Исследовательский проект «Ненормативная лексика и её употребление студентами колледжа I курса» для студентов СПО |
Содержание - Профессиональное образование |
30.12.2022 07:05 |
Жигарева Ольга Николаевна, преподаватель русского языка и литературы, ГАПОУ МО «Подмосковный колледж «Энергия» (СП ЦИТП «Энергия (Ногинск) г. Ногинска Московской области. Учебно-исследовательский проект «Ненормативная лексика и её употребление в речи студентов колледжа»
Проект занял 3 место в региональном конкурсе студенческих инициатив «Лаборатория проектов» в номинации «Исследовательский проект», прошедшем 14.12.2022 на базе ГАПОУ МО «Подмосковный колледж «Энергия» (СП ЦИТП «Энергия» (Ногинск)
Слайд: «Титульный лист». Докладчик 1: Сегодня мы, студенты группы 1ИС1-22Н Власова Дарья, Захаров Илья и Крыжановский Артём, представляем учебно-исследовательский проект на тему: «Ненормативная лексика и её употребление в речи студентов I курса колледжа». Слайд 1. «Цели исследования». Докладчик 2: Целью нашего исследования было: - понять, каковы причины проникновения в речь стилистически сниженной и ненормативной лексики, - выяснить степень распространения и использования нецензурной лексики студентами колледжа и показать её влияние на молодых людей, а именно, на студентов – первокурсников. Слайд 2. «Задачи исследования». Докладчик 1: Достижение поставленной цели предполагало решение следующих задач: ▪ установить, какие слова и выражения в нашей речи относятся к нецензурной лексике; ▪ познакомиться с происхождением нелитературных слов и выражений; ▪ рассказать об истории возникновения и употребления ненормативной лексики, а также о том вреде, какой наносит сквернословие здоровью человека; ▪ определить степень распространения нецензурной лексики среди студентов I курса колледжа; ▪ способствовать формированию стойкого неприятия явления и уважительного отношения к родному языку. Слайд 3. «Объект исследования и обоснование выбора темы». Докладчик 2: В процессе исследования мы выдвинули гипотезу: «Ненормативная лексика влияет на здоровье и жизнь человека». Объект исследования – речь студентов I курсов колледжа. Докладчик 1: Мы считаем тему нашего учебного исследования очень актуальной, поскольку языковое явление, которое мы изучили, к сожалению, довольно распространено в обществе, особенно в молодёжной среде, в частности, в речи студентов нашего колледжа. Данное исследование может найти практическое применение для проведения классных часов, дискуссий, презентаций. Слайд 4. «Методы исследования проблемы». Докладчик 2: Мы использовали следующие методы исследования проблемы: - наблюдение; - беседа; - анкетирование; - анализ. Благодаря данным исследовательским методам мы узнали: ! о происхождении нелитературных слов и выражений, ! изучили историю возникновения и употребления ненормативной лексики, ! а также материалы о том вреде, какой наносит сквернословие здоровью человека, ! анализировали личное отношение студентов к данному явлению. Слайд 5: «Богатство и разнообразие языка - в его лексике». Докладчик 1: Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем русские народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с русской классической литературой. Очень важно, чтобы любовь к родному языку, восхищение словом, радость от прикосновения к родникам русской культуры сопровождали нас с юных лет до глубокой старости. Докладчик 2: Русский язык богат многовековой историей, он разнообразен, певуч и мелодичен, не зря его называют «богатый русский язык» и богатство и разнообразие языка проявляется в его лексике. Докладчик 1: Сосчитать все слова невозможно. 17-ти-томный Словарь современного русского литературного языка включает в себя чуть более 120 тысяч слов. Толковый словарь русского языка, составленный С.И. Ожеговым, - 60 тысяч слов и фразеологических выражений. Обычному человеку достаточно для общения 4-5 тысяч слов. Словарный запас Эллочки Людоедки составлял 30 слов… Докладчик 2: Эллочка Щукина, по прозванию, Людоедка, как мы видим, в своей жизни легко и свободно обходилась тридцатью словами, фразами и междометиями, придирчиво выбранными ею, по словам автора, из всего великого, многословного и могучего русского языка… Слайд 6: «Агрессивная языковая среда». Докладчик 1: Сегодня не беспочвенно существует мнение, что русский язык нужно спасать, потому что многие прекрасные слова исчезают из нашего языка, а с ними исчезают и прекрасные образы, созданные великими мастерами пера. Докладчик 2: Удивляться нечему – мы погрязли в такой агрессивной языковой среде, в которой не выживает ничего ласковое, приветливое, благозвучное. Докладчик 1: Очень часто мы слышим сквернословие на улице, с экранов телевизоров, в стенах техникума. Общаясь друг с другом, многие наши однокурсники даже не замечают, как употребляют в своей речи бранные слова. Докладчик 2: Каковы же причины проникновения в речь стилистически сниженной и ненормативной лексики, пределом которой являются матерные и бранные слова. Докладчик 1: Посмотрим на этимологию (происхождение) нелитературных слов и выражений, расскажем об истории возникновения и употребления ненормативной лексики, а также о том вреде, какой наносит сквернословие здоровью человека. Слайд 7: «Происхождение термина: «Ненормативная лексика»». Докладчик 2: Грубонепристойные слова, нецензурная брань, матерщина получили учёное название «ненормативная лексика». Докладчик 1: Ненормативная лексика, то есть нецензурные выражения, непечатная брань или обсценная лексика в переводе с лат. obscenus – непристойный, распутный, безнравственный. Слайд 8: «Из истории возникновения». Докладчик 2: Самая распространенная теория гласит, что бранные слова — это тяжкое вековое наследие татаро-монгольского ига, но большинство ученых сходится в том, что корни явления все-таки славянские. Докладчик 1: Традиционно историю нецензурной лексики связывают с языческими обрядами. Докладчик 2: Есть ещё одна версия, связанная с тем, что ненормативная лексика пришла в русский язык после появления выражения послать к матери. Практически, это одно из первых выражений, ставших неприличным. После появления именно этого словосочетания многие слова, существовавшие и ранее в языке, стали относить к бранным и неприличным. Слайд 9: «История возникновения и употребления ненормативной лексики: Времена царя Михаила Федоровича Романова». Докладчик 1: При первом русском царе Михаиле Федоровиче и его сыне за сквернословие полагалось телесное наказание розгами. По Соборному положению - вплоть до смертной казни. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. Слайд 10: «Влияние сквернословия на здоровье человека». Докладчик 2: Вопрос уже стоит о здоровье нации, причем уже не только о духовном, но и физическом здоровье. Докладчик 1: Как же сквернословие влияет на здоровье человека? Сегодня ученые получили новые подтверждения значения ритмов и образов, которые будят в подсознании человека услышанные слова. Докладчик 2: Ученые выдвинули предположение и обосновали его на примере многолетнего обследования нескольких групп людей. По мнению ученых, каждое произнесенное или услышанное человеком слово несет в себе энергетический заряд, воздействующий на его гены. Докладчик 1: В течение ряда лет ученые вели наблюдение за двумя группами. Первая из них состояла из людей, в разговоре не обходившихся без ненормативной лексики, вторая - принципиально не использующих в обиходе «крепких» словечек. И вот что показали многолетние наблюдения. У «матерщинников» очень быстро появлялись возрастные изменения на клеточном уровне и различные хронические заболевания. Во второй группе, наоборот, общее состояние организма было на 5, 10, а порой и 15 лет моложе их официального возраста. Докладчик 2: В институте квантовой генетики ученые установили: с помощью разработанной учеными аппаратуры человеческие слова могут быть представлены в виде электромагнитных колебаний, которые прямо влияют на свойства и структуру молекул ДНК. Именно эти молекулы отвечают за наследственность человека. Поэтому содержание речи непосредственно влияет на человеческий геном. Слайд 11: «Молекулы ДНК отвечают за наследственность человека». Докладчик 1: Например, человек постоянно использует в своей речи бранные слова. При этом его хромосомы начинают активно менять свою структуру. В этом случае, если речь человека насыщена отрицательными по смыслу словообразованиями, в молекулах ДНК начинает вырабатываться «отрицательная программа». Постепенно эти искажения становятся столь значительными, что видоизменяют структуру ДНК, и это передается потомкам. Накопление таких негативных качеств может быть названо «программой самоликвидации». Ученые зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению. Докладчик 2: Ошеломляющим является вывод ученых: ДНК воспринимает речь и ее смысл. Волновые «уши» ДНК непосредственно усваивают звуковые колебания. При этом для ДНК не имеет значения, является ли собеседник живым человеком или телевизионным героем. Докладчик 1: Человеческая клетка состоит из оболочки, цитоплазмы и ядра. Ядро является основным компонентом всех клеток. Одна из составляющих ядра - хромосомы, а в хромосомах содержится 99 процентов ДНК. Роль ДНК заключается в хранении, воспроизведении и передаче генетической информации. Ненормативная лексика разрушает хромосомы. С изменением ядра меняется качество клетки тела человека. Отсюда болезни физические и психические. Слайд 12: «Мое отношение к сквернословию». Докладчик 2: Мы провели небольшое исследование – анкетирование. Нами были опрошены – студенты групп I курса. На вопросы анкеты ответили 221 человек. На вопрос: «Как вы относитесь к употреблению ненормативной лексики?» студенты ответили следующим образом: • нормально – 31,2% (68 студентов), • отрицательно – 28,4% (61 студент), • допускаю в компании друзей – 36,7% (80 студентов). Докладчик 1: 25,1% респондентов (55 студентов) на вопрос: «Где и когда Вы употребляете ненормативную лексику?» ответили: «В конфликтной ситуации, чтобы оскорбить человека». Практически столько же опрошенных (25,6% - 57 студентов) ответили: «В повседневных разговорах для связки слов». Не контролируют себя при употреблении ненормативной лексики 27,2% (59 студентов). Очень маленький процент студентов ответили, что не употребляют такие слова. Докладчик 2: Подавляющее большинство респондентов (90,7% - 199 студентов) сказали, что знают о юридической ответственности за употребление ненормативной лексики в общественных местах. 9,3% студентов (19 человек не знают о такой ответственности). Слайд 13: «Мое отношение к сквернословию». Докладчик 1: В колледже при преподавателях стесняются ругаться 29,3% опрошенных (64 студента), 12 студентов (26% опрошенных) ругается, невзирая ни на что, 65,6-ти % опрошенных (143 студентам) стыдно ругаться матом в любом месте. Докладчик 2: На вопрос «Как относятся к мату Ваши друзья?» 34,6% (75 студента) ответили: «не обращают внимания» (равнодушно), 8% - 17 студентов ответили «мои друзья не ругаются», «запрещают использовать мат» 8% (17 студентов), 22,9% процента (49 студентов) относятся «равнодушно», 27,1% опрошенных (59 студентов) ответили: «кто как». Докладчик 1: Дома при родителях стыдно ругаться – 38-ти % (83 студентам). «Ругаюсь, невзирая ни на что» ответили 5% (11 студентов). «Стыдно ругаться матом «в любом месте» ответили 47,2% (103 студент). Стесняются это делать 9,7% опрошенных (практически 20 человек). Слайд 14: «Выводы». Докладчик 2: Отсюда вывод: сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Докладчик 1: Большинство опрошенных студентов не обращают внимания на ненормативную лексику в речи друга. Они перестали считать его ругательством и используют в качестве повседневных слов. Соответственно друзья перестали делать им замечания, считая это нормальным. Докладчик 2: В большинстве случаев ненормативная лексика среди молодёжи – это выражение ответной и демонстративной агрессии, раздражения, недовольства, обиды. К сдерживающим факторам употребления ненормативной лексики, в зависимости от ситуации, относятся семья, взрослые, однокурсники, одноклассники. Слайд 15: «По-разному можно использовать богатейшие средства языка, чтобы выразить свои мысли…». Докладчик 1: У Эдуарда Асадова есть замечательное стихотворение «О скверном и святом». Докладчик 2: Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать. Есть в мире слово самое простое И самое возвышенное - Мать! Докладчик 1: Так почему ж большое слово это, Пусть не сегодня, а давным-давно, Но в первый раз ведь было кем-то, где-то В кощунственную брань обращено? Докладчик 2: Русский писатель и публицист XX века В. Солоухин писал: «Если угодно, язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи». Докладчик 1: Как всё-таки богат наш язык. И в любви на нём можно признаться, и сочувствие выразить, и сюжет пересказать, и просто обругать кого-нибудь. По-разному можно использовать богатейшие средства языка, чтобы выразить свои мысли… Докладчик 2: Пусть каждый из вас сегодня решит, как ему относиться к своему языку. Возможно, наш проект заставит задуматься об этом каждого. Докладчик 1: Говорите правильно и красиво. Ведь русский язык – самый красивый язык в мире. Слайды 16. «Информационное обеспечение». |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».