Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7874250
Методические рекомендации для обучающихся по выполнению аудиторных практических работ по учебной дисциплине Теория государства и права, специальность 40.02.02 Правоохранительная деятельность
Содержание - Профессиональное образование

Макеев Павел Николаевич, к.ю.н., преподаватель, ГБПОУ «Колледж полиции» Департамента образования г. Москвы. 
Данные методические рекомендации для обучающихся предназначены для проведения практических занятий по разделу «Типология и форма государства» учебной дисциплины Теория государства и права. Содержание заданий соответствует плану проведения практического занятия, рабочей программе, требованиям ФГОС по учебной дисциплине Теория государства и права по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность.


Дата публикации: 28.05.2018


Методические рекомендации для обучающихся по выполнению аудиторных практических работ

по учебной дисциплине Теория государства и права

специальность 40.02.02 Правоохранительная деятельность

 

Пояснительная записка

Данные практические работы проводятся по разделу «Типология и форма государства» учебной дисциплины Теория государства и права.

Практическая работа обучающихся по учебной дисциплине Теория государства и права проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по дисциплине;
  • - углубления и расширения теоретических знаний;
  • - формирования умений использовать полученные знания в новых условиях;
  • - развития познавательных и творческих способностей;
  • - формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самореализации.

В учебном процессе выделяют два вида аудиторной работы — уроки (теоритическое предоставление изучаемого материала) и практическая работа. Практическая работа, как и проведение урока, выполняется под руководством преподавателя, но деятельность обучаемого строится в соответствии с заданием преподавателя на определенный срок, с последующей проверкой результатов на данном занятии. Критериями оценки результатов аудиторной практической работы обучающегося являются:

  • - уровень освоения обучающимся учебного материала;
  • - умения обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • - степень овладения профессиональными компетенциями;
  • - сформированность общеучебных умений;
  • - обоснованность и четкость изложения ответа;
  • - оформление материала в соответствии с требованиями.

В рабочей программе по учебной дисциплине Теория государства и права определены темы и виды деятельности, предназначенные для практических работ, и ниже мы предлагаем методические указания по их выполнению.

 

Раздел: «Типология и форма государства»

Практическая работа по теме: «Типология государств. Форма государства».

Виды самостоятельной работы обучающегося

Контрольное задание: составить схему «Типология государств» (задание №1).

Выполнение теста с указанием верного ответа (задание №2).

Содержание заданий

Контрольное задание (задание №1).

Составление схемы «Типология государств».

Задание №2

Тест по теме из 8 вопросов.

Вопрос 1

К какому понятию относится следующее определение: «Совокупность взаимосвязанных признаков государства, соответствующих определенной социально-политической структуре общества, которая, в свою очередь, обусловлена экономическим базисом общества»?

1.Форма государства.

2.Тип государства.

3.Механизм государства.

Вопрос 2

С позиций какого подхода к типологии государств выделяют рабовладельческие, феодальные, капиталистические (буржуазные) и социалистические государства?

1.Цивилизационного.

2.Формационного.

3.Интеграционного.

Вопрос 3

Какой подход к типологии государства основывается на духовно-нравственных и социально-культурных факторах развития общества?

1.Функциональный.

2.Системный.

3.Цивилизационный.

Вопрос 4

Что выступает критерием типологии государства с позиции формационного подхода?

1.Локальная цивилизация.

2.Производственные отношения.

3.Общественно-экономическая формация.

Вопрос 5

Какой подход к типологии государства основывается на духовно-нравственных и социально-культурных факторах развития общества?

1.Функциональный.

2.Системный.

3.Цивилизационный.

Вопрос 6

Назовите исследователей, труды которых послужили теоретической базой возникновения цивилизационного подхода к типологии государства.

1.Т. Джефферсон, Дж. Медисон, Т. Пейн.

2.А. Тойнби, М. Вебер, М. Зингер.

3.К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.

 

Вопрос 7

Какие из перечисленных форм характеризуют форму государства?

1.Правовая форма организации общества, внутренняя форма права, внешняя форма права.

2.Форма правления, форма политико-территориального (государственного) устройства, политический режим.

3.Обе вышеназванные разновидности форм.

Вопрос 8

К какому понятию относится следующее определение: «Организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением»?

1.Государственно-правовой режим.

2.Форма государственного устройства.

3.Форма правления.

 

Методические указания

При выполнении контрольного задания (задание №1) обучающиеся письменно должны составить схему «Типология государств». Выполнение данного задания требует предварительного знания понятия и видов типологии государства. Составленная схема оцениваются преподавателем.

При выполнении тестового задания (задание №2) обучающиеся письменно должны указать верный ответ. Ответы курсантов оцениваются преподавателем.

Для выполнения заданий используются: учебник (Теория государства и права: учебник / Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. - М.: «Норма: ИНФРА-М», 2014, Стр. 71-77), конспект лекций, Интернет-ресурсы (http://www.constitution.ru, http://президент.рф/, www.ilrg.com, http://www. lawportal.ru, http://www.alleng.ru/, http://www.law.edu.ru/).

Формы контроля

Сдача работы в срок.

Соблюдение требований по выполнению схемы и теста. Знание обучающимися содержания изученного материала. Полнота, точность, логичность выполненной схемы. Верность ответов на вопросы теста.

 

Практическая работа по теме: «Форма государственного правления».

Виды самостоятельной работы обучающегося

Выполнение контрольного задания: составить схему «Виды государств по форме государственного правления» (задание №1).

Решение тестов по теме (задание №2).

Содержание заданий

Контрольное задание (задание №1).

Составление схемы «Виды государств по форме государственного правления».

Задание №2

Тест по теме из 10 вопросов.

Вопрос 1

Какие из перечисленных форм характеризуют форму государства?

1.Правовая форма организации общества, внутренняя форма права, внешняя форма права.

2.Форма правления, форма политико-территориального (государственного) устройства, политический режим.

3.Обе вышеназванные разновидности форм.

Вопрос 2

К какому понятию относится следующее определение: «Организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением»?

1.Государственно-правовой режим.

2.Форма государственного устройства.

3.Форма правления.

Вопрос 3

На какие виды делятся государства по форме правления?

1.Абсолютные и ограниченные.

2.Монархии и республики.

3.Президентские и парламентские.

Вопрос 4

По какому основному признаку монархии отличаются от республик?

1.Метод осуществления политической власти.

2.Порядок образования высших органов власти.

3.Внутреннее государственное устройство.

Вопрос 5

Какая разновидность монархий характеризуется тем, что вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, конституция и парламент отсутствуют, разделения властей не существует?

1.Абсолютная.

2.Дуалистическая.

3.Конституционная.

Вопрос 6

Чем может быть ограничена власть монарха?

1.Конституцией и парламентом.

2.Гражданским обществом.

3.Средствами массовой информации.

Вопрос 7

Как называется форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, его власть считается производной от представительного органа или избирателей?

1.Деспотия.

2.Республика.

3.Демократия.

Вопрос 8

Какая республика характеризуется тем, что правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте, и несет перед парламентом политическую ответственность?

1.Президентская.

2.Парламентская.

3.Смешанная.

Вопрос 9

Какой признак не присущ президентской республике?

1.Президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти.

2.Президент избирается населением или выборщиками.

3.Президент избирается представительным органом государства.

Вопрос 10

К какой форме правления можно отнести форму правления Российской Федерации?

1.Президентская республика.

2.Парламентская республика.

3.Смешанная республика.

 

Методические указания

При выполнении контрольного задания (задание №1) обучающиеся письменно должны составить схему «Виды государств по форме государственного правления». Выполнение задания подразумевает знание понятий «форма государства» и «форма правления», разновидностей формы правления. Составленная схема оцениваются преподавателем.

При выполнении тестового задания (задание №2) обучающиеся письменно должны указать верный ответ. Ответы курсантов оцениваются преподавателем.

Для выполнения заданий используются: учебник (Теория государства и права: учебник / Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. - М.: «Норма: ИНФРА-М», 2014, Стр. 75-82), конспект лекций, Интернет-ресурсы (http://www.constitution.ru, http://президент.рф/, www.ilrg.com, http://www. lawportal.ru, http://www.alleng.ru/, http://www.law.edu.ru/).

Формы контроля

Сдача работы в срок.

Соблюдение требований по выполнению схемы и теста. Знание обучающимися содержания изученного материала. Полнота, точность, логичность выполненной схемы. Верность ответов на вопросы теста.

 

Практическая работа по теме: «Форма государственно-территориального устройства.Форма государственно-политического режима».

Виды самостоятельной работы обучающихся

Выполнение контрольных заданий № 1 (составление схемы «Виды государств по форме государственно-территориального устройства»), № 2 (составление схемы «Виды государств по форме государственно – политического режима»).

Выполнение теста с указанием верного ответа (задание №3).

Содержание заданий

Контрольное задание №1

Составление схемы «Виды государств по форме государственно-территориального устройства».

Контрольное задание №2

Составление схемы «Виды государств по форме государственно-политического режима».

Задание №3

Тест по теме из 16 вопросов.

Вопрос 1

Какие из перечисленных форм характеризуют форму государства?

1.Правовая форма организации общества, внутренняя форма права, внешняя форма права.

2.Форма правления, форма политико-территориального (государственного) устройства, политический режим.

3.Обе вышеназванные разновидности форм.

Вопрос 2

К какому понятию относится следующее определение: «Внутренняя политико-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношение между государством в целом и его составными частями»?

1.Форма правления.

2.Форма политико-государственного устройства.

3.Государственно-правовой режим.

Вопрос 3

На какие виды государства подразделяются по форме политико-государственного устройства?

1.Монархии и республики.

2.Демократические и антидемократические.

3.Простые (унитарные) и сложные.

Вопрос 4

Какие государства характеризуются тем, что они состоят из различных административно-территориальных единиц и не имеют в своем составе других государств или государственных образований, в то же время имеют единую систему центральных органов власти и управления, единую конституцию, судебную систему и гражданство?

1.Сложные.

2.Простые (унитарные).

3.Империи.

Вопрос 5

Укажите унитарное государство.

1.Россия.

2.США.

3.Франция.

Вопрос 6

Какие из перечисленных государств являются федерациями?

1.Германия, США.

2.Испания, Польша.

3.Великобритания, Франция.

Вопрос 7

Какая форма государственного устройства определяется как временный юридический союз суверенных государств, созданный для соблюдения их общих интересов?

1.Федерация.

2.Империя.

3.Конфедерация.

Вопрос 8

Чем конфедерация отличается от федерации?

1.Отсутствием общих законодательных, исполнительных и судебных органов.

2.Отсутствием единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета.

3.Всем вышеперечисленным плюс сохранением гражданства тех государств, которые находятся во временном союзе.

Вопрос 9

Какая форма государственного устройства определяется как насильственно создаваемое сложное монархическое государство?

1.Империя.

2.Федерация.

3.Конфедерация.

Вопрос 10

На каких принципах могут образовываться федерации?

1.Национальных, территориальных, смешанных.

2.Гуманизма, справедливости, равенства.

3.Взаимной ответственности, независимости, демократизма.

Вопрос 11

Какая форма государства определяется как совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть?

1.Форма правления.

2.Государственно-правовой режим.

3.Форма государственного устройства.

Вопрос 12

На какие виды подразделяются политические режимы?

1.Демократический и антидемократический.

2.Императивный и диспозитивный.

3.Поощрительный и рекомендательный.

Вопрос 13

Какие из перечисленных признаков характерны для авторитарного политического режима?

1.Ликвидация или значительное ограничение прав и свобод граждан. Запрещение деятельности оппозиционных партий. Ограничение выборных органов власти и усиление роли исполнительно – распорядительных органов.

2.Сосредоточение всей полноты властных полномочий в руках главы государства и правительства.

3.Все перечисленные, плюс сведение роли парламента до положения сугубо формального института.

Вопрос 14

Какой политический режим характеризуется полным контролем государства над всеми сферами общественной жизни, огосударствлением всех общественных организаций, значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением политических партий, приматом государства над правом, произволом со стороны государственной власти?

1.Демократический.

2.Антидемократический.

3.Тоталитарный.

Вопрос 15

Какой политический режим характеризуется конституционным закреплением и реальным осуществлением прав и свобод человека, равноправием всех граждан, существованием ряда политических (в том числе оппозиционных) партий, выборностью и сменяемостью центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям, приматом права над государством?

1.Республиканский.

2.Демократический.

3.Деспотический.

Вопрос 16

Какие из перечисленных черт были присущи тоталитаризму в советском государстве?

1.Безраздельное господство в политической жизни единой партии. Правовой нигилизм во всех слоях общества.

2.Лидер с формально неограниченными полномочиями. Практически неподконтрольный народу партийно-государственный аппарат.

3.Все вышеперечисленное.

 

Методические указания

При выполнении контрольных заданий №1 и № 2 обучающиеся письменно должны составить схемы «Виды государств по форме государственно-территориального устройства» и «Виды государств по форме государственно – политического режима». Выполнение заданий подразумевает знание понятий «формы государства», «формы правления», формы «государственного устройства» и «формы политического (государственного) режима». Обучающиеся должны уметь выявлять особенности разновидностей форм государственного устройства и политического (государственного) режима. Составленные схемы оцениваются преподавателем.

При выполнении тестового задания (задание №3)обучающиеся письменно должны указать верный ответ. Ответы обучающихся оцениваются преподавателем.

Для выполнения заданий используются: учебник (Теория государства и права: учебник / Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. - М.: «Норма: ИНФРА-М», 2014, Стр. 82-89), конспект лекций, Интернет-ресурсы (http://www.constitution.ru, http://президент.рф/, http://www.labex.ru/, page/ about.html).

Формы контроля

Сдача работы в срок.

Соблюдение требований по выполнению схем и теста. Знание обучающимися содержания изученного материала. Полнота, точность, логичность выполненных схем. Верность ответов на вопросы теста.

 

Список литературы:

Основная

1.Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. Теория государства и права: учебник для средних специальных учебных заведений / А.В. Малько, В.В. Нырков, К.В. Шундиков. - М.: «Норма: ИНФРА-М», 2014. – 432 с.

Дополнительная

1.Гриценко М.В., Летушева Н.И. Теория государства и права: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / М.В. Гриценко, Н.И. Летушева. -7-е изд., перераб. - М.: ИЦ «Академия», 2013. – 224 с.

2.Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. Учреждений / А.В. Клименко, В.В. Румынина. 3-е изд., стер. - М.: ИЦ «Академия», 2006. – 224 с.

3.Малько А.В. Теория государства и права: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Юристъ, 2009. – 304 с.

4.Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. - М., 2009. – 636 с.

5.Правовая политика России: общетеоретические и отраслевые проблемы: учебное пособие / под науч. ред. А.В. Малько. — М.: Юрлитинформ, 2014. - 453 с.

6.Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. - 558 с.

7.Теория государства и права: учебник / под ред. В.К. Бабаева. - 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Райт, 2013. - 715 с.

8.Теория государства и права: учебник. / под общ. ред. О.В. Мартышина. - М.: Юрлитинформ, 2012. - 480 с.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР