Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7867601
Статья «Цифровизация образовательного процесса в Казанском филиале РАНХ и ГС»
Содержание - Профессиональное образование
16.09.2024 09:38

Гурина Лидия Ивановна, Пыжьянова Мария Владиславовна, преподаватели информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности,
Казанского филиала ФГБОУ ВО РАНХиГС города Казани, Республики Татарстан. 
Статья посвящена использованию цифровых технологий при обучении информатике и информационным технологиям в системе среднего профессионального образования. Предназначена для преподавателей информатики и информационных технологий ССУЗ.


Цифровизация образовательного процесса в Казанском филиале РАНХ и ГС

Внедрение цифровых технологий в течение длительного периода привело к кардинальным изменениям не только экономики, образования, но и всего общества в целом. Использование цифровых технологий определило траектории развития экономики, образования, промышленности. В настоящее время становление и формирование цифровой экономики является одним из приоритетных направлений для большинства стран, в том числе и России. Цифровизация является отличительной чертой развития современной экономики в мире. Участникам финансового рынка чтобы быть успешными, необходимо следовать глобальным тенденциям внедрения новых технологий и быть «оцифрованными». Образовательные организации, наряду с финансовыми и другими компаниями вносят значительные изменения в совершенствование своей деятельности под влиянием цифровых технологий.

В ближайшей перспективе эффективное применение новых цифровых технологий будет определять уровень международной конкурентоспособности как отдельных компаний, организаций, так и стран в целом, а также формировать инфраструктуру и правовую среду для цифровизации.

Цифровизация является для России одной из наиболее актуальных проблем, она необходима компаниям для получения конкурентных преимуществ, повышения их эффективности и улучшения бизнес-показателей.

Внедрение цифровых технологий обладает огромным потенциалом с точки зрения повышения эффективности, скорости и качества работы, снижения затрат, увеличения производительности оборудования, коэффициента полезного использования сырья, труда и других аспектов эффективности бизнеса.

Цифровая экономика - это экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях, связанная с электронным бизнесом, электронной коммерцией, производством и предоставлением цифровых товаров и услуг. При этом расчеты за экономические услуги и товары осуществляются электронными деньгами. Концепция цифровой экономики основана на переходе от атома к биту, то есть от мельчайшей химической частицы к электронной единице.

Термин «цифровая экономика» обязан своим появлением американскому ученому Николасу Негропонте из Массачусетского университета, который ввел его в широкое употребление в 1995 г.

Достоинствами цифровой экономики, на взгляд Николасо Негропонте могли стать: отсутствие физического веса продукции, который заменяется информационным объемом, более низкие затраты ресурсов на производство электронных товаров, намного меньшая площадь, занимаемая продукцией, а также практически мгновенное перемещение товаров через сеть Интернет

Одним из ключевых преимуществ цифровой экономики перед материальными обменами является то, что электронные товары являются практически неисчерпаемыми и существуют в электронном виде, материальные же практически всегда ограниченны в количестве, и получить доступ к ним значительно сложнее.

Цифровая экономика – это общетехнологический прогресс, влияющий на общее развитие всей экономики в целом. Она влияет на все отрасли экономики и приносит такие «цифровые дивиденды», как экономический рост, снижение издержек при производстве товаров, дополнительные рабочие места и новые более качественные услуги.

Целью цифровизации профессионального образования – и это следует из нормативно-определяющих документов, – является обеспечение широкой доступности к информационно-цифровым ресурсам и использование цифровых технологий в образовательном процессе.

Основой цифровизации является активное внедрение финансовых технологий в рынок.

Современная деятельность профессионального образовательного учреждения и в том числе Казанского филиала РАНХ и ГС, во многом зависит от того, в какой степени преподаватели и сама администрация владеют цифровыми технологиями и цифровой информацией, насколько оперативно они могут ее самостоятельно или с использованием информационных технологий проанализировать, обработать и довести ее до обучающихся.

Что же такое «Цифровизация»? Говоря о цифровизации, мы понимаем, что цифровизация – это то, что требуется, чтобы «сделать процесс образования стал более гибким, приспособленным к условиям современного дня и способствовал формированию конкурентоспособных профессионалов в нарождающемся «цифровом мире» (Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р.).

В связи с этим, развитие цифровизации образования в Казанском филиале РАНХ и ГС должно сосредотачиваться на автоматизации процесса образования, с целью сделать его более эффективными, за счет перераспределения ресурсов в реальной и виртуальной среде филиала. Цифровизация, должна нацеливаться на то, чтобы более эффективно получать отдачу от этих процессов, через более высокую вовлеченность в том числе и образовательных услуг.

Отсюда можно сформулировать те задачи цифровизации, которые, скорее всего, должны быть поставлены перед нашим образовательным учреждением:

1.Обучение и повышение квалификации самих преподавателей по использованию цифровых технологий в образовательной деятельности;

2.Еще более глубокая реализация цифровых технологий в образовательном процессе;

3.Свободное предоставление для коллективного пользования цифровых ресурсов и доступа к ним в облачных ресурсах;

4.Создание инновационных условий развития через внедрение цифровых технологий и дальнейшее оснащение филиала средствами новейших информационных технологий;

5.Оказание информационных и консультационных услуг по использованию цифровых и облачных технологий преподавателями, специалистами и сотрудниками РАНХ и ГС;

6.Накопление, систематизация и распространение информации по использованию цифровых технологий.

Для выполнения рассмотренных задач необходимо понимания о существующем состоянии информатизации филиала. За период с 2019 года образовательное учреждение преобразовывалось и материально-техническая база не обновлялась.

В результате у нас имеется 5 компьютерных классов, которые используются в учебных целях и, к сожалению, не доступны для использования обучающимися во внеурочное время. Имеются электронные доски, классы с интернет-доступом, информационные панели в коридорах филиала – для информирования