Статья «Экологическое воспитание как необходимый элемент формирования нравственно –целостной личности» |
Содержание - Профессиональное образование |
12.07.2019 14:17 |
Гудина Н.Г., Мокеева Н.А., Преподаватели. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Казанский филиал.
Экологическое воспитание как необходимый элемент формирования нравственно-целостной личности. Одна из причин нависшего над человечеством экологического кризиса — это бурный научно-технический прогресс, деятельность человека в природе без учета экологических условий и закономерностей существования природы, но эта деятельность лишь внешнее проявление отношения человека к окружающему, проявление его ценностных ориентаций, т. е. его культуры. Низкий уровень культуры выражается в безнравственном, потребительском отношении к природным богатствам, нерациональном их использовании, в незнании взаимосвязиживой и неживой природы, что приводит к нарушениюэкологического равновесия. Экологическая культура характеризуется: 1.Знанием общих закономерностей развития природы и общества; 2.Пониманием взаимосвязи их существования и того, что природа является первоосновой возникновения эволюции человека; 3.Определением социальной обусловленности взаимоотношений человека и природы; 4.Преодолением потребительского отношения к природе как к источнику материальных благ; 5.Умением предвидеть влияние деятельности человека на биосферу; 6.Подчинением его деятельности условиям рационального природопользования и заботы об окружающей среде; 7.Умением сохранять благоприятные природные условия и максимально доступную норму изъятия биологической продукции из природного фонда для удовлетворения потребностей человека. Экологическая культура предполагает наличие глубоких знаний об окружающей среде, наличие экологического мышления, что должно привести: 1.Ответственному отношению к природе и своему здоровью; 2.Умению и опыту решения экологических проблем; 3.Участию в природоохранной деятельности; 4.Способности прогнозировать возможные негативные последствия природопользовательской деятельности человека. С целью формирования экологической культуры в любом образовательном учреждении должно осуществляться экологическое воспитание на основе «Концепции экологического воспитания». В целом можно сказать, что достигнуть поставленных целей, в области экологического воспитания, можно только через систему внутренней мотивации, т.е. осознание студентами себя как части природы и осознании влияния окружающей среды на их здоровье. В структуре экологического воспитания можно выделить следующие элементы: - Знание (усвоение основных научных понятий о природе, экологических проблем); - Осознание (формирование сознательной позиции в отношении к окружающей среде); - Отношение (понимание природы как уникальной ценности и источника материальных, духовных и физических сил человека) - Навыки (способность практического освоения окружающей среды и ее охраны) - Деятельность (участие в решении экологических проблем). Эффективное экологическое воспитание студенческой молодежи предусматривает использование всего разнообразия форм и методов экологического обучения: - Тесная взаимосвязь экологической тематики обучения с жизненно важными интересами (потребностями) студентов. - Ознакомление студентов с новейшими результатами экологических исследований. - Привлечение студентов к внеаудиторной работе, в частности к участию в конференциях по экологической тематике. Это способствует научно-поисковой и научно-экспериментальной деятельности обучающихся. В формировании экологической культуры студентов важное место занимает дисциплина "Экологические основы природопользования". Усвоению материала учебного курса в значительной степени способствуют выполнению практических и расчетных работ, просмотры документальных фильмов и презентаций которые демонстрируют действие экологических законов и принципов на практике. Существенное влияние на формирование экологических знаний имеет проведение диспутов. В их процессе возрастает вероятность создания предпосылок (психологических, организационных, поисковых) для расширения экологического кругозора и ответственности личности. Этому способствуют также научно-поисковые и научно-экспериментальные исследования студентов, ориентированные на освоение студентами современных методов и технологических схем очистки сточных вод на работу над их совершенствованием с целью повышения их экономической эффективности и снижения экологического воздействия на окружающую среду. Это формирует способности, склонности, таланты личности, готовность к самореализации. Экологическое воспитание тесно связано с эстетическим. Внутреннее родство заключается в формировании ценностного отношения к природе. Это дает основания утверждать, что эколого-эстетическое воспитание реализуется на стыке педагогики, психологии, искусствоведения, общественных и естественных наук. Поскольку эстетическое развитие является неотъемлемой частью экологического воспитания. Важным качеством экологически воспитанной личности является сформированность у нееэкологической ответственности,то есть осознание необходимости брать на себя конкретные обязательства для гармонизации ее связей с окружающей средой и способность прогнозировать последствия своей деятельности. В структуре экологической ответственности выделяют несколько компонентов (М. Левковский). Ценностно-ориентированныйкомпонентопределяет систему экологических ценностей, которые являются составляющими общечеловеческой культуры и представляют ценность всего живого на земле, жизнь человека, его способность восхищаться красотой природы, гуманное отношение к другим людям, понимание целесообразности и разумной преобразовательной деятельности человеческих сообществ и т.д. Мотивационный компонентпредусматривает проявление студентами соответствующих социально значимых и личностных мотивов (проживание в зоне жесткого и полужесткого радиологического контроля, загрязненность воздуха, несоответствие питьевой воды мировым стандартам, засоренность жилых массивов, осознание планетарного загрязнения в целом). Педагог должен направлять свою деятельность на формирование реально действующих мотивов у воспитанников. Когнитивный компоненториентирован на развитие у студентов их экологической направленности. Она выражается в соответствующих интересах, склонностях, убеждениях. Молодые люди должны осознавать себя частью природы, в них должны развиваться стремление постоянно общаться с ней. Важно, чтобы студенты понимали пагубность влияния местных экосистем с загрязненным воздухом, водоемами и тому подобное. Личностный компонентпредполагает понимание и проявление каждым студентом собственной неповторимости, уникальности, достоинства, ответственности за все живое в этом мире. Практический компонентозначает практическую деятельность молодежи (организация поисковых студенческих групп природоохранного направления: поиск редких растений, птиц, животных, записанных в "Красную книгу"; добровольная организация студентов для улучшения миниэкосистемы: очистка территории учебного заведения, насаждения растений и деревьев написание индивидуальных исследовательских работ на экологическую тематику). Экологическую подготовку специалиста следует направлять на качественное усвоение им всего объема экологических знаний в соответствии со спецификой программ дисциплин, формирование умения самостоятельно анализировать и моделировать типичные экологические ситуации с ориентацией на необходимость управления ими; на качественное выполнение несложных комплексных экологических экспертиз; формирование способности принимать природоохранные решения на перспективу. Вывод: таким образом, можно сказать, что экологическое воспитание является частью общечеловеческой культуры, т.к. ценностное отношение к окружающей среде переносится на социальные объекты и межличностные отношения в обществе. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».