Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7867488
Статья «Воспитательный процесс как средство стимулирования учебной, профессиональной и познавательной активности студентов»
Содержание - Профессиональное образование
16.09.2024 08:56

Гурина Лидия Ивановна, Фатыхова Аида Абдуллазяновна, преподаватели Казанского филиала ФГБОУ ВО РАНХиГС города Казани, Республики Татарстан. 
В статье рассматриваются вопросы воспитательного процесса как средства стимулирования учебной, профессиональной и познавательной активности студентов СПО.

 


 

Воспитательный процесс как средство стимулирования учебной, профессиональной и познавательной активности студентов

Государственная экономическая политика нацелена на развитие каждого региона. Для выполнения намеченной цели необходимо полное обновление производственных мощностей наших предприятий, модернизация производства, используя научно-технический потенциал регионов. Соответственно укрепляется конкурентоспособность и безопасность страны.

Современные реалии требуют прогрессивного подхода к организации обучения, с учетом передового опыта России и международного прогрессивного опыта. Требуется сочетание экономической науки и практики в целях обеспечения эффективности и дальнейшего развития экономики в целом. А для этого мы должны обеспечить потребности страны компетентными специалистами, обладающими профессиональными знаниями.

Надо определиться с целевыми характеристиками нашего будущего выпускника сегодня, если мы хотим, чтобы завтра страна не осталась без квалифицированных специалистов.

В современных условиях хозяйствования к обучающимся в профессиональных учебных заведениях предъявляются следующие требования:

-  должны быть высокообразованными, обладать глубокими профессиональными знаниями;

-  при этом не забываем об общеобразовательной, общетехнической, психологической, педагогической, экономической, правовой подготовке;

-  профессиональная компетентность, высокое профессиональное мастерство и качество труда;

-  должны научиться самостоятельно принимать решения и быть ответственными за результаты своей работы;

-  должны быть готовы, если этого требуют современные реалии, к получению новых знаний в данной области, самообразованию, умение работать с литературой;

-  должны уметь работать в команде, быть коммуникабельными, в условиях коллективных норм организации труда;

-  должны быть мобильными, ответственными в принятии решений, уметь участвовать в управлении;

-  должны вести здоровый образ жизни, включая культуру поведения, питания, личной гигиены.

Успешное развитие профессионального образования во многом будет зависеть от того, насколько оно сумеет вписаться в современные условия хозяйствования, образовательные процессы и играть в них роль, соответствующую ее потенциальным возможностям.

С этих позиций исследования основных тенденций развития среднего профессионального образования на современном этапе представляются весьма актуальным.

В концепции модернизации российского образования сформулированы требования к системе образования, в которой говорится о том, что в современных условиях хозяйствования требуются высокообразованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, конструктивностью и обладающие развитым чувством ответственности за себя, коллектив и судьбу страны.

Отношение к выбранной профессии, умение увидеть ее со стороны и себя в ней играет большую роль в становлении человека как профессионала в какой-либо области. Лишь, когда выбранный род деятельности становится частью жизни человека, а не только способом удовлетворения материальных запросов, получения благ, только тогда может идти речь о сформированном профессиональном самосознании человека, его сложившейся жизни.

В процессе обучения и воспитания каждый студент в сравнительно небольшой промежуток своей жизни должен получить представление о выбранном пути, необходимые базовые знания, умения и навыки, найти свое место в жизни, профессии, обществе, тогда можно говорить о том, что выбранная им дорога оказалась правильной. Поэтому уровень получаемого образования определяется общей целью воспитания.

Цель воспитания реализуется, прежде всего, через содержание общего образования и содержание воспитания как специально организованной воспитательной работы, осуществляемой педагогами.

Под содержанием общего образования понимается совокупность знаний, умений и навыков, получение которых обеспечивается обществом (государством) для каждого взрослого человека независимо от его специальности. В содержание общего образования включается, прежде всего, умение и навыки получать информацию, ее анализировать и использовать в практической деятельности.

Педагогический процесс выполняет определенные функции, обеспечивающие достижение цели воспитания:

-  просвещение

-  развитие

-  формирование отношений

-  социальная адаптация.

Задача преподавателей воспитать адаптивного, жизнеспособного человека, способного преодолеть разнообразные, а порой непредвиденные жизненные обстоятельства, помочь развить его личные качества, которые будут основой его жизнедеятельности. Студент должен утвердиться в выбранной профессии, которая доставит удовлетворение себе и будет полезным обществу. Процесс обучения и воспитания будущего члена общества предполагает большую ответственность всего коллектива за судьбу студента.

В сложившихся социально-политических условиях на первый план выдвигается личная ценность профессионального образования, понимание которой находится в тесной связи с внутренними (познавательными) и внешними (социальными) мотивами образовательной и самообразовательной активности обучаемого. Процесс обучения и воспитания, в ходе которого и реализуется формирование личности - процесс единый, но в силу его сложности и многогранности не все стороны достаточно глубоко осознаются.

Профессиональное образование как личная ценность осознается всегда. Понимание профессионального образования как личной ценности невозможно без формирования внутренней профессиональной мотивации, которое должно осуществляться в процессе непрерывной учебно-воспитательной деятельности. Однако развитие внутренних мотивов получения образования во многом определяется учебно-воспитательной системой, в которую попадает студент. Внешние мотивы в должной мере не стимулируют профессиональное развитие студента. Они обусловлены материальными и социальными соображениями, насколько сформированы в обществе и государстве отношения к образованию как ценности.

Смещение акцента учебно-воспитательной деятельности в сторону формирования психологических качеств личности, государственно и общественно значимых мотивационно-ценностных устремлений позволяет исключить административные и финансово-экономические меры, обеспечивает изменение типа социализации студента.

В контексте основных идей концепции могут быть сформулированы три общие цели обучения, которые идентичны целям образования, имеющего профессионально-мотивирующую направленность:

Первая (государственная) цель – обеспечение всего народного хозяйства страны высококвалифицированными специалистами, обучившихся с учетом требований гуманитарного, социального и научно-технического прогресса, обладающих развитым чувством патриотизма, стремящихся работать по специальности.

Вторая (социальная) цель – воспитание социально-активной, социально адаптивной и социально мобильной личности с развитой профессиональной мотивацией, высокими морально-психологическими качествами.

Третья (личная) цель – создание условий для углубления и расширения образования, овладение профессиональной деятельностью и получение квалификации, позволяющей человеку трудиться в соответствии с его интересами и способностями.

Ежегодно обновляются и активно внедряются государственные образовательные стандарты, Выпускник должен быть способен к системному действию в профессиональной ситуации, уметь анализировать и проектировать свою деятельность, самостоятельно действовать в условиях неопределенности, стремился к самосовершенствованию (самосознанию, самоконтролю, саморегуляции и саморазвитию), к творческой самореализации.

Модель профессиональной деятельности специалиста выполняет ряд функций, представленных в таблице 1.

Функция опережения

Обеспечивает профессиональную школу совокупностью информации, отражающей перспективы развития профильной отрасли. Они определяют задачи, встающие перед всем коллективом, т.е. из них следует, чему учить специалистов

Функция целеполагания

Выступает в качестве ориентира при отборе лиц, пригодных по своим личностным качествам для определенной профессии (специальности), определяет содержание обучения, а также формы и методы преподавательской деятельности

Функция преобразования

Приводит учебный процесс в соответствие с изменяющимся содержанием профессиональной деятельности специалиста

Функция оценочная

Выступает как средство оценки качества подготовки специалистов

Функция мониторинговая

Обеспечивает учебное заведение информацией о деятельности его выпускников, выявляет соответствие (или несоответствие) подготовки реальной профессиональной деятельности

Функция новых видов профессиональной деятельности

Современные условия хозяйствования породили тенденцию (потребность) в появлении новых профессий и специальностей, которые возникают на базе существующих, становясь в дальнейшем качественно новыми.

 

Ориентация всего учебно-воспитательного процесса на реализацию квалификационной характеристики специалиста ставит проблему создания адекватных моделей профессиональной деятельности в учебном процессе особенно остро. В процессе обучения и воспитания каждый студент в сравнительно небольшой промежуток своей жизни должен получить представление о выбранном пути, необходимые базовые знания, умения и навыки, найти свое место в жизни, профессии, обществе, тогда можно говорить о том, что выбранная им дорога оказалась правильной.

Необходимо воспитать в студентах любовь к профессии, которую выбрал. Умение видеть ее со стороны и себя в ней играет большую роль в становлении студента как профессионала в своей области.

В аспекте расширения спектра профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях особенно актуальными становятся:

 alt

Рисунок 1. Виды воспитания

Профессионально-этическое (нравственное) воспитание. Студента необходимо научить анализировать свою будущую карьеру, проводить самооценку своих способностей, качеств личности, интересов и потребностей с точки зрения выбора той или иной будущей карьеры, возможных его вариантов и изменений. Педагогическое мастерство заключается в том, чтобы поставить обучаемого на путь осознания своего предназначения и призвания, на путь строительства своей личности и своей судьбы на протяжении всей своей жизни, в том числе жизненной профессионально-образовательной траектории.

Профессионально-эстетическое воспитание.Необходимо направить учебный процесс на то, чтобы раскрыть студентам эстетические ценности труда в его содержании и организации, в производственной сфере, в процессе труда, в межличностном общении. Существенным моментом в этом аспекте является всемерное развитие профессионального саморазвития студентов.

Профессионально-экономическое воспитание. В современных условиях экономическая деятельность каждого человека становится обязательным составным компонентом любой профессиональной деятельности. Любое технологическое решение и действие должно включать экономический анализ и экономическое обоснование. И наоборот, каждый экономический проект, каждое экономическое решение должно подкрепляться соответствующим технологическим обеспечением.

Профессионально-экологическое воспитание.Целью экологического образования и воспитания является формирование личности, имеющий высокий уровень экологической культуры, значит обладающей новым экологическим сознанием, экологическим мировоззрением, которое позволяет взаимодействовать с миром природы на основе понимания его законов, сотрудничать с природой, а не управлять ею.

Профессионально-правовое воспитание. Оно должно формировать у каждого человека не только знания о своих гражданских правах, но и чувство собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям, народам другой национальности, расы, религии, культуры. С другой стороны, формировать знания о своих гражданских обязанностях и нравственную позицию в отношении этих гражданских обязанностей.

Профессиональные и общеобразовательные компетенции выступают одновременно продуктом взаимных трансформаций и обуславливают как дальнейшее развитие друг друга, так, и во многом, развитие самой учебной деятельности. Таким образом студент видит свои учебные достижения, стимулирует себя к получению общественно-значимых профессиональных знаний.

В ходе обучения преподавателю необходимо анализировать мотивационную сферу студентов, выявлять уровень сформированности общеобразовательной профессиональной мотивации. Задачи и цели учебно-воспитательного процесса следует формировать с учетом приоритетности, правильно выбирать методы и средства стимулирования учебной и профессиональной и познавательной активности, совершенствовать дидактические приемы для формирования высокого уровня профессиональной мотивации.

Для оценки качества учебно-воспитательного процесса необходимо использовать комплекс методов, включающих в себя несколько групп методов.

Первая группа включает в себя методы оценки обученности студентов, сформированности у них мотивационного компонента направленности личности и профессионально важных личностных качеств:

-  методы оценки умений и навыков исследовательской деятельности студентов;

-  методы оценки уровня познавательной мотивации обучающихся;

-  методы оценки познавательной активности;

-  методы оценки профессиональной направленности студентов;

-  методы оценки коммуникативных умений студентов;

-  методы оценки навыков самообразования.

Вторая группа методов – методы оценки качества условий, в которых происходит учебно-воспитательный процесс:

-  методы оценки качества материального обеспечения учебно-воспитательного процесса;

-  методы оценки качества преподавания;

-  методы оценки качества методического обеспечения;

-  методы оценки качества воспитательных мероприятий.

Третья группа методов - оценка качества результата учебно-воспитательного процесса - качества подготовленности специалистов к квалифицированной и результативной профессиональной деятельности по результатам деятельности на производстве:

-  метод оценки качества результатов деятельности специалиста по определенным показателям (разовый контроль);

-  метод оценки качества результатов деятельности (пролонгированный контроль):

а) результаты деятельности оцениваются многократно, причем каждый раз это новый продукт деятельности;

б) оценка одного и того же результата деятельности в течении определенного периода времени с целью выявить его надежность, долговечность, стабильность характеристик.

Процесс обучения и воспитания, в ходе которого и реализуется формирование личности – процесс единый, но в силу его сложности и многогранности не все стороны достаточно глубоко осознаются, особенно в их взаимосвязи, даже профессиональными педагогами.

Одна из главных задач современного общества – найти наиболее эффективные формы организации хозяйственного механизма, организации и стимулирования труда, максимального решения социальных проблем.

В процессе профессионального обучения одной из важных, но трудно выполнимых задач является формирование профессионального самосознания студентов. Профессиональное самосознание студента необходимо рассматривать в двух аспектах: как объективное, динамическое состояние личности, меняющейся с его развитием, и как одну из важнейших целей профессионального обучения.

Все эти задачи можно решить стимулируя и приводя в действие все экономические, организационные и социальные отношения и, в первую очередь осознание роли личности в обществе. В связи с этим неизмеримо выросли требования к качественной подготовке и профессиональной надежности специалистов во всех областях профессиональной деятельности.

В целом, процесс обучения ориентирован на высокую мотивацию студентов реализовать свои профессиональные намерения, что создает возможность организации эффективной воспитательной работы.

Список литературы

1. Белов В.И. Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепций [Текст]: учебник / В.И. Белов// Известия Российского государственного педагогического университета А.И. Герцена. – 2006. – 310 с.

2. Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов ВУЗа. / Н.М. Борытко //Учебно-методическое пособие – Волгоград: Издательство ВГИПКРО. – 2014. – 216 с.

3.Елисеева, Л. Я. Педагогика и психология планирования карьеры : Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры : Для вузов по гуманитарным направлениям / Л. Я. Елисеева . – 2. изд . – Москва : Юрайт, 2019 . – 241, 1 с. : ил., табл. – (Бакалавр и магистр. Академический курс) (УМО ВО рекомендует) . - На тит. л. в подзаг.: Книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru . – Библиогр.: с. 160-173 .

4.Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 5-е изд., испр. – М.: «Академия», 2008. – 208 с. 

5. Кабанов Г.П. Методика профессионального обучения [Текст]: учеб. пособие по дисциплине «Методика профессионального обучения» / Часть I / Г.П. Кабанов. – Красноярск: ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2010. – 228 с.

6. Коротаева, Е. В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности : учеб. пособие для академического бакалавриата / Е. В. Коротаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 136 с.  

7. Остапенко И. А. Воспитание при обучении в системе СПО как психолого-педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – 490 с.

8.Панфилова, А.П. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебник для бакалавров / А. П. Панфилова, А. В. Долматов; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – Москва: Юрайт, 2014. – 487 с.

9. Полякова М. В. Концепты теории воспитания [Электронный ресурс]: практико-ориентированная монография / М. В. Полякова. — Саратов: Вузовское образование, 2016. — 162 c.

10.Темина С. Ю. Общая теория воспитания [Электронный ресурс]: учеб. пособие / С.Ю. Темина. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 210 с. 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР