Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7535960
Средства формирования готовности к профессиональному самоопределению молодых учителей - статья.
Содержание - Профессиональное образование

Лупанова Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, учитель математики, заместитель директора по инновационному развитию МБОУ СОШ № 30 г. Пензы, Пензенская область.
Статья предназначена для заместителей диреткоров общеобразовательных учреждений организующих школу молодого педагога, курирующих работу наставников молодых специалистов.

 


Дата публикации: 09.02.2017


Средства формирования готовности к профессиональному самоопределению молодых учителей.

Профессиональное направленное взаимодействие рассматривается как система взаимодействия личности и общества (различного на различных этапах развития человека), направленного на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-профессиональной структуры. Результатом такого взаимодействия должна стать сформированность готовности личности к профессиональному самоопределению, рассматриваемой как способность к компетентному познанию индивидуальных особенностей и принятию решения.

Особенностью данного подхода является рассмотрение профессионального самоопределения как процесса формирования отношения личности к себе как к субъекту профессиональной деятельности, что позволяет подготовить человека к перемене профессии, адаптации к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

Профессиональное самоопределение является многомерным и многоступенчатым процессом, который можно рассматривать под разными углами зрения:

• как серию задач, которые ставит общество перед личностью, – социологический подход;

• как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями системы разделения труда в обществе, – социально-психологический подход;

• как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность, – дифференциально-психологический подход.

С позиций последнего подхода профессиональное самоопределение личности трактуется как «Я-концепция» индивида, отражающая его понимание, переживания, намерения, предметные действия в профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях.

Таким образом, профессиональное самоопределение не только акт выбора, оно еще имеет динамический и профессиональный характер и осуществляется на всех этапах жизни человека.

Основными средствами формирования профессионального самоопределения являются:

1. Профессиональная информация и просвещение – информирование человека о кадровом запросе рынка труда, о требовании профессии к качествам человека, способах и путях их приобретения, о социально-экономических, психофизиологических особенностях выбора профессии.

2. Развитие качественных характеристик личности и компетенций в деятельности, приближенной к профессиональной. Это моделирование, практическое выполнение законченных циклов, элементов, характеризующих профессиональную деятельность на различных уровнях: технологическом, функциональном и творческом.

3. Профессиональная консультация – оказание индивидуальной помощи в выборе профессии, соответствующей индивидуальным особенностям человека и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах, возможностях трудоустройства и обучения выбранной профессии, специальности.

4. Профессиональный отбор – специализированная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности человека к овладению специальностью, достижению

требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфически затрудненных условиях.

5. Профессиональная адаптация – процесс включения, вхождения человека в профессиональную деятельность, освоение условий, требований труда, ориентация в новом коллективе, его нормах, правилах и достижение им в оптимально короткое время требуемой производительности труда.

Для профессиональной информации и профессионального просвещения характерны информационные методы: лекции, беседа, экскурсия, работа с профессиональной, научно-популярной литературой, использование видео-, аудио-, визуальных средств.

Для развития интересов, склонностей и способностей используются профессиональные пробы (моделирование, практическое выполнение законченных циклов, элементов, характеризующих профессиональную деятельность на различных уровнях: технологическом, функциональном, творческом), а также поисковые ситуации, эксперимент, творческие задания.

В процессе консультирования используются групповые и индивидуальные формы работы, профориентационные игры, ситуации, тренинг. В ходе профессиональной консультации необходимо осуществлять целостный подход и исследовать все сферы личности: мотивационно-потребительскую, эмоционально-волевую, характерологическую, интеллектуальную и коммуникативную.

Для профессионального отбора характерны специальные методики, направленные на выявление профессионально важных качеств, определения профессиональной пригодности. Основанием для выбора методик может служить схема построения личного профессионального плана. Такая схема включает следующие этапы:

  • общее ориентирование в современной социально-экономической ситуации в обществе и представление о перспективах изменения и развития этой ситуации, позволяющие каждому рассчитывать на профессиональные и личностные перспективы с учетом особенностей данного общества;
  • осознание ценности труда (нравственно-смысловая основа самоопределения), что можно считать исходным моментом формирования (развития и саморазвития) полноценного члена общества;
  • выделение дальней профессиональной цели (мечты) и соотнесение ее с другими важными жизненными целями;
  • выделение системы ближних и ближайших профессиональных целей (выбор профессии и соответствующего учебного заведения, а в перспективе – конкретной специальности и конкретных трудовых постов);
  • общее ориентирование в мире профессионального труда (систематизированное представление о различных профессиях);
  • представление о внешних препятствиях на пути к выделенным целям, позволяющее более реалистично оценивать перспективу их достижения;
  • знание путей преодоления этих препятствий;
  • знание внутренних препятствий на пути к выделенным целям, а также общее представление о своих возможностях и недостатках (образ реального «Я»);
  • выделение резервных вариантов профессионального и личностного самоопределения.

Исходя из сущности профессионального самоопределения, определить основными следующие средства его формирования:

- профессиональная информация и просвещение;

- развитие интересов, склонностей и способностей профессиональные пробы;

- психологическое диагностирование, обучение и последующая профессиональная консультация;

- профессиональный отбор;

- социально-профессиональная (трудовая) адаптация.

Важным фактором профессионального самоопределения, на наш взгляд, является психолого-педагогическое сопровождение. Психолого-педагогическое сопровождение, опираясь на личностные достижения, интересы и способности, которые реально есть у учащегося, сохраняя ценность и целостность его внутреннего мира, создает условия для совершения учащимся личностно значимого выбора профессиональной деятельности.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР