Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7430238
Исследовательский проект «Ненормативная лексика и её употребление студентами колледжа I курса» для студентов СПО
Содержание - Профессиональное образование
30.12.2022 07:05

Жигарева Ольга Николаевна, преподаватель русского языка и литературы, ГАПОУ МО «Подмосковный колледж «Энергия» (СП ЦИТП «Энергия (Ногинск) г. Ногинска Московской области. 
Исследовательский проект предназначен для классных руководителей, кураторов. Рассчитан на студентов I-IV курсов, а также школьников старших классов. Проводится в форме презентации исследовательского проекта. Выдвигая гипотезу и анализируя собранный материал по теме, студенты доказывают практическую значимость проекта и его актуальность.


Учебно-исследовательский проект «Ненормативная лексика

и её употребление в речи студентов колледжа»

 

Проект занял 3 место в региональном конкурсе студенческих инициатив «Лаборатория проектов» в номинации «Исследовательский проект», прошедшем 14.12.2022 на базе ГАПОУ МО «Подмосковный колледж «Энергия» (СП ЦИТП «Энергия» (Ногинск)

 

Презентация.

Слайд: «Титульный лист».

Докладчик 1:

Сегодня мы, студенты группы 1ИС1-22Н Власова Дарья, Захаров Илья и Крыжановский Артём, представляем учебно-исследовательский проект на тему: «Ненормативная лексика и её употребление в речи студентов I курса колледжа».

Слайд 1. «Цели исследования».

Докладчик 2:

Целью нашего исследования было:

- понять, каковы причины проникновения в речь стилистически сниженной и ненормативной лексики,

- выяснить степень распространения и использования нецензурной лексики студентами колледжа и показать её влияние на молодых людей, а именно, на студентов – первокурсников.

Слайд 2. «Задачи исследования».

Докладчик 1:

Достижение поставленной цели предполагало решение следующих задач:

установить, какие слова и выражения в нашей речи относятся к нецензурной лексике;

▪ познакомиться с происхождением нелитературных слов и выражений;

▪ рассказать об истории возникновения и употребления ненормативной лексики, а также о том вреде, какой наносит сквернословие здоровью человека;

▪ определить степень распространения нецензурной лексики среди студентов I курса колледжа;

способствовать формированию стойкого неприятия явления и уважительного отношения к родному языку.

Слайд 3. «Объект исследования и обоснование выбора темы».

Докладчик 2:

В процессе исследования мы выдвинули гипотезу: «Ненормативная лексика влияет на здоровье и жизнь человека».

Объект исследования – речь студентов I курсов колледжа.

Докладчик 1:

Мы считаем тему нашего учебного исследования очень актуальной, поскольку языковое явление, которое мы изучили, к сожалению, довольно распространено в обществе, особенно в молодёжной среде, в частности, в речи студентов нашего колледжа.

Данное исследование может найти практическое применение для проведения классных часов, дискуссий, презентаций.

Слайд 4. «Методы исследования проблемы».

Докладчик 2:

Мы использовали следующие методы исследования проблемы:

- наблюдение;

- беседа;

- анкетирование;

- анализ.

Благодаря данным исследовательским методам мы узнали:

! о происхождении нелитературных слов и выражений,

! изучили историю возникновения и употребления ненормативной лексики,

! а также материалы о том вреде, какой наносит сквернословие здоровью человека,

! анализировали личное отношение студентов к данному явлению.

Слайд 5: «Богатство и разнообразие языка - в его лексике».

Докладчик 1:

Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем русские народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с русской классической литературой.

Очень важно, чтобы любовь к родному языку, восхищение словом, радость от прикосновения к родникам русской культуры сопровождали нас с юных лет до глубокой старости.

Докладчик 2:

Русский язык богат многовековой историей, он разнообразен, певуч и мелодичен, не зря его называют «богатый русский язык» и богатство и разнообразие языка проявляется в его лексике.

Докладчик 1:

Сосчитать все слова невозможно. 17-ти-томный Словарь современного русского литературного языка включает в себя чуть более 120 тысяч слов. Толковый словарь русского языка, составленный С.И. Ожеговым, - 60 тысяч слов и фразеологических выражений. Обычному человеку достаточно для общения 4-5 тысяч слов. Словарный запас Эллочки Людоедки составлял 30 слов…

Докладчик 2:

Эллочка Щукина, по прозванию, Людоедка, как мы видим, в своей жизни легко и свободно обходилась тридцатью словами, фразами и междометиями, придирчиво выбранными ею, по словам автора, из всего великого, многословного и могучего русского языка…

Слайд 6: «Агрессивная языковая среда».

Докладчик 1:

Сегодня не беспочвенно существует мнение, что русский язык нужно спасать, потому что многие прекрасные слова исчезают из нашего языка, а с ними исчезают и прекрасные образы, созданные великими мастерами пера.

Докладчик 2:

Удивляться нечему – мы погрязли в такой агрессивной языковой среде, в которой не выживает ничего ласковое, приветливое, благозвучное.

Докладчик 1:

Очень часто мы слышим сквернословие на улице, с экранов телевизоров, в стенах техникума. Общаясь друг с другом, многие наши однокурсники даже не замечают, как употребляют в своей речи бранные слова.

Докладчик 2:

Каковы же причины проникновения в речь стилистически сниженной и ненормативной лексики, пределом которой являются матерные и бранные слова.

Докладчик 1:

Посмотрим на этимологию (происхождение) нелитературных слов и выражений, расскажем об истории возникновения и употребления ненормативной лексики, а также о том вреде, какой наносит сквернословие здоровью человека.

Слайд 7: «Происхождение термина: «Ненормативная лексика»».

Докладчик 2:

Грубонепристойные слова, нецензурная брань, матерщина получили учёное название «ненормативная лексика».

Докладчик 1:

Ненормативная лексика, то есть нецензурные выражения, непечатная брань или обсценная лексика в переводе с лат. obscenus – непристойный, распутный, безнравственный.

Слайд 8: «Из истории возникновения».

Докладчик 2:

Самая распространенная теория гласит, что бранные слова — это тяжкое вековое наследие татаро-монгольского ига, но большинство ученых сходится в том, что корни явления все-таки славянские.

Докладчик 1:

Традиционно историю нецензурной лексики связывают с языческими обрядами.

Докладчик 2:

Есть ещё одна версия, связанная с тем, что ненормативная лексика пришла в русский язык после появления выражения послать к матери. Практически, это одно из первых выражений, ставших неприличным.

После появления именно этого словосочетания многие слова, существовавшие и ранее в языке, стали относить к бранным и неприличным.

Слайд 9: «История возникновения и употребления ненормативной лексики: Времена царя Михаила Федоровича Романова».

Докладчик 1:

При первом русском царе Михаиле Федоровиче и его сыне за сквернословие полагалось телесное наказание розгами. По Соборному положению - вплоть до смертной казни.

И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством.

Слайд 10: «Влияние сквернословия на здоровье человека».

Докладчик 2:

Вопрос уже стоит о здоровье нации, причем уже не только о духовном, но и физическом здоровье.

Докладчик 1:

Как же сквернословие влияет на здоровье человека?

Сегодня ученые получили новые подтверждения значения ритмов и образов, которые будят в подсознании человека услышанные слова.

Докладчик 2:

Ученые выдвинули предположение и обосновали его на примере многолетнего обследования нескольких групп людей. По мнению ученых, каждое произнесенное или услышанное человеком слово несет в себе энергетический заряд, воздействующий на его гены.

Докладчик 1:

В течение ряда лет ученые вели наблюдение за двумя группами. Первая из них состояла из людей, в разговоре не обходившихся без ненормативной лексики, вторая - принципиально не использующих в обиходе «крепких» словечек. И вот что показали многолетние наблюдения. У «матерщинников» очень быстро появлялись возрастные изменения на клеточном уровне и различные хронические заболевания. Во второй группе, наоборот, общее состояние организма было на 5, 10, а порой и 15 лет моложе их официального возраста.

Докладчик 2:

В институте квантовой генетики ученые установили: с помощью разработанной учеными аппаратуры человеческие слова могут быть представлены в виде электромагнитных колебаний, которые прямо влияют на свойства и структуру молекул ДНК. Именно эти молекулы отвечают за наследственность человека. Поэтому содержание речи непосредственно влияет на человеческий геном.

Слайд 11: «Молекулы ДНК отвечают за наследственность человека».

Докладчик 1:

Например, человек постоянно использует в своей речи бранные слова. При этом его хромосомы начинают активно менять свою структуру. В этом случае, если речь человека насыщена отрицательными по смыслу словообразованиями, в молекулах ДНК начинает вырабатываться «отрицательная программа». Постепенно эти искажения становятся столь значительными, что видоизменяют структуру ДНК, и это передается потомкам. Накопление таких негативных качеств может быть названо «программой самоликвидации». Ученые зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению.

Докладчик 2:

Ошеломляющим является вывод ученых: ДНК воспринимает речь и ее смысл. Волновые «уши» ДНК непосредственно усваивают звуковые колебания. При этом для ДНК не имеет значения, является ли собеседник живым человеком или телевизионным героем.

Докладчик 1:

Человеческая клетка состоит из оболочки, цитоплазмы и ядра. Ядро является основным компонентом всех клеток. Одна из составляющих ядра - хромосомы, а в хромосомах содержится 99 процентов ДНК. Роль ДНК заключается в хранении, воспроизведении и передаче генетической информации. Ненормативная лексика разрушает хромосомы. С изменением ядра меняется качество клетки тела человека. Отсюда болезни физические и психические.

Слайд 12: «Мое отношение к сквернословию».

Докладчик 2:

Мы провели небольшое исследование – анкетирование.

Нами были опрошены – студенты групп I курса. На вопросы анкеты ответили 221 человек.

На вопрос: «Как вы относитесь к употреблению ненормативной лексики?» студенты ответили следующим образом:

• нормально – 31,2% (68 студентов),

• отрицательно – 28,4% (61 студент),

• допускаю в компании друзей – 36,7% (80 студентов).

Докладчик 1:

25,1% респондентов (55 студентов) на вопрос: «Где и когда Вы употребляете ненормативную лексику?» ответили: «В конфликтной ситуации, чтобы оскорбить человека». Практически столько же опрошенных (25,6% - 57 студентов) ответили: «В повседневных разговорах для связки слов». Не контролируют себя при употреблении ненормативной лексики 27,2% (59 студентов). Очень маленький процент студентов ответили, что не употребляют такие слова.

Докладчик 2:

Подавляющее большинство респондентов (90,7% - 199 студентов) сказали, что знают о юридической ответственности за употребление ненормативной лексики в общественных местах. 9,3% студентов (19 человек не знают о такой ответственности).

Слайд 13: «Мое отношение к сквернословию».

Докладчик 1:

В колледже при преподавателях стесняются ругаться 29,3% опрошенных (64 студента), 12 студентов (26% опрошенных) ругается, невзирая ни на что, 65,6-ти % опрошенных (143 студентам) стыдно ругаться матом в любом месте.

Докладчик 2:

На вопрос «Как относятся к мату Ваши друзья?» 34,6% (75 студента) ответили: «не обращают внимания» (равнодушно), 8% - 17 студентов ответили «мои друзья не ругаются», «запрещают использовать мат» 8% (17 студентов), 22,9% процента (49 студентов) относятся «равнодушно», 27,1% опрошенных (59 студентов) ответили: «кто как».

Докладчик 1:

Дома при родителях стыдно ругаться – 38-ти % (83 студентам). «Ругаюсь, невзирая ни на что» ответили 5% (11 студентов). «Стыдно ругаться матом «в любом месте» ответили 47,2% (103 студент). Стесняются это делать 9,7% опрошенных (практически 20 человек).

Слайд 14: «Выводы».

Докладчик 2:

Отсюда вывод: сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.

Докладчик 1:

Большинство опрошенных студентов не обращают внимания на ненормативную лексику в речи друга. Они перестали считать его ругательством и используют в качестве повседневных слов. Соответственно друзья перестали делать им замечания, считая это нормальным.

Докладчик 2:

В большинстве случаев ненормативная лексика среди молодёжи – это выражение ответной и демонстративной агрессии, раздражения, недовольства, обиды. К сдерживающим факторам употребления ненормативной лексики, в зависимости от ситуации, относятся семья, взрослые, однокурсники, одноклассники.

Слайд 15: «По-разному можно использовать богатейшие средства языка, чтобы выразить свои мысли…».

Докладчик 1:

У Эдуарда Асадова есть замечательное стихотворение «О скверном и святом».

Докладчик 2:

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире слово самое простое

И самое возвышенное - Мать!

Докладчик 1:

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено?

Докладчик 2:

Русский писатель и публицист XX века В. Солоухин писал: «Если угодно, язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи».

Докладчик 1:

Как всё-таки богат наш язык. И в любви на нём можно признаться, и сочувствие выразить, и сюжет пересказать, и просто обругать кого-нибудь.

По-разному можно использовать богатейшие средства языка, чтобы выразить свои мысли…

Докладчик 2:

Пусть каждый из вас сегодня решит, как ему относиться к своему языку. Возможно, наш проект заставит задуматься об этом каждого.

Докладчик 1:

Говорите правильно и красиво. Ведь русский язык – самый красивый язык в мире.

Слайды 16. «Информационное обеспечение».



 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР