Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7707236
Методическая разработка задания для совершенствования читательской грамотности студентов по филологическим дисциплинам
Содержание - Профессиональное образование
03.06.2024 06:38

Галиуллина Елена Ильдусовна, преподаватель русского языка и литературы; Миниханова Адиля Амирзяновна, преподаватель татарского языка ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» г. Набережные Челны
Данная методическая разработка практических заданий  по учебной дисциплине «ОУД.01 Русский язык» составлена для преподавателей русского языка и литературы в плане обмена опытом. Цель данных учебных занятий – сформировать аналитический способности студентов, научить применять на практике знания, полученные на занятиях по русскому и татарских языках с использованием ИКТ.

 


 

Методическая разработка задания для совершенствования читательской грамотности студентов по филологическим дисциплинам

Тема: «Особенности русской лексики на примере стихотворений Мусы Джалиля «Варварство» и «Ромашка»

АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка практических заданий по учебной дисциплине «ОУД.01 Русский язык» составлена для преподавателей русского языка и литературы в плане обмена опытом.

Цель данных учебных занятий – сформировать аналитический способности студентов, научить применять на практике знания, полученные на занятиях по русскому и татарских языках с использованием ИКТ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Задание разработано для студентов 1 курса СПО, изучающих учебную дисциплину «ОУД.01 Русский язык», может использоваться для учащихся 10 класса СОШ.

Данная тема входит в программу, разработанную преподавателем на основе примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Тема «Особенности русской лексики» изучается на 1 курсе в разделе №2 «Лексика».

Структура заданий соответствует общей цели:

– формирование навыков различных видов анализа литературных произведений; владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

Для выполнения одной из работ во время занятия студенты разбиваются на мини-группы по 4 человека, что способствуют развитию у них коммуникативной компетенции, способности каждому проявить себя.

Для исследовательской работы используется биография Мусы Джалиля и его стихотворения «Варварство» и «Ромашка». Межпредметные связи с историей помогают студентам расширить и углубить знания, способствуют развитию речи, помогают создавать у обучающихся целостное представление о мире и человеке.

Данные задания разработаны согласно ФГОС для студентов 1-2 курсов профессионального образования для расширения лексического запаса студентов и популяризации татарского языка и татарской литературы.

Учебные задания к теме: Особенности русской лексики на примере стихотворений Мусы Джалиля «Варварство» и «Ромашка».

Задание 1

Задание

Образовательный результат

Формат выполнения задания

Возможные затруднения обучающихся

Перевести отрывок из стихотворения М.Джалиля «Варворство» для русскоязычных студентов возможность использования татарско-русского словаря.

 

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Задание выполняется в письменном виде.

Могут быть затруднения с соблюдением рифмы. В этом случае рекомендуется воспользоваться словарем синонимов.

 

А) Прочитайте отрывок из стихитворения Мусы Джалиля «Варворство»

Бала йомды күзен...

Ак муеныннан

Кызыл тасма төште, салынып.

Ауды җиргә бергә ике тормыш,

Бер-берсенә ябышып, сарылып.

Күк күкрәде кинәт, җил сызгырды,

Җир елады кысып тешләрен.

Нинди ачы бу яшь, нинди кайнар!..

Нишләдең . син, җирем, нишләдең?

Б) Выполните перевод на русский язык. При затруднение используйте татарско-русский онлайн переводчик.

В) Сформируйте свой перевод согласно рифме. При затруднение используйте онлайн словарь синонимов.

Г) Проанализируйте, в чем трудность перевода с татарского на русский языки.

Задание считается выполненным на оценку:

«5» – сделан перевод и есть анализ своей работы (не менее 2-х доводов).

«4» – сделан перевод без соблюдения рифмы и есть анализ своей работы (не менее 2-х доводов).

«3» – сделан перевод без соблюдения рифмы и есть сжатый анализ своей работы.

«2» – перевод полностью списан.

Задание 2

Задание

Образовательный результат

Формат выполнения задания

Возможные затруднения обучающихся

Используя сведения из биографии, выписать: архаизмы, историзмы раскрыть значение слов.

Сделать презентацию 5-10 файлов.

Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации. Способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.

Презентация

Могут быть затруднения со значением слов.

 

А) Используя биографию М.Джалиля, выписать: архаизмы, историзмы раскрыть значение слов. (3-10 примеров)

Пример:

Муса Мустафович Залилов (настоящее имя) родился 2 (15) февраля 1906 года в Оренбургской области в деревне Мустафино. Учился в медресе г. Оренбурга, с 10 лет начал писать стихотворения. В краткой биографии Мусы Джалиля важно упомянуть, что с началом Великой Отечественной войны он ушел на фронт, в должности политрука воевал на Волховском и Ленинградском фронтах и был военным корреспондентом печатного издания «Отвага». Принимал активное участие в военных действиях.

Медресе – мусульманское религиозно-просветительское и учебное заведение.

Политрук – это младший командир, заместитель командира по политической части.

Б) Сделать презентацию с использованием программ:

Power Point, ФотоШОУ

Задание считается выполненным на оценку:

«5» – приведены 8-10 примеров, сделана презентация из 8- 10 файлов.

«4» – приведены 5-8 примеров, сделана презентация из 5- 8 файлов.

«3» – приведены 3-5 примеров, сделана презентация из 3- 5 файлов.

«2» – приведены менее 3-х примеров, сделана презентация из менее 3-х файлов.

Задание 3

Задание

Образовательный результат

Профессиональная направленность

Формат выполнения задания

Возможные затруднения обучающихся

Прочитать стихотворение М.Джалиль «Ромашка» и сделать кластер используя слова-ассоциации.

Работа выполняется в группе 4-5 человек с защитой в устной форме.

Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения.

 

Умение работать в команде и видеть свою теоретическую работу в графическом варианте. Умение представлять и защищать работу в нетрадиционной форме.

Графическая работа в формате А4.

Трудность в выборе элементов для кластера.

 

 

А) Разбиться в команды по 4-5 человек.

Б) Прочитать стихотворение М.Джалиль «Ромашка».

В) Сделать кластер используя слова-ассоциации (возможно использование иллюстраций).

Кластер (англ. cluster – скопление, кисть, рой) – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Г) Представить свой кластер перед аудиторией с выступлением защиты своей работы.

Задание оценивается перекрестно.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР