Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7874241
«Фразеология» план-конспект учебного занятия.
Содержание - Профессиональное образование

Гусева Ирина Леонидовна, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ Воронежской области «Бутурлиновский механико-технологический колледж» г. Бутурлиновка. 
Методическая разработка урока на тему   «Фразеология» по русскому языку для студентов 1 курса содержит конспект учебного занятия, включает тексты заданий, упражнений, материал для сообщений, вопросы для беседы. Разработка может быть использована при организации урока преподавателями русского языка. 

 


 

Дата публикации: 08.11.2017


План-конспект учебного занятия на тему «Фразеология»

Цель урока: обобщение и систематизация сведений о разделе лексики – фразеологии, о стилях речи русского литературного языка.

Задачи урока:           

- обобщить и систематизировать знания о фразеологии как разделе лингвистики;

            Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка через подачу занимательного языкового материала, культуру общения.

Развивающие:

- продолжить формирование умения употреблять фразеологические единицы в зависимости от речевой ситуации;

- способствовать развитию грамотной речи путём устных ответов на задания; обогащать словарный запас первокурсников;

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Учебно-методическое обеспечение: Д.Э. Розенталь. Русский язык. Пособие для общеобразовательных заведений;  мультимедийный проектор, карточки индивидуального контроля, фразеологический словарь под редакцией А.И. Молоткова, таблица «Стили речи русского литературного языка».

Ход урока.

1. Организационный момент. Приветствие преподавателя.

            Сегодня у нас особенный урок – открытый. У нас на занятии присутствуют гости, которые хотят посмотреть, как вы работаете на уроке, так что, я надеюсь, вы покажете себя с лучшей стороны. Записываем дату  в тетради, а тему урока пока писать не будем. Мотивация учебной деятельности: на занятии мы ещё раз убедимся в том, как богат наш «великий и могучий русский язык», научимся извлекать нужную информацию из словарей, обогатим свою речь новыми выражениями, что сделает её более яркой, образной и меткой.

            2.  Словарная работа.

            -В начале урока – словарный диктант. Слова её связаны с вашей будущей специальностью – «Компьютерные сети». Обратите внимание на их правописание: с ними вы будете иметь дело на протяжении всех лет обучения. (Один студент пишет у доски на оценку, остальные – в рабочих тетрадях.)

            Персональный, ноутбук, компьютер, монитор, проектор, демонстрировать, флеш-карта, дисковод, программа, ресивер, сигнал, принтер, клавиатура, матрица, перезагружать, сканировать, параметры, широкоформатный, процессор, адаптер, идентификатор.

 Вопросы к написанным словам:

- Какой части речи слова преобладают?

- Найдите имена прилагательные и выделите в них окончания.

-У какого из записанных глаголов две приставки?

            3. Повторение и обобщение изученного по теме «Фразеология».

            - Тема урока пока не озвучена. Мы попробуем её сформулировать, используя языковой материал – вы его видите на экране (слайд). В каждом четверостишье выделены обороты речи. Кто из вас вспомнит, как они называются? (Каждое четверостишье читается вслух одним из студентов.)

1. Дружнее этих двух ребят

   На свете не найдёшь.

   О них обычно говорят:

    Водой не разольёшь.

2. Мы исходили городок

               Буквально вдоль и поперёк.

               И так устали мы в дороге,

              Что еле волочили ноги.

3. Товарищ твой просит украдкой

   Ответы списать из тетрадки.

   Не надо! Ведь этим ты другу

  Окажешь медвежью услугу.

            4. Фальшивят, путают слова,

            Поют кто в лес, кто по дрова.

            Ребята слушать их не станут:

            От этой песни уши вянут.

-Уважаемые первокурсники! Вы правильно назвали выделенные обороты речи – это фразеологизмы. Это и есть тема нашего занятия – «Фразеология» - записываем её в тетрадь. На уроке мы повторим и обобщим сведения, которые вам известны об этом разделе лексики, вспомним, в каком стиле речи используются фразеологизмы, обогатим нашу речь новыми фразеологическими единицами.      Теперь давайте вспомним, что такое фразеологизмы, и запишем определение в тетрадь. (Работа со слайдом. Студенты читают сначала первый абзац, записывают его в тетрадь, а затем читают вслух теоретические сведения.).

            Сейчас поговорим о группах, на которые делятся фразеологизмы (слайд). (Студенты читают вслух). Группы эти вам необходимо записать в тетрадь. На следующих слайдах подробно показаны все эти группы. Вы должны объяснить значение и происхождение каждого из них. (Работа выполняется устно.)

- Обратимся к расположенной на доске таблице «Стили русского литературного языка». Вспомните изученный в школе материал и постарайтесь ответить на поставленные вопросы.

Беседа по таблице:

            - В каких стилях речи употребляются фразеологизмы?

            - Каждый из вас скажет в каком стиле использует фразеологические обороты?

            - В каком поэтическом произведении Александра Твардовского много фразеологизмов?

            - В каком стиле вы бы употребили слова из словарного диктанта?

4. Закрепление материала. Выполняем следующее упражнение: необходимо дописать слова, входящие в состав фразеологических оборотов. (Один студент выполняет у доски на оценку.)

            Душа в пятки …

            Без … в голове 

            Семи пядей во …

            И в ус не …

            Как сыр в масле …

            За тридевять …

            Беречь как зеницу …

            Как собаке пятая …

            Отольются волку овечьи …

            Гусь свинье не …

- Какой фразеологизм фольклорного происхождения вы заметили?

Работа с учебником: находим №196. Текст принадлежит перу В.В.Верещагина. Один из вас через Интернет постарается найти сведения о нём. Группа читает текст по абзацам. Обратите внимание на фразеологизмы, встречающиеся в тексте.

Беседа по прочитанному тексту: 

- К какому стилю вы отнесёте прочитанный текст?

- Какие фразеологические обороты увидели? Небольшая подсказка – их здесь два.

- Запишите в тетрадь последнее предложение и определите, каким членом предложения является фразеологический оборот. Аналогичное задание будет у вас на экзамене.

- Объясните лексическое значение слов «кильватерная», «буруны». (Кильватерная – волновая струя, остающаяся позади идущего судна. Буруны – пенистые волны.)

            - Сейчас самостоятельно выполните следующее упражнение – правильно соедините буквы и цифры: у вас должны получиться фразеологизмы. Запишите их в тетрадь.

А.Дрожит

Б.Водить

В.Сидеть

Г.Вариться

Д.Делать

Е.Выводить

Ж.Катается

З.Возносить

1. до небес

2. сложа руки

3. в собственном соку

4. на чистую воду

5. как сыр в масле

6. за нос

7. из мухи слона

8. как осиновый лист

 

            - Следующее задание выполним «играючи»: проведём соревнования между двумя командами – первым и третьим рядами, а второй ряд будет выступать в качестве жюри. Задание такое – написать антоним – вспомните, что это – к следующим фразеологизмам:

1. жить душа в душу – (как кошка с собакой)

2. чуть свет – (на ночь глядя)

3. хоть пруд пруди – (кот наплакал)

4. рукой подать – (куда Макар телят не гонял)

5. дать волю языку – (держать язык за зубами)

6. вешаться на шею – (от ворот поворот)

-Теперь иное задание – подобрать синонимы к фразеологическим оборотам. Порядок выполнения задания тот же.

1. поминай как звали – (и след простыл)

2. куры не клюют – (хоть пруд пруди)

3. водить за нос – (морочить голову)

4. глядеть в оба – (держать ухо востро)

5. закрывать глаза на что-то – (смотреть сквозь пальцы)

6. ни слуху ни духу – (ни ответа ни привета).

Следующее задание по теме – это игра «Чёрный ящик». Вам необходимо заменить фразеологизм одним существительным – это слово и находится в чёрном ящике.

1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос)

2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)

3. Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер).

              5. Обобщение изученного материала по теме.

- Послушайте сообщение, подготовленное вашим сокурсником, на тему «Фразеологические словари русского языка». При подготовке материала он использовал Интернет-ресурсы, которые доступны каждому из вас. (В ходе сообщения демонстрируются упомянутые словари.)

                        Сообщение.

         Фразеологические словари – тип словарей, в которых собраны и истолкованы не отдельные слова, а фразеологизмы. Первый собственно фразеологический словарь – новый тип словаря – это «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией Молоткова А. И. (1967). Словарь представляет собой солидное собрание русских устойчивых словосочетаний. В нём помещены 4000 словарных статей, в которых даются определения значений фразеологизмов, их грамматическая характеристика, компонентный состав и вариативность употребления компонентов, приведены иллюстрации, иногда даже этимологические сведения, пометы стилистического характера (книжное, просторечное, шуточное, устаревшее).  К фразеологическим словарям близки сборники «крылатых слов» (само это выражение восходит к Гомеру): Николай Сергеевич Ашукин, Мария Григорьевна Ашукина «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения» (1953). Под «крылатыми словами» имеются в виду все виды устойчивых словосочетаний и выражений, которые появились в языке из определённых источников и получили широкое распространение в речи.

- К какому стилю речи относится прочитанное сообщение?

6. Работа со словарями.

- Сейчас мы с вами поработаем с этими словарями. Задание следующее: 1-й вариант выписывает из «Фразеологического словаря русского языка» по одному фразеологизму, объясняя его лексическое значение. Обороты можно брать любые, расположены они в алфавитном порядке. 2-й вариант работает со словарём «Крылатые слова». Выписываете те крылатые слова, значение которых вы знаете. (Студенты все фразеологизмы записывают в тетрадь.)

7. Физкультминутка.

А теперь небольшая разминка: если я называю фразеологизм, вы встаёте, если словосочетание не является фразеологическим оборотом, то вы хлопаете в ладоши сидя.

1. дали врагу прикурить

2. огнедышащий дракон

3. определил на глаз

4. сияющие глаза

5. как с гуся вода

6. ни рожи ни кожи

7. блестели, как бриллианты

8. когда рак на горе свистнет

9. железная выдержка

10. ни рыба ни мясо

11. кот наплакал

12. засмотрелся на закат

13. как мёртвому припарки

14. принакрылась снегом, точно серебром

15. знает кошка, чьё мясо съела

16. чудесный день

17. от мала до велика

18. постоянная величина

19. Филькина грамота

20. добры молодцы

21. работал спустя рукава

8. Закрепление изученного учебного материала. Выполнение тренировочных упражнений.

-Фразеологические обороты нельзя путать с похожими сочетаниями слов. Фразеологизм при этом является неделимым целым и графически выделяется как один член предложения. Мы разберём это на примерах. (Один студент выполняет упражнение у доски на оценку, остальные  в тетради.)

1. В луже сидеть – любимое занятие свиней. – С такой отвратительной подготовкой как бы нам не сесть в лужу. 2. Он заткнул за пояс топор и отправился в лес. – Я любого  инженера за пояс заткну со своим опытом работы. – 3. Комар сел мне на шею. – Только расслабься – мигом на шею сядут.

- В каком из двух предложений находится фразеологизм?

- Подчеркните фразеологизм как член предложения.

- Сейчас другая работа: необходимо отгадать фразеологизм и записать его, а словосочетания я продиктую:

Худой – (кожа да кости)

Очень быстро – (на всех парусах)

Близко – (рукой подать)

Безвольный, слабохарактерный человек – (ни рыба ни мясо)

Очень мало – (кот наплакал)

Дальний родственник – (седьмая вода на киселе)

Сплетничать, обсуждать – (перемывать косточки)

9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Подводя итог сегодняшнему занятию, я хочу сказать, что работали вы сегодня хорошо. Я надеюсь, что те знания, которые вы повторили, обогатят вашу речь и заставят вас гордиться тем, что ваш родной язык русский, один из богатейших языков мира.

            Беседа:

-Как называется устойчивое сочетание слов, близкое по значению одному слову?

-Теперь отвечаем на мои вопросы, используя только фразеологизмы. Как мы сегодня работали на уроке? (Засучив рукава)

-Чтобы хорошо знать русский язык, что на уроке делать нельзя? (Бить баклуши)

-Подготовку к экзамену по русскому языку нельзя что делать? (Откладывать в долгий ящик)

-Чтобы заработать высокий балл на уроке, просто необходимо трудиться так, чтобы… (семь потов сошло)

10. Домашнее задание: №106.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР