Статья «Воспитательный процесс как средство стимулирования учебной, профессиональной и познавательной активности студентов» |
Содержание - Профессиональное образование | ||||||||||||
16.09.2024 08:56 | ||||||||||||
Гурина Лидия Ивановна, Фатыхова Аида Абдуллазяновна, преподаватели Казанского филиала ФГБОУ ВО РАНХиГС города Казани, Республики Татарстан.
Воспитательный процесс как средство стимулирования учебной, профессиональной и познавательной активности студентов Государственная экономическая политика нацелена на развитие каждого региона. Для выполнения намеченной цели необходимо полное обновление производственных мощностей наших предприятий, модернизация производства, используя научно-технический потенциал регионов. Соответственно укрепляется конкурентоспособность и безопасность страны. Современные реалии требуют прогрессивного подхода к организации обучения, с учетом передового опыта России и международного прогрессивного опыта. Требуется сочетание экономической науки и практики в целях обеспечения эффективности и дальнейшего развития экономики в целом. А для этого мы должны обеспечить потребности страны компетентными специалистами, обладающими профессиональными знаниями. Надо определиться с целевыми характеристиками нашего будущего выпускника сегодня, если мы хотим, чтобы завтра страна не осталась без квалифицированных специалистов. В современных условиях хозяйствования к обучающимся в профессиональных учебных заведениях предъявляются следующие требования: - должны быть высокообразованными, обладать глубокими профессиональными знаниями; - при этом не забываем об общеобразовательной, общетехнической, психологической, педагогической, экономической, правовой подготовке; - профессиональная компетентность, высокое профессиональное мастерство и качество труда; - должны научиться самостоятельно принимать решения и быть ответственными за результаты своей работы; - должны быть готовы, если этого требуют современные реалии, к получению новых знаний в данной области, самообразованию, умение работать с литературой; - должны уметь работать в команде, быть коммуникабельными, в условиях коллективных норм организации труда; - должны быть мобильными, ответственными в принятии решений, уметь участвовать в управлении; - должны вести здоровый образ жизни, включая культуру поведения, питания, личной гигиены. Успешное развитие профессионального образования во многом будет зависеть от того, насколько оно сумеет вписаться в современные условия хозяйствования, образовательные процессы и играть в них роль, соответствующую ее потенциальным возможностям. С этих позиций исследования основных тенденций развития среднего профессионального образования на современном этапе представляются весьма актуальным. В концепции модернизации российского образования сформулированы требования к системе образования, в которой говорится о том, что в современных условиях хозяйствования требуются высокообразованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, конструктивностью и обладающие развитым чувством ответственности за себя, коллектив и судьбу страны. Отношение к выбранной профессии, умение увидеть ее со стороны и себя в ней играет большую роль в становлении человека как профессионала в какой-либо области. Лишь, когда выбранный род деятельности становится частью жизни человека, а не только способом удовлетворения материальных запросов, получения благ, только тогда может идти речь о сформированном профессиональном самосознании человека, его сложившейся жизни. В процессе обучения и воспитания каждый студент в сравнительно небольшой промежуток своей жизни должен получить представление о выбранном пути, необходимые базовые знания, умения и навыки, найти свое место в жизни, профессии, обществе, тогда можно говорить о том, что выбранная им дорога оказалась правильной. Поэтому уровень получаемого образования определяется общей целью воспитания. Цель воспитания реализуется, прежде всего, через содержание общего образования и содержание воспитания как специально организованной воспитательной работы, осуществляемой педагогами. Под содержанием общего образования понимается совокупность знаний, умений и навыков, получение которых обеспечивается обществом (государством) для каждого взрослого человека независимо от его специальности. В содержание общего образования включается, прежде всего, умение и навыки получать информацию, ее анализировать и использовать в практической деятельности. Педагогический процесс выполняет определенные функции, обеспечивающие достижение цели воспитания: - просвещение - развитие - формирование отношений - социальная адаптация. Задача преподавателей воспитать адаптивного, жизнеспособного человека, способного преодолеть разнообразные, а порой непредвиденные жизненные обстоятельства, помочь развить его личные качества, которые будут основой его жизнедеятельности. Студент должен утвердиться в выбранной профессии, которая доставит удовлетворение себе и будет полезным обществу. Процесс обучения и воспитания будущего члена общества предполагает большую ответственность всего коллектива за судьбу студента. В сложившихся социально-политических условиях на первый план выдвигается личная ценность профессионального образования, понимание которой находится в тесной связи с внутренними (познавательными) и внешними (социальными) мотивами образовательной и самообразовательной активности обучаемого. Процесс обучения и воспитания, в ходе которого и реализуется формирование личности - процесс единый, но в силу его сложности и многогранности не все стороны достаточно глубоко осознаются. Профессиональное образование как личная ценность осознается всегда. Понимание профессионального образования как личной ценности невозможно без формирования внутренней профессиональной мотивации, которое должно осуществляться в процессе непрерывной учебно-воспитательной деятельности. Однако развитие внутренних мотивов получения образования во многом определяется учебно-воспитательной системой, в которую попадает студент. Внешние мотивы в должной мере не стимулируют профессиональное развитие студента. Они обусловлены материальными и социальными соображениями, насколько сформированы в обществе и государстве отношения к образованию как ценности. Смещение акцента учебно-воспитательной деятельности в сторону формирования психологических качеств личности, государственно и общественно значимых мотивационно-ценностных устремлений позволяет исключить административные и финансово-экономические меры, обеспечивает изменение типа социализации студента. В контексте основных идей концепции могут быть сформулированы три общие цели обучения, которые идентичны целям образования, имеющего профессионально-мотивирующую направленность: Первая (государственная) цель – обеспечение всего народного хозяйства страны высококвалифицированными специалистами, обучившихся с учетом требований гуманитарного, социального и научно-технического прогресса, обладающих развитым чувством патриотизма, стремящихся работать по специальности. Вторая (социальная) цель – воспитание социально-активной, социально адаптивной и социально мобильной личности с развитой профессиональной мотивацией, высокими морально-психологическими качествами. Третья (личная) цель – создание условий для углубления и расширения образования, овладение профессиональной деятельностью и получение квалификации, позволяющей человеку трудиться в соответствии с его интересами и способностями. Ежегодно обновляются и активно внедряются государственные образовательные стандарты, Выпускник должен быть способен к системному действию в профессиональной ситуации, уметь анализировать и проектировать свою деятельность, самостоятельно действовать в условиях неопределенности, стремился к самосовершенствованию (самосознанию, самоконтролю, саморегуляции и саморазвитию), к творческой самореализации. Модель профессиональной деятельности специалиста выполняет ряд функций, представленных в таблице 1.
Ориентация всего учебно-воспитательного процесса на реализацию квалификационной характеристики специалиста ставит проблему создания адекватных моделей профессиональной деятельности в учебном процессе особенно остро. В процессе обучения и воспитания каждый студент в сравнительно небольшой промежуток своей жизни должен получить представление о выбранном пути, необходимые базовые знания, умения и навыки, найти свое место в жизни, профессии, обществе, тогда можно говорить о том, что выбранная им дорога оказалась правильной. Необходимо воспитать в студентах любовь к профессии, которую выбрал. Умение видеть ее со стороны и себя в ней играет большую роль в становлении студента как профессионала в своей области. В аспекте расширения спектра профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях особенно актуальными становятся:
Рисунок 1. Виды воспитания Профессионально-этическое (нравственное) воспитание. Студента необходимо научить анализировать свою будущую карьеру, проводить самооценку своих способностей, качеств личности, интересов и потребностей с точки зрения выбора той или иной будущей карьеры, возможных его вариантов и изменений. Педагогическое мастерство заключается в том, чтобы поставить обучаемого на путь осознания своего предназначения и призвания, на путь строительства своей личности и своей судьбы на протяжении всей своей жизни, в том числе жизненной профессионально-образовательной траектории. Профессионально-эстетическое воспитание.Необходимо направить учебный процесс на то, чтобы раскрыть студентам эстетические ценности труда в его содержании и организации, в производственной сфере, в процессе труда, в межличностном общении. Существенным моментом в этом аспекте является всемерное развитие профессионального саморазвития студентов. Профессионально-экономическое воспитание. В современных условиях экономическая деятельность каждого человека становится обязательным составным компонентом любой профессиональной деятельности. Любое технологическое решение и действие должно включать экономический анализ и экономическое обоснование. И наоборот, каждый экономический проект, каждое экономическое решение должно подкрепляться соответствующим технологическим обеспечением. Профессионально-экологическое воспитание.Целью экологического образования и воспитания является формирование личности, имеющий высокий уровень экологической культуры, значит обладающей новым экологическим сознанием, экологическим мировоззрением, которое позволяет взаимодействовать с миром природы на основе понимания его законов, сотрудничать с природой, а не управлять ею. Профессионально-правовое воспитание. Оно должно формировать у каждого человека не только знания о своих гражданских правах, но и чувство собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям, народам другой национальности, расы, религии, культуры. С другой стороны, формировать знания о своих гражданских обязанностях и нравственную позицию в отношении этих гражданских обязанностей. Профессиональные и общеобразовательные компетенции выступают одновременно продуктом взаимных трансформаций и обуславливают как дальнейшее развитие друг друга, так, и во многом, развитие самой учебной деятельности. Таким образом студент видит свои учебные достижения, стимулирует себя к получению общественно-значимых профессиональных знаний. В ходе обучения преподавателю необходимо анализировать мотивационную сферу студентов, выявлять уровень сформированности общеобразовательной профессиональной мотивации. Задачи и цели учебно-воспитательного процесса следует формировать с учетом приоритетности, правильно выбирать методы и средства стимулирования учебной и профессиональной и познавательной активности, совершенствовать дидактические приемы для формирования высокого уровня профессиональной мотивации. Для оценки качества учебно-воспитательного процесса необходимо использовать комплекс методов, включающих в себя несколько групп методов. Первая группа включает в себя методы оценки обученности студентов, сформированности у них мотивационного компонента направленности личности и профессионально важных личностных качеств: - методы оценки умений и навыков исследовательской деятельности студентов; - методы оценки уровня познавательной мотивации обучающихся; - методы оценки познавательной активности; - методы оценки профессиональной направленности студентов; - методы оценки коммуникативных умений студентов; - методы оценки навыков самообразования. Вторая группа методов – методы оценки качества условий, в которых происходит учебно-воспитательный процесс: - методы оценки качества материального обеспечения учебно-воспитательного процесса; - методы оценки качества преподавания; - методы оценки качества методического обеспечения; - методы оценки качества воспитательных мероприятий. Третья группа методов - оценка качества результата учебно-воспитательного процесса - качества подготовленности специалистов к квалифицированной и результативной профессиональной деятельности по результатам деятельности на производстве: - метод оценки качества результатов деятельности специалиста по определенным показателям (разовый контроль); - метод оценки качества результатов деятельности (пролонгированный контроль): а) результаты деятельности оцениваются многократно, причем каждый раз это новый продукт деятельности; б) оценка одного и того же результата деятельности в течении определенного периода времени с целью выявить его надежность, долговечность, стабильность характеристик. Процесс обучения и воспитания, в ходе которого и реализуется формирование личности – процесс единый, но в силу его сложности и многогранности не все стороны достаточно глубоко осознаются, особенно в их взаимосвязи, даже профессиональными педагогами. Одна из главных задач современного общества – найти наиболее эффективные формы организации хозяйственного механизма, организации и стимулирования труда, максимального решения социальных проблем. В процессе профессионального обучения одной из важных, но трудно выполнимых задач является формирование профессионального самосознания студентов. Профессиональное самосознание студента необходимо рассматривать в двух аспектах: как объективное, динамическое состояние личности, меняющейся с его развитием, и как одну из важнейших целей профессионального обучения. Все эти задачи можно решить стимулируя и приводя в действие все экономические, организационные и социальные отношения и, в первую очередь осознание роли личности в обществе. В связи с этим неизмеримо выросли требования к качественной подготовке и профессиональной надежности специалистов во всех областях профессиональной деятельности. В целом, процесс обучения ориентирован на высокую мотивацию студентов реализовать свои профессиональные намерения, что создает возможность организации эффективной воспитательной работы. Список литературы 1. Белов В.И. Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепций [Текст]: учебник / В.И. Белов// Известия Российского государственного педагогического университета А.И. Герцена. – 2006. – 310 с. 2. Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов ВУЗа. / Н.М. Борытко //Учебно-методическое пособие – Волгоград: Издательство ВГИПКРО. – 2014. – 216 с. 3.Елисеева, Л. Я. Педагогика и психология планирования карьеры : Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры : Для вузов по гуманитарным направлениям / Л. Я. Елисеева . – 2. изд . – Москва : Юрайт, 2019 . – 241, 1 с. : ил., табл. – (Бакалавр и магистр. Академический курс) (УМО ВО рекомендует) . - На тит. л. в подзаг.: Книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru . – Библиогр.: с. 160-173 . 4.Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 5-е изд., испр. – М.: «Академия», 2008. – 208 с. 5. Кабанов Г.П. Методика профессионального обучения [Текст]: учеб. пособие по дисциплине «Методика профессионального обучения» / Часть I / Г.П. Кабанов. – Красноярск: ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 2010. – 228 с. 6. Коротаева, Е. В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности : учеб. пособие для академического бакалавриата / Е. В. Коротаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 136 с. 7. Остапенко И. А. Воспитание при обучении в системе СПО как психолого-педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – 490 с. 8.Панфилова, А.П. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебник для бакалавров / А. П. Панфилова, А. В. Долматов; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – Москва: Юрайт, 2014. – 487 с. 9. Полякова М. В. Концепты теории воспитания [Электронный ресурс]: практико-ориентированная монография / М. В. Полякова. — Саратов: Вузовское образование, 2016. — 162 c. 10.Темина С. Ю. Общая теория воспитания [Электронный ресурс]: учеб. пособие / С.Ю. Темина. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 210 с. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».