – сочинений и проводим беседу:
- Каковы основные черты характерны для личности Андрея Дмитриевича Сахарова?
Докажите, что патриотизм А.Д.Сахарова был высокодуховным чувством?
-Как вы считаете, почему А.Д.Сахаров посвятил себя общественной деятельности?
- Чему учит нас судьба А.Д.Сахарова?
-Согласны ли вы с мнением академика Д.С.Лихачёва о том, что Сахарова можно считать пророком?
|
Учащиеся пишут мини – сочинение.
Зачитывают свои мини – сочинения и размышляют по заданным вопросам.
|
8. Творческая работа
(Рефлексия)
6,5 мин.
|
Предлагаю учащимся нарисовать обобщающий портрет гражданина на альбомном листе.
Самые интересные работы сканируем и показываем на экране.
Обращаемся к нашей гипотезе и учащиеся делают выводы: так ли на самом деле?
|
Выполняют работу под произведения П.И.Чайковского, Д.Шостаковича, комментируют свой рисунок
( по желанию учащихся).
Делают выводы.
|
9.Итог урока. Выставление оценок
1 мин.
|
Отвечаем на вопросы учащихся, если таковые имеются. Оцениваю конечный результат.
|
Задают вопросы., помогают учителю выставлять оценки, записывают домашнее задание.
|
|