Статья «Математическое мышление как инструмент специалиста банковской сферы»Статья «Математическое мышление как инструмент специалиста банковской сферы» |
Содержание - Профессиональное образование |
17.07.2019 05:18 |
Мокеева Наталья Александровна, преподаватель математики, Казанский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Казань, Республика Татарстан.
Математическое мышление как инструмент специалиста банковской сферы Изменения, происходящие в экономике России в настоящее время, и связанные, в основном, с непрерывным совершенствованием процессов управления предприятиями, производства, внедрением во все сферы жизни и деятельности человека информационных технологий, ставят перед средними специальными учебными заведениями задачу подготовки высокопрофессиональных, конкурентоспособных специалистов всех сфер деятельности человека, в том числе и экономической. Экономике требуются специалисты, способные к быстрой адаптации в сложившихся условиях и принятию оптимальных решений на основе своих профессиональных компетентностей. Большую роль в освоении профессиональных компетенций специалистов экономической сферы, а также применения их в профессиональной деятельности, играет системное мышление. От специалиста требуется: 1.умение работать в опережающем режиме; предугадывать изменения, которые могут произойти в экономике с учетом политической обстановки в стране; 2.мыслить и действовать быстро и нестандартно в сложившихся условиях. Одной из составляющих системного мышления является математическое мышление, которое позволяет человеку мыслить логично, системно, обоснованно. Под математическим мышлением будем понимать комплекс способов умственных действий, обеспечивающий возможность студентам осмысливать абстрактно-знаковую информацию и легко работать с ней. Математическое мышление имеет следующую структуру: - аналитические способности – умение анализировать проблему и строить математические модели задач; - конструктивные способности – умение интегрировать знания из разных областей наук при решении задач; - исследовательские способности – определение новизны в задаче, умение аргументировать свои действия и полученные результаты, делать выводы; - абстрактное мышление – оперирование отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяющими мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные свойства предмета или явления; - практическое мышление – умение постановки целей и выработки планов и проектов для их успешной реализации [1]. Математическое мышление способствует формированию как общих, так и профессиональных компетенций специалиста, перечисленных в Федеральном государственном стандарте по специальности 38.02.07 «Банковское дело». Специалист с низким уровнем развития математического мышления способен только формально запомнить факты и не способен сделать из них какие-либо выводы. Очень часто причиной низкого уровня развития математического мышления является слабая школьная математическая подготовка, которая в настоящее время направлена, в основном, на решение стандартных упражнений и задач, необходимых для сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Математическое мышление развивается с помощью решения нестандартных задач, на которые у учителя очень часто не хватает времени на уроках. Следовательно, формирование такого типа мышления становится задачей образовательных учреждений средней профессиональной подготовки. Основой для развития математического мышления специалистов банковской сферы на уровне среднего профессионального образования являются такие дисциплины, как «Математика», «Элементы высшей математики» и «Финансовая математика», изучаемые студентами в течение двух первых курсов обучения в образовательном учреждении. Такие дисциплины профессионального цикла, как «Экономика», «Статистика», «Бухгалтерский учет» и др. связаны с непосредственным применением математических формул и методов, следовательно, математика является профессионально значимой дисциплиной для студентов, обучающихся на экономических специальностях. Студентам во время изучения предметов математического цикла необходимо демонстрировать межпредметные связи с дисциплинами профессионального цикла, показывая тем самым необходимость изучения математических дисциплин для усвоения в дальнейшем профессиональных компетенций. Так, при изучении аналитической геометрии можно рассматривать экономические задачи по построению кривых спроса и предложения, а при изучении темы «Производная функции и ее приложения» проводить исследование поведения кривых спроса и предложения. Изучая дифференциальное исчисление, важно объяснить студентам, что, например, производная функции в математике имеет не только геометрический и физический смыслы, но также и экономический смысл, исходя из которого производительность труда является производной объема продукции по времени. С помощью производной функции можно, кроме производительности труда, вычислить также объем выпуска продукции, при котором прибыль будет максимальной, предельные издержки производства, так чтобы они стремились к минимуму, и приблизительно охарактеризовать дополнительные затраты на производство единицы дополнительной продукции, эластичность себестоимости. Приведенные выше примеры применения знаний, получаемых при изучении математических дисциплин, показывают, что развитое математическое мышление и знание межпредметных связей способствует формированию профессиональных компетенций будущего специалиста банковской сферы. Исходя из своего содержания, профильные общеобразовательные учебные дисциплины и учебные дисциплины математического и общего естественнонаучного циклов:
Математика развивает такой склад ума, который требует логического обоснования различных точек зрения. В процессе решения математических задач в деятельность мышления человека включаются такие приемы и методы, как индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Математическое мышление решение любой задачи подвергает сомнению и пытается найти решение, которое наиболее выгодно с экономической точки зрения. Этот тип мышления помогает специалисту банковской сферы глубже проникнуть в суть реальных процессов, которые происходят в сфере экономики, и правильно ориентироваться в окружающей действительности. Приемы и методы математического мышления способствуют осуществлению высокопрофессиональной деятельности специалиста банковской сферы, включающей в себя осуществление банковских операций, сбор, обработку, анализ и систематизацию информации. Без знания математики сегодня немыслима эффективная подготовка специалиста экономической сферы и дальнейшая его профессиональная деятельность. Поэтому изучение математических дисциплин следует рассматривать как важнейшую составляющую в системе подготовки современного специалиста банковской сферы. Таким образом, для специалистов банковской сферы математическое мышление является инструментом реализации поставленных профессиональных задач и уровень этого мышления зависит от качества подготовки специалиста в образовательном учреждении. Высокий уровень математического мышления позволяет специалистам быстро адаптироваться в сложившихся экономических условиях, эффективно решать поставленные профессиональные задачи и быть конкурентоспособным, компетентным специалистом.
Список литературы: 1.Щипцова Т.А., Щипцова А.В., Мустафина Д.А. Математическое мышление как основа инженерного образования // Успехи современного естествознания. – 2012. - №5. – С. 83-84. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».