Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 4746247
Статья «Формирование социальной компетентности студентов ССУЗов в условиях образовательного учреждения»
Содержание - Профессиональное образование
19.07.2019 07:14

Мокеева Наталья Александровна, Гудина Наталья Геннадьевна, преподаватели, Казанский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Казань, Республика Татарстан. 
В статье рассматривается необходимость формирования социальной компетентности у студентов, обучающихся по специальности 38.02.07 «Банковское дело», а также рассматриваются пути ее формирования. Для преподавателей, кураторов групп ССУЗ.


Формирование социальной компетентности студентов ССУЗов в условиях образовательного учреждения 

На современном рынке труда в настоящее время требуются не столько сложившиеся типы специалистов, соответствующие требованиям профессиональных стандартов и обладающие высоким уровнем профессиональной компетентности, сколько отдельные качественные параметры этих специалистов. Это означает, что соизмеряемые со стандартами конкурентоспособности отдельные стороны подготовки специалиста должны подвергаться изменениям.

Складывающийся у студентов ССУЗ опыт социальных отношений между собой в процессе обучения в учебном заведении, в процессе общения в социальной среде далек от норм деловых отношений. А ведь именно эти нормы и требуются выпускнику для успешного поиска работы, представления себя в процессе собеседования с работодателем, установления межличностных взаимоотношений с работодателем и коллегами, для ориентации в социальной обстановке.

Исходя из этого следует, что студента ССУЗ в процессе обучения необходимо готовить к жизни и профессиональной деятельности в разнообразном социальном окружении, т.е. требуется формировать не только профессиональные компетенции выпускника, но и развивать социально ориентированную личность, которая, зная свои права и обязанности, как гражданина, так и специалиста, будет способствовать адекватному, в большинстве случаев, общению с окружающими людьми.

В контексте рассматриваемой проблемы формирования социально ориентированной личности специалиста мы рассматриваем воспитательно – развивающее пространство в образовательном учреждении, которое способствует развитию личностных качеств специалиста среднего звена. Данное пространство помогает студентам, как с помощью педагогического коллектива, так и самостоятельно развивать ключевые компетенции личности, раскрывать свой потенциал, о наличии которого часть первокурсников даже и не предполагает. Студенты в процессе учебно-воспитательной деятельности должны пережить положительный опыт успешной самостоятельной деятельности, который закладывает уверенность специалиста в своих действиях.

Процесс обучения и воспитания должен ориентироваться на развитие способностей человека действовать в проблемных ситуациях, а не на передачу готовых знаний и умений, т.е. на развитие компетенций, под которыми в литературе понимают совокупность взаимосвязанных качеств личности/ знаний, умений, навыков, способов деятельности/, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Это и способствует развитию социально ориентированной личности [1].

Среди всех компетенций особо следует выделить развитие социальной компетентности.

В литературе имеется определение сущности и структуры понятия «социальная компетентность» как интегрального личностного образования, которое соединяет в себе ценностное понимание социальной действительности; категориальные конкретные социальные знания, выступающие в качестве руководства к действию; субъектную способность к самоопределению и нормосозиданию; личностное умение осуществлять социальные технологии в главных сферах деятельности человека.

Выделяют следующие компоненты социальной компетентности, и, следовательно, направления ее развития:

1.социально-экономическое;

2.нормативно-правовое;

3.политическая грамотность;

4.подготовленность в сфере делового этикета [1].

Уровень развития социальной компетентности специалиста среднего звена характеризуется уровнем овладения им социально - психологических знаний, правовой оценки деятельности человека, которые позволяют ему после окончания учебного заведения успешно проходить процесс ресоциализации (повторной социализации).

Исходя из опыта, мы можем сказать, что для развития социальной компетентности не достаточно только процесса воспитания, ключевую роль играет в этом процесс обучения, в том числе и дополнительные курсы, направленные на развитие всесторонне развитой личности студента.

Формированию социально-экономического компонента способствуют такие дисциплины, как «Экономика» и «Основы экономической теории».

Знания по нормативно-правовому направлению формируются в процессе изучения дисциплин «Право» и «Правовое обеспечение профессиональной деятельности». При изучении данных предметов рассматривается гражданское и трудовое право, изучаются законы, определяющие функционирование предпринимательской и банковской деятельности. Но, к сожалению, тенденция последних лет – это сокращение часов аудиторной нагрузки по предметам. С 2018 учебного года из учебных планов направления 38.02.07 «Банковское дело» предмет «Право» исчез, как самостоятельный предмет, но был включен в содержание дисциплины «Обществознание».

Политическая грамотность формируется в процессе освоения общественных дисциплин.

Подготовленность в сфере делового этикета формируется при изучении дисциплины «Культура речи и деловое письмо» и дополнительного курса «Культура деловой речи. Публичные выступления».

Дополняют формирование социальной компетентности у студентов различные направления и формы воспитательной работы, построенной по интересам.

Но, в то же время, от педагогического коллектива требуется продуманное построение системы знаний, необходимых студенту для профессиональной деятельности и жизни в социуме, а также поиск методов преподавания, соответствующих уровню знаний студентов.

 

Литература:

1. Мокеева Н.А. Развитие социально-профессиональной компетентности будущего учителя в образовательном процессе педвуза. [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. - Татар. гос. гуманитар.-пед. ун-т, Казань, 2010.- 213 с.