Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7874247
«Михаил Юрьевич Лермонтов. Своеобразие художественного мира поэта. Чувство трагического одиночества. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова».
Содержание - Профессиональное образование

Гусева Ирина Леонидовна, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ Воронежской области «Бутурлиновский механико-технологический колледж» г. Бутурлиновка.
Методическая разработка урока на тему «Михаил Юрьевич Лермонтов. Своеобразие художественного мира поэта. Чувство трагического одиночества. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова» по литературе для студентов 1 курса содержит конспект учебного занятия, включает формулировки вопросов, заданий, материал для сообщений и презентаций. Разработка может быть использована при организации урока преподавателями литературы.


Дата публикации: 08.11.2017


План-конспект учебного занятия по литературе. Тема «Михаил Юрьевич Лермонтов. Своеобразие художественного мира поэта. Чувство трагического одиночества. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова».

Учебно-воспитательные задачи:

1. Создать условия для  раскрытия глубины, богатства поэтического мастерства поэта, своеобразия колорита эпохи и её влияния на человеческие судьбы.                                  

2. Показать трагическое восприятие любви, чувство тоски и одиночества М. Ю. Лермонтова.                                                                                                                        

3. Познакомить обучающихся с особенностью любовного чувства поэта, с образами любимых женщин.                                                                                                                      

Развивающие:                                                                                                                   

1.Способствовать развитию умений студентов систематизировать полученные знания по лирическим произведениям М. Лермонтова.                                                                    

2.Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли, продолжить развитие монологической речи.                                                         

Воспитательные:                                                                                                                      

1.Воспитание ценностного отношения к слову.                                                                         

2.Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.                                                                                                                            

3.Воспитание бережного отношения к культурному наследию народа.

Учебно-методическое обеспечение: альбом «Михаил Юрьевич Лермонтов», сборники стихотворений М. Ю. Лермонтова, мультимедийная система.

Тип урока: урок усвоения и систематизации знаний.

Ход урока:

1. Оргмомент. Студенты готовят всё необходимое для урока, делается перекличка.

2. Мотивация УПД.      

Сегодня наше занятие посвящено великому русскому поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Урок поможет вам увидеть богатство поэтического мира классика литературы. Я думаю, что те произведения, которые прозвучат сегодня, откроют вам неизвестные страницы творчества великого Лермонтова.

-Жизнь и судьба Михаила Юрьевича Лермонтова подобны яркой комете, на миг осветившей небосклон российской духовной жизни 30-х годов. Везде, где появлялся этот удивительный человек, раздавались возгласы восхищения и проклятия. Ювелирное совершенство его стихов поражало как грандиозностью замысла, так и силой отрицания. Сегодня на занятии мы вспомним жизненный и творческий путь великого русского поэта, обратим внимание на своеобразие его художественного мира, почувствуем трагическое одиночество лермонтовской лирики, познакомимся с адресатами любовной лирики поэта.

3. Изучение и усвоение нового материала.                                                                                                    

-Мы с вами послушаем сообщение вашего однокурсника о жизни и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. (По ходу сообщения преподаватель обращает внимание студентов на иллюстрации из альбома «Михаил Юрьевич Лермонтов».)

                        Сообщение.                                                                                                                        

