Статья «Цифровизация образовательного процесса в Казанском филиале РАНХ и ГС» |
Содержание - Профессиональное образование |
16.09.2024 09:38 |
Гурина Лидия Ивановна, Пыжьянова Мария Владиславовна, преподаватели информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности, Цифровизация образовательного процесса в Казанском филиале РАНХ и ГС Внедрение цифровых технологий в течение длительного периода привело к кардинальным изменениям не только экономики, образования, но и всего общества в целом. Использование цифровых технологий определило траектории развития экономики, образования, промышленности. В настоящее время становление и формирование цифровой экономики является одним из приоритетных направлений для большинства стран, в том числе и России. Цифровизация является отличительной чертой развития современной экономики в мире. Участникам финансового рынка чтобы быть успешными, необходимо следовать глобальным тенденциям внедрения новых технологий и быть «оцифрованными». Образовательные организации, наряду с финансовыми и другими компаниями вносят значительные изменения в совершенствование своей деятельности под влиянием цифровых технологий. В ближайшей перспективе эффективное применение новых цифровых технологий будет определять уровень международной конкурентоспособности как отдельных компаний, организаций, так и стран в целом, а также формировать инфраструктуру и правовую среду для цифровизации. Цифровизация является для России одной из наиболее актуальных проблем, она необходима компаниям для получения конкурентных преимуществ, повышения их эффективности и улучшения бизнес-показателей. Внедрение цифровых технологий обладает огромным потенциалом с точки зрения повышения эффективности, скорости и качества работы, снижения затрат, увеличения производительности оборудования, коэффициента полезного использования сырья, труда и других аспектов эффективности бизнеса. Цифровая экономика - это экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях, связанная с электронным бизнесом, электронной коммерцией, производством и предоставлением цифровых товаров и услуг. При этом расчеты за экономические услуги и товары осуществляются электронными деньгами. Концепция цифровой экономики основана на переходе от атома к биту, то есть от мельчайшей химической частицы к электронной единице. Термин «цифровая экономика» обязан своим появлением американскому ученому Николасу Негропонте из Массачусетского университета, который ввел его в широкое употребление в 1995 г. Достоинствами цифровой экономики, на взгляд Николасо Негропонте могли стать: отсутствие физического веса продукции, который заменяется информационным объемом, более низкие затраты ресурсов на производство электронных товаров, намного меньшая площадь, занимаемая продукцией, а также практически мгновенное перемещение товаров через сеть Интернет Одним из ключевых преимуществ цифровой экономики перед материальными обменами является то, что электронные товары являются практически неисчерпаемыми и существуют в электронном виде, материальные же практически всегда ограниченны в количестве, и получить доступ к ним значительно сложнее. Цифровая экономика – это общетехнологический прогресс, влияющий на общее развитие всей экономики в целом. Она влияет на все отрасли экономики и приносит такие «цифровые дивиденды», как экономический рост, снижение издержек при производстве товаров, дополнительные рабочие места и новые более качественные услуги. Целью цифровизации профессионального образования – и это следует из нормативно-определяющих документов, – является обеспечение широкой доступности к информационно-цифровым ресурсам и использование цифровых технологий в образовательном процессе. Основой цифровизации является активное внедрение финансовых технологий в рынок. Современная деятельность профессионального образовательного учреждения и в том числе Казанского филиала РАНХ и ГС, во многом зависит от того, в какой степени преподаватели и сама администрация владеют цифровыми технологиями и цифровой информацией, насколько оперативно они могут ее самостоятельно или с использованием информационных технологий проанализировать, обработать и довести ее до обучающихся. Что же такое «Цифровизация»? Говоря о цифровизации, мы понимаем, что цифровизация – это то, что требуется, чтобы «сделать процесс образования стал более гибким, приспособленным к условиям современного дня и способствовал формированию конкурентоспособных профессионалов в нарождающемся «цифровом мире» (Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р.). В связи с этим, развитие цифровизации образования в Казанском филиале РАНХ и ГС должно сосредотачиваться на автоматизации процесса образования, с целью сделать его более эффективными, за счет перераспределения ресурсов в реальной и виртуальной среде филиала. Цифровизация, должна нацеливаться на то, чтобы более эффективно получать отдачу от этих процессов, через более высокую вовлеченность в том числе и образовательных услуг. Отсюда можно сформулировать те задачи цифровизации, которые, скорее всего, должны быть поставлены перед нашим образовательным учреждением: 1.