Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 2869391
Сценарий внеклассного мероприятия «Творчество в профессии «Сварщик»
Содержание - Профессиональное образование

Готовко Наталья Александровна, преподаватель материаловедения, г.Красноярск, Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский техникум промышленного сервиса». 
Внеклассное мероприятие по профессии «Сварщик» рекомендуется проводить на 1 курсе для студентов, обучающихся по этой профессии. При разработке использованы элементы ТРИЗ-технологии. Занятие направлено на развитие творческого воображения, умения работать в команде и повышение мотивации к обучению.

 


 

Дата публикации: 28.05.2018


 

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Тема: «Творчество в профессии «Сварщик»

Цель:

Создание условий для формирования творческого технического мышления.

Задачи:

1.Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2.Осуществлять поиск вариантов на основе имеющихся знаний по материаловедению, МДК, учебной практике.

3.Формировать умение работать в коллективе и команде

Обеспечение:

сварочный щиток, молоток, электроды, карточки с заданиями, 3 ноутбука, компьютер с мультимедийной установкой.

Межпредметные связи:

МДК, материаловедение, физика, химия, биология, учебная практика.

Ход мероприятия.

I..         Организационная часть (2-Змин).

II.        Сообщение темы, целей мероприятия

С целью повышения интереса к вашей профессии, расширения вашего кругозора сегодня я предлагаю Вам игру. Игра, по определению психологов, лучший метод обучения.

Группа делится на 3 команды.

III..      Основная часть.

Задание 1. Игра «Робинзон Крузо» (30 минут).

Каждой команде раздается по одному предмету сварки (щиток, молоток, электроды).

«Вы попали на необитаемый остров. У Вас ничего нет, кроме ящика с предметами. Вам необходимо:

1). Развести огонь;

2). Добыть пищу;

3). Построить убежище;

4). Придумать для себя развлечение;

5). Построить лодку, чтобы уплыть.

Командам дается время на обдумывание и представление ответа в виде презентации (примерно 10 минут). Затем выслушиваются по представителю из каждой команды. За каждый пункт команда получает 2 балла.

Задание 2. Викторина (10 минут)

Задается по 4 вопроса каждой команде, если они не справляются, помогают другие команды. Вопросы выводятся на экран. (Правильный ответ 1 балл)

1. Сталь -... (сплав)... - транспортирование леса.

2.Металл -:.. (железо)... - основной компонент стали.

3.Неметалл - ...(сера, фосфор)... - нежелательный компонент стали.

4.Легирующий элемент - ...(хром)... - кожа.

5.Легирующий элемент - ... (титан)...- выдающаяся личность.

6.Легирующий элемент - ...(бор)... - лес.

7.Какой материал самый прочный и непрочный? (Железо - делают мосты, боится сырости - ржавеет).

8.Бывает ли желтая медь? (бывает – латунь (сплав меди с цинком)).

9.Что означает слово «руда»? (кровь).
10.   Почему молоток не делают из чистого железа? (очень мягкое).
11. Может ли маленькая кастрюлька быть тяжелее большой, если стенки и дно у них одинаковой толщины? (да, если берутся материалы разной плотности)
12. Цинк дешевле олова, оцинкованное железо хранится лучше, чем лужёное. Почему не делают оцинкованные кастрюли? (вредно для здоровья)

Задание 3. Задачи на развитие творческого воображения (РТВ):

Выдается по 3 каждой команде, время на обсуждение 1 минута.

1. Почему в кузнице темно?

Ответ: Когда кузнецы отковывали инструмент - топоры, долота, стамески и т.п.. Необходимо было закаливать его, а для этого надо точно выдерживать температуру нагрева. А как ее определить — ведь пирометров в то время не было. Вот и узнавали кузнецы температуру по цветам каления, а чтобы не ошибиться и точнее ее определить, и должен был стоять в кузнеце полумрак, в котором металл светится желто-красными переливами.

(5 баллов)

2. Как гвоздем огонь разжечь?

Ответ: Нужно взять клещами гвоздь и стучать по нему. Чем больше стучать, тем сильнее будет гвоздь нагреваться. Когда гвоздь покраснеет, поднести к чему-нибудь легко возгорающемуся. (5 баллов)

3.     Как предохранить темное стекло сварочной маски при попадании на него брызг расплавленного металла?

Ответ: Поверх защитного цветного стекла устанавливают обычное, которое по мере необходимости сменяют. (5 баллов)

4.     Как аккуратно и точно просверлить отверстие в трубке, изготовленной из тонкой полиэтиленовой пленки?

Ответ: Перед сверлением нужно залить в трубку воды и заморозить. (10 баллов)

5.     Как очистить длинную проволоку от ржавчины, не применяя никаких специальных щеток или приспособлений?

Ответ: Две проволоки, несколько раз обвитые вокруг себя, протягиваются в разные стороны. В результате проволоки очищают сами себя. (5 баллов)

6.     Шли 2 отца и 2 сына. Нашли 3 апельсина и каждому, досталось по одному. Как это могло быть? (5 баллов)

Ответ: Дед, отец, сын.

7.     Рабочие заделывают шов между бетонными блоками фундамента с помощью извести, песка и цемента с водой. В этот узкий глубокий канал глубиной 2 м упал птенец. Как его достать?

Ответ: В расщелину постепенно подсыпают песок, а по нему птенец выходит на поверхность. (5 баллов)

8.      У Вас в руках сварочный фонарь, испускающий инфракрасный (тепловой) луч. С его помощью нужно соединить сложным фигурным швом две прозрачные термопластичные пленки. Водить лучом нужно аккуратно и точно, добиться этого трудно. В результате вы теряете много времени, да и производительность низкая, чтобы не пережечь пленку максимально уменьшаете мощность луча, но тогда скорость сварки еще более падает. Как при вашей «неумелости» все же резко повысить точность сварки?

Подсказка: Техническое противоречие: мощность излучения резко снижает точность изготовления. Пленка сама плавиться только в местах реза.

Ответ: На пленку с помощью трафарета наносят на линию реза тонкую краску. Тепловой луч включают на полную мощность, темные полосы интенсивно принимают тепло и расплавляются первыми. (10 баллов)

9. При лазерной резке металлических труб капли расплавленного металла попадают на внутреннюю поверхность трубы и прилипают к ней. Предложите устройство для зачистки труб от пристывших капель.

Подсказка: Найдите момент возникновения задачи, а также элемент, порождающий задачу. Сформулируйте к нему ИКР (идеальный конечный результат).

Ответ: Во внутреннюю полость трубы во время ее резания подают кислород. Расплавленная капля мгновенно окисляется, на ее поверхности образуется окалина, которая не пристает металлу. (10 баллов).

IV. Подведение итогов игры.

Определение победителей. Выигрывает та команда, которая набирает наибольшее количество баллов.

Литература.

1.Иванов Г.И., Формулы творчества, или как научиться изобретать. - М.: Просвещение, 1994 .-208с.

2.Модестов С.Ю., Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей. - СПб.: Акцидент, 1998.-175с.

3.Альтшуллер Г.С., Найти идею. - Новосибирск: Наука, 1986.

4.Лукин Н.Н., Дмитриев В.А., Захаржевский Д.В., Диалектика творческой педагогики: Научно-методическое пособие. - Красноярск: Красноярская высшая школа МВД России, 1997. 132с.