Статья «Профессиональная направленность в обучении на уроках математики» |
Содержание - Профессиональное образование |
07.10.2019 10:16 |
Андреева Надежда Александровна, преподаватель математики, ГАПОУ «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех», Чувашская Республика.
Профессиональная направленность в обучении на уроках математики. Профессиональная направленность обучения дает возможность показать, как изучаемые основы наук находят применение в практике, влияют на эффективность производственной деятельности квалифицированного рабочего. Знания по предметам естественно–математического цикла становятся не только базой для овладения специальными знаниями: они выступают в качестве квалифицированного требования к рабочим многих современных профессий. Принцип профессиональной направленности преподавания заключается в «своеобразном использовании педагогических средств, при котором обеспечивается усвоение учащимися предусмотренных программами знаний, умений, навыков и в то же время успешно формируется интерес к данной профессии, ценностное отношение к ней, профессиональные качества личности будущего рабочего». В системе профессионального образования интересы учащихся в определенной степени уже сформированы, они направлены на избранную профессию. Одним из мотивов, стимулирующих интерес к изучению того или иного вопроса курса математики, является его практическая значимость, связь с будущей профессией. Цель обучения с учетом профессиональной направленности: а) формировать у учащихся интерес к предмету, профессионально значимых умений и навыков, усвоению теоретических материалов, необходимых для овладения профессий; б) вызвать у учащихся стремление применять получаемые знания, умения в новых условиях, добиваться осуществления поставленных задач, уметь отстаивать свою точку зрения, опираясь на собственные знания и жизненный опыт. При обучении математике для реализации принципа профессиональной направленности можно использовать специально разработанные дидактические материалы. Дидактические материалы по математике с профессиональной направленностью выполняют функции обучения, развития, воспитания, организации учебного процесса и вместе с тем несут специфические функции, реализуя связь математики с предметами профтехцикла. Роль дидактических материалов в учебном процессе велика. Они являются материалом, помогающим усваивать знания, практическим средством формирования умений и навыков. Работая в группах НПО и СПО, стараюсь показать учащимся применения теоретических знаний по математике, физике, химии в жизни, быту, на производстве, организую выполнение конкретных заданий и практических работ с учетом профиля обучения, что способствует более качественному изучению спецдисциплин, воспитанию грамотного квалифицированного рабочего, творчески подходящего к своей специальности. Так, к профессионально значимым следует отнести такие геометрические понятия, как отношения параллельности и перпендикулярности. Эти понятия находят непосредственное применение при обучении будущих штукатуров и моляров подготовке поверхности, нанесению водных растворов и красок на стены и потолки. Многие понятия стереометрии, также относятся к профессионально значимым для групп строительных профессий. Так, понятие угла между двумя пересекающимися плоскостями, угла между прямой и плоскостью имеет отношение к выполнению многих производственных операций. Штукатур, работая такими инструментами, как шпатель и отрезовка, держит их, согласно технологическим требованиям, под определенным углом к плоскости обрабатываемой поверхности, он имеет дело с моделью двухгранного угла. При изучении тем «Функция», «Производная и её применение», формируются умения оперировать основными способами задания функций (аналитическим, табличным, графическим), читать свойства функции по графику, определять зависимость между переменными. Перечисленные умения являются профессионально значимыми, потребность в них ощущается у рабочего при работе со справочной литературой, инструкционными картами. Эти умения необходимы и для проведения расчётов, в том числе относящихся к экономному расходованию сырья. Математические знания и умения, связанные с нахождением площадей поверхностей и объемов многогранников, тел вращения широко применяются в строительных профессиях отделочного профиля. При изучении этих вопросов требуется умения рассчитать расход обоев, плиток, штукатурного раствора краски, идущих на отделку помещений заданного размера. Это задачи типа: 1. Рабочий оштукатуривает вручную колонну улучшенной штукатуркой. Сколько времени ему потребуется, чтобы оштукатурить колонну высотой 6 м, диаметром 1м, соблюдая норму времени 0,79 ч на 1м2? 2. Малярный валик имеет длину 230 мм, диаметр основания – 50 мм. Как узнать площадь поверхности, которую окрасит маляр за один полный прокат валика? Сколько полных прокатов совершает маляр при окраске за смену 200 м2 поверхности? Автомеханик должен знать устройство автомобиля, рассчитывать количество топлива, износ технических деталей, скорость автомобиля. Поэтому для технических профессий всегда необходимы задачи на движение, проценты, площади и объемы, составление уравнений и систем уравнений типа: 1. Во время поездки автомобиль на каждые 100 км пути тратит на 2 л бензина меньше, чем в городе. Водитель выехал с полным баком, проехал 120 км по городу и 210 км по загородному шоссе до заправки. Заправив машину, он обнаружил, что в бак вошло 42 л бензина. Сколько литров бензина расходует автомобиль на 100 км пробега в городе? 2. Сколько брезента необходимо для пошива тента для кузова автомобиля формы прямоугольного параллелепипеда, имеющие размеры: 3 х 1,50 х 2 м? 3. Сколько понадобится арматуры для изготовления каркаса кузова для автомобиля КАМАЗ, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда с измерениями: 2 х 1,5 х 2? 4. Во время поездки автомобиль на каждые 100 км пути тратит на 2 л бензина меньше, чем в городе. Водитель выехал с полным баком, проехал 120 км по городу и 210 км по загородному шоссе до заправки. Заправив машину, он обнаружил, что в бак вошло 42 л бензина. Сколько литров бензина расходует автомобиль на 100 км пробега в городе? 5. Автомеханик установил сначала 25% всех деталей машины при ремонте, потом 70% оставшихся деталей. После этого осталось ещё установить 27 деталей. Сколько всего деталей нужно было установить автомеханику? 6. Слесарь должен был изготовить определенное количество втулок, с нормой 19 втулок в день. Но он ежедневно изготавливал на 7 втулок больше, поэтому за 3 дня до срока он изготовил 29 втулок сверх плана. Сколько втулок сделал слесарь? 7. Вычислить объём дизтоплива в цистерне диаметром 2м и длиной 3м, если она заполнена на 2/3 объёма. Для профессии «Сварщик» профессионально значимыми являются, в первую очередь, знания и навыки расчетного характера, умение выполнять действия с числами разного знака, оперировать обыкновенными и десятичными дробями, в том числе приближенными, умение оперировать процентами, что требует к тому же уверенного владения навыками работы на калькуляторе. В техническом обиходе активно используются такие математические понятия, как соотношение величин, пропорции, прямая и обратная пропорциональные зависимости, степень числа, решаются уравнения. Уместны будут для них такие задачи: 1. Сварщику необходимо изготовить бункер, имеющий форму правильной четырехугольной призмы, длина стороны основания которого равна 1,2 м, высота – 2,4 м. Сколько стали необходимо выполнения работы? (Прим.: на швы следует добавить 3 % материала). 2. Сварщику необходимо изготовить бак, имеющий форму параллелепипеда с основанием 1,4 х 2,2 м, чтобы он вмещал 2 т воды. Какова должны быть высота бака? (плотность воды 1000 кг/м3). 3. Сварщику необходимо изготовить цистерну цилиндрической формы, высота которой – 3 м, радиус основания – 1,5 м. Вычислить, сколько электродов необходимо для сварки, если на 1 м расходуется 4 электрода, а масса одного электрода 60 г. Вычислить стоимость электродов, если 1 кг их стоит 30 рублей. Решение математических задач помогает обучающимся: 1) повышать их профессиональный уровень и развивать интеллект; 2) соблюдать точность, чёткость, аккуратность и расчётливо выполнять свою работу; 3) развивать логическое мышлении, что способствует лучшему пониманию своей профессии. Знания математики необходимо во всех профессиях. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».