Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 2869407
Конспект интегрированного урока (информатика и основы калькуляции и учета)
Содержание - Профессиональное образование

Мамаева Вера Михайловна, Зуева Марина Юрьевна, ГАПОУ ИО Ангарский техникум общественного питания и торговли, Иркутская область, г. Ангарск. 
Одной из важнейших и актуальных задач современного образования является формирование личности, способной и желающей участвовать в развитии различных областей науки, техники, промышленности, жизни общества в целом. Основное назначение урока состоит, с одной стороны, показать обучающимся социальную и практическую значимость информационных технологий в современном мире, в частности, профессии «Повар, кондитер», а с другой стороны, – в необходимости формирования у обучающихся творческого подхода к решению задач, чёткости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность товарищей.


Дата публикации: 07.06.2018


Конспект интегрированного урока: «Применение электронных таблиц

для выполнения расчетов калькуляции блюд»

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предметы:    Информатика, Основы калькуляции и учета

Тема: Применение электронных таблиц для выполнения расчетов калькуляции блюд

Цели:

Образовательная:

     - уметь выполнять расчеты при составлении калькуляции блюд, используя программу MS Excel

Развивающая:

       - анализировать информацию, обобщать, уметь применять полученные знания на практике;

Воспитательная:

-формирование сущности и социальной значимости информационных технологий в современном мире;

- воспитание потребности в получении знаний, овладении информационными технологиями.

Форма урока: Интегрированный

Тип урока:        Систематизации и обобщения изученного

Методы обучения:    проблемный, поисковый, практическая работа

Формы обучения:     фронтальная, практическая работа в паре, индивидуальная работа, решение ситуационных задач

Межпредметные связи: основы калькуляции и учета, информатика, математика

Оснащение урока:              Персональный компьютер

                                                     Проектор

                 Сборники рецептур (Здобнов)

                                                     Калькуляционная карта (электронный шаблон)

                                                     Меню

         Карточки – задания (для работы в паре)

                                                    Инструкционные карты

                                                     Таблица цен

                                                     Оценочные листы

Время реализации урока (занятия):45 мин

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимание студентами сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса.

ОК 2. Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Научиться работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, брать на себя ответственность за работу членов команды

 

Ход урока

№ и название

этапа урока

Дидактические

задачи этапа урока

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

1. Организационный этап

1 минута

Подготовка студентов к работе

Приветствие студентов, выявление отсутствующих.

Представляет директора и шеф - повара кафе «Радуга»

Приветствуют преподавателя

Психологическая установка на восприятие материала

Мотивация студентов на изучение темы

Слушают, анализируют

2. Формулировка темы и постановка целей и задач

2 минуты

Активизация внимания студентов для изучения нового материала.

Мотивирование студентов к изучению темы, создание личной заинтересованности в изучении темы.

Создает условия для того, чтобы обучающиеся самостоятельно сформулировали тему и цель занятия

 

 

 

Самостоятельно формулируют тему и цель занятия

3. Актуализация опорных знаний

5 минут

Подготовка к   практической работе через повторение

Задают вопросы для повторения (задают оба преподавателя)

Отвечают на вопросы.

Заносят результаты в оценочный лист

4. Постановка задач на практическую работу

5 мин

Создание условий для правильной последовательности выполнения заданий практической работы

Проводит инструктаж по выполнению практической работы

Слушают, записывают

5. Практическая работа

10 мин минут

Проверка понимания материала

Контролирует работу в группах (совместно с директором и шеф-поваром), уточняет задания, дополняет, задает наводящие вопросы.

Уточняет, дополняет решения

Выполняют практическую работу.

Выполняют задания в микрогруппе.

6. Отчет микрогрупп по практическому заданию

10 минут

 

Закрепление нового материала, коррекция знаний и умений

Задают вопросы по выполненной практической работе, проверяют правильность выполнения совместно с директором предприятия и шеф-поваром

Защищают выполненные задания перед студентами.

Представляют отчет о проделанной работе устно.

Слушают ответы других.

Проводят самооценку своего задания, выставляют баллы за правильные ответы.

7. Проверка усвоения знаний

5 минут

Проверка усвоения теоретических вопросов

Запускает в сеть тестовое задание через программу My test

Выполняют тест

Самооценка

8. Рефлексия

2 минуты

Оценка эмоционального состояния студентов

Предлагают ответить, оценить достигли ли цель занятия

Самооценка

9. Подведение итогов занятия.

Домашнее задание

5 минут

Анализ и оценка успешности достижения целей учебного занятия

Подводят итоги совместно с директором и шеф-поваром.

2. Сообщает результаты кастинга

3.Формулирует домашнее задание

Слушают, анализируют

 

Конспект урока

 

1-2. Ребята, сегодня у нас необычный урок! У вас сегодня кастинг! Представьте себе, что вы не в кабинете информатики, а пришли устраиваться на работу в кафе.

(слайд1).

alt

 

Представляем вам Директора кафе…РАДУГА…(представляется).

(директора можно выбрать из студентов старших курсов)

       Директор: Для работы в кафе мне нужны повара - кондитера, которые умеют не только вкусно готовить, но использовать современные технологии в приготовлении и оформлении блюд,   оформлять и делать расчеты нормативной документации с использованием информационных технологий. Я буду наблюдать и оценивать вашу работу. Лучшим из вас, после окончания учебы, будет предложена работа в кафе!

Представляю вам Шеф – повара (можно выбрать из студентов старших курсов)

       Шеф-повар: Здравствуйте, меня зовут……. Ребята сегодня я буду давать вам задания, проверять правильность выполнения работ и помогать в

подведении итогов. Вы можете обращаться ко мне за помощью при

выполнении практической работы

       Преподаватель основ калькуляции:

Как у любого предприятия общественного питания в кафе составлено меню. На слайде вам представлена часть этого меню. (слайд 2)

alt

 

   Чего не хватает в меню!? (цены)

   Чем сегодня на уроке мы будем заниматься? (считать цену блюда) с помощью какой программы? (Excel)

         Преподаватель информатики: Сформулируйте тему нашего урока…………..(слайд 3)

 alt

Сформулируйте цель нашего урока.

Цель нашего урока: - уметь выполнять расчеты при составлении калькуляции блюд, используя программу MS Excel

(слайд 4)

alt 

3.Актуализация знаний.

Преподаватель основ калькуляции:

Прежде, чем перейти к практическому заданию, давайте повторим основные моменты.

Задает вопросы на повторение:

1.Калькуляция- это…….( Расчёт продажной цены единицы продукции)

2.Какую нормативную документацию используют для калькуляции блюд? (Сборник рецептур, технологические карты.)

3.В каких единицах даны нормы закладки продуктов в сборнике рецептур?( в граммах)

4. Что такое вес нетто и брутто?

5. «Брутто» дословно переводится как «плохой или грязный», «нетто» же наоборот - «чистый».

(слайды 7-11)

Преподаватель информатики:

-Какие типы данных можно внести в ячейки табличного процессора Excel?(числа, текст, формулы)

-С какого знака начинается формула?(=)

-Какой знак необходимо поставить в адресе ячейки, чтобы ссылка на ячейку стала абсолютной?($)

-Какая ссылка изменяется при копировании формулы?   (относительная)

-Что понимают под автозаполнением ячеек?

4.Постановка задач на практическую работу

Шеф – повар: На столах у вас лежит сборник рецептур. (Здобнов: Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания).

Предлагает каждой паре блюдо для расчета:

1 пара - № 68 Салат из цветной капусты, помидоров и зелени

2 пара   №79 Салат из белокочанной капусты

3 пара   №100 Винегрет овощной

4 пара     №63 Салат из сырых овощей

5 пара     №82 Салат витаминный

-Называет каждой группе продукты, с которыми делать расчеты

-Расчеты делать по колонке 2 в сборнике рецептур (для кафе)

- Наценку на блюда сделать 125%

Если вы успеете, то вы можете сделать калькуляцию любого салата из данного списка. За каждое правильно рассчитанное блюдо вы получаете баллы.

У каждого из вас на столе лежит оценочный лист, который вы будете заполнять в ходе урока….

Преподаватель информатики:

Практическую работу вы будете выполнять в паре.

Для практического задания на рабочих столах у вас создана папка-РАБОТА. Переименуйте папку добавьте свои Фамилии. В ней находится шаблон калькуляционной карты, который вам нужно заполнить.

Когда вы закончите работу, сохраните ее в сеть, в папку РАДУГА. И сообщите директору о ее выполнении.

В помощь вам на столе находится: инструкционная карта, таблица цен.

Повторим основные моменты работы в программе Excel:

1.Чтобы задать границы листу надо:….

2.Начинаем работу с введения наименования блюда и № по сборнику рецептур

3.Далее вводим наименования продуктов и № по порядку.

4.Затем вес брутто

5.Формула в ячейку норма (=брутто/1000*10)

6.Формула в ячейку сумма (=норма*цена)

7.Формула в ОБЩУЮ стоимость (=сумм (выделяем диапазон колонки сумма))

8.Формула в наценке (=ОБЩ.стоимость*125%)

Формула в ПРОДАЖНОЙ цене (=(ОБЩ стоимость +НАЦЕНКА)/100) деление на 100 обусловлено, холодные блюда рассчитываются на 100 порций

 

5. Практическая работа: Студенты выполняют расчеты

6. Отчет по практической работе

Студенты парами устно делают защиту проделанной работе по плану (слайд 15). Отвечают на вопросы директора кафе «Радуга». Заполняют листы самоанализа.

Преподаватель информатики: заносит продажные цены блюд в меню (слайд 16).

7. Проверка усвоения знаний

Студенты: индивидуально выполняют тестовое задание в программе My test. В тесте 10 задание, по 5 заданий на каждую дисциплину. Результаты заносят в листы самоанализа.

8. Рефлексия

Преподаватель основ калькуляции:

Ребята, мы достигли цель урока?

Быстрее делать калькуляцию блюд на калькуляторе или в программе Excel?

Вы будете делать калькуляцию блюд для лабораторных работ в программе Excel? Молодцы!

9.Подведение итогов занятия

Директор: Вы все хорошо поработали, но нужно ещё учиться поварскому делу, стремиться к мировым стандартам в профессии. Среди вас я могу выделить студентов, которые хорошо выполнили все задания и набрали больше всех баллов. Называет фамилии и имена студентов, которые набрали больше всех баллов. (3 студента).

Шеф - повар: Ребята, сегодня вы прошли первый этап кастинга!

Впереди вас ждут этапы по приготовлению блюд! Удачи вам!

А через 3 года для вас будут открыты двери многих ресторанов и кафе, которые с удовольствием возьмут вас на работу.

Директор: У меня есть к вам предложение: моему кафе «Радуга» нужен новый логотип для привлечения клиентов в наше заведение и лучший логотип будет использован для оформления кафе.

Домашнее задание:

Преподаватель основ калькуляции: Выполнить калькуляцию остальных блюд в программе Excel.

Преподаватель информатики: Творческое задание: придумать логотип кафе «РАДУГА» и выполнить в графическом редакторе

Преподаватель основ калькуляции: Молодцы, результатом вашей работы стал документ, который в дальнейшем вы сможете использовать на производственной и учебной практике. Мы все хорошо поработали! Поблагодарим друг друга! Молодцы! Спасибо за внимание!


Приложения


alt


alt


ТЕСТ

КАЛЬКУЛЯЦИОННАЯ  КАРТА