Формирование гражданской идентичности подростков через организацию и проведение выборов президента Городской детско-юношеской общественной организации «Надежда» Беловского городского округа.

Костяева Наталья Александровна, методист; Кузнецова Елена Валериевна,  руководитель структурного подразделения МБОУДОД «Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово», Кемеровская область. 
В статье представлен опыт работы общественной организации по проведению выборов президента среди активистов. Описана подробная процедура проведения каждого этапа и рекомендации.


Формирование гражданской идентичности подростков через организацию и проведение выборов президента Городской детско-юношеской общественной организации «Надежда» Беловского городского округа

 

Проблема формирования гражданской идентичности личности актуальна, социально значима и является отражением изменившейся парадигмы образования – от чисто «знаниевой» к развитию личности обучающегося как гражданина России. Эту мысль поддерживает и публично высказывает директор Федерального института развития образования, доктор психологических наук, профессор Александр Григорьевич Асмолов.

В социологическом словаре гражданская идентичность трактуется как

включение отдельных индивидов в гражданскую общность, через осознание ими своей принадлежности к ней. Чувство МЫ, объединяющее человека с большой общностью, позволяет ему чувствовать себя более уверенно перед сложной и не всегда понятной ему социальной реальностью, а также проявлять социальную активность.

Структура гражданской идентичности (Собкин В.С., Г.Тэджфел) включает в себя три основных элемента:

Гражданские знания - знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях.

Гражданская позиция - наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения, уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, готовность к анализу явлений общественной жизни, принятие и уважение правовых основ государства и общества.

Гражданская активность - участие в общественной жизни образовательного учреждения, желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны, самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям, ответственность за принятые решения, действия и их последствия.

Анализируя задачи формирования гражданской идентичности подростков и цель деятельности детско-юношеских организаций, просматривается прямая их зависимость и общность.

Поэтому формирование гражданской идентичности и соответственно ее трех составляющих является одной из приоритетных сфер деятельности Городской детско-юношеской общественной организации «Надежда» (ГДЮОО) Беловского городского округа, в которую входят восемнадцать детско-юношеских организаций общеобразовательных учреждений с общей численностью более 11 тысяч подростков. ГДЮОО «Надежда» осуществляет свою деятельность через реализацию долгосрочной программы используя разнообразные формы работы. Так гражданские знания подростки черпают, посещая открытые заседания Координационного совета, где рассматриваются вопросы функционирования государства, организуются встречи с депутатами городского Совета, изучаются нормативные документы государственного и областного значения.

Гражданскую позицию подростки имеют возможность сформулировать и публично представить на дебатах, организованных Координационным советом ГДЮОО «Надежда», участниками которых традиционно являются обучающиеся старших классов и учителя. Темы дебатов конечно же выбираются значимые для обеих сторон. Так в 2010 году тема дебатов звучала как «Учитель всегда прав», а в 2012 году «Оценка – показатель знаний ученика». И ежегодно победителями становятся ученики, что подтверждает успешность формирования гражданской позиции.

Гражданская активность это главный двигатель при реализации социально значимых проектов ГДЮОО «Надежда». Только по инициативе ребят и при их непосредственном участии в решении общественных проблем, организации ежегодно удается разработать, реализовать и документально оформить несколько социальных и учебных проектов, таких как «Новый дом для птиц», победитель региональной акции «Сохраним мир птиц», «Кодекс чести» и «Сленг молодежи города Белово». С 2010 года увлеченность подростков проектированием превратилась в приоритетное направление деятельности организации, которое сегодня носит название «Тимуровское».

            Наряду свыше указанными формами работы в ГДЮОО «Надежда» один раз в два года согласно Положению проводятся выборы президента организации. Это сложная и длительная в подготовке, но интересная в реализации форма работы обеспечивает формирование всех трех компонентов гражданской идентичности. Именно об этой форме работы организации пойдет речь в данной статье.

            С 1993 года на протяжении почти 15 лет председатель организации определялся конференцией, которая самостоятельно выдвигала кандидатуры. Голосование осуществлялось путем поднятия руки, а о личности кандидата никто не знал. Эта форма утратила интерес у современной молодежи, да и к тому же не соответствовала требования демократического государства. Поэтому в 2007 году Координационный совет ГДЮОО «Надежда» совместно с куратором разработали процедуру проведения выборов на основе деловой игры «Демократическая республика», авторами которой являются д.п.н., профессор А. Прутченков и кандидат психологических наук В.Высоцкий.

            Весь цикл подготовки и проведения выборов можно разделить на три этапа в соответствии с компонентами гражданской идентичности.

Этап 1 «Усвоение гражданских знаний»

Включает в себя ряд мероприятий

- проведение обучающих семинаров для активистов детского движения. Во время таких занятий подростки знакомятся с Законом Кемеровской области «О выборах в органы местного самоуправления» и с процедурой проведения демократических выборов в РФ, выборов в органы ученического самоуправления.

- проведение тренингов, деловых игр и упражнений, цель которых заключается в развитии самостоятельного творческого мышления, способности аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также снятие страха перед публичным выступлением. Успешно практикуется деловая игра «Требуется президент», «Выборы президента», упражнение «Поспорим с великим», «Моя цель», тренинг «Голосуй за меня», «Самопрезентация или кто я?» и многие другие. Из числа участников этих практических занятий выявляются заинтересовавшиеся представить свою кандидатуру на пост президента детской организации.

- подача заявления в избирательную комиссию о согласии баллотироваться на пост президента ГДЮОО «Надежда». В этой процедуре также заключается огромный обучающий смысл, так как подростки зачастую впервые знакомятся с правилами оформления заявления.

- знакомство с Положением о выборах президента ГДЮОО «Надежда». Чтение документа, подробный разбор основных разделов и понятий сопровождается разъяснениями действующего президента детской организации и куратора.

- знакомство с понятийным аппаратом лидера. Это необходимо для проведения тестирования, если после процедуры голосования несколько кандидатов наберут равное количество голосов.

Этап 2 «Формирование гражданской позиции»

- формирование Избирательной и счетной комиссий, а также выбор наблюдателей и тайм-менеджера осуществляется их числа активистов детских организаций прошедших обучение. Учет собственного желания это обязательный принцип подбора ребят в комиссии. Каждая комиссия состоим максимум из 5 человек, для сохранения работоспособности и мобильности группы. Их обязанности, график работы определяется на установочном семинаре.

- проведение индивидуальных консультаций куратора и действующего президента с кандидатами. Подобные консультации проводятся в виде индивидуальных бесед, целью которых становится выяснение намерений кандидата, его представлений о предстоящей работе, корректировка и формулировка идей. Главное необходимо ответить кандидатам на несколько вопросов: «Что вы планируете изменить в деятельности организации?», «Какие традиции организации необходимо сохранить?», «Каким способом вы намерены реализовать свои инициативы?» Отвечая на эти вопросы сначала устно, а затем и письменно кандидат формулирует свою предвыборную программу.

- формулировка предвыборной программы важный момент подготовки кандидата, ведь ее нужно сделать понятной и привлекательной избирателям, а главное яркой и запоминающейся, поэтому предвыборная программа наполняется призывами и обещаниями.

Этап 3 «Проявление гражданской активности»

Вся последующая подготовка к предвыборной кампании требует от кандидата проявления социальной активности: поиск единомышленников, формирование группы поддержки, решение организационных вопросов, поиск необходимых ресурсов.

Реализация мероприятий третьего этапа осуществляется одновременно.

- сбор подписей в поддержку кандидата. Этой работой занимается сам кандидат или его команда. В специально разработанные подписные листы им необходимо собрать не менее 100 подписей. Это делается с целью информирования активистов школьной организации о намерении их представителя баллотироваться на пост президента. Подписные листы с собранными голосами сдаются в избирательную комиссию для анализа.

- изготовление листовок, плакатов и другой агитационной продукции. Здесь можно проявить фантазию и удивить избирателей. На выборах президента ГДЮОО «Надежда» помимо традиционных листовок использовались календари, медали с эмблемой кандидата, конфеты с надписью «Голосуй за Ваганову Ирину», буклеты. Вся агитационная продукция выпускается большим тиражом и раздается для ознакомления избирателям во время агитационной кампании.

- приглашение избирателей. Поскольку ГДЮОО «Надежда» состоит из 18 школьных организаций, то на выборы приглашаются органы ученического самоуправления каждой организации в количестве 15 человек.

- изготовлением избирательных бюллетеней занимается избирательная комиссия. Сразу после подачи заявления кандидат считается зарегистрированным и его имя вносится в избирательный бюллетень. Для объективности голосования избирателям запрещается голосовать за кандидата из своей школьной организации. Для соблюдения этого правила в бюллетени напротив имени кандидата помещается цветной квадрат и на бюллетени, предназначенные для избирателей из этой школы, наклеивается квадрат такого же цвета. При подсчете голосов счетная комиссия обращает внимание на то, чтобы цвет бюллетеня не совпадал с цветом избранного кандидата, в противном случае такие бюллетени считаются не действительными.

Следующие этапы технологии отражают непосредственно проведение предвыборной кампании и процедуры голосования.

- регистрация избирателей осуществляется в специальном листе, где отмечается количество избирателей каждой школьной организации.

- проведение агитационной кампании начинается с момента появления первых избирателей в здании Дворца творчества и до обозначенного заранее времени. Агитацию разрешено проводить в любом месте кроме зала для голосования. Листовки появляются везде: на входной двери, лестничной клетке, стенах и полу. Команда единомышленников кандидата не жалея связок и громко декламирует призывы: «Глеб Рублев – и все в порядке!», «Станислав Заречнев! Сделай правильный выбор!», «Чикалева это клёво!», «Управляй будущим сегодня. Голосуй за Соснина Степана», «Отдай свой голос за Ваганову Ирину» и другие. Главное правило, за выполнением которого следят наблюдатели это нельзя критиковать оппонентов и уничтожать их агитационную продукцию.

- защита предвыборной программы кандидата или другими словами представление социально значимого проекта деятельности ГДЮОО «Надежда» на предстоящие два года. Кандидат на свое усмотрение выбирает форму подачи материала: творчески или официально, с привлечением группы поддержки или самостоятельно. Как показала практика, форма подачи материала не всегда влияет на выбор избирателя, так как для осуществления осознанного выбора большее значение имеет содержание. Главное изложить суть за 5 минут, иначе тайм-менеджер остановит выступление.

- ответы на вопросы избирателей наиболее ценный этап предвыборной кампании. Именно в этот момент кандидат раскрывается полностью, демонстрируя свою воспитанность, сдержанность, истинность помыслов и мотивов вступления в должность. Зачастую вопросы содержат нотки сарказма, иронии и очень редко бывают уточняющего характера.

Пройти все эти испытания может только тот кандидат, который понимает серьезность и адекватно оценивает возложенную на него ответственность, а значит, готов сотрудничать с командой единомышленников для достижения совместного результата.

- голосование избирателей начинается с объявления общих правил: нельзя голосовать за кандидата из своей организации, голосовать более чем за одного кандидата. Наблюдатели оглашают все замечания допущенные кандидатами во время предвыборной гонки и занимают место возле избирательной урны, которая пломбируется на глазах избирателей. Затем избирательная комиссия приглашает получить бюллетени активистов каждой школьной организации в отдельности, это помогает избежать путаницы. Получив бюллетень, избиратели проходят в кабинку, ставят любой знак напротив фамилии кандидата и сбрасывает бюллетень в урну.

- подсчет голосов и оглашение победителя осуществляется сразу после голосования. Вскрывается урна, подсчитываются голоса, заполняется протокол подсчета голосов и оглашается имя нового президента ГДЮОО «Надежда».

Бюллетени хранятся два года до новых выборов, поэтому любой кандидат, усомнившийся в правильности подсчета может самостоятельно пересчитать бюллетени. Также хранятся и все документы, разработанные кандидатами которые становятся рабочим материалом для дальнейшей работы организации. Так, например, предвыборные программы всех кандидатов становятся источником новых идей вновь избранного президента и Координационного совета, так как они содержат рациональные предложения по улучшению деятельности организации, а так же используются следующими кандидатами при подготовке к предвыборной гонке. Поэтому после каждых выборов президента ГДЮОО «Надежда» формируется сборник предвыборных программ кандидатов, которые носят название «Время выбрало нас», «Идем к поставленной цели» и «Голосуй – не комплексуй». По истечении нескольких лет, прочитывая вновь идеи и предложения ребят, понимаешь, что многие из них осуществились и пусть гораздо позже, чем им хотелось, но их идеи и стремления реализовались. Так в 2008 году кандидат Салмина Виктория говорила о необходимости выхода на областной уровень через сотрудничество с областной детской организацией. И вот в апреле 2010 года создана ассоциация детских общественных объединений Кемеровской области «Молодежь 42» и в тот же год ГДЮОО «Надежда» входит в ее состав. В 2010 году кандидат Ваганова Ирина предложила активно внедрить в деятельность организации социальное проектирование. Ее предложение было немедленно принято в работу. В этот же год был создан социально значимый проект «Зал школьной славы», который позднее занял первое место на областном конкурсе социально значимой деятельности «Вместе» и стал победителем Всероссийского конкурса проектов «Портфолио ученика». В 2012 году ГДЮОО «Надежда» повторно одержала победу на областном конкурсе с проектом «Жизнь в радужном цвете». Ежегодно активисты организации создают и реализовывают не только социальные, но и учебные проекты, которые также становятся победителями разноуровневых конкурсов.

Такая форма проведения выборов в детской организации за 5 лет ее применения не утратила интереса подростков. В настоящее время они включились в процесс модернизации и улучшения данной методики, а значит пришло осознанное понимание процесса и его значимости. В связи с этим можно говорить о сформированности у юных граждан отношения к социальному и природному миру на основе осуществления свободного выбора и самоопределения в условиях уважения права других на свой выбор.

Таких результатов возможно достичь подросткам умеющим формулировать собственные идеи, понимающим социальную значимость их действий, умеющим принимать ответственность за решения и собственные действия, а главное способных довести начатое дело до завершения, что подтверждает сформированность гражданской идентичности у подростков участвующих в деятельности ГДЮОО «Надежда». Не случайно к общественно полезной деятельности организации привлекаются подростки, обучающиеся в 8-11 классах, так как именно этот возраст, по мнению известного психолога Э.Эриксона является наиболее благоприятным временем формирования гражданской идентичности.

И сегодня можно сказать с уверенностью, что подростки, занимающие активную жизненную позицию, демонстрирующие гражданские знания, проявляющие инициативу и интерес к общественной жизни, смогут стать лучшими представителями нового поколения лидеров и управленцев.

 

Литература

1.Асмолов, А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики [Текст]/А.Г.Асмолов//Лидеры образования.- 2007. - № 6. - С. 4 – 10.

2.Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа [Текст]/А.Г.Асмолов. – М.: Смысл, 2001.-452 с.

3.Прутченков, А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов [Текст]/А.С.Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 140 с.

4.Собкин, В.С. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование [Текст]/В.С.Собкин - М.:ЦСО РАО, 1997. - 320 с.

5.Собкин, В.С., Ваганова, М.В. Политические ориентации подростков и проблема толерантности [Текст]/В.С.Собкин, М.В.Ваганова// Проблемы толерантности в подростковой субкультуре.-2003 - №2.- С.9–38.

6.Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст]/Э. Эриксон. – М.: Прогресс, 1996. – 344с.


Статья из Архива, 2013 г.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР