Статья «Рейтинговая система оценивания, как способ повышения мотивации и качества обучения на примере применения её на дисциплине «Инженерная графика»» |
Содержание - Профессиональное образование |
27.11.2018 09:19 |
Шурыгина В.И. преподаватель «Инженерной графики» Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Амурский политехнический техникум» г. Амурск, Хабаровского края. Рейтинговая система оценивания, как способ повышения мотивации и качества обучения на примере применения её на дисциплине «Инженерная графика»
«Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости». – Путин В.В. Для решения данной задачи, поставленной президентом страны, необходимо иметь высокий человеческий потенциал: умеющий воспринимать информацию, анализировать, решать проблемные задачи, не боятся рисковать, уметь выбирать правильные решения, быть грамотным специалистом. Главная цель любого педагога - это повышение успеваемости и качества обучения студентов. Для достижения данной цели необходимо планирование и запуск в процессе учебного занятия механизма — мотивов, вызывающих активность и определяющих направление, содержание и поведение студента в его учебно-познавательной деятельности. Таких результатов можно добиться применяя различные методы формы и средства обучения, организацию педагогического контроля. На современном этапе системы образования выходит задача создания условий для организации ритмичной и продуктивной учебной деятельности студентов и соответствующей технологии, которая позволяла бы контролировать успешность продвижения студента в образовательном пространстве и оценивать качество его подготовки. Одной из таких технологий может стать технология рейтинговой оценки качества подготовки студентов. В российском образовании используется система оценивания индивидуальных достижений студентов, нормативно-правовое оформление которой сложилось еще в 30-е годы прошлого века. В этой системе оценка уровня освоения учебной дисциплины студентом формируется, как правило, по результатам сдачи зачета и/или экзамена в конце семестра. Студент может получить одну из трех возможных оценок: «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно». При этом вариант «удовлетворительно» выражает признание знаний студента как достаточных для выполнения в будущем профессиональных функций независимо от того, является ли полученная тройка «твердой», граничащей с четверкой, или «натянутой», граничащей с двойкой. Все это находится в серьезном диссонансе со складывающейся мировой практикой оценивания студентов, в основе которой – стремление избавить системы оценивания от субъективизма, максимально учесть не только результаты экзамена, но и полноту и качество выполнения студентом в течение семестра всех элементов реализуемой образовательной технологии. Зарубежные системы оценивания студентов, активное становление и развитие которых проходило во второй половине ХХ в., строились преимущественно как накопительные [2]. Так зародилась практика применения БРС В нашей стране БРС чаще всего используется в высшем образовании, что не исключает её применения в школах и техникумах. Суть балльно-рейтинговой системы заключается в определении успешности и качества освоения дисциплины через определенные показатели. Трудоемкость конкретного предмета и всей программы в целом измеряется в зачетных единицах. Рейтинг представляет собой некую числовую величину, которая выражается в многобалльной системе. Она интегрально характеризует успеваемость обучающихся и участие их в исследовательской работе в рамках той или иной дисциплины. Балльно-рейтинговая система рассматривается как важнейшая часть деятельности по контролю качества образовательной работы в учебном заведении. У данной технологии оценивания результатов есть сторонники и критики. Сторонники балльно-рейтинговой системы считают, что она обеспечивает повышение мотивации студентов к усвоению фундаментальных и профессиональных знаний, стимулирует повседневную систематическую учебную работу, повышает учебную дисциплину, в том числе посещаемость занятий, позволяет студентам перейти к построению индивидуальных образовательных траекторий. Непосредственно после введения рейтинговой системы в образовательный процесс, она также получила массу негативных оценок, как со стороны студентов, так и со стороны преподавательского состава. Студентов не устраивала система тем фактом, что повышалось количество контрольных и проверочных работ в течении семестра, тем самым повышая нагрузку. Преподавателям, тем что отнимало учебное время на проведение промежуточных контролей. Таким образом, любая технология обладает своими достоинствами и недостатками. Исходя из этого возникла потребность в соединении лучших качества двух систем оценивания: традиционной и БРС. Спецификой преподавания дисциплины «Инженерная графика» является выполнение студентами большого объема практических и графических работ. Бально – рейтинговая система стимулирует более ритмичную работу студента: максимальное количество баллов он может получить только при своевременном и качественном выполнении сдаче и защите работ, поэтому студент вынужден готовиться с первых дней семестра к предстоящим графическим работам и выполнять задания самостоятельной работы. Целью применения БРС на уроках инженерной графики является определение видов мотивов учения, проявляющихся у студентов посредством применения такой формы оценки в учебном процессе, и обогащение балльно-рейтинговой системы новыми возможностями во время уроков, а также во время организации внеурочной и самостоятельной работы. Для этого было необходимо установить более объективное оценивание контрольных точек, активизации деятельности и самостоятельности студентов, посещаемости и дисциплины на уроках, своевременной сдачи графических работ. Возможность студентами самостоятельного подсчета рейтинга, т.е. он должен быть простым и прозрачным. Разработать систему внешних мотивов для изучения предмета, а также систему выставления зачета отстающим студентам, которые в силу низкой мотивации отказываются набирать баллы, или студентам пропустившим курс обучения по уважительной причине. Для решения этих задач было разработано положение о БРС По данному положению баллы набираются из традиционных оценок, полученных на уроке; за выполненные домашние задания, графические, тестовые, контрольные и другие виды работ. Согласно положению, чем меньше студент пропускает уроки, тем больше он может заработать баллов. В то же время, если на уроке не выполнять заданий, поставленных преподавателем, то и баллов будет ноль. К вопросу о более объективном оценивании контрольных точек: Не редко у обучающихся и преподавателей возникают конфликтные ситуации об объективности оценивания. БРС успешно способствует снятию напряжения по этому поводу. Представим ситуацию: студентам выдано тестовое задание. Как всегда, есть минимальный порог для получения удовлетворительной оценки. Рассмотрим двух неуспевающих студентов: первый попытался решить тест, но не набрал нужное количество верных ответов, а второй и вовсе не брался за работу. Если использовать традиционную оценку, в итоге оба получат по двойке. По БРС первый получит два балла, второй ноль. Работая по традиционной системе оценивания, нередко трудно объективно оценить знания успевающих студентов. Иногда возникает риск влияния личного отношения преподавателя к обучающемуся. Считаем, что подсчет баллов исключает такие риски и чтобы получить «отличную» оценку, студенту необходимо проявить трудолюбие и усердность в процессе обучения. БРС достаточно прозрачна и гибкая, т.е. количество баллов может меняться (например, если по данному разделу увеличилось количество домашних заданий, значит и максимальный балл тоже увеличится). Уже на первых занятиях студенты с ней ознакомлены, и свои баллы могут считать самостоятельно. Для этого, за определенный отрезок времени, необходимо посчитать максимальный балл, который складывается из количества аудиторных занятий, домашних заданий и графических работ. Для повышения мотивации в положении о рейтинговой системе разработана система дополнительных и штрафных баллов, которые дисциплинируют студентов и повышают мотивацию. Содержание деятельности студентов для начисления дополнительных баллов: решение задач повышенной сложности, изготовление макетов; участие в олимпиаде по данной дисциплине; участие в студенческой научно – практической конференции. Для обеспечения своевременной сдачи графических работ также предусмотрены дополнительные баллы. Если студент отчитывается по графической работе в течение недели, то независимо от оценки за саму работу, студент получает дополнительно 15 баллов; если в течение 2-х недель, то плюс 10 баллов, в дальнейшем дополнительных баллов нет. При этом возникает риск низкого качества самой работы. Но, если систематически предъявлять требования к чертежам в соответствии с требованиями ЕСКД, то качество графических работ снижаться не будет. Известная для всех преподавателей проблема дисциплины на уроках. В связи с этим, введена система штрафных баллов: за неоднократные замечания преподавателя по нарушению дисциплины и использование на уроках студентами телефонов и другой портативной техники на уроке. Если студент в силу различных обстоятельств, не может набрать нужное количество баллов, то для получения удовлетворительного зачета ему необходимо выполнить и отчитаться по графическим работам, запланированным по изучаемым разделам. Педагогу нужно понимать что, все это срабатывает, если требования для всех едины и выполняются на каждом занятии. В процессе работы рейтинговая система помогла упорядочить и систематизировать предъявляемые требования к обучаемым, чётко разграничить задания и количество баллов, которые можно заработать, выполняя их. Также она позволила вводить дополнительные задания, которые тоже несут оценочную нагрузку в плюс. Разработана целая система, стимулирующая студентов к процессу обучения. В результате применения которой, уже на первоначальном этапе видны изменения: многие студенты демонстрируют ответственное отношение к учебной дисциплине, возрастает самостоятельность. Меньше проблем возникает с дисциплиной на уроке. Кроме того у преподавателя возрастает объективность итоговой оценки за дисциплину. Большое количество оценок, полученных студентом во время семестра за выполнение работ различной степени сложности и важности, часто приводит к разногласиям между преподавателем и студентом по поводу итоговой оценки; БРС помогает исключить конфликтные ситуации по поводу итоговой оценки. Таким образом, в условиях реализации рейтинговой системы контроля и оценки учебных достижений студентов была выявлена положительная динамика развития учебной мотивации, а разработанная система рейтинговых заданий по дисциплине «Инженерная графика», для выполнения которых используются различные интерактивные методы и приемы, позволяет включить студентов в активную познавательную деятельность. Рейтинговая система оценивания учебных достижений в образовательном процессе является условием развития учебной мотивации, если: определены возможности ее влияния на учебную мотивацию студентов; обоснована и разработана система рейтинговых заданий, инициирующих познавательную самостоятельность студентов; разработан критериально-оценочный инструментарий, позволяющий анализировать и объективно оценивать учебные достижения, как педагогу, так и студенту. Кроме того, ориентируясь при проектировании рейтинг-плана на алгоритм действий «идеального студента», преподаватель должен изначально закладывать в рейтинговую модель и «неидеальные» модели учебного поведения, в том числе вычленять те немногие единицы содержания и учебные ситуации, которые с помощью повышения их рейтинговой оценки станут опорными и строго обязательными для освоения всеми студентами, дублировать их с помощью компенсирующих рейтинговых заданий. Сам комплекс компенсирующих рейтинговых заданий должен быть избыточно широк – он предназначен не только для того, чтобы успешные студенты «добрали» небольшое количество баллов перед началом сессии, но и для организации индивидуальной работы студентов, полностью «выпавших» из ритма учебного процесса [4]. То есть рейтинговая система может являться мотиватором обучения как одна из множества различных методик. Преподавателю необходимо быть творческим человеком, находится в постоянном поиске новых идей, в том числе и в применении БРС.
Список литературы
1. Переходько И.В. Проблемы реализации балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов в системе высшего профессионального образования // Актуальные научно-методические и нормативно-правовые аспекты внедрения ФГОС ВПО. 2014. С. 59-63. 2. Сазонов Б. А. «Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний и обеспечение качества учебного процесса »/ Высшее образование в России, № 6, 2012. С 28-39. 3. Сутягина О.В. О способах предметной мотивации в условиях балльно-рейтинговой системы оценивания результатов математической деятельности студентов // Вектор науки. 2015. С. 187-189. 4. http://mpgu.su/obrazovanie/ballno-reytingovaya-sistema/10-mifov/ 5. http://www.vovr.ru/upload/Sazonov%206-2012.pdf
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».