Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7867724
Конспект урока: «Информация, информационные процессы», «Архитектура компьютеров». Игра КВН.
Содержание - Профессиональное образование
31.05.2024 06:22

Шарибджанова Гульнора Турсинбаевна, преподаватель информатики ГАПОУ «Казанский колледж строительства, архитектуры и городского хозяйства», г. Казань. 
Данный урок предназначен для студентов 1 курса по дисциплине информатика вначале учебного года. Урок  дает положительную оценку студентам и помогает выработать такие качества как эрудиция, широта кругозора, любознательность, логическое/критическое мышление, внимательность и сообразительность. 

 


 

Урок повторение по темам: «Информация, информационные процессы» и «Архитектура компьютеров»

Раздел программы:Информация, информационные процессы.Средства ИКТ.

Тип урока: «Повторение темы: «Информация, информационные процессы» и «Архитектура компьютеров».

Вид: урок-игра.

Технология: игровая технология.

Время проведения: Тема 3.1.Архитектура компьютеров.

Оборудование и материалы к уроку:

ПК, Интерактивная доска, презентация к уроку, задание,плакаты, ребусы.

Введение

Актуальной задачей СПО является реализация распределения отбора различных видов информации. Одна из форм обучения - дидактические игры, проведенные во время занятий. Проводя игры во время занятий, мы учим студентов закрепить учебный материал. Актуальность дидактических игр является естественной формой обучения для студентов.

«КВН - интеллектуальная игра на логику. Она помогает выработать положительную оценку у студентов, такие качества как эрудиция, широта кругозора, любознательность, логическое/критическое мышление, внимательность и сообразительность. Это один из методов обучения студентов.

Для реализации игр во время занятий можно воспользоваться играми, которые в настоящее время считаются популярными среди молодежи, а сценарий разработать самим преподавателем. Набольшей популярностью пользуются в настоящее время такие игры как: «Своя игра», «КВН», «Где логика?», «Брейн ринг» и другие. Проводя такие игры студентам очень нравится, придумывать вопросы, различные ситуации, диалоги, сценки, сочиняют песни, стихи и многое другое. Эти игры способствуют развитию интеллекта. В развивающих играх удается преподавателям найти подход к решению задач - простой сложной.

В игровой деятельности студенты формируют умственные действия. В ней формируются психические процессы: абстракция, запоминание, восприятие, воображение и другие. Но на занятиях игровое обучение - не единственное в образовательной среде. Игры не формируют способности учиться, они развивают познавательную деятельность.


Основная часть

Цели:

•    обобщить и повторить знания о понятии информации и информационных процессах, о принципах построения и работы компьютера на основе самостоятельного поиска и осмысления дополнительного материала для игры;

  • развитие познавательного интереса, творческой активности студентов, умения использования дополнительной литературы;

•    развитие у студентов умения излагать мысли, моделировать ситуацию;

  • повторение и закрепление основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях;

•    связать информатику с другими предметами;

  • воспитать уважение к сопернику, умение достойно вести спор, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде.

Задачи:

•    Развивающие: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

•    Воспитательные: развитие познавательного интереса, логического мышления, воспитания ответственности за общее дело.

•    Учебная: повторение основ понятий и определений.

Освоение учебной дисциплины ОУД.09 «Информатика» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

личностных:

- чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;

- готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;

- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;

- умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;

- готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;

метапредметных:

- умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;

- использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;

- использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;

предметных:

- сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;

- использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;

- владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;

- сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);

- сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

- применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете [1].

Содержания учебного занятия способствует формированию и развитию следующих общих и профессиональных компетенций:

ОК 4.  Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.  Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.  Работать в коллективе и в команде,эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК.1.2. Использовать программы текстовых редакторов электронно-вычислительных машин в профессиональной деятельности;

ПК 2.3. Работать с разными видами информации с помощью компьютера и других информационных, средств и коммуникационных технологий [2].

Протокол урока.

I. Организационный момент.

II. Подготовительный этап.

Домашнее задание болельщикам:

- подготовить кабинет к соревнованиям;

- оформить плакаты с высказываниями на тему КВН;

- найти портреты ученых, внесших вклад в информатику и информацию о них;

- плакаты с рисунками;

- выпустить стенгазету по информатике и другие шаржи на участников команд.

III. Домашнее задание командам:

1.создать эмблему, придумать название и девиз команды;

2.придумать приветствие болельщикам и членам жюри;

3.поставить юмористическую сценку на тему: «Компьютер будущего в строительстве»;

4.выбрать из глоссария 3-4 определения каких-либо понятий для разминки.

IV. Формирование жюри:

В жюри включается представитель администрации колледжа, преподаватели, студенты. Состав жюри объявляется командам заранее, чтобы стимулировать подготовку студентов. Также среди студентов выбирается комиссия для подсчета балов каждой команды из 3 человек. Каждый конкурс члены жюри оценивают в баллах, исходя из объявленных условий. Оценки заносятся в протокол и суммируются в конце игры. При этом следует учитывать как сложность вопроса, глубину и правильность ответа, так и юмор и находчивость.

V. Составление команд:

Этот урок предлагается проводить в виде соревнования двух команд при активном участии зрителей. Оптимальное число членов команд - 8 человек, которые выбирают капитана - им должен быть студент, хорошо знающий предмет, надежный товарищ, пользующийся авторитетом группы и хороший организатор. Для участия в тематических конкурсах выбираются: художник, поэт, умник, мудрец, музыкант.

Ход урока:

1.Орг. Момент.

Ведущая Учт. Добрый день, уважаемые преподаватели, болельщики. Уважаемое жюри! Мы начинаем КВН. Хочу представить жюри.

Ведущая Председатель жюри: человек, который не имеет никакого отношения к информатике, а потому будет очень объективен к участникам, и к тому же обладает очень тонким юмором и большой популярностью в нашем колледже.

Ведущая Члены жюри: руководство колледжа, преподаватели; люди, имеющие косвенное отношение к информатике, но прямое к участникам КВН.

Тема нашего КВН – «Информация, информационные процессы», «Архитектура компьютеров». Сегодня в стенах колледжа встречаются две команды группы 1 курса по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений: команда КВН “Строители ” и команда КВН “Компьютерные гении ”.


2.Ведущая. Приглашаем капитанов команд. Жеребьевка определит, какая команда будет сегодня выступать первой.

Ведущая. Мы начинаем первый конкурс «Приветствие команд». Этот конкурс был домашним заданием командам. Каждой команде необходимо представить название команды, девиз, эмблему и показать приветствие болельщикам и жюри. Максимальная оценка за этот конкурс – 5 баллов. Оцениваются:

- эмблема команды,

- девиз,

- визитка (презентация).

По результатам жеребьевки первой будет показывать свое приветствие команда _________________________

Ведущая. Спасибо команде ____________________.

Вопросы жюри команде.

Показать свое приветствие мы приглашаем команду ____________________.

Вопросы жюри команде.

Ведущая: И так 1 конкурс завершен. Попросим жюри оценить конкурс.

Подсчет баллов комиссией 1 и 2 команды.


3.Разминка. 3 балла.

Слова с компьютерной начинкой.

Ведущая. Следующий конкурс называется разминка. Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте сами слова, а также компьютерные термины, которыми они «начинены».

Раздаются листочки с терминами. Во время подготовки конкурса, проводится игра с болельщиками. Игра для болельщиков. Время на оформление 6 мин.

Ведущая. Отгадать термины, о которых говориться в стихотворении.

Оглянись, дружок, вокруг!

Вот …..- верный друг.

Он всегда тебе поможет:

Сложит, вычтет и умножит. (Компьютер).

Наверху машины всей размещается…-

Словно смелый капитан!

А на нем горит… (дисплей, Экран).

Ну а рядом - главный блок:

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам.

Этот блок зовут…(системным).

Это вот -…

Вот где пальцам физкультура

И гимнастика нужны!

Пальцы прыгать там должны! (клавиатура).

А вот это …, братцы,

Тут нам надо разобраться,

Для чего же этот ящик?

Он в себя бумагу втащит,

И сейчас же буквы, точки,

Запятые - строчка к строчке -

Напечатает в момент!

Очень нужный инструмент. (принтер).

В зоопарке есть зайчишка,

У компьютера есть …

Эта … не простая,

Эта … вот какая:

Скромный серый коробок,

Длинный тонкий проводок,

Ну а на коробке-

Две или три кнопки. (мышка)[4].

1 команде:

   .   .   .   .   .Н (крупное листопадное дерево).

ЗАР   .   .   .   .   . (вознаграждение за труд).

РАС   .   .   .   .   . (кара, возмездие).

ЛА-   .   .   .   .   .(город и порт а Аргентине).

(СЛОВО                                   ).

   .   .   .ПКА (курорт на Южном берегу Крыма).

   .   .   .ШТА(крымский курортный город).

В   .   .   .Н (большой округлый камень).

Ш   .   .   .Н (проказник).

(СЛОВО                                  ).

2 команде:

   .   .   .РГЕТИ (город в Грузии).

Л   .   .   .НГ (плакат с обращением).

П   .   .   .МЕНТ(тесьма, шитая золотом или серебром).      

(СЛОВО                                   ).

МА    .   . .  . (транспортное средство).

РУ    .   . .  .   (кустарник с черными   несъедобными плодами).

ВЕР  .   . .  .    (точка пересечения двух лучей, образующих угол).

СТАР    .   . .  . (воинское звание).

ГОРО  .   . .  . (средство для узнавания настоящих принцесс).

         (СЛОВО                                   ).

Ответы: Плата, АЛУ,ОЗУ,шина [4].

Ведущая. Спасибо болельщикам команды _______________. Вопросы жюри к командам. Просим жюри объявить результаты конкурса Слова с компьютерной начинкой.

Ведущая. Объявляется следующий конкурс

4.Конкурс «Биатлон». - 5 баллов.

Ведущая. Биатлон в КВН – это конкурс текстовых шуток и харизмы фронтменов команды. Их подачи, умения продавливать зал и правильно расставлять интонации при чтении текстового юмора. Правила довольно простые – команды читают по одной-две шутки касающиеся информатики каждый круг. Тот участник из команды, у которого, по мнению жюри, была в круге шутка слабее – вылетает с минимальным количеством баллов на круге. Победитель остается один, с максимальным количеством баллов.

Подсчет общих баллов комиссии. Вопросы со стороны жюри во время прочтения шуток приветствуются.

Ведущая. Объявляется следующий конкурс.

Подсчет баллов комиссии и общий бал.

5. Конкурс художников и поэтов.

Ведущая. Участникам выдается задание на 8 мин изобразить и прославить в стихах компьютер будущего.

Каждой команды выдается лист форматом А3 и цветные карандаши и фломастеры.

Ведущая. Пока команды готовятся. Объявляется конкурс для болельщиков.

Ведущий 1. Ведущим может быть любой активный студент. Конкурс для болельщиков называется «Музыкальная пауза».

Современные компьютеры могут все. Например, сочинять музыку и затем воспроизводить ее, имитируя целый симфонический оркестр. Болельщикам будет задание попроще необходимо будет из подручных средств наиграть любую известную мелодию из песни (подручными средствами может быть любая посуда). На сцену можно пригласить по 5 человек из команды болельщиков, разделив их на 2 команды.

Ведущая. Первой показывает свой рисунок команда выигравшая прошлый конкурс.

Выступление команд.

Ведущая. Вопросы жюри каждой команде. Выставляем баллы командам.

Подсчет баллов за конкурс и итоговые.

6. Конкурс умников. «Передача информации»

Жюри будет оценивать конкурс по пятибалльной системе. Оценивается скорость и оригинальность представления.

Конкурс «Передача информации»

Ведущий:

Помните анекдот: «Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку. Другой спрашивает: «Ты что на рыбалку собрался?» - «Да нет, я на рыбалку» - «А я думал, ты на рыбалку…»

Информация была передана, но до адресата не дошла. При любом обмене информацией должен существовать её приёмник и источник, иначе этот обмен не будет иметь никакого смысла.

Мы переходим к следующему конкурсу – «Передача информации». Сейчас наши команды будут выступать в роли источника и приемника информации. А передавать информацию они будут невербальным способом, т. е. с помощью мимики и жестов. Команды становятся в линейку спиной к жюри. Первыми становятся капитаны команд. Ведущий подходит и показывает слово, напечатанное на листочке капитанам. Капитаны с помощью мимики и жестов должны объяснить это слово 2-му члену команды, 2-ой – 3-му и т.д. Последние участники поднимают руку и говорят отгаданное слово. Кто быстрее и правильнее отгадает получает 5 баллов.

Термины для первой команды: флешка, web-камера.

Термины для второй команды: джойстик, планшет.

Ведущая. Вопросы жюри. Подведение итогов жюри конкурса «Передача информации».

Подсчет баллов комиссии и общий бал.

7. Конкурс капитанов.-5 баллов.

Капитанам было дано домашнее задание подготовить монолог процессора!

Они демонстрируют свои возможности.

Ведущая. Подведение итогов конкурса капитанов.

Ведущая. Вопросы жюри. Подведение итогов жюри конкурса.

Подсчет баллов комиссии и общий бал.

8. Музыкальный конкурс.-5 баллов.

Ведущая: В нашем музыкальном конкурсе задание будет простое — командам предстоит исполнить любую нарисовку популярной песни, сочив слова к этой песне по теме нашего занятия. Сначала подберите музыку, потом слова. Время на подготовку к конкурсу 6 мин. Пока команды готовятся, проводится игра с болельщиками.

Ведущий. Зал делится на 2 половины. На экран выводится слово «Компьютеризация». Командам необходимо из него создать как можно больше слов, повторять слова нельзя. За нарушение - 1 слово. Выигрывает та команда, которая говорит слово последнее.

9. Конкурс домашнее задание.

Ведущий: в качестве домашнего задания командам необходимо было поставить юмористическую сценку на тему: «Компьютер будущего в строительстве». Показ сценки 2 команд. Результаты конкурса.

Пока жюри совещается.

Конкурс подведение итогов.

Приглашаем на сцену выйти по 5 человек. Вам необходимо назвать как можно больше программных продуктов предназначенных для работы с компьютером. Называть программные продукты по очереди. Выигрывает тот, который назовет больше программных продуктов. Его победа принесёт команде 5 баллов.

10. Подведение итогов.

Ведущий обязательно должен выделить лучшие конкурсы и отметить самые удачные ответы и самых активных участников, сделать вывод о целесообразности проведенного мероприятия. Спросить команды: Чему я научился при изучении этой темы? Вы смогли сразу правильно выполнить задание? В какой части задания выполнение вызвало затруднение? Почему? Какие творческие качества мне удалось развить при изучении данной темы? Победившей считается команда, набравшая большее количество очков.

Заключение

Данный урок построен с применением игровых технологий на примере популярной игры КВН. В ненавязчивой, игровой форме студенты достигли цели урока-повторили базовые понятия по учебным темам. Такой урок обеспечивает развитие познавательной деятельности студентов, дает возможность проявить свои многогранные таланты. Как правило, подобные уроки проходят живо и интересно. А сколько замечательных артистов можно увидеть на сцене! Какими собранными и серьезными становятся наши студенты в ответственные моменты, с каких неожиданных сторон раскрываются их таланты! Проведение такого урока способствует не только углубленному изучению информатики в пределах плана урока, но и развитию личностных качеств обучающихся, активизирует их мыслительную деятельность, способствует появлению у студентов внутренних мотивов к обучению, к дальнейшему самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию, способствует сближению преподавателя и студентов.

 

Список литературы

1.- учебного плана программы подготовки специалистов среднего звена по специальности технического профиля, реализуемой на базе основного общего образования с получением среднего общего образования;

2.- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413 (далее - ФГОС СОО);

3.www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации).

4.Агеева И.Д. Занимательные материалы по математике и информатике: методическое пособие Творческий центр М.: 2005. –240с.

5.с учетом примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «Федеральный институт развития образования» к использованию при реализации ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., с уточнениями от 25 мая 2017 г.).

6.Хлебников А.А. Информатика: учебник / А.А. Хлебников. - Ростов н/Д.: Феникс, 2022г. - 430 с. - (СПО).

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР