Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7867491
Статья «Управление учебной мотивацией студентов через использование цифровых инструментов»
Содержание - Профессиональное образование
03.06.2024 05:00

Новикова Ирина Николаевна, Саетова Фарида Фаритовна - преподаватели ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж», г. Набережные Челны, Республика Татарстан.
В статье представлен опыт работы по использованию в образовательном процессе цифровых технологий для повышения учебной мотивации: онлайн-сервиса Google Forms, игровых сервисов на примере платформы Quizizz.com.

 


 

Управление учебной мотивацией студентов через использование цифровых инструментов

 

Под цифровой образовательной средой понимается комплекс условий и возможностей для обучения, развития, социализации, воспитания человека с применением цифровых средств и технологий. Насколько будет востребован и использован педагогический потенциал этой среды, зависит не только от уровня владения цифровыми технологиями педагогами, но и от собственной субъектной активности и учебной самостоятельности обучающегося.

Как правило, для обучающихся по программам среднего профессионального образования, характерна низкая мотивационная и инструментально-деятельностная готовность использовать потенциал цифровой образовательной среды в процессе обучения. Поэтому создание цифровой образовательной среды, с ее разнообразными возможностями, является одним из условий организации педагогически эффективного цифрового образовательного процесса. Центральным предметом цифровой дидактики является система организации деятельности обучающихся (процесса учения) в цифровой среде. Эффективный цифровой образовательный процесс позволяет повысить учебную мотивацию обучающихся.

Этому способствуют, во-первых, значительные возможности для создания ситуации успеха в обучении, за счёт индивидуализации учебного процесса. Во-вторых, мотивирующим фактором выступает немедленная обратная связь (диагностическая, оценочная, рекомендательно-корректирующая), которую цифровые технологии обучения могут обеспечить каждому обучающемуся непосредственно в процессе выполнения учебных заданий. В-третьих, использование цифровых технологий в образовательном процессе более адекватно восприятию цифровых поколений (при условии, если сложность, разнообразие и динамизм учебного содержания форм учебной деятельности обучающихся адекватны сложности, разнообразию и динамизму используемых цифровых технологий, а используемая в образовательном процессе виртуальная реальность не является простой оцифрованной версией традиционной педагогической реальности. В-четвёртых, в цифровом образовательном процессе может быть существенно расширен спектр специальных приёмов управления мотивацией учения, в том числе с использованием игрового антуража, взаимодействия с партнёрами в сети, формирования учебных команд и т.д. Таким образом, оказывается возможным обеспечивать высокую учебную мотивацию даже на этапе выполнения стереотипных заданий, тренинга рутинных навыков и т.п. [1]

Приведём примеры внедрения в образовательный процесс цифровых инструментов для проведения опросов в виде анкетирования, через Google-формы, и посредством игровых сервисов, одной из которых является платформа Quizizz.com.

Опросы – один из важнейших инструментов анализа целевой аудитории, который позволяет получить обратную связь от обучающихся, уточнить их предпочтения или особое мнение в отношении тех или иных вопросов, узнать отношение к объекту или предмету исследования, поднимаемых, например, в исследовательской работе. До недавнего времени такую работу можно было организовать путём заполнения анкет или опросов на бумажных носителях. Затем, обработав полученные данные вручную, сделать соответствующие выводы.

Сделать это намного эффективнее и с охватом наибольшей аудитории опроса позволит онлайн-сервис Google Forms. Чем удобны Google Формы?

Простота в использовании. Работать с Google Формами не сложнее, чем с MS Word. Интерфейс удобный и понятный. Форму не надо скачивать, пересылать другим студентам и получать от них по почте заполненный вариант.

Доступность 24/7. Форма хранится в облаке. Если вы работаете с разных устройств или ваш жесткий диск повредился, форма останется доступна при наличии ссылки.

Индивидуальное оформление. Вы можете создать свой дизайн для формы. Google Формы дают возможность бесплатно выбрать шаблон из большого количества доступных, или загрузить свой.

Бесплатность. Сам сервис бесплатный. Заплатить придется только в случае, если вам вдруг понадобится расширенный вариант дополнительных надстроек.

Мобильность. Google-формы адаптированы под мобильные устройства. Создавать, просматривать, редактировать и пересылать формы можно с телефона и планшета с помощью облегченной мобильной с полной функциональностью.

Понятность. Google-формы собирают и профессионально оформляют статистику по ответам. Вам не придется дополнительно обрабатывать полученные данные, можно сразу приступать к анализу результатов. [2]

Важной особенностью Google Forms является и то, что результаты опросов удобно собираются и анализируются без применения какого-то специального функционала. Их также можно выгрузить в файл или экспортировать в таблицу Google Docs в реальном времени.

Итак, работа с Интернет-сервисами в проведении исследований значительно экономит время студентов, затрачиваемое на проведение анкетирования, проверку и оценивание результатов опросов.

Кроме этого, с помощью данного сервиса самим педагогам можно легко создавать тестовые задания и по любым предметам учебной программы, с подсчетом баллов за каждый ответ. Для работы в сервисе Google-формы необходимо обязательное условие – наличие доступа в Интернет и google-аккаунт (почта на Gmail.com). Или можно просто перейти на страницу forms.google.com.

Внедрение игровых технологий на занятии не только решает проблему мотивации учащихся, но и является эффективным инструментом на этапе закрепления знаний. Один из примеров использования новых информационных технологии − платформа Quizizz.com, применение которой помогает использовать электронные ресурсы для диагностики знаний учащихся на занятиях по любой дисциплине в увлекательной форме. «Quizizz.com» − это популярная обучающая платформа для проведения викторин, создания тестов и образовательных игр.

Обучающиеся могут отвечать на созданные педагогом тесты с планшетников, ноутбуков, смартфонов, то есть с любого устройства, имеющего доступ к Интернету. Преподаватель регистрируется на сайте https://quizizz.com/, создает свою игру, или может воспользоваться коллекцией готовых игр или тестов по разным тематикам. Обучающиеся открывают сайт joinmyquiz.com на своих смартфонах, планшетах, ПК или ноутбуках и вводят игровой код (PIN-код), который представляет педагог со своего компьютера.

После того, как нужное количество студентов успешно подключились к игре, педагог запускает её, обучающиеся видят вопросы, варианты ответов и отвечают на них, используя свои гаджеты. Студентам удобно на своем устройстве выбирать правильный ответ. Темп выполнения викторин, тестов регулируется путём введения временного предела для каждого вопроса. Созданные в Quizizz задания позволяют включить в них фотографии и даже видеофрагменты. [3]

После каждого вопроса и в конце тестового задания (игры, викторины, и т.д.), обучающиеся видят на интерактивной доске свои результаты. Рейтинг всех участников игры представлен в итоговой таблице, с указанием набранных баллов.

В разделе «Отчёты» представлен детальный отчёт по каждому из заданных тестов и по каждому участнику. Указывается, на какое количество процентов студент выполнил задание и даже количество предпринятых попыток. Более того, у вас есть возможность посмотреть, именно какой из вопросов в тесте вызвал трудности у конкретного участника. Зеленым выделены правильные ответы, красным – неправильные. Наводя на красный квадрат, мы видим какой вариант ответа выбрал учащийся и даже за какое время справился с данный вопросом в тесте. Более того, есть возможность детально рассмотреть каждый из вопросов и варианты ответа, которые вызвали трудности у учащихся.

Одной из особенностей Quizizz является возможность дублировать и редактировать тесты, что позволяет педагогу сэкономить много времени. Единственный, незначительный минус данной платформы – машинный перевод, который несколько искажает названия некоторых функций, предложенных платформой. Тем не менее, интерфейс quizizz интуитивно понятен и легок в использовании.

В течение последних двух лет Quizizz − наш незаменимый помощник. Цифровые инструменты, в частности приложение Quizizz, способствуют усилению мотивации и интереса обучающихся к изучаемому предмету, существенно совершенствуют процесс преподавания, обладая преимуществами перед традиционными методами. Применение компьютерных технологий в обучении приносит удовольствие от преподавания, радость от результатов своего труда и, что важно, доставляет студентам удовлетворение от процесса обучения.

 

Список источников:

1.Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю. Основные идеи дидактической концепции профессионального образования и обучения. М.: Издательство «Перо», 2019. 24 с. 

2.Соловьева, Е. Все возможности Google Forms – Текст: электронный// Университет интернет‑профессий «Нетология» [https://netology.ru/] – 2011-2019. – URL: https://netology.ru/blog/google-formy

3.Quizizz-ресурс для создания викторин, дидактических игр и тестов https://quizizz.com/admin?source=top_nav_login_button&;ref=header_tab&webflow_referrer=webflow&lng=ru 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР