Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 4983600
Требования к профессионально-личностным качествам педагога профессионального образования в современных условиях
Содержание - Профессиональное образование
30.03.2020 06:05

Яковлева Ирина Юрьевна, преподаватель спецдисциплин,старший педагог по дополнительному образованию, ГБПОУ ВО «Россошанский колледж мясной и молочной промышленности» г. Россошь Воронежская область. 
Личностные качества педагога. Профессиональные качества. Компоненты профессионализма. Профессиональная компетентность. Компетентностная модель современного учителя.

 


 

Требования к профессионально-личностным качествам педагога профессионального образования в современных условиях.

Основными критериями в современной педагогике, которыми должен руководствоваться любой преподаватель, выполняя свою деятельность, являются профессиональные, личностные качества и способности. Совокупность этих аспектов и их детальное изучение позволяет сформировать исчерпывающее представление о профессиональном направлении. Это впоследствии позволяет специалисту в полной мере выполнять свои обязанности посредством детального построения учебных планов и программ, соответственно предъявляемых требований.

Анализ характеристики профессиональных и личностных качеств педагога подводит к выводу, о том, что не каждый гражданин может быть обучен профессии учителя. Для полномерного изучения профессии и ее глубокого освоения, необходимо обладать психологической предрасположенностью к обучению. Помимо этого, человек должен иметь определенный набор личностных качеств и способностей для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей.

Для формирования модели учителя, личность должна обладать такими качествами как:

  • Наблюдательность.
  • Целеустремленность.
  • Трудолюбие.
  • Настойчивость.
  • Скромность.
  • Ораторские способности.
  • Артистичность.

Помимо личностных качеств, коих выделено более пятидесяти, педагог должен обладать и определенными профессиональными качествами.

В понятие профессиональных качеств педагога, вкладываются такие компоненты, как приобретенные за период профессионального обучения специальные знания, навыки, умения, модели поведения, способы мышления и методы ведения деятельности.

Кроме описанных компонентов профессионализма, хорошо подготовленный педагог должен обладать:

  • Эрудицией.
  • Преданностью к своему труду.
  • Научной увлеченностью.
  • Глубокими познаниями своей области преподавания.
  • Методиками ведения деятельности.
  • Психологической подготовкой.
  • Широким культурным кругозором.
  • Педагогическим тактом, техникой, мастерством и многими другими умениями.

Таким образом, профессиональную педагогическую деятельность может осуществлять личность, имеющая обширный комплекс вышеуказанных характеристик и прошедшая подготовку в специализированном учебном заведении.

Полученные профессиональные качества, являются своего рода фундаментом, на котором базируется высокое профессиональное мастерство педагога. Все их можно разделить на несколько совокупных групп, которые характеризуют направленность личности педагога и раскрывают педагогические способности.

Если говорить о педагогической деятельности можно отметить, что она включает научную и практическую сторону работы. Даже после произошедших изменений в структуре современного образования, педагог сегодня обязан грамотно комбинировать все методики преподавания и быть компетентным в ведении своей профессиональной деятельности.

Для создания подобных условий, в сфере образования произошел ряд преобразований, которые позволяют в полной мере реализовать компетентностный подход. Он позволяет грамотно построить обучающий процесс, в соответствии с требованиями и нормами установленными государством и раскрыть способности обучающихся.

Под определение “компетентность”подразумевается способность педагога действовать в профессиональных рамках даже в случае неопределенной ситуации.

Профессиональная компетентность представляет собой целостность личностных и профессиональных качеств учителя позволяющих обозначить способность эффективного решения задач возникающих в процессе ведения деятельности.

В компетентностную модель современного учителя можно включить:

  • Профессиональные качества.
  • Цели, ценности, принципы.
  • Ключевые компетенции.
  • Педагогические технологии, методики, способы.
  • Профессиональные позиции.

В качестве ценностей выступают суждения, идеи, являющиеся для учителя определяющим элементом границ его деятельности на уровне подсознательного понимания и принятия.

Так, компетенции будущего учителя безоговорочно включают в себя не только профессиональные умения, полученные в процессе обучения, но и личностные характеристики, позволяющие полномерно выполнять профессиональные обязанности. Существует федеральный государственный образовательный стандарт, который определяет ключевые компетенции будущего педагога.

Как можно заметить, комплекс ключевых компетенций представлен образовательным, коммуникативным, социальным и личностным элементом, которые в совокупности создают модель высокопрофессионального педагога современности.

Подводя итоги, можно отметить, что характерными качествами современного педагога являются целенаправленность, активность, способность к саморегуляции, обладание сформированным педагогическим сознанием, определенными психологическими свойствами позволяющими осуществлять деятельность с высокой эффективностью и в рамках установленных норм. Также, важным элементом является профессиональная компетентность, определяющая качество работы преподавателя.

Педагогическая деятельность предполагает выполнение большого набора функций, а значит, в ее осуществлении крайне важны специальные способности, определяющие во многом результативность деятельности, а значит профессионализм. К личности педагога предъявляется ряд самых серьёзных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные, которые не обязательны для педагога, но делают его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. Но, тем не менее, для овладения педагогической профессией «оказывается необходимой достаточно жесткая структура способностей и качеств, определенная социально-психологическая предрасположенность личности».

Среди требований, предъявляемых к личности педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного типа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог.

Очевидно, в первую очередь следует выделить такие базовые требования, которые предъявляются к представителям практически любой профессии. Это – высокий профессионализм, мастерство.

Вне всяких сомнений, настоящий учитель – это учитель, знающий свой предмет в совершенстве, любящий свой предмет и умеющий интересно, доступно объяснить его своим ученикам: «профессионализм, знание предмета, умение отобрать интересные современные формы работы и использовать то, что предлагает сегодня современная педагогика, современная педагогическая технология, современная наука, именно эти качества должны быть у современного педагога».

В наши дни широкое применение, как в теории, так и на практике, имеет понятие «компетентность». Если говорить о профессиональной компетентности педагога, то в содержание этого понятия исследователи включают личные возможности учителя, воспитателя, педагога, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, формируемые им самим и (или) администрацией образовательного учреждения. Необходимым для решения тех или иных педагогических задач предполагается знание педагогической теории, умение и готовность применять ее положения на практике. То есть единство теоретической и практической готовности учителя к осуществлению педагогической деятельности.

Безусловно, центральным документом, касающимся личности учителя, в современном российском обществе является профессиональный стандарт «Педагог», утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н.

Кроме новых требований, предъявляемых к личности учителя современным обществом и объединенных общим понятием «профессионализм» существует и целый набор профессиональных педагогических умений, необходимых для эффективного выполнения задач, которые ставит государство и школа перед педагогом.

В.А. Сластенин, говоря о структуре профессиональной компетентности педагога, не просто выделяет педагогические умения, а объединяет их в четыре группы:

  • умение «переводить» содержание объективной педагогической действительности, объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи, то есть изучение (диагностика) личности и коллектива для определения уровня их готовности к овладению новыми знаниями и проектирование их развития на основе диагностики, выделение приоритетных образовательных, воспитательных и развивающих задач;
  • умение выстроить и реализовать логически завершенную педагогическую систему (от планирования образовательно-воспитательных задач, отбора содержания образовательного процесса до выбора форм, методов и средств его организации);
  • умение выделять и устанавливать взаимосвязи между различными компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие; создавать необходимые материальные, материально-психологические, организационные, валеологические и прочие условия, обеспечивать связи школы со средой; активизировать личность школьника, развивать его деятельность таким образом, чтобы переводить его из объекта в субъекта воспитания; организовывать совместную деятельность и т. д.;
  • умение учитывать и оценивать результаты педагогической деятельности, то есть осуществлять самоанализ и анализ образовательного процесса, и результаты деятельности учителя, а также определять следующий комплекс приоритетных педагогических задач

Содержание теоретической готовности проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, что в свою очередь предполагает наличие аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений. Аналитические умения предполагают наличие умений анализировать, осмысливать каждый элемент педагогического явления, находить в педагогической теории положения, выводы, закономерности и применять их на практике, вести диагностику и формулировать приоритетные педагогические задачи, находя оптимальные способы их решения.

В свою очередь, прогностические умения связаны с четким представлением в сознании учителя цели своей деятельности в виде предвидимого им результата. Педагогическое прогнозирование опирается на достоверное знание сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся; оно выводит на правильное управление учебно-воспитательным процессом и требует от учителя овладения такими методами, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент и др.

Проективные умения могут реализовываться при разработке проекта образовательного процесса. Они включают умения планировать содержание и виды деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей, возможностей (материальных в том числе), интересов, средств, опыта и собственных качеств личности, определять форму и структуру образовательного процесса в зависимости от сформулированных педагогических задач и особенностей участников; планировать индивидуальную работу с учащимися для оказания своевременной дифференцированной помощи, для развития способностей; планировать развитие воспитательной среды и связей школы с родителями и общественностью и другие. Планирование требует от педагога овладения рядом узкометодических умений, которые обычно приобретаются в практической деятельности.

Рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятельностью педагога, направленной на себя. При анализе собственной деятельности педагог должен определить адекватность и эффективность принимаемых педагогических решений, используемых методов, приемов и средств педагогической деятельности, причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания, а также целостный опыт своей педагогической деятельности и его соответствие критериям и рекомендациям, предлагаемым современной наукой.

Педагогическая техника – это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера)

Своеобразным «ядром» личности учителя выступает профессиональное самосознание, понимаемое как процесс осознания и переживания субъективной значимости развития и личностного роста ученика как решающего условия собственной самореализации в педагогической профессии, обеспечивающий взаимосвязь и согласованность её ведущих мотивов, смыслов, установок, ценностей, убеждений, идеалов.

Труд педагога, объективно требует от него профессиональной мобильности и динамизма. Каждый учитель имеет право на индивидуальность, на инициативу, на свой собственный педагогический почерк, и это становится возможным, если у учителя всем процессом его образования и самой практики сформирована готовность к преобразованию профессиональной деятельности. Поток информации о фактах, открытиях, концепциях стремительно растет во всех отраслях знаний, и чтобы на высоком уровне выполнять свои профессиональные функции, учитель должен постоянно обогащаться тем новым, что дает современность, жить интенсивной духовной жизнью, стать творцом-созидателем.

Учитель в возрастающей мере становится и исследователем, совмещающим в себе педагога-экспериментатора, теоретика и практика, тонкого психолога и воспитателя. Такому специалисту по силам не только обслуживать имеющиеся педагогические технологии, но и осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в широком смысле.

По-иному необходимо оценить и профессиональные компетенции учителя как предметника: сегодня недостаточно научить ученика учебному предмету, важно научить его использовать знания по предмету для оценки реальных жизненных ситуаций.

Успех профессиональной деятельности учителя во многом зависит от педагогических способностей. Н.В. Кузьмина дает такое определение педагогических способностей: «это индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности воспитуемого».

Автор выделяет три группы способностей:

- конструктивные,

-коммуникативные

-организаторские.

Они повышают эффективность деятельности учителя. Педагогические способности не даны в готовом виде до и вне развития, не являются изначально данными и неизменными свойствами индивида. Они формируются в процессе его профессионального воспитания.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе к педагогическим способностям относят:

  • - коммуникативные – способность к общению, сотрудничеству;
  • - дидактические – способность объяснять, передавать знания, обучать;
  • - организаторские – способность вовлечь учащихся в различные виды деятельности, вызвать к ним интерес;
  • - конструктивные – способность к отбору, композиции, проектированию учебно-воспитательного материала, разработке планов;
  • - гностические – способность к познанию, получению удовольствия от процесса познания;
  • - прогностические – способность осуществлять педагогическое предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в педагогической деятельности;
  • - перцептивные – способность проникать во внутренний мир ребенка, понять его состояние;
  • - экспрессивные – способность к эмоциональной заразительности, яркости и направленности проявления эмоций, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестами, пластикой.

Можно встретить и иной перечень специфических (профессиональных) качеств педагога (учителя, воспитателя):

1.Педагогическая эрудиция – запас знаний, применяемый педагогом для решения педагогических задач.

2.Педагогическое целеполагание – это потребность педагога в планировании педагогической деятельности и готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации.

3.Педагогическое мышление – специальный компонент профессиональной компетенции педагога, который заключается в способности сравнивать и классифицировать ситуации, обнаруживать в них причинно-следственные связи. Педагогическое мышление включает в себя практическое, диагностическое мышление, аналитическое, дискурсивное (развернутое во времени).

4.Педагогическая интуиция – особенность, определяющая, почему именно так нужно поступать, делать, а не иначе. Педагогическая интуиция способствует одномоментному принятию педагогического решения с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого, осознанного анализа.

5.Педагогическая импровизация – это нахождение неожиданного педагогического решения и его мгновенное воплощение, которое включает этапы:

а) педагогическое озарение,

б) мгновенное осмысление и выбор пути реализации идеи,

в) публичное воплощение и реализация педагогической идеи,

г) осмысление и решение о продолжении импровизации или её завершении.

6.Педагогическая наблюдательность, зоркость – понимание сущности педагогической ситуации по внешним незначительным признакам, деталям.

7.Педагогический оптимизм – умение (способность) находить в деятельности позитивное и положительное.

8.Педагогическая находчивость – умение перестроить трудную педагогическую ситуацию и передать её положительный эмоциональный тон.

9.Педагогическое прогнозирование – умение предвидеть реакцию, поведение ребенка до начала или к завершению педагогической ситуации.

10.Педагогическая рефлексия – это способность осознанно анализировать самого себя. Рефлексия – самостоятельное обращение педагога к самоанализу.

11.Педагогическое самосознание (как свойство) или комплекс представлений педагога о себе как о профессионале включает следующие составляющие:

а) осознание норм, правил и моделей своей профессиональной деятельности, когда складываются эталоны профессионального мировоззрения;

б) сознание этих качеств у других педагогов, сравнивание себя с другими;

в) учет оценки себя как профессионала со стороны других людей (смотреть на себя глазами других);

г) самооценивание своих отдельных сторон своей личности: понимание и осознание самого себя; эмоциональное отношение и оценивание; способность к действиям на основе самосознания, свидетельствующая о конструктивности и деятельности профессиональной самооценки

д) положительное оценивание педагогом самого себя в целом, создание позитивной Я-концепции.

Интегративным свойством личности, обобщающим все аспекты педагогической деятельности и служащим одновременно и результатом, и критерием эффективного функционирования образования, является профессиональная устойчивость. «Под профессиональной устойчивостью мы понимаем свойство личности, проявляющееся в длительности, удовлетворенности и успешности в деятельности по избранной профессии, в нашем случае – педагогической».

Таким образом, профессионализм педагога – это многофакторный, индивидуализированный способ творческой самореализации в педагогической деятельности, обусловленный ценностями и нормами современной культуры и актуальным уровнем владения педагогической технологией.

Учитель – личность творческая, вдохновляющая, вселяющая уверенность. «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

Некоторые исследователи специально подчеркивают необходимость такого качества как остроумие, а также наличие ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными, на наш взгляд, являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии.

Профессо,зав.кафедрой психологии Э.Ф. Зеер, изучая сформированность личностных качеств педагога отмечал:

- эмоциональную отзывчивость, характеризующая степень эмоционального отклика, способность педагога приобщаться к эмоциональным переживаниям учащегося, сочувствовать ему, прийти в нужный момент на помощь, создать необходимый эмоциональный фон, соответствующий настроению учащегося и ситуации.

- требовательность, педагога отличают строгость, умение настоять на своем, решительность и неспособность идти на компромисс в ущерб учебно-воспитательному процессу.

-педагогический гуманизм, который характеризует способность 

личности на основании психологических и педагогических знаний подходить к воспитанию растущего человека, учитывая его индивидуальные способности.

-совестливость», которое характеризует способность личности к нравственному самоконтролю, проявляющемуся в виде осознания, переживания личностью своего отношения к моральным нормам своей социальной среды, всего общества, соответствия своих поступков требованиям этих норм, в виде внутреннего контроля над своим поведением.

- «эмоциональную устойчивость», характеризует степень противостояния

личности стрессам, психическому напряжению, пессимистическому настроению, раздражительности. Внешне оно выражается в выдержке, самообладании, способности длительно переносить неблагоприятные психические воздействия.

-«эмоциональное неблагополучие» педагогов,это говорит об их постоянной психической напряженности, что, конечно, отрицательно сказывается на продуктивности их работы, взаимоотношениях с учащимися и коллегами, порождает синдром «эмоционального выгорания».

Личностные и профессиональные качества, необходимы педагогу при общении с аудиторией, так как именно общение выступает главным средством педагогической деятельности. Успешное педагогическое общение и взаимодействие педагога с обучаемыми предполагает наличие у педагога не только хороших вербальных способностей (культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств), но и владение искусством педагогических переживаний, способность к педагогической импровизации, умение адекватно применять все разнообразие средств воздействия личность ребенка (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия, «приспособлений» и «пристроек»).

Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль, то есть индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся – особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога. Стиль общения педагога с учащимися, как социальная и нравственная категория, формируется под воздействием многих факторов и зависит от психического склада человека, его ценностных ориентаций, уровня образования и общей культуры, влияния ближайшего социального окружения (семья, друзья), авторитета людей (более опытных педагогов), оказавших наибольшее воздействие на процесс становления педагога.

Общая культура педагога служит точкой отсчета его квалификации и профессионального роста. В сфере педагогического общения именно человеческие качества учителя, воспитателя выступают на первый план, становятся источником духовного становления. Поскольку носителем культуры, в том числе и определенных педагогических качеств, выступает конкретная личность с особым мировосприятием, складом характера, творческим потенциалом, эти качества приобретают индивидуальную окраску, что само по себе может дать дополнительный импульс для позитивного влияния на воспитанников. Уместно также вспомнить неоднократно высказанную классиками педагогики мысль о безусловном приоритете учителя, воспитателя, его личного примера в системе средств педагогического воздействия.

Сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители различных профессий – учителя, врачи, инженеры, предприниматели и т.д. Секрет успеха профессионального имиджа напрямую зависит от того, насколько удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей.

Визитной карточкой учителя является особенный стиль одежды, как правило, классический, несколько консервативный. Культура одежды для педагога имеет не меньшее значение, чем культура поведения. Связано это с тем, что работа педагога выражается в общении с большим количеством людей, при этом их основная часть дети. В этом случае, классический, даже немного консервативный вид куда уместнее, чем ультрамодные наряды. Внешний вид педагога должен быть элегантен, аккуратен, чистый, опрятный. Он должен внушать уважение, вызывать доверие. В то же время одежда должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия.

Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к коллегам и учащимся, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

Для имиджа педагога важны профессиональные манеры, соблюдение делового этикета в общении с учащимися, коллегами, родителями школьников; соблюдение субординации. Педагогическая этика запрещает действия, нарушающие корпоративную деятельность педагогических работников. Никто не вправе публично, вне рамок педагогической и научно-исследовательской деятельности подвергать критике деятельность руководящих и других работников образовательного учреждения.

Таким образом, успешное применение имиджа предполагает знание исходных психолого-педагогических принципов, обусловливающих его. Как нам представляется, в качестве таковых могут выступать следующие принципы:

  • принцип гармонии визуального образа;
  • принцип коммуникативности – многообразия форм и способов информационного взаимодействия;
  • принцип саморегуляции и ортобиоза (наука о технологии самосбережения тела и души);
  • принцип речевого воздействия.

Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом собственный имидж, ведь учитель – это не профессия, это образ жизни.

 

 

Заключение:

Престиж учителя, как правило, высок в общественном сознании. Но по различным, главным образом социально-экономическим, причинам это высокое общественное признание часто не находит выражения в реальном социальном статусе педагога. Забота об учителе — одна из важнейших сфер социальной политики каждого государства, способная инициировать и соответствующие встречные общественные инициативы.

Осуществляя связь времен, связь поколений, учитель передает и распространяет достижения человеческой культуры, творит личность будущих поколений.

Одной из особенностей педагогической профессии является огромная зависимость результатов труда от личности педагога. По этому поводу Константин Дмитриевич Ушинский писал, что личность формируется личностью, характер формируется характером. Личность учителя, его отдельные качества проецируются на сотни его учеников. Это относится как к достоинствам, так и недостаткам учителя. Характерной чертой работы учителя является необходимость постоянно работать над собой, расти, двигаться вперед.

Реальный учитель, как считал В.А. Сухомлинский, не может быть абсолютным воплощением всех мыслимых достоинств, но он имеет свою «неповторимую живинку», способен ярче, полнее других проявить себя в какой-то определенной сфере духовной жизни, которая как раз и характеризует индивидуальность педагога, осуществляющего сложный процесс целенаправленного взаимодействия с учащимися.

Таким образом, каждый педагог независимо от предмета его специализации должен соответствовать определенным общепрофессиональным требованиям, обладать совокупностью общечеловеческих качеств личности, педагогическими знаниями и умениями, необходимыми для его успешной профессиональной деятельности. Ядро профессионально-педагогических знаний составляют фундаментальные знания в области педагогики и психологии, мировоззренческие и методологические знания, технологические знания. Специфика педагогических знаний в том, что они обогащены личностным отношением к ним учителя, пропущены через его мировосприятие, его опыт, специфику его мышления, а значит, несут в себе отпечаток его личности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бакурадзе А.Б. Мотивация труда педагогов. – М., 2005. – 192 с.

2.Болмосова Ю. Супервизия для начинающих // Управление школой – 2007. – № 23. – С. 12.

3.Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.

4.Вершинина Н.А., Пискунова Е.В. Профессиональное развитие молодого учителя средствами конкурсного движения // Человек и образование. Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО – 2012 – № 2 (31) – С. 46-51.

5.Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000. – 236 с.

6.Калюжный А.А. Особенности построения профессионального имиджа //Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. - № 3 (19). - М., ГУУ, 2006. – С. 59-63.

7.Климов Е.А. Психология профессионала. – М.; Воронеж, 1996. – 76 с.

8.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000.

9.Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения – М., 1955. – 600 с.

10.Легко ли быть молодым педагогомУчительская Газета

11.Мезинов В. Н. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие – Елец, 2005. – 91 с.

12.Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. − М.: Педагогическое общество России,− 268 с.

13.Митина Л.М. Психология личностного и профессионального развития человека в современном социокультурном пространстве // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого – 2015 – № 3. – С. 79-86.

14.Морозова Г.К. Современные требования, предъявляемые к личности педагога // Психология и педагогика: методика и проблемы. – С. 41 – 44.

15.Пинская М.А.Пономарева А.А.Косарецкий С.Г. Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России // Вопросы образования – 2016. – № 2. – С. 100-124.

16.Сафронов П.А., Сидорова К.Д. Субъективные инновации: педагогическое движение в условиях радикальных социальных изменений // Вопросы образования. – 2016. – № 3 – С. 224-237.

17.Современный словарь иностранных слов. – М., Изд-во «Русский язык». – 1993. – 740 с.

18.Скударева Г.Н. Профессиональное становление молодого учителя в современных социально-педагогических условиях//В мире научных открытий – 2012. – № 4. – С. 159-170.

19.Черниченко Б.А. Современный молодой учитель — от профессионального самоопределения до профессиональной устойчивости // Вестник Алтайского государственного педагогического университета – 2016 – № 3 – С. 10-14.

20.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.2/ Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1974. – 317 с.