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3-го октября 1814 года в Москве. Детство провёл в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии и принадлежавшем бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна, образована, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Михаил отвечал ей большой искренней любовью. Отец – Юрий Петрович Лермонтов – носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода. Мать – Мария Михайловна – была из старинного и богатого рода Столыпиных. Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями поэта стали возникать ссоры. В 1817 году мать умерла, Юрий Петрович уехал в своё тульское имение, а Михаил остался с бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала всё, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Юрию Петровичу денег и взяла с него обещание не требовать сына к себе. При нарушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства.        Лермонтов рос болезненным ребёнком, и Елизавета Алексеевна возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика.   Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел французским и немецким  языками и подготовился для поступления в Московский университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1-го сентября 1828 года в четвёртый класс. Лермонтов учился прилежно, Выйдя из пансиона в 1830-м году, он сразу же поступает в Московский университет.    В 1832-м году из-за участия в «маловской истории» (бунт студентов против бездарного преподавателя Малова) и трений с профессорами Лермонтов вынужден был покинуть университет и переехать в Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.    По окончании Школы в 1834-м году Михаил Юрьевич Лермонтов был произведён в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка. Зимой 1837-го года, откликаясь на смерть Александра Сергеевича Пушкина, Михаил Юрьевич написал стихотворение «Смерть Поэта», мгновенно облетевшее весь Петербург. Приписанные к нему вскоре 16 строк (начиная со слов «А вы, надменные потомки…») вызвали неудовольствие царского двора, арест и ссылку поэта на Кавказ, под пули горцев. Весной 1838-го года благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же лейб-гвардии Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку. В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, познакомился с В. А. Жуковским, П. А. Вяземским, П. А. Плетнёвым, В. Ф. Одоевским – писателями пушкинского круга. Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840-го года. На балу у графини Лаваль сын французского посла Эрнест де Барант приревновал Лермонтова к красавице княгине Марии Щербатовой. И Лермонтов, и Эрнест де Барант увлеклись ею, а красавица, по свидетельству современников, отдала «слишком явное предпочтение» Лермонтову. Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Эрнест де Барант  уехал на родину, а поэта снова отправили на Кавказ, в действующую армию. Сражаясь в Чечне, Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что и был награждён золотой саблей с надписью «За храбрость». Зимой 1840-го года, вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам бабушки, император разрешил ему взять отпуск на два месяца и отбыть в Петербург. В апреле 1841-го года после неудачных попыток выйти в отставку Лермонтов был вынужден вернуться на Кавказ. 13-го июля 1841-го года в Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Михаил Юрьевич и его знакомый Лев Пушкин были в весёлом расположении духа, они острили смешно, но не зло. Тут они увидели Николая Соломоновича Мартынова, одноклассника Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков, в горском наряде: в бурке и с большим кинжалом. Лермонтов громко пошутил по этому поводу. Мартынов подошёл к нему и сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов. Михаил Юрьевич, считавший ссору незначительной, первым выстрелил в воздух. Мартынов же решил убить Лермонтова. Дуэль состоялась 15-го июля 1841-го года: поэт был убит. Его бабушка обратилась к Николаю I с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребён в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где он и покоится до сих пор.

-  А теперь  предлагаю такое задание: каждый из вас из вас скажет по одной фразе – о жизни великого Лермонтова. (Студенты приводят факты из биографии поэта.)

-  Обратимся к творчеству Михаила Юрьевича. Прослушайте высказывание одного из современников поэта: «Смерть Поэта» возвестило русской литературе о рождении нового поэта, достойного наследника Пушкина». Михаил Юрьевич являлся лучшим представителем своего поколения, человеком большого гражданского долга. На его долю выпала тяжёлая судьба, и он стал взрослым раньше времени.  В лирике Лермонтова отразились настроения «мыслящих людей нового поколения», которое жило в период политической реакции, наступившей после разгрома декабристов. Настроение безысходности, безнадёжности наложило отпечаток на образ его лирического героя. Давайте запишем в тетрадь литературоведческий термин – лирический герой – художественный двойник автора – поэта, выступающий в качестве лица, наделённого личной судьбой, психологической отчётливостью внутреннего мира, а подчас и чертами характера и внешности. В лирике Лермонтова прослеживаются следующие мотивы:

- свобода и воля;

- подвиг;

- одиночество;

- Родина;

- любовь;

- смерть

- избранничество.

- Обратимся к стихотворению «Нет, я не Байрон…»(1832). (Студенты выразительно читают, преподаватель комментирует, задаёт вопросы). На творчество Лермонтова значительное влияние оказала личность и творческое наследие выдающегося английского поэта – романтика Джорджа Гордона Байрона. Тема стихотворения – сравнение своей судьбы с судьбой английского поэта. Оба поэта предстают как романтические странники, переживающие конфликт с толпой и целым миром, которому они чужды и которым гонимы. Объединяет Лермонтова и Байрона избранничество. В стихотворении звучит и противопоставление поэта с «русскою душой»:

            Я раньше начал, кончу ране,

            Мой ум немного совершит.

В последних строках подчёркнута незаменимость человеческого и поэтического призвания поэта.

- С чем сравнивает поэт свою душу?

- В чём видит своё сходство с английским поэтом? А каково различие?

- Тема одиночества звучит в известном стихотворении Михаила Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»(1841).  Написано за несколько дней до дуэли. (Выразительное чтение произведения студентами.) В нём соединены основные темы лермонтовской лирики. Поэт подводит итог  своему творчеству. Он выходит в открытый мир. Спокойствию природы противопоставлено состояние поэта. Ему «больно» и «трудно», он чувствует глубокое неудовлетворение, ни прошлое, ни будущее не радует его. Он стремится вырваться из мира одиночества и приобщиться к миру природы. Полноту жизни поэт видит в гармонии с природой.                                                                           

Беседа по прочитанному стихотворению:                                                                                   

- Какое время суток изображено в стихотворении? Почему?                                                               

- О чём мечтает герой произведения?                                                                                                       

- Какое дерево хочет он увидеть на своей могиле?                                                                              

- Послушайте это стихотворение, положенное на музыку и ставшее всемирно известным романсом. (Студенты слушают аудиозапись романса)                                                                           

- Обратимся к стихотворению «Как часто пёстрою толпою окружён…» (1840).

Стихотворение состоит из двух частей. В первой – острые и точные характеристики высшего общества, во второй – безмятежный мир юности. Тема стихотворения – состояние современного поэту общества. (Обучающиеся выразительно читают произведение.) В первой части изображены надменные, духовно нищие люди «большого света». Поэту духовно чужды эти «приличьем стянутые маски». Отвратительны герою лживые отношения между мужчиной и женщиной. Здесь нет настоящей любви, всё решают деньги и чины. Чтобы отдохнуть от «блеска и суеты», поэт погружается в воспоминания о близкой сердцу поре детства и юности. Здесь используется приём «погружения» в воспоминания. Но поэт убеждён, что мечты о прошлом являются самообманом. Заканчивается стихотворение гневным вызовом миру бездушности и зла, протестом против «света».

            Беседа по прочитанному произведению:                                                                                             

- Почему вторая часть произведения больше по размеру?                                                                       

- Какие словосочетания из первой части показывают отношение поэта к светскому обществу?                                                                                                                                                        

- Какие краски использует автор, вспоминая детство?                                                                               

- Подведём некоторые итоги, познакомившись  с лирикой Лермонтова.                                                     

- Каковы основные мотивы произведений поэта?                                                                                                

- Какие слова, словосочетания запомнились вам после чтения стихотворений великого поэта? (Ответ на этот вопрос дают все обучающиеся)

- Следующий этап урока – изучение любовной лирики Лермонтова. Её особенность заключается в стремлении передать в ней собственные переживания, своё отношение к миру, вызванное этим чувством. В стихотворениях о любви главный интерес  направлен не к любви и любимому человеку, а любящему «я», любовь воспринимается лирическим героем в прошлом. У Лермонтова любовь – это смятение сердца, боль потерь, ироническое отношение к любви. Его любовная лирика пронизана мотивами страдания – неудачи, неисполнимости связанных с  этим чувством надежд. На протяжении всего творчества звучит тема страдания от измены любимого человека, обманчивости всей жизни. Осознание собственного одиночества стало причиной того, что Лермонтов надеялся встретить родственную душу. Записываем в тетрадь тему следующего этапа урока – «Адресаты любовной лирики Михаила Юрьевича Лермонтова». К кому обращается поэт в своих стихотворениях? Кто адресаты его любовной лирики? Ответить на эти вопросы нам поможет презентация (на слайдах фотографии).

 - Перед вами Варвара Александровна Бахметьева (Лопухина). (Студенты читают вслух сведения о Лопухиной, инициалы записывают в тетрадь.)

Студенты читают вслух материал о стихах, посвящённых Варваре Лопухиной.

- Обратимся к стихотворению «Молитва» («Я, матерь божия…»). Оно введено в текст письма Лермонтова к Лопухиной. Главная тема – тема любви, лирический герой молится не за себя, а за возлюбленную. (Выразительное чтение произведения обучающимися). Строки стихотворения дышат любовью, а само произведение можно назвать гимном чистоте, нежности, душевной красоте. Стихотворение начинает сбивчивая речь. И только после того как герой высказывает свою заветную просьбу («Но я вручить хочу деву невинную/Тёплой заступнице мира холодного»), тон стихотворения становится более спокойным. Мы видим, что для поэта важна молитва к Богоматери, а через Неё ко Христу.                                                                                                                                                      

Беседа по прочитанному стихотворению:                                                                                     

- О чём просит герой Матерь Божию?                                                                                                      

- Какие словосочетания указывают на безмерную любовь влюблённого?                                              

- Беспокоится ли герой о себе?

            - Теперь послушаем романс, в основу которого положено стихотворение «Молитва». (Студенты слушают романс). Студенты читают вслух сведения о произведениях, посвящённых Лопухиной.

- Обратите внимание на прозвучавшее имя – Екатерина Быховец. Если у вас есть возможность, найдите портрет возлюбленной Михаила Лермонтова в Интернете. В Пятигорске он встретил Екатерину. Поэт питал к ней нежные чувства, потому что она напоминала ему Варвару Лопухину. Он смотрит на юную Екатерину Быховец, а видит Варвару. (Выразительное чтение обучающимися стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю…»). Предчувствуя гибель, во время краткого знакомства с Екатериной Быховец поэт был откровенен и через третье лицо в последний раз признаётся в любви Варваре Лопухиной. Лермонтов часами мог говорить о той, что владела его сердцем, но вспоминал в прошедшем времени.                                                                                                                                  

Беседа по прочитанному стихотворению:                                                                                      

- Можно ли произведение назвать признанием в любви собеседнице?                                                       

- Для чего автор использует устаревшие слова? Какие?                                                                            

- Послушайте романс, основа которого прозвучавшее стихотворение.

Студенты читают вслух сведения о Екатерине Александровне Сушковой.

- Обратимся к известному стихотворению Лермонтова «Нищий»(1830), которое связано с Екатериной Сушковой. (Студенты выразительно читают произведение.) В нём звучит тема одиночества, неверия в возможность взаимопонимания между людьми. Стихотворение можно разделить на две части. В центре первых двух строф образ нищего, который просит на кусок хлеба. Чёрствость, бездушие и безразличие видны в последних строках второй строфы:

            И кто-то камень положил

            В его протянутую руку.

В третьей строфе поэт проводит параллель между нищим и возлюбленным. Разлад между мечтой и действительностью проникает и в это прекрасное чувство: любовь приносит не радость, а боль и страдания.             Беседа по содержанию произведения:

- Почему именно с нищим сравнивает поэт своё положение?

- Какие слова из третьей строфы говорят о несчастной любви героя?

Студенты вслух читают материал о Смирновой Александре Осиповне.

- Обратимся к мадригалу (небольшое стихотворение – комплимент – обучающиеся записывают определение в тетрадь) «А. О. Смирновой» («В простосердечии невежды…»). Содержащийся здесь комплимент звучит как дань уважения уму и образованности Смирновой. Завершается стихотворение характерной для Лермонтова афористичной концовкой.        

Беседа по прочитанному стихотворению:                                                                         

- Почему герой смущается, увидев предмет своего обожания?                                                            

- Какая фраза из этого стихотворения стала крылатой?                                                                           

- Какое качество характера своей возлюбленной герой особенно ценит?

Обучающиеся читают материалы о Наталье Фёдоровне Ивановой.

- Стихотворения, связанные с именем этой женщины, объединены в Ивановский цикл. Внутри цикла можно выделить две группы:

1. Стихи, написанные поэтом в период духовного подъёма, вызванного первыми встречами с Натальей Фёдоровной;                                                                                                                 

2. Стихи, темой которых становится вероломство возлюбленной.

- Перед нами стихотворение К*(«Я не унижусь пред тобой…»). (Выразительное чтение произведения студентами).  Лермонтов надеялся, что Ивановой не так легко будет его забыть, что он будет отомщён – хотя бы ценой раскаяния. Любовь к Ивановой уходила в нелёгкое забвение, как уходило увлечение Сушковой.

            Беседа по прочитанному стихотворению:                                                                                     

- Если бы не эта любовь, что подарил бы миру герой?                                                                              

- Как будет вести себя покинутый герой после разлуки?                                                                       

- С кем сравнивает бывшую возлюбленную герой?                                                                                  

- К какой группе вы отнесёте это стихотворение – к первой или второй?

- Ещё одна возлюбленная Михаила Юрьевича – Мария Алексеевна Щербатова. Материал о ней -  на следующем слайде. (Студенты читают вслух сведения, помещённые на слайде).

- Одно из стихотворений «Из-под таинственной, холодной полумаски…» (1841)  стало известным романсом. Давайте послушаем его. (Студенты слушают произведение, затем выразительно читают). В отличие от ранних любовных циклов, внимание зрелого поэта сосредоточено не на истории собственного чувства, а на женских образах. В первой и второй строфах стихотворения слагается облик возлюбленной: «холодная полумаска» (символический признак душевной закрытости и вызова), «пленительные глазки», «лукавые уста». В двух последних строфах возникает «бесплотное видение» красавицы, сотканное из «лёгких признаков», среди которых особо выделен «отрадный, как мечта», голос героини. Это в лирике Лермонтова связывалось с возвышенной и тайной сущностью любви. Однако финальное «старые друзья» определяет отношение как исключительно безусловное поклонение и романтическую дистанцию.

            Беседа по содержанию стихотворения:                                                                                           

- Для чего поэт употребляет устаревшую лексику, рисуя образ красавицы?                                                        

- Можно ли сказать, что это произведение наполнено радостью?                                                            

- Верит ли герой в чувства возлюбленной?                                                                                                

- Итак, вам теперь известны адресаты любовной лирики Михаила Лермонтова. Попробуем обобщить изученное.

- Как звали возлюбленных поэта?                                                                                                         

- Был ли герой произведений Лермонтова счастлив в любви?                                                                          

- Почему стихи о любви носят минорный характер?                                                                              

- Какой из прозвучавших романсов особенно понравился? Почему?

4. Подведение итогов урока.Беседа по изученному материалу.

- Какие факты биографии великого поэта вам запомнились? Почему?

- В чём трагедия лирического героя Лермонтова?

В. Г. Белинский о творчестве Лермонтова писал: «Боже мой! Сколько эстетического в этом человеке! Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нём!» Согласны вы с великим критиком?

5. Выдача  домашнего задания.

Используемая литература:

1. Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. Базовый и профил. уровень. В 2 ч. Ч. 1.- 14-е изд. – М. : Просвещение, 2012.
2. Н.В. Егорова, И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова. Поурочные разработки по литературе. Обновленный комплект уроков. 10 класс. Первое полугодие. М. 2009.
3. Учебно-методический комплект. Н.С. Генералова. Поурочные разработки по литературе. Русская литература ХIХ века. В 2-х частях.10 класс . М.2009.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР