Креатив инструменты стимулирования творческого мышления студентов СПО в освоении физических дисциплин |
Содержание - Профессиональное образование |
07.12.2020 10:40 |
Кшевина Нина Ивановна, преподаватель КГБ ПОУ «Амурский политехнический техникум».
Креатив инструменты стимулирования творческого мышления студентов СПО в освоении физическо-технических дисциплин Современный подход к целям и задачам обучения ставит вопрос о взаимоотношении обучения и творчества. Воспитание творческой личности и развитие творческих способностей обучающихся – важнейшая задача современного образования. Особое значение это имеет для преподавания физики. Главной задачей преподавателя является – не «донести», «объяснить» и «показать», а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Однако не любая деятельность развивает творческие способности, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции. Познавательная потребность характеризуется чувством удовлетворения от умственной работы. Экспериментально зарегистрировано, что умственная работа, выполняемая потому, что хочется самому, то есть по потребности, обязательно связана с выраженной деятельностью центра положительных эмоций. Требования к современному уроку вызывают необходимость искать новые подходы преподавания, способствующие активизации мыслительной деятельности, развитию интереса к предмету. В настоящее время возникает необходимость введения новых подходов к изучению физическо-технических дисциплин, внедрение новых образовательных технологий в преподавании физики, в частности. Эти технологии являются креатив инструментами стимулирования творческого мышления студентов СПО в освоении данной дисциплины. Рассмотрим эти креатив инструменты. Эффективным средством развития творческого мышления, способности генерировать новые нестандартные идеи, творческого саморазвития и воспитания личности, ее духовно-нравственного и волевого комплексов является теория решения изобретательских задач - ТРИЗ (автор Г.С. Альтшуллер) Мозговой штурм — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Другой, тоже достаточно популярный метод стимулирования творчества - это синектика, предложенная У.Гордоном в 1948 г. Ее основной принцип - сделать незнакомое знакомым, а привычное чуждым, изменить сложившийся взгляд на вещи. Кроме того, метод синектики обучает, если можно так выразиться, метафорическому мышлению, умению сочетать логическое и образное мышление, свободно переходить с одного мыслительного уровня (по терминологии Я. А. Пономарева) на другой, актуализировать латентный опыт. Если "мозговой штурм" направлен на решение задачи "здесь и сейчас" и перенос освоенных способов мыслительных действий индивид производит уже сам и стихийно, то синектика не только помогает решению конкретной проблемы, но и закрепляет способы активизации образного мышления в виде навыка. Метод синектики имеет те же ограничения в своем применении, что и "мозговой штурм". Метод «Шесть шляп»– один из популярнейших креативных методов, который был разработанЭдвардом де Боно– известным исследователем креативности – в 80-х гг. XX века. Назначение метода Используется в дискуссиях и обсуждениях как продуктивный способ управления и переключения мышления. Эффективный метод стимулирования творческого мышления.
Рефрейминг – это креативный прием, который помогает изменить восприятия, поменять точку зрения на ситуацию для придания ей иного значения. Это еще и уникальная техника работы с возражениями, которая позволит правильно ответить на возражение или сомнение, а также поможет предотвратить их возникновение. Стимулирование проявления креативности возможно при внешнем воздействии на выделенные факторы, хотя, конечно, такое воздействие не гарантирует полного раскрытия творческого потенциала. Здесь можно предложить использовать следующие методы стимулирования: а) Минимизировать отрицательное влияние моральных и культурных запретов могут помочь, например, такие методы воздействия, как расширение круга интересов личности (например, через обучение), самоидентификация с другой личностью (позволяет взглянуть на проблему «другими глазами», при этом собственные ценностно - ориентационные установки отступают на второй план). Снятию влияния установок, сформировавшихся в процессе деятельности (например, влияния опыта выполнения аналогичной или схожей деятельности) может способствовать переключение внимания, смена деятельности. б) Метод проблемного обучения позволяет организовать процесс овладения способами творческой деятельности, обеспечивает творческое усвоение знаний. Сущность проблемности как закономерности познания, определение ее роли в обучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности», «стратегия проблематизации» (Савенков А.И.) открыли новые возможности для развития творческой одаренности учащихся. в) Метод дихотомии в игре «Да-нет». Дихотомия - метод деления пополам, используемый для коллективного выполнения творческих заданий, требующих поисковой работы, представлен различными типами игры «Да – Нет». г) Метод эвристических вопросов - метод ключевых или контрольных вопросов. Нужно ставить семь ключевых вопросов и отвечать на них: "Кто?", "Что?", "Зачем?", "Где?", "Как?", "Чем?", "Когда?". Достоинства: простота и эффективность. д) Ментальные карты широко используются для развития творческого мышления и проведения мозговых штурмов. Метод позволяет генерировать идеи и организовывать их в понятную четкую структуру, удобную при обработке сгенерированных идей. Примеры применения креатив инструментов на уроке физики по теме: Смешанное соединение проводников. 1.На слайде вы видите формулы соединений. Как вы думаете, к какому виду соединений они относятся?
Применение креативного метода - рефрейминг
2. Установить соответствие: Соединение - формула
Применение креативного метода - ментальные карты
3. На вопросы нужно отвечать только «Да» или «Нет»:
1.При параллельном соединении проводников - сила тока складывается из значений силы тока на отдельных участках цепи 2.При параллельном соединении проводников - сила тока постоянна на всех участках цепи 3.При параллельном соединении проводников - напряжение постоянно на всех участках цепи 4.Физика –мой любимый предмет
Применение креативного метода - метод синектики
На занятиях не просто используются готовые кроссворды, ребусы но ещё сами обучающиеся пробуют зашифровать слова, создать свои кроссворды и ребусы…
4. Решение кроссворд
Применение креативного метода - метод эвристических вопросов
Система творчества, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентирована на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие креативных способностей обучающихся в учебном процессе. Основным условием творчества обучающихся на занятиях является создание «УСПЕХА».
1.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения – М.: Директ-Медиа, 2008 2.Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1. – Концепт. – 2013. – ART 53572. 3.Утёмов В. В. Адаптированные методы научного творчества в обучении физики // Концепт: научно-методический электронный журнал. – 2012. 4.Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. – М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 720 с
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».