Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7868440
Предпринимательство как фактор в развитии современной системы среднего профессионального образования.
Содержание - Профессиональное образование

Катасонова Татьяна Алексеевна, Булкина Жанна Валентиновна - Преподаватели экономических дисциплин, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента №23 г. Москва. 
Статья посвящена методике обучения студентов среднего профессионального образования вариантам предпринимательства и раскрывает различные формы проектно-исследовательской деятельности. Предназначена для обмена передовым опытом с преподавателями, ведущими дисциплины экономического профиля и активно использующими различные прогрессивные формы самостоятельной практической работы студентов.

 


Дата публикации: 03.03.2016


 

Предпринимательство как фактор в развитии современной системы среднего профессионального образования.

В настоящее время меняется отношение общества к предпринимательству, которое укореняется в сознании широких масс населения как уважаемая профессия. Приходит уважение к умению строить бизнес-модели, управлять предпринимательской фирмой, производить стартапы, разбираться в инвестировании, совершать конкурентные действия.

Со стороны бизнеса и со стороны образования намечены встречные пути. Эти стороны развивают партнерские взаимоотношения при подготовке высококвалифицированных кадров в интересах внедрения в последующем инновационных результатов в реальные сектора экономики.

Взаимодействующие стороны создают условия для интеграции средних специальных учебных заведений и предприятий города Москвы и Московского региона в направлении реализации совместных образовательных программ и проектно-исследовательских работ, развития инновационной деятельности и реализации иных мероприятий, представляющих взаимный интерес.

Сегодня важно обучить студентов предпринимательству, как объективному явлению, учитывая все его противоречия, конфликты интересов и конкуренцию. Нынешнему студенту следует разъяснить важность добросовестного предпринимательства в структуре современного общества, научить управлять собственным бизнесом, достигать успеха на рынке в конкурентной борьбе, при создании новейших видов товаров.

При обучении студентов предпринимательству следует опираться на противоположные мотивы: мотив необходимости коммерциализации и мотив извлечения пользы. Сегодня учебными планами, опирающимися на стандарты третьего поколения, предусмотрено изучение специальных дисциплин и междисциплинарных курсов. Но этого не достаточно, следует разрабатывать учебно-методическое сопровождение, которое будет направленно на подготовку специалиста, умеющего осуществлять предпринимательскую деятельность на свой страх и риск для систематического извлечения прибыли.

Для менеджеров среднего уровня можно предложить изучение курса предпринимательства, согласно которому слушатели могут получить знания об основах финансово-экономической сферы деятельности предприятия. Для тех, кто уже профессионально связан с предпринимательством (заочное и дистанционное отделения), а именно аудиторам, бухгалтерам, руководителям организаций, служащим государственных органов можно предложить программы переподготовки по специальностям.

При любой специфике своей деятельности хозяйствующий субъект должен выйти на рынок результатов своего производства и по возможности с выгодой для себя действовать на этом рынке. Для понимания всей специфики рынка необходимы знания микроэкономики.

Преподаватель среднего специального учебного заведения должен помочь молодым предпринимателям эффективно понять сложившуюся на рынке ситуацию и сформировать линию поведения, наиболее эффективную с точки зрения достижения результатов, стоящих перед предпринимателем.

Целью проведения курса предпринимательства является формирование системы практически ориентированных знаний и навыков в области осуществления хозяйственной деятельности субъекта, что должно подготовить слушателей к самостоятельной предпринимательской работе и помочь избежать при этом наиболее типичных ошибок.

Курс предпринимательства будет способствовать:

- формированию у слушателей систематизированного представления об основах рациональной организации деятельности в области бизнеса, что поможет успешно начать

профессиональную карьеру и обеспечит перспективу дальнейшего продвижения по служебной лестнице;

- развитию личностных факторов, таких как предпринимательство, инициативность, способность рисковать, принимать самостоятельные управленческие и организационные решения.

По итогам проведенных занятий слушатели курса предпринимательства должны знать:

– коммерческо-деловую терминологию, отвечающую современным международным нормам предпринимательства;

– начальный объем информации, необходимой любому современному предпринимателю, а именно: основы законодательства (гражданского, трудового, налогового и др.), основы экономики предприятия, понятие о капитале; о формах его существования и движения, финансово-кредитного дела, системы учета и отчетности и т.п.;

– необходимую информацию о правовых и экономических аспектах создания собственного предприятия;

– возможные проблемы и трудности, с которыми сталкивается предприниматель в ходе своей деятельности, особенно на начальном этапе, в тех, или иных, конкретных условиях;

– актуальные вопросы развития предпринимательства в России и его зарубежный опыт.

Изучив курс предпринимательства, слушатель будет уметь:

– определять свои возможности в предпринимательской деятельности;

– использовать знания основ предпринимательства для организации своего дела;

– анализировать конкретные ситуации повседневной деловой жизни;

– систематизировать и отрабатывать быстро изменяющуюся экономическую информацию, необходимую для принятия правильных деловых решений;

– ориентироваться в быстро изменяющейся рыночной конъюнктуре и своевременно изменять направления своего предпринимательства;

– добиваться эффективных результатов предпринимательской деятельности, ее прибыльности и прогрессивности, проявляя при этом деловую и инвестиционную активность.

Занятия по предпринимательству могут проводиться в различных формах, таких как экспедиции, ситуационные практикумы, пресс-конференции и др., но наиболее эффективной формой можно считать проведение сквозных практических занятий с разработкой предпринимательских моно-проектов.

Общая структура моно-проекта должна содержать три части: вводная -10%, основная часть -80%, заключение -10%. Частная структура конкретного моно-проекта может содержать следующие разделы:

1. планирование производственной программы организуемого предприятия;

2. планирование потребности в оборотных средствах;

3. планирование численность персонала по категориям и фонд оплаты труда потенциальных служащих;

4. планирование затрат на производство продукции и (или) оказания услуг;

5. расчет калькуляции на единицу продукции (услуг);

6. формирование системы ценообразования и расчет плановых показателей прибыли.

Распространение практики обучения предпринимательству и, вместе с тем, развитие предпринимательского мышления и навыков обучающихся позволит дать правильные ориентиры молодежи, существенно повысить востребованность выпускников на рынке труда, а так же в должной мере подготовить людей к успешной предпринимательской деятельности.

Литература:

1. В.В. Путин: власти и бизнес обсудят меры по созданию 25 млн. рабочих мест // РИА Новости.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальностям СПО. URL: http://www.edu.ru.

3. Найн А.Я., Уметбаев З.М. Организация опытно-экспериментальной работы и понятийного аппарата исследования: учеб.-метод. пособие. Челябинск: Урал ГУФК; Магнитогорск: МаГУ, 2008.

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР