Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7381763
Статья: «Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках учебной практики через применение исследовательского метода обучения»
Содержание - Профессиональное образование
31.07.2020 12:48

Овчинова Марина Васильевна, мастер производственного обучения, КГБ ПОУ «Амурский политехнический техникум», г. Амурск, Хабаровского края. 
Из опыта работы мастера производственного обучения по профессии «Повар, кондитер». В данной статье рассмотрены современные подходы к проведению уроков учебной практики по профессии 43.01.09 Повар, кондитер. Автор подробно описывает способы и методические приёмы, соответствующие исследовательскому методу обучения, способствующего активизации познавательной деятельности обучающихся. Материал может быть использован мастерами производственного обучения и преподавателями для подготовки к урокам учебной практики и теоретического обучения.

 


 

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

 

Активизация учения обучающихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.Главная цель активизации – формирование активности обучающихся, повышение качества учебного процесса.

«Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями…» - так говорил К.Д. Ушинский. Существует проблема, и ни для кого это не секрет, что к нам зачастую приходят выпускники школ, не имея достаточно сильного желания к выбранной профессии. Во-первых, изначально, любой поступающий мало знает о профессии. Во-вторых, среди них немало таких, у которых отсутствует интерес к занятиям, желание учиться, стремление к расширению и углублению знаний. Опыт работы показывает, что каким бы интересным не было содержание учебного материала, если студенты не вовлечены в активную исследовательскую деятельность, у них не развивается познавательный интерес.

В требованиях Федерального Государственного образовательного стандарта по профессии «Повар, кондитер» сказано, что образовательная организация должна предусматривать использование активных форм проведения занятий для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся.

По опыту работы, исследовательский метод обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы обучающиеся активно включались в работу, самостоятельно добывали знания, учились выражать свои мысли.

Сущность использования исследовательского метода обучения на уроках учебной практики сводится к тому, что:

    мастер вместе с обучающимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;

    знания обучающимся не сообщаются, они самостоятельно добывают их в процессе исследования проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов.

    деятельность мастера сводится к управлению процессом решения проблемных задач;

    учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной.

Уроки учебной практики – это самые удобные формы учебных занятий для проведения исследований, потому что:

    урок учебной практики рассчитан на шесть часов, этого достаточно для проведения исследования;

    структура урока учебной практики удобна для исследования (вводный инструктаж, текущий инструктаж, заключительный инструктаж).

    истинное знание и плодотворное понимание, как правило, приходят в результате собственной практической деятельности.

Конечно, подготовка к уроку более сложная при использовании исследовательского метода обучения, но есть китайская поговорка: «Человек, который смог сдвинуть гору, начинал с того, что перетаскивал с места на место мелкие камешки».

Мастер производственного обучения должен обладать определёнными умениями:

·      выбирать и обосновывать тему исследования;

·      подбирать необходимые для проведения исследования источники: литературу, Интернет-ресурсы и т. п.;

·      определять этапы исследования и своевременно оценивать каждый из них, корректировать деятельность обучающихся.

·      «немного играть», импровизировать.

Использование исследовательского метода подразумевает следующие этапы организации учебной деятельности:

Вводный инструктаж

  • Определение общей темы исследования, предмета, объекта исследования, проблемы;
  • Побуждение к осознанию проблемной ситуации.
  • Побуждение к высказыванию гипотезы
  • Формулировка задач исследования

Текущий инструктаж

  • Проведение исследования

Заключительный инструктаж

 

  • Анализ, обобщения, выводы по исследованию

Исследовательский метод обучения позволяет изменить         характер познавательной деятельности: акцент во время исследования ставится на не на запоминание, а на понимание. Запоминание не отвергаю, но важно помнить, что при самостоятельном изучении запоминается 10% материала, слух даёт возможность запомнить 20% из сказанного, в дискуссиях запоминается 50-70%, а если обучающийся что-то делает своими руками, он запоминает 90%.

В процессе обучения нужно уметь настроить обучающихся на восприятие материала, обеспечить возникновение положительных эмоций у них по отношению к учебной деятельности, её содержанию, формам и методам осуществления. Важно создать на занятиях производственного обучения эмоциональную атмосферу, доброжелательную обстановку.

Выбор темы для исследования

Когда-то я наткнулась на выражение Александра Кребса:«Всякое исследование основано на сравнении и пользуется средством сопоставлений» И, другое выражение: «Истина познаётся в сравнении» подтолкнули меня к мысли, что у обучающихся на уроках активизируется познавательный интерес, если они будут что либо сравнивать, при этом самостоятельно, делать выводы. Я решила проверить это предположение (гипотезу) на практике. Изучив материал по исследовательскому методу обучения, научилась находить темы для исследований. Примеры:

·          предъявление различных способов (технологий) выполнения одного задания. Например, тема урока «Приготовление блюд из запечённого мяса». Тема исследования: сравнение различных способов запекания мяса (в фольге, в рукаве).

·          дать задание без алгоритма его выполнения. Тема урока: «Приготовление блюд из тушёных овощей». Есть технология приготовления рагу из свежих овощей в Сборнике рецептур блюд, но нет там технологии приготовления рагу из замороженных овощей. Тема исследования: «Составление технологии приготовления овощного рагу из замороженных овощей».

·          сталкивание различных мнений. Все мы готовим дома винегрет. Уверена, что овощи все нарезают «кубиком», но по технологии положено нарезать «ломтиком». Тема урока: «Приготовление винегрета». Тема исследования: «Выбор формы нарезки овощей для винегрета».

·          возникновение проблемы при выполнении задания. Тема урока: «Приготовление крема основного сливочного». Тема исследования: «Причины брака при приготовлении крема».

Постановка целей урока

Как же сформулировать цели урока? Дидактическая цель (чему обучить), понятна, а как и когда поставить цель исследования? По моему опыту, она должна обязательно озвучиваться, но не в начале урока, а после выдвижения обучающимися гипотезы. Например, тема урока «Приготовление блюд из запечённого мяса». Тема исследования: сравнение различных способов запекания мяса (в фольге, в рукаве). Цель исследования: Определить разницу между двумя способами приготовления блюда: «Свинина, запечённая с картофелем и помидорами», обосновать преимущества одного из способов. Например, тема: «Приготовление винегрета». Цель обучающая: научить обучающихся приготовлению винегрета. Цель исследования: обосновать выбор формы нарезки овощей при приготовлении винегрета.

Стимулирование обучающихся на высказывание гипотезы

Гипотеза (предположение) должна озвучиваться самими обучающимися. Например, цель исследования (ещё не озвученная): обосновать выбор формы нарезки овощей при приготовлении винегрета. Обучающиеся должны предположить, какая форма нарезки будет лучше выглядеть, какая нарезка лучше сохранит форму. Озвучивание гипотезы начинается с общего побуждения, т.е. призыва к мыслительной работе: «Как вы думаете, какая форма нарезки лучше сохраняется у варёных овощей? Какой винегрет лучше будет выглядеть?». Они должны ответить на вопросы, затем вы переспрашиваете: «Значит, вы предполагаете, что…? Почему?». Гипотезы может быть две или даже больше. После этого вы озвучиваете цель исследования и предлагаете проверить предположение. Если общее побуждение не помогло и решающая гипотеза не высказана, диалог продолжается подсказкой к решающей гипотезе.Даже если вы уверены, что гипотеза не подтвердится, говорить об этом нельзя!!!

Во время текущего инструктажа вы должны не забывать контролировать все этапы работы обучающихся (лучше всего выполнять вместе с ними).

Напоминать обучающимся, что необходимо делать выводы по исследованию. И, самое главное, во время всей работы важно эмоциональное стимулирование обучающихся, создание ситуаций успеха.

Во время заключительного инструктажа

·      обучающиеся формулируют выводы по исследованию;

·      выясняется, подтвердилась гипотеза или нет;

·      подводится итог урока.

Для обеспечения возникновения положительных эмоций, обучающихся необходимо поблагодарить за работу, обязательно похвалить.

Диагностика познавательной деятельности обучающихся

Если мы выполняем какую-либо работу, значит, у нас должна быть цель и результат. Мы должны анализировать свою педагогическую деятельность. Как провести анализ активности обучающихся? К числу основных параметров, на основании которых можно оценить насколько интересными для обучающихся являются уроки с применением исследовательского метода обучения, относят следующее:

  • осознание смысла деятельности: проявление интереса к сообщаемой информации, желание задавать вопросы, выполнять задания, появление положительного эмоционального отношения к ситуации занятия;
  • осознание потребности: активное участие в работе группы, стремление действовать должным образом, проявление дисциплинированности, стремление ориентироваться, выяснить, что и как делать;
  • стремление к цели: стремление к активному участию в решении учебных проблем, целеустремленность в выполнении самостоятельной работы, желание выполнять задания правильно;
  • развитие речи, памяти, профессионального мышления.

Результативность использования исследовательского метода обучения

Анализ деятельности показывает, что на уроках с применением исследовательского метода обучения, обучающиеся:

  • с интересом воспринимают учебный материал;
  • стремятся к лучшему результату работы, сосредоточены во время выполнения задания;
  • дружно работают в малых группах;
  • у них развивается мышление (посредством сравнения), память, речь (самостоятельно делают выводы по исследованию).
  • Уроки способствуют формированию общих компетенций:
  • выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
  • осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
  • работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
  • осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
  • использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

Примеры уроков с использованием исследовательского метода обучения

Гипотеза обучающихся в ходе урока может подтвердиться, частично подтвердиться или не подтвердиться.

Урок производственного обучения по теме: «Приготовление дрожжевого теста и изделий из него». Тема урока: «Приготовление круассанов». Тема исследования: Сравнение двух различных технологий приготовления дрожжевого слоёного теста. На предшествующем уроке после объявления темы следующего урока, обучающиеся заявили, зачем готовить круассаны, если мы уже готовили рогалики из дрожжевого слоёного теста. По их предположению различия этих изделий только в названии. Я предложила к следующему уроку подготовить презентацию об истории круассанов, найти фильм в ресурсе Интернет «Приготовление круассанов».

Цели урока:

  • обучающая: научить студентов готовить круассаны в соответствии с французской технологией;
  • исследовательская: определить отличия французских круассанов от рогаликов из дрожжевого слоёного теста.
  • развивающие: способствовать развитию речи. Способствовать развитию аналитического мышления (анализ информации, отбор необходимых фактов, сравнение, сопоставление фактов). Способствовать развитию ассоциативного мышления (установление ассоциаций с ранее изученной технологией приготовления дрожжевого слоёного теста).

Обучающиеся озвучили гипотезу:по вкусу рогалики и круассаны одинаковы, так как состав сырья при их приготовлении одинаков.

Готовили круассаны по рецепту из ресурса Интернет. По окончанию работы сделали выводы:

  • состав сырья у рогаликов и круассанов одинаков, но французы используют муку из твёрдых сортов пшеницы и натуральное сливочное масло. В тесто кладут желток, а смазывают изделия белком.
  • существуют разительные отличия в технологии слоения теста.
  • после сделанных выводов можно сообщить с полной уверенностью, что настоящие французские круассаны отличаются от рогаликов, не только технологией приготовления, но и вкусом.

Гипотеза обучающихся не подтвердилась.

Урок учебной практики по теме: «Приготовление картофельного пюре».

Цели урока:

  • формировать у обучающихся знания и умения приготовления картофельного пюре, оформления и подачи блюда.
  • провести сравнительный анализ двух технологий приготовления картофельного пюре, обосновать выбор оптимальной технологии, пригодной для предприятий питания
  • формировать у обучающихся функциональный навык исследования, как универсального способа получения новых прочных знаний, развития способности к исследовательскому типу мышления, повышения познавательной активности.

Актуализация знаний:

  • составили схему приготовления традиционного пюре;
  • вопросы на понимание каждого этапа приготовления (почему делаем так, а не иначе)

Был показан фильм приготовления пюре по рецепту Хестона Блюменталя (известный в мире повар).

Вопросы после просмотра фильма (обсуждение, побуждение к осознанию проблемной ситуации):

  • что необычного вы увидели, что вас удивило, что насторожило? Что вы об этом думаете?

Выдвижение гипотезы (предположения) обучающимися.

Отвечают на вопросы:

  • Как вы думаете, какое пюре вкуснее?
  • При какой технологии лучше сохраняется витамин С?

Гипотеза: Пюре приготовленное по традиционной технологии вкуснее и витамин С при этой технологии сохраняется лучше. Слово мастера: «Давайте проверим!»

Обучающиеся готовили два вида пюре.

Выводы:

  • состав сырья для приготовления двух видов пюре одинаков.
  • отличия в технологии приготовления.
  • вкус одинаков, цвет у пюре по традиционному рецепту соответствует требованиям к качеству, у пюре по Хестону Блюменталю – серый.
  • запах у пюре по Хестону Блюменталю – неприятный. Консистенция тягучая.
  • при традиционной технологии лучше сохраняется витамин С.
  • технология Хестона Блюменталя не приемлема на предприятиях питания.

Гипотеза обучающихся подтвердилась.

 

Заключение

Познавательная деятельность формирует познавательный интерес, который не только позволяет обучающимся учиться, осваивать свою профессию, но и влияет на развитие личности в целом. Основной задачей активизации познавательной деятельности является определение эффективных методических приёмов, средств педагогического воздействия на обучающихся, способствующих их профессиональному становлению. Полагаю, что описанное воздействие будет достаточно значимым при систематическом и последовательном подходе в подготовке к урокам мастера производственного обучения.

Однако необходимо отметить, что подход к активизации познавательной деятельности, практически, должен быть более гибким, только исследовательским методом ограничиваться не стоит.

 

Библиографический список

1.Колосова, Г. В. Исследовательская деятельность студентов как важный элемент технологий активного обучения / Г. В. Колосова // Среднее профессиональное образование, 2004, №11.-С. 42-43.

2.Марьина, Г.В. Научно-исследовательская деятельность студентов как вид внеаудиторной самостоятельной работы / Г.В. Марьина // Приложение к журналу Среднее профессиональное образование, 2014, № 10. - С. 83-87.

3.Самойленко, П. И. Научно-исследовательская работа студентов как направление модернизации и профессиональной подготовки специалистов / П. И. Самойленко, Т. В. Гериш // Среднее профессиональное образование, 2004, № 12. - С. 3-7.