Обучение и повышение квалификации самих преподавателей по использованию цифровых технологий в образовательной деятельности; 2.Еще более глубокая реализация цифровых технологий в образовательном процессе; 3.Свободное предоставление для коллективного пользования цифровых ресурсов и доступа к ним в облачных ресурсах; 4.Создание инновационных условий развития через внедрение цифровых технологий и дальнейшее оснащение филиала средствами новейших информационных технологий; 5.Оказание информационных и консультационных услуг по использованию цифровых и облачных технологий преподавателями, специалистами и сотрудниками РАНХ и ГС; 6.Накопление, систематизация и распространение информации по использованию цифровых технологий. Для выполнения рассмотренных задач необходимо понимания о существующем состоянии информатизации филиала. За период с 2019 года образовательное учреждение преобразовывалось и материально-техническая база не обновлялась. В результате у нас имеется 5 компьютерных классов, которые используются в учебных целях и, к сожалению, не доступны для использования обучающимися во внеурочное время. Имеются электронные доски, классы с интернет-доступом, информационные панели в коридорах филиала – для информирования студентов об изменении в расписании и прочее. Современная цифровая среда образовательной деятельности формируется: - обучающимся (по их образовательным запросам в соответствии с программами подготовки); - преподавателями (они определяют содержание программ курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стили общения и т.д.); - администрацией филиала (он определяет через локальные акты – положения, регламенты и порядки, общие требования к студентам); В информационно-цифровом поле филиала в доступе у студентов и преподавателей имеется: 1) официальный сайт филиала 2) ресурсы общего доступа РАНХи ГС 3) множественные группы в Интернете для работы на дистанционном образовании 4) электронная почта 5) облачные технологии 6) VKМессенджер и другие для проведения занятий, консультаций 7) Информационно-правовые системы Консультант +, Гарант 8) ресурсы общего доступа (сетевой ресурс Public и другие) 9) электронные страницы СИО, которые постоянно пополняются изданиями 10) электронные библиотечные системы - Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО «PROFобразование» - ЭБС «Znanium» - ЭБС «Айбукс.ру/ibooks.ru» - ЭБС «Цифровой образовательный ресурс IPR SMART» (ЭБС «IPRbooks») - ЭБС «Лань» - Всероссийские интернет-олимпиады. - Научная электронная библиотека (НЭБ). - Федеральный портал «Российская электронная школа». И это далеко не все технологии, которые сейчас используют преподаватели, работая дистанционно. Таким образом, цифровизация образования приведет к переосмыслению роли самого преподавателя, которому теперь, может быть не всегда придётся объяснять тот или иной материал, а помогать найти источник этого материала и разобраться в нём, с пользой для своего собственного профессионального развития. Также придется пересматривать и методику преподавания и систему проверки качества знаний. Наверное, нет смысла сегодня бороться с использованием и влиянием гаджетов, ограничивать возможности использования Интернет для решения тех или иных задач профессионального образования. Необходимо разрабатывать индивидуальные образовательные траектории и придумывать для каждого студента свой собственный, уникальный набор заданий, ответ на которые потребует творческого подхода, умения сравнивать, взвешивать, анализировать, отсеивать ненужное.
Использованные источники: 1.Российская Федерация. Указы Президента Российской Федерации. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года[Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 / Российская Федерация. Указы Президента Российской Федерации. 2.Развитие финансовых технологий [Электронный ресурс] /Банк России // Центральный банк Российской Федерации: сайт. – М., - 2022. 3.Проект основных направлений цифровизации финансового рынка на период 2022 – 2024 годов [Электронный ресурс] /Банк России // Центральный банк Российской Федерации: сайт. – М., - 2021. 4.Основные направления развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы на период 2019 – 2021 годов [Электронный ресурс] /Банк России // Центральный банк Российской Федерации: сайт. – М., - 2019. 5.Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты [Электронный ресурс] /НИУ ВШЭ // Издательский дом Высшей школы экономики: сайт. – М., - 2021. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».