Методическая разработка задания для совершенствования читательской грамотности студентов по филологическим дисциплинам |
Содержание - Профессиональное образование | ||||||||||||||||||||||||||
03.06.2024 06:38 | ||||||||||||||||||||||||||
Галиуллина Елена Ильдусовна, преподаватель русского языка и литературы; Миниханова Адиля Амирзяновна, преподаватель татарского языка ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» г. Набережные Челны.
Методическая разработка задания для совершенствования читательской грамотности студентов по филологическим дисциплинам Тема: «Особенности русской лексики на примере стихотворений Мусы Джалиля «Варварство» и «Ромашка» АННОТАЦИЯ Данная методическая разработка практических заданий по учебной дисциплине «ОУД.01 Русский язык» составлена для преподавателей русского языка и литературы в плане обмена опытом. Цель данных учебных занятий – сформировать аналитический способности студентов, научить применять на практике знания, полученные на занятиях по русскому и татарских языках с использованием ИКТ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Задание разработано для студентов 1 курса СПО, изучающих учебную дисциплину «ОУД.01 Русский язык», может использоваться для учащихся 10 класса СОШ. Данная тема входит в программу, разработанную преподавателем на основе примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Тема «Особенности русской лексики» изучается на 1 курсе в разделе №2 «Лексика». Структура заданий соответствует общей цели: – формирование навыков различных видов анализа литературных произведений; владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; − знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; − способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; Для выполнения одной из работ во время занятия студенты разбиваются на мини-группы по 4 человека, что способствуют развитию у них коммуникативной компетенции, способности каждому проявить себя. Для исследовательской работы используется биография Мусы Джалиля и его стихотворения «Варварство» и «Ромашка». Межпредметные связи с историей помогают студентам расширить и углубить знания, способствуют развитию речи, помогают создавать у обучающихся целостное представление о мире и человеке. Данные задания разработаны согласно ФГОС для студентов 1-2 курсов профессионального образования для расширения лексического запаса студентов и популяризации татарского языка и татарской литературы. Учебные задания к теме: Особенности русской лексики на примере стихотворений Мусы Джалиля «Варварство» и «Ромашка». Задание 1
А) Прочитайте отрывок из стихитворения Мусы Джалиля «Варворство» Бала йомды күзен... Ак муеныннан Кызыл тасма төште, салынып. Ауды җиргә бергә ике тормыш, Бер-берсенә ябышып, сарылып. Күк күкрәде кинәт, җил сызгырды, Җир елады кысып тешләрен. Нинди ачы бу яшь, нинди кайнар!.. Нишләдең . син, җирем, нишләдең? Б) Выполните перевод на русский язык. При затруднение используйте татарско-русский онлайн переводчик. В) Сформируйте свой перевод согласно рифме. При затруднение используйте онлайн словарь синонимов. Г) Проанализируйте, в чем трудность перевода с татарского на русский языки. Задание считается выполненным на оценку: «5» – сделан перевод и есть анализ своей работы (не менее 2-х доводов). «4» – сделан перевод без соблюдения рифмы и есть анализ своей работы (не менее 2-х доводов). «3» – сделан перевод без соблюдения рифмы и есть сжатый анализ своей работы. «2» – перевод полностью списан. Задание 2
А) Используя биографию М.Джалиля, выписать: архаизмы, историзмы раскрыть значение слов. (3-10 примеров) Пример: Муса Мустафович Залилов (настоящее имя) родился 2 (15) февраля 1906 года в Оренбургской области в деревне Мустафино. Учился в медресе г. Оренбурга, с 10 лет начал писать стихотворения. В краткой биографии Мусы Джалиля важно упомянуть, что с началом Великой Отечественной войны он ушел на фронт, в должности политрука воевал на Волховском и Ленинградском фронтах и был военным корреспондентом печатного издания «Отвага». Принимал активное участие в военных действиях. Медресе – мусульманское религиозно-просветительское и учебное заведение. Политрук – это младший командир, заместитель командира по политической части. Б) Сделать презентацию с использованием программ: Power Point, ФотоШОУ Задание считается выполненным на оценку: «5» – приведены 8-10 примеров, сделана презентация из 8- 10 файлов. «4» – приведены 5-8 примеров, сделана презентация из 5- 8 файлов. «3» – приведены 3-5 примеров, сделана презентация из 3- 5 файлов. «2» – приведены менее 3-х примеров, сделана презентация из менее 3-х файлов. Задание 3
А) Разбиться в команды по 4-5 человек. Б) Прочитать стихотворение М.Джалиль «Ромашка». В) Сделать кластер используя слова-ассоциации (возможно использование иллюстраций). Кластер (англ. cluster – скопление, кисть, рой) – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Г) Представить свой кластер перед аудиторией с выступлением защиты своей работы. Задание оценивается перекрестно. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».