Статья «Формирование конкурентоспособного специалиста в ССУЗах на примере Казанского филиала РАНХиГС» |
Содержание - Профессиональное образование |
16.09.2024 09:17 |
Тихонова Роза Ульмасовна, заместитель директора; Фатыхова Аида Абдуллазяновна, преподаватель Казанского филиала ФГБОУ ВО РАНХиГС города Казани, Республики Татарстан. Формирование конкурентоспособного специалиста в ССУЗах на примере Казанского филиала РАНХиГС Для чего готовить и учить будущего специалиста, какие задачи он должен уметь решать? Какими знаниями и умениями он должен владеть и на каком уровне, какими должны быть его личностные качества? В настоящее время меняется все, даже сам характер труда в котором большая доля приходится на умственную составляющую. Меняется экономическая деятельность, ее техническая база и организационные формы, ее структура, условия и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации специалиста в целях обеспечения нормального функционирования экономики. Модель конкурентоспособного специалиста определяет содержание и процесс его подготовки, критерии качества подготовки и развития его личности как субъекта социально-профессиональной деятельности, которая должна быть диагностируемой на всех стадиях профессионализации. Для этого необходимо создать эффективные психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование развитой личности, свободно владеющей своей профессией и ориентированной в смежных областях деятельности, умеющего проявлять профессиональную компетентность в поисково-творческой деятельности. Успешное развитие профессионального образования во многом будет зависеть от того, насколько оно сумеет вписаться в общемировые образовательные процессы и играть в них роль, соответствующую ее потенциальным возможностям. С этих позиций исследование основных тенденций развития среднего профессионального образования на современном этапе представляется весьма актуальным. Важнейшей задачей педагогического коллектива является обеспечение социально-профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Здесь найдут себя выпускники, которые будут свободно ориентироваться в сложных социально-экономических ситуациях, отличаться высокой работоспособностью и профессиональной культурой, развитой социальной ответственностью, способностью к профессиональному саморазвитию, которые обеспечат их профессиональное становление. К основным задачам государственной экономической политики на современном этапе относится – закрепление тенденций экономического роста, эффективное воспроизводство и модернизация научно-технического потенциала, укрепление конкурентоспособности и безопасности страны, развитие рыночной и институциональной инфраструктуры. Банковская система должна выполнять координирующую роль в экономическом и социальном развитии страны. И поэтому, важное значение имеет наличие устойчивой и полноценно функционирующей сети кредитных учреждений, способных обеспечивать потребности экономики полным спектром банковских услуг. Многое будет зависеть от того, насколько быстро российская банковская система сможет выстроиться в мировые тенденции развития банковской деятельности. Надо определиться с целевыми характеристиками нашего будущего выпускника сегодня, если мы хотим, чтобы завтра страна не осталась без квалифицированных специалистов. РАНХиГС Казанский филиал обеспечивает высокий уровень подготовки специалистов банковского дела, реализуется повышенный уровень обучения, система непрерывного образования, внедряется дистанционное обучение. А за этим стоит большой повседневный труд всего коллектива. Надо создать новую систему образования для обеспечения стратегии промышленного возрождения и роста. Это в свою очередь, обязывает наращивать усилия в области подготовки банковских специалистов – как экономистов широкого профиля. РАНХиГС Казанский филиал готовит специалистов банковского дела. И многие наши инициативы направлены на такую модернизацию образовательных программ, чтобы они были ориентированы на качественную модель специалиста. Мы должны научить студентов принимать решения, от последствия которых зависит судьба многих людей. Профессиональное образование на всех своих уровнях вынуждено активнее адаптироваться к потребностям современных реалий. Ни один уровень образования не может считаться конечным, а должен развиваться, становиться гибче, реагируя на потребности общества. Сегодня необходимо разрабатывать новую концепцию профессионального образования. В развитии образования ведущую роль призваны сыграть те образовательные учреждения, которые активно участвуют в инновационном процессе, и, прежде всего колледжи как инновационный тип образовательных учреждений среднего профессионального образования (СПО). Успех профессиональной подготовки будущего экономиста зависит также от педагогической компетентности преподавателей. Преподаватели РАНХиГС Казанский филиал обладают высоким творческим потенциалом, продолжают работу по развитию образовательного процесса, активно занимаются научно-методической, исследовательской работой, разрабатывают деловые игры, внедряют передовые педагогические инновационные технологии обучения. В процессе внедрения современных инновационных технологий обучения необходимо учитывать: целесообразность содержания учебной дисциплины, состав обучающихся (возраст, уровень подготовленности), достаточность учебного времени, оснащённость учебного процесса нормативными документами, программным обеспечением, компьютерами. Внедрение современных образовательных технологий включает в себя: разработку мультимедийных обучающих средств (электронные учебники, слайд-фильмы), средств тестового контроля и др. Для того, чтобы преподаватель эффективно использовал ту или иную технологию, он должен знать её сущность и особенности, уметь комбинировать, затем выбирать те технологии, применение которых в данном случае считается наиболее целесообразным. В академии сформирован высококвалифицированный коллектив педагогов. Многие преподаватели в коллективе имеют высшую квалификационную категорию, кандидаты наук, доценты. В колледже сложилась группа творчески работающих преподавателей, которая находит поддержку со стороны дирекции академии, и не просто реализуют себя, смысл своей жизни, они качественно преобразуют себя, ищут возможности дляразвития профессионально значимых качеств, вырабатывают свою педагогическую концепцию. Учебный материал подбирают таким образом, чтобы студенты имели возможность выбора при выполнении заданий, а преподаватель мог стимулировать их к самостоятельному выбору и использованию более значимых для них способов проработки учебного материала. Среднее профессиональное образовательное развитие как звено в системе непрерывного профессионального образования, призвано удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении гражданами образования, профессиональные квалификации и компетенции. В современных динамически развивающихся условиях более разумным может быть комплексный подход. Перемены, которые необходимы в системе образования, должны вписаться в глобальный проект непрерывного образования. Выпускники колледжа имеют возможность продолжить обучение в сокращенные сроки в нашей же академии и других ВУЗах города Казани. Инновационная работа – основной инструмент включения колледжа в режим развития, инструмент влияния на развитие личности педагога и студента. Инновационная деятельность является ведущим условием модернизации образования, которая обеспечивает создание механизма адаптации к новой экономической, социальной и демографической ситуации при сбалансированности формируемых рынком образовательных и научных услуг и предполагает осознанную целенаправленную научно-обоснованную деятельность с заранее запланированными результатами. В последние годы в мире изменились приоритеты образования. В настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными. По мнению специалистов, научных знаний полученных современными студентами хватает всего на 3-5 лет, а значит необходимо овладеть способами их обновления и пополнения. От того, насколько студент сможет применить эти знания, насколько он компетентен, зависит его будущее самоопределение. Повышение уровня образованности на 1% приводит к увеличению общественных результатов более чем на 15%. К основным требованиям, которые современная экономика предъявляет к выпускникам ССУЗ можно отнести следующие:
Все это зависит от профессионального мастерства педагога, от его умения воспринимать отношения, видеть тенденции его развития, интерпретировать проявления отношения с точки зрения современной культуры, умения самому ярко выражать свое личностное отношение, корректировать формы его проявления. Преподаватель по натуре должен быть человеком увлеченным. Его должны волновать вопросы обучения и практической работы. Необходимо стремиться к тому, чтобы в каждом студенте развивать потребность и способность самому ставить перед собой задачу. Серьезным направлением работы администрации, научно-методического совета и всего педагогического коллектива является постоянное совершенствование профессионального мастерства преподавателей. Уровень подготовки специалистов в колледже остается высоким. Формируется новая структура управления, отличающаяся содержанием и качеством учебного процесса. Мы располагаем необходимой материальной базой, соответствующей современным требованиям, сильным педагогическим коллективом и серьезным методическим оснащением. С кредитными организациями поддерживаются постоянные контакты. Руководители банков отмечают быструю адаптацию выпускников колледжа, способных выполнить любые банковские операции. Педагогический коллектив нацелен на усиление практической направленности обучения. С этой целью в РАНХиГС Казанский филиал был организован учебный банк. Работа учебного банка нацелена на усиление практической направленности профессиональной подготовки специалистов. Она имитируют профессиональную деятельность. Студенты, используя нормативные документы Банка России, проводят различные банковские операции, отражают их на счетах бухгалтерского учёта, оформляют необходимые документы. Будущие специалисты через учебные стандарты профессиональной деятельности, нормативные документы Банка России быстрее адаптируются к типичным профессиональным ситуациям. Кроме этого, полученные знания студенты подтверждают на технологической практике, которую проходят в кредитных организациях Республики Татарстан и республик Поволжья, а также на итоговой государственной аттестации студентов. Профессиональная направленность работы проявляется и в таких формах как встреча с практическими работниками (руководители предприятий, работники кредитных организаций), встречи с выпускниками банковской школы. Все это проводится в рамках недели цикловой комиссии. Человек с позиций современного знания предстает системой динамичной, существующей, становящейся личностью и проявляющейся как личность в процессе взаимодействия с окружающей средой. Идет поиск форм, методов, технологий, позволяющих поставить на первое место не знания, а понимание, умение, навыки. Поэтому в настоящее время актуален личностно-ориентированный подход в обучении. Его применяют на всем протяжении обучения, как по всему содержанию образования, так и при преподавании отдельных учебных дисциплин, с последовательным повышением степени самостоятельности и предоставлении свободы выбора по мере развития готовности и способности к самореализации. В РАНХиГС Казанский филиал такие занятия вводятся в учебно-методические комплексы различных дисциплин, отбираются конкретные приемы и методы для организации обучения. Активно внедрено студенческое самоуправление. Важным средством развития личности является участие студентов в работе банковского, экономического, дискуссионного клубов, профессиональных эстафетах, в выпуске студенческой газеты «Банки вчера, сегодня, завтра». Выпускаются студенческие газеты, что способствует развитию общей культуры студентов, формированию у них способности видеть проблемы и уметь их анализировать. Студенты традиционно принимают участие в КВНах, в фестивале «Студенческая весна», а также они принимают участие и получают призовые места на олимпиадах, конкурсах, проводимых среди ССУЗов города Казани. Высокий профессионализм преподавателей способствует активизации научно-исследовательской работы студентов. На протяжении многих лет проводятся научно-практические конференции студентов и преподавателей. Все это позволяет совершенствовать учебно-воспитательные процессы, что возможно только в условиях педагогического сотрудничества студентов и преподавателей, в равной мере заинтересованных в положительном результате совместной деятельности. Педагогическая поддержка индивидуально направлена на конкретного студента, но предполагает процесс совместного с ним преодоления препятствий, мешающих ему самостоятельно достичь результатов. Кроме этого необходимо выявить те условия и возможности, которые пробудили бы активное участие личности студента в учебном процессе, его заинтересованное отношение к процессу овладения профессиональной деятельностью, стремление к росту профессиональной компетенции. Необходимо постоянно стимулировать студента к самоценной образовательной деятельности, что должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. В концепции модернизации российского образования основной целью профессионального образования является: «подготовка конкурентоспособного, высококвалифицированного специалиста на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности».
Список литературы 1.Андреев В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого развития конкурентоспособности [Текст]: учебник / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновац.технологий, 2014. – 144 с. 2.Борисова Н. В. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества и гуманистической направленности вузовской подготовки. [Текст]: учебник / Н. В. Борисова // – Набережные Челны, / Издательство Наука. - 2016. – 432 с. 3.Борытко Н. М., Субъектное становление специалиста как цель профессионального воспитания студентов вуза [Текст]: учебник / Н.М. Борытко // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста / Издательство Учение. – 2013. - 289 с. 4.Гараев И.М., Фасхиев Х.А. Анализ состояния проблемы управления конкурентоспособностью организации сферы услуг [Текст]: учебник //Камск: Камский государственный политехнический инcтитут. 2016. – 195 с. 5.Деменкова Л. Г., Куровский В. Н. Мотивация студентов вуза к освоению базовых дисциплин на основе их индивидуальных планов формирования конкурентоспособности. Журнал: Вестник Томского государственного педагогического университета - 2010. – 180 с. 6.Захаров К. М. Качество и конкурентоспособность образовательных услуг как общественное благо./ [Текст]: учебник / К. М. Захаров. – Москва: Издательство Искра. 2009. – 189 с. 7.Кузьмина, Н. А. Эффективность процесса обучения и учения [Текст]: учебник / Н. А. Кузьмина // Теория и практика общественного развития. — 2013. — 170 с. 8.Мухамедзянова Г. В. Методология проектирования и развития системы среднего профессионального образования [Текст]: учебник / Г. В. Мухамедзянова // Развитие конкурентоспособности / Издательство Искра. – 2018. – 195 с. 9.Осипова С. И., Сливина Т. А., Орешкова С. П. Формирование конкурентоспособного специалиста в образовательном процессе вуза [Текст]: учебник / С. И. Осипова, Т. А. Сливина, С. П. Орешкова // Издательство ВГИПКРО. – 2011. – 208 с. 10.Рязанцева И.В. Оценка конкурентоспособности квалифицированных специалистов // [Текст]: учебник / И. В. Рязанцева. – Москва: Издательство Наука. 2017. – 254 с.
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».