Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7874252
ИКТ как эффективное средство развития информационной и коммуникационной компетентности обучающихся.
Содержание - Профессиональное образование

Хазиева  Ирина Масгутовна, преподаватель ГБПОУ «Курганский государственный колледж» г. Курган. 
Статья обобщает практический опыт применения перспективных форм обучения на занятиях общепрофессионального и специального циклов при подготовке выпускников колледжа; предназначена для преподавателей как свидетельство апробации информационных технологий для повышения уровня подготовки специалистов.

 


Дата публикации: 24.11.2016

 


ИКТ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО  РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации"  одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования выделено внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.

Следуя  действующему законодательству, современный педагог  обязан применять освоенные инновационные образовательные технологии для создания оптимальных условий для развития у субъектов обучения способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации.

Содержанием современного образования обусловлено использование таких образовательных технологий, которые способствуют развитию необходимых в современном обществе ценностно-деятельностных и научно-исследовательских компетенций у обучающихся. Одной из главных задач образования становится развитие творческого, самостоятельного мышления, самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, чего зачастую обучающиеся совершенно не умеют делать.

Формирование информационной и коммуникационной компетентности студентов на занятиях по дисциплинам общепрофессионального цикла рассматривается не только как формирование технологических навыков. Формирование информационной компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда студент становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем.

Вследствие заметной разницы в подготовленности к продолжению образования для многих обучающихся учебный процесс становится непосильным бременем, теряется интерес к учению, а в конечном итоге  учебное заведение выпускает специалиста, не являющегося достаточно компетентным в сфере своей профессиональной деятельности. Таким образом, возникает необходимость найти другие подходы к организации процесса обучения.

На занятиях по дисциплинам общепрофессионального цикла (материаловедение, метрология) и профессиональным модулям обучающиеся приходят, имея собственный жизненный опыт (позитивный и негативный). С помощью смоделированной ситуации и применения ИКТ учебно-пространственная среда помогает учесть субъективный опыт обучающихся и  создать условия для их общего и профессионального развития.

Цель преподавателя - помочь будущему специалисту выйти в режим развития, поверить в себя. Для реализации этой цели, для создания оптимальных условий для самоактуализации, творчества, личностного развития применяются  различные формы проведения занятий. Некоторые из таких форм – научно-практическая конференция и конкурс курсовых проектов.

Проведение студенческой научно-практической конференции определенного направления является одной из эффективных форм стимулирования интереса к изучению предмета или модуля, мотивации к освоению своей будущей профессии. Готовясь к конференции, обучающиеся развивают и закрепляют навык поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; умение работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. Проводимые при подготовке исследования (соцопросы, анкетирования, сравнительные анализы информации) и последующее обобщение результатов исследования не только повышают интерес к изучаемой информации, но и формируют умение самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Как основные при подготовке и проведении студенческой научно-практической конференции были выделены следующие цели и задачи:

1.        Повысить мотивацию к изучению информации.

2.        Продемонстрировать значение дисциплины или модуля в жизни современного общества, связь между теорией и практикой.

3.        Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей студентов.

4.        Подчеркнуть  значимость развития  общих и профессиональных компетенций для самореализации студентов как будущих специалистов.

5.        Реализовать принцип развивающего обучения через применение активных форм обучения.

Участие в научно-практической конференции студентов разных курсов (1и 2 курсов в том числе), успешно справившихся со своей задачей, позволяет реализовать принцип опережающего обучения. Л. С. Выготский, исследуя взаимосвязь между развитием и обучением, сформулировал очень важное для педагогической психологии положение о двух уровнях умственного развития ребёнка: это уровень актуального развития (существующий в данный момент уровень подготовленности, характеризующийся состоянием интеллектуального развития, определяемым с помощью задач, которые студент может выполнить самостоятельно) и уровень, определяющий «зону ближайшего развития» (такой уровень психического развития, который достигается в сотрудничестве со педагогом, не путём прямого подражания его действиям, а решением задач, находящихся в зоне интеллектуальных возможностей студента). На основе теории Л. С. Выготского был сформулирован принцип „опережающего обучения“, которым определяется эффективная организация обучения, направленного на активизацию, развитие мыслительной деятельности обучающегося, формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с взрослыми, то есть саморазвиваться. ( И. А. Зимняя)

Стимулируя обучающихся к овладению  логическим, системным мышлением и оснащая учащихся формами и методами самостоятельного добывания знаний, педагог создает ситуацию успеха, сообщает  личности интеллектуальный и профессиональный динамизм, помогает «разогнаться».

Конкурс курсовых проектов проводится как показательная защита обучающимися своих работ с мультимедиапрезентациями проектов.

Конкурс «Лучший курсовой проект» является завершающим этапом в освоении ПМ.01 «Эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования при строительстве, содержании и ремонте дорог», раздел «Использование машинных комплексов для проведения  текущего ремонта дорог и дорожных сооружений». Цель конкурса - выявить уровень овладения обучающимися видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями в ходе выполнения курсового проекта по модулю.

Курсовой проект состоит из пояснительной записки, выполняемой обучающимися  в текстовом редакторе Word, и графической части, выполняемой в графическом редакторе КОМПАС-3D.

Участникам  конкурса  нужно продемонстрировать:

· Уровень теоретической подготовки;

· Умение пользоваться справочной литературой и нормативными документами (ПК 3, ОК 4);

· Умение применять теоретическую информацию для выполнения конкретной практической задачи – разработки проекта участка по проведению ТО и  ТР  парка машин и оборудования  с расчетами, описаниями и пояснениями (ОК 2);

·    Способность работать с учетно-отчетной документацией по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (ПК 3);

· Уровень владения и  использования информационно-коммуникационных технологий (ОК 5).

Профессиональное образование как средство освоения информации должно обеспечивать интеграцию различных способов познания и тем самым увеличивать творческие возможности выпускника для свободных и осмысленных действий, для самореализации в условиях рыночной экономики. Добиться преодоления диспропорции в учебном процессе, разрозненности знаний и недостаточной сформированности общих и профессиональных компетенций невозможно без  взаимной интеграции учебных дисциплин и применения ИКТ.

Одной из главных целей профессионального образования является обеспечение становления специалиста, создание среды для максимальной реализации профессионально-психологического потенциала, определяющего мобильность и конкурентоспособность работника в рыночных условиях.

Активное участие в подготовке (поиск и отбор нужной информации, проведение исследований, отработка лекторского навыка, создание презентаций по отсортированному и проанализированному материалу) и непосредственное участие в проведении научно-практической конференции и конкурса курсовых проектов дает уверенность в том, что будущий специалист будет подготовлен к генерированию профессиональных идей, к активному участию в научно-техническом прогрессе, реализует себя и в жизни, и в профессии.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс в условиях компетентностно-ориентированного обучения улучшает качество образования, формирует компетентность обучающихся в области инфомационно-коммуникационных  технологий.

 skachat

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР