Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7874251
ФОРМИРОВАНИЕ И МОНИТОРИНГ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ БАНКОВСКОГО ДЕЛА: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
Содержание - Профессиональное образование

Чувашова Светлана Юрьевна, преподаватель ГБПОУ СО «Тольяттинский политехнический колледж», Самарская область, г.о. Тольятти.
В статье рассматриваются технологии формирования общих и профессиональных компетенций при подготовке специалистов банковского дела по междисциплинарным курсам, выделяются особенности применяемых технологий для освоения компетенций обучающимися. Выделено значение мониторинга уровня освоения компетенций, особенности его ведения на протяжении всего учебного процесса; рассматриваются критерии уровней освоения компетенций, приведены характеристики документов, отражающих результаты освоения компетенций, схема выведения общих результатов по освоению компетенций по МДК, рассматриваются перспективные направления работы по повышению качества освоения обучающими профессиональных компетенций, эффективности привития навыков, умений обучающимся по специальности «Банковское дело». Статья предназначена для обмена опытом между преподавателями, ведущими междисциплинарные курсы по специальности, формирующие в процессе обучения общие и профессиональные компетенции.


Дата публикации: 24.12.2015


ФОРМИРОВАНИЕ И МОНИТОРИНГ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

БАКОВСКОГО ДЕЛА: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

alt

 

Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного специалиста знающего, мыслящего, владеющего современными информационными технологиями, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике, специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Всем этим критериям должен отвечать выпускник – специалист банковского дела.

Качественное функционирование сферы материального производства и сферы оказания услуг возможно лишь при условии компетентности персонала. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности «Банковское дело» устанавливает общие и профессиональные компетенции, которые позволяют:

- повысить мобильность обучающихся;

- повысить мотивацию обучающихся к освоению новых знаний, а соответственно и эффективность обучения;

- формировать различные курсы обучения в зависимости от потребности обучающихся и их исходного уровня (навыков, умений, опыта), что в конечном итоге позволит сформировать учебной организации новый интеллектуальный ресурс, востребованный на рынке труда.

Компетенции формируются посредством:

- технологий;

- содержания образования;

- цели и задач образовательной организации;

- типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися, между обучающимися.

Формирование компетенций специфично для каждого направления подготовки специалистов определенной области. Для формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся по специальности «Банковское дело» по междисциплинарным курсам МДК 01 «Ведение расчетных операций» и МДК 02 «Осуществление кредитных операций» применяю различные технологии. Этот фактор учитывается мной при разработке компетентностно – ориентированных заданий и выборе технологий.

В своей практике использую технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов). Опорные конспекты (Приложение) как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению банковских терминов и понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, их использование предполагает управление познавательной деятельностью обучающихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля, навыков отбора необходимой информации в соответствии с изучаемой темой.

Опыт моей работы подсказывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности обучающихся. Применение данной технологии способствует формированию таких компетенций как ОК 1, ОК 2, ОК 4.

Много лет практикую использование технологии проблемного обучения. «Проблема – трудность, требующая исследовательской активности, приводящей к решению» ( В. Оконь). М.Н. Скаткин определяет проблему как проблемную ситуацию, принятую субъектом к решению.

В учебном процессе проблема может быть выражена в форме проблемного вопроса в процессе изложения нового материала во время лекции, компетентностно – ориентированного задания (Приложение), разработке проектов, темы курсовой или дипломной работ. Для всех этих форм можно выделить общую черту: в их содержании заложены потенциальные возможности для возникновения проблемных ситуаций в процессе их выполнения. Например:

1.Банковский кредит: быть или не быть?

2.Банковская система РФ: проблемы и перспективы развития.

3.Банкир: консерватор или гибкий оптимист?

4.Коммерческие банки: конкуренция или корреспондентские отношения?

5.Банк и клиент: кто для кого?

Эта технология является основой для формирования всех профессиональных компетенций: ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3 и других. Участие всех субъектов образовательного процесса в проектировании обеспечивает глубокое понимание содержания сфер банковской деятельности, способствует организации собственной деятельности, работе в коллективе, развитию межличностного общения, ответственности за работу членов команды и результат выполнения задания и в конечном итоге их конкурентоспособности в соответствии с запросами рынка труда (ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК4 и др, ПК1.1 - ПК1.6, ПК 2.1 – 2.5)

Модульная технология также применима в формировании профессиональных компетенций для подготовки специалистов банковского дела. Модулем называют особый функциональный узел, в котором преподаватель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им обучающимися. Разрабатываются специальные инструкции (Приложение) для самостоятельной работы, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает точные указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий (чаще в форме тестов).

При изложении нового материала использую учебный элемент как часть модульной технологии – компьютерную презентацию. Презентация позволяет:

1.Создать наглядно и ярко обучающую среду, что позволит обучающемуся воспринимать предоставленную информацию.

2.Показать на едином носителе интеграцию значительных объемов информации, её взаимосвязь.

3.Вовлечь обучающихся в учебный процесс и поддерживать к нему устойчивый интерес.

4.Повысить мотивацию обучения.

5.Активизировать зрительную память и эмоциональное восприятие материала.

6.Своевременно (по мере необходимости) изменять содержание учебного материала, что особенно актуально для формирования общих и профессиональных компетенций у обучающегося.

Особое место в формировании профессиональных компетенций занимает деловая игра. «Игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной» ( Я.Корчак).

В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию преподавателя. Ведь, чтобы победить в игре-соревновании, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Другими словами, игра на уроке является комплексным носителем информации. Основу деловой игры составляет практическая деятельность обучающихся. Деловая игра позволяет погрузить обучающегося в производственную банковскую ситуацию, тем самым способствует развитию общих и профессиональных компетенций в сфере банковской деятельности.

Главная цель всех игр – подготовка специалистов для банковского сектора, тренировка их умений, развитие профессиональных навыков. Применение деловых игр особенно актуально при реализации образовательных стандартов третьего поколения.

В формировании профессиональных компетенций не мало важное значение имеет технология кейс – стадии. Изначально при формировании кейса закладываются проблемы реальной производственной ситуации в банковском деле. Кейс-технология может быть использована при проверке результатов формирования профессиональных компетенций по профессиональному модулю:обучающиеся получают индивидуальный кейс перед зачетом (экзаменом), анализируют его и представляют отчет с ответами на поставленные вопросы.

По МДК обучающиеся ведут портфолио своих работ. Данная технология позволяет собрать и систематизировать материал, неоднократно возвращаться к материалу при возникновении необходимости, презентовать значимые проекты, проводить саморефлексию для оценки освоения общих и профессиональных компетенций.

Формирование общих и частично профессиональных компетенций должно быть частью самостоятельной работы. Для этого активно использую электронные образовательные ресурсы: учебно-методические (методические указания, методические пособия, методические рекомендации для изучения отдельного курса, руководства по выполнению проектных работ, тематические планы проведения отдельных уроков, изучения отдельных тем, сценарии организации образовательных мероприятий);обучающие (электронные текстовые учебники, электронные учебные пособия); вспомогательные (сборники банковских документов и материалов, научные публикации педагогов, материалы конференций, сценарии мероприятий по специальности); контролирующие (тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий по МДК, банки тем рефератов, проектных работ), ресурсы, созданные обучающимися (портфолио, материалы сообщений, научно – практических конференций); информационные (общие информативные материалы о возможности участия обучающихся в конкурсах, конференциях, профильных ВУЗах, работодателях, требованиях работодателей к специалистам, направлениям практической подготовки работодателей). Для получения полной информации о проделанной обучающимся самостоятельной работы ими оформляется карта самостоятельной работы обучающегося, которая включает следующие данные:

- наименование МДК;

- тема;

- специальность;

- курс;

- время, отведенное на выполнение задания;

- краткая характеристика новых аспектов, полученных в ходе выполнения задания;

- развитию какой ОК и ПК способствовало данное задание;

- трудности с которыми столкнулся обучающийся при выполнении задания.

По окончанию изучения модуля, обучающиеся сдают дифференцированный зачет по заданию, позволяющему оценить сформированность всех профессиональных компетенций.

После сдачи дифференцированного зачета по МДК обучающиеся проходят практику по профилю специальности, реализуемую в рамках профессионального модуля, целью которой является овладение профессиональной деятельностью и дальнейшее развитие профессиональных компетенций. Перед началом практики разрабатывается (корректируется) и согласовывается программа производственной практики с работодателями. На основе программы составляется задание (Приложение). По итогам практики, обучающиеся сдают отчет и дифференцированный зачет. Таким образом, появляется возможность оценить динамику результатов освоения общих и профессиональных компетенций, сравнить их с результатами при изучении МДК.

Работодатели оформляют аттестационный лист об уровне освоения профессиональных компетенций по итогам практики, где дают оценку выполнения работ по профессиональным компетенциям (выполнена полностью, частично, не выполнена) и в целом компетенция освоена или не освоена. Наблюдая за работой практиканта во время практики, в характеристике работодатели делают отметку по общим компетенциям: продемонстрировал / не продемонстрировал.

Выпускная квалификационная работа способствует закреплению и развитию навыков самостоятельной работы и овладению методикой научного исследования при решении конкретных проблемных вопросов, позволяет оценить сформированность профессиональных компетенций и степень готовности выпускника к работе в банковской сфере. При экспертизе работы привлекаются внешние эксперты – работодатели.

На протяжении всего периода формирования общих и профессиональных компетенций необходимо осуществлять мониторинг их освоения обучающимися. Мониторинг отражает актуальную информацию о тех изменениях, которые происходят в процессе освоения компетенций, приобретения обучающимися практических навыков, умения и начального профессионального опыта. Отслеживание динамики этих показателей позволяет в короткие сроки вносить коррективы и индивидуализировать учебный процесс.

Проблема оценки и мониторинга освоения обучающимися профессиональных компетенций является актуальной так как:

1.Работодатель при приеме на работу молодого специалиста заинтересован в получении достоверной и полной информации об уровне сформированных профессиональных компетенциях.

2.Для подготовки конкурентоспособного специалиста образовательное учреждение постоянно поддерживает связь с работодателем для корректировки учебной документации.

3.Обучающийся может адекватно оценивать имеющийся уровень сформированных профессиональных компетенций и сопоставить их с требованиями работодателей, повысить недостающие компетенции в различных направлениях профессиональной деятельности.

В соответствии с одним из основных требований ФГОС для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций разработан фонд оценочных средств (ФОС), по которым получено предварительное положительное заключение работодателей – представителей банков г.о. Тольятти перед утверждением их в ГБПОУ «Тольяттинский политехнический колледж».

Для получения объективных результатов по освоению компетенций мной разработана шкала оценки освоения каждой общей и профессиональной компетенции по МДК 01 «Ведение расчетных операций» и МДК 02 «Осуществление кредитных операций». В соответствии с уровнем освоения компетенции, показатели освоения компетенций обучающимися распределяются на три группы: высокий, средний, низкий. Причем оценка проводится разнообразными видами контроля, методикой и формой (преподавателем, административный контроль, самоконтроль; тесты, письменный опрос, деловая игра, решение ситуационных задач и др.)

Для отслеживания и накопления результатов освоения каждой компетенции мной разработаны ведомости (Приложение), учитывающие все технологии обучения по данной компетенции. По окончанию изучения МДК результаты переносятся в сводную ведомость оценки общих и профессиональных компетенций (Приложение), где выставляется оценка по пятибалльной системе. Таким образом, на протяжении всего периода обучения создается база результатов освоения обучающимся общих и профессиональных компетенций: по МДК, производственным практикам, преддипломной практике и при защите выпускной квалификационной работы.

В качестве перспективных направлений по формированию общих и профессиональных компетенций при подготовке специалистов банковского дела мной планируется:

- обновление и разработка ФОС по МДК для повышения качества подготовки специалистов;

- разработка приемов развития компетенций обучающихся на преддипломной практике;

- разработка новых и усовершенствование элементов мониторинга по освоению обучающимися общих и профессиональных компетенций;

- создание электронного портфолио, которое позволит создать базу результатов освоения обучающимся компетенций на протяжении всего периода обучения;

- разработка программы мониторинга уровня общих и профессиональных компетенций по МДК.

 

 

 

Библиографический список

1. Елтунова И.Б. Проектирование системы оценивания профессиональных компетенций / Среднее профессиональное образование. 2014. №5

2. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход): учебное пособие. М.: Логос, 2012.- 279 с.- 1000 экз.

3. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М.: Педагогика, 1989г.- 560 с.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР