Статья "Практические занятия с использованием стандартов WorldSkills как средство повышения качества подготовки педагогических кадров" (из опыта работы). |
Содержание - Профессиональное образование | ||||||||||||||||||||||||
Шахова Елена Николаевна, руководитель методической службы ИСПО им. К.Д.Ушинского ГАОУ ВО МГПУ, Москва. Дата публикации: 31.08.2017 Практические занятия с использованием стандартов WorldSkills как средство повышения качества подготовки педагогических кадров (из опыта работы)
Одной из важнейших задач системы профессионального образования является повышение качества подготовки педагогических кадров в соответствии с современным уровнем развития образования и ожиданиями работодателей. Педагог XXI века – это, прежде всего, компетентная, творчески развитая, конкурентоспособная личность, свободно и активно мыслящий профессионал, прогнозирующий результаты своей деятельности и умело моделирующий образовательный процесс. Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не только от полученных знаний, умений, навыков, но и от уровня сформированность общих и профессиональных компетенций, а также профессионально-значимых личностных качеств, обеспечивающих реализацию современных целей образования. Одним из важнейших инструментов в реализации комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, является участие в движении WorldSkills (далее – WS). Использование принципов и стандартов WorldSkills можно рассматривать как инструмент независимой оценки качества педагогического образования и средство повышения его качества. Благодаря методическому обеспечению, разработанности оценочных процедур, регламентов проведения конкурсов, движение Worldskills позволяет выстроить образовательный процесс, обеспечивающий высокий уровень подготовки специалиста среднего звена. Система формирования и развития конкурсов профессионального мастерства в соответствии со стандартами WS призвана организовать разработку новых образовательных программ, использовать эффективные методики и технологии не столько для подготовки обучающихся к участию в национальных и международных конкурсах профессионального мастерства WorldSkills, сколько для развития системы среднего педагогического образования, коррелирующей с существующими требованиями, предъявленными современным обществом к уровню профессиональной подготовки педагогических кадров. Современному руководителю образовательной организации нужны специалисты, способные практически решать встающие перед ними профессиональные проблемы, успешное решение которых напрямую зависит от сформированности общих и профессиональных компетенций - качественных образований, основанных на знаниях, опыте, ценностях, которые приобретаются в процессе профессиональной подготовки. Компетенции педагога – это органический комплекс общепрофессиональных (связанных с педагогической деятельностью вообще) и специальных (отражающих специфику образовательной системы в целом и образовательного учреждения в частности) знаний, умений, навыков, способностей, обеспечивающих эффективность выполнения основных видов профессиональной педагогической деятельности. Огромное значение в формировании профессионализма, компетенций, профессионально-значимых личностных качеств имеют практические занятия с использованием стандартов WorldSkills. Использование идеи движения Worldskills, технологий проведения конкурсов и оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов на практических занятиях позволяет обеспечить более высокий уровень подготовки специалистов среднего звена. Практические занятия - важная составляющая программы профессиональной подготовки специалистов среднего звена. Результатом обучения на практических занятиях является сформированность общих и профессиональных компетенций, необходимых для педагогической деятельности, а опыт их применения студенты получат при прохождении производственной практики в образовательных организациях. На практических занятиях решаются следующие задачи: - обогащение и систематизация знаний студентов о вопросах обучения, воспитания детей и организации их развития в условиях детского сада или школы; - развитие умений студентов анализировать и обобщать теоретический материал на основе психолого-методических исследований; - развитие умений студентов определять содержание и методические приёмы работы с детьми дошкольного или младшего школьного возраста; - совершенствование навыков планирования; - развитие диагностических, прогностических и конструктивных навыков у студентов; - развитие навыков совместной деятельности; - развитие творческих способностей студентов и др. Разработка практических занятий с учетом стандартов WorldSkills предполагает использование разных форм их организации и методов обучения. Могут быть предусмотрены мастер-классы, тренинги, ролевые и деловые игры, викторины, презентации и т.д. Всё это позволяет разнообразить учебную деятельность студентов на практических занятиях, повысить субъектную позиции обучающихся, создать условия для развития у них интереса к проблемам дошкольного и начального общего образования, формировать навыки работы в команде и многое другое. Содержание практических занятий должно соотноситься с требованиями ФГОС СПО по специальностям «Дошкольное образование» и «Преподавание в начальных классах», с требованиями профессионального стандарта «Педагог», а также с требованиями подготовки высококвалифицированных кадров движения «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia). Учет обозначенных требований позволяет на практических занятиях обеспечить формирование необходимых компетенций и удовлетворить интересы работодателей в части освоения основных и дополнительных видов профессиональной деятельности. В содержание практических занятий, как показывает опыт, целесообразно включать: - изучение нормативных документов и материалов; - анализ производственной документации, планов работы, конспектов и т.д.; - работу с учебно-методическими комплексами и методическими материалами; - практическое ознакомление с условиями, содержанием и организацией образовательной работы в учреждениях образования, непосредственно в процессе учебной практики или видеозаписи; - анализ производственных, психолого-педагогических ситуаций; - изучение индивидуальных достижений воспитанников и проведение диагностики учащихся и внесение предложений по организации педагогической работы; -проектирование и конструирование образовательного процесса (уроков, занятий, внеклассных мероприятий и т.д.) с заданной целью; - решение задач различного вида, проведение разного рода упражнений, направленных на отработку навыков и т.д. При этом важная роль отводится интерактивным формам проведения практических занятий. К ним относятся: проблемный семинар, семинар-практикум, деловая и ролевая игры, решение педагогических задач, проектная деятельность и др. Так, например, ролевая игра эффективно учит студентов применять теоретические знания и практические навыки для решения поставленных педагогических задач в процессе имитации педагогической деятельности. Через ролевую игру происходит активное освоение профессиональных действий, необходимых педагогу. Или такой метод, как решение педагогических ситуационных задач. На практическом занятии обучающиеся знакомятся с педагогической ситуацией, ее анализируют и высказывают свои идеи и решения, обосновывая позицию теоретическими исследованиями, а также успешным собственным опытом или опытом старших коллег. Использование данных интерактивных технологий и форм обучения на практических занятиях обеспечивает взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом. Именно такой подход позволяет сделать практический урок эффективным, направленным на успешное овладение студентами необходимыми компетенциями для выполнения разных видов педагогической деятельности, предусмотренных профессиональным стандартом педагога (приложение 1, технологическая карта практического занятия с учетом заданий национального чемпионата «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia - 2017). Особое значение практические занятия имеют при подготовке к сдачи Демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia и для участия в чемпионатах «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia. Активное внедрение в образовательный процесс компетентностного подхода, создание условий для формирования у обучаемого опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляют основу подготовки обучающегося к участию в конкурсах профессионального мастерства и к успешной самостоятельной профессиональной деятельности. Таким образом, используя идеологию движения WS в образовательном процессе, происходит не только освоение обучающимися профессиональных компетенций ФГОС СПО и трудовых функций Профессиональных стандартов, но и повышается качество профессиональной подготовки, развивается профессиональное и креативное мышление студентов, формируется опыт творческой деятельности в профессиональной сфере, увеличивается доля выпускников, трудоустроенных по полученной специальности, совершенствуются и расширяются связи с социальными партнерами, растёт престиж педагогической специальности и др. Приложение 1 Технологическая карта практического занятия по МДК 01.02 Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста ПМ 01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста специальность 44. 02. 01Дошкольное образование Тема: Разработка и проведение корригирующей гимнастики с детьми дошкольного возраста
Цель: подготовка студентов к выполнению задания чемпионата «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia по компетенции «Дошкольное воспитание»". Задание: 5. Разработка и проведение корригирующей гимнастики с детьми дошкольного возраста Цель: продемонстрировать умение проводить гимнастику после дневного сна с детьми дошкольного возраста. Задание: 1. Определить возрастную группу. 2. Определить цели и задачи гимнастики после дневного сна. 3. Подобрать материалы и оборудование для проведения гимнастики после дневного сна. 4. Подбирать корригирующее упражнения для гимнастики после дневного сна. 5. Подобрать материал и оборудование для корригирующее компонента. 6. Создать условия для проведения гимнастики после дневного сна. 7. Разработать конспект гимнастики после дневного сна. 8. Провести гимнастику после дневного сна. Ожидаемый результат: Демонстрация комплекса корригирующей гимнастики после дневного сна с волонтерами (детьми дошкольного возраста). Формируемые компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (1- ознакомительный уровень) ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (1- ознакомительный уровень). ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий (2- репродуктивный уровень). ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей (1- ознакомительный уровень) ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих её правовых норм (1- ознакомительный уровень) ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима (1- ознакомительный уровень) ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений (1- ознакомительный уровень) ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного и специального дошкольного образования (1- ознакомительный уровень) Критерии оценивания O - объективные критерии: O Соблюдение правил конкурса O Соблюдение санитарных норм и правил безопасности при проведении гимнастики после дневного сна O Соответствие определения цели и задач гимнастики после дневного сна возрасту детей O Соответствие отобранных материалов и оборудования возрасту детей O Соответствие отобранных материалов и оборудования задачам и целям гимнастики после дневного сна O Соответствие методов и приемов, использованных в гимнастике после дневного сна, возрасту детей O Эффективность методов и приемов, выбранных участником для реализации поставленных цели и задач O Соблюдение структуры и логики построения гимнастики после дневного сна в зависимости от выбранного вида O Создание условий для пробуждения детей после дневного сна O Выполнение элементов массажа и самомассажа в постели O Выполнение упражнений на профилактику нарушения осанки и плоскостопия O Выполнение дыхательных упражнений O Подбор и чередование элементов корректирующих ходьбы и бега в соответствии с возрастом детей O Выбор и сочетание корректирующих упражнений в соответствии с возрастом детей O Соответствие количества повторений упражнения возрасту детей O Осуществление показа педагогом (или детьми) в соответствии с возрастом детей O Качество выполнения упражнений при показе педагогом O Охват вниманием всех детей в момент выполнения ими упражнений O Владение терминологией методики физического воспитания и развития детей O Четкость отдаваемых указаний O Соответствие времени проведения возрастным особенностям детей S -субъективные критерии: S Творческий подход к содержанию корригирующей гимнастики S Выразительность и четкость речи S Эмоциональность S Общее впечатление Материалы и оборудование к практическому занятию: (Мультимедийное оборудование, методическая литература с комплексами упреждений для детей дошкольного возраста, гимнастические коврики, мячи, мешочки, коврики для ходьбы и др.) Проведение практического занятия (краткое содержание этапов)
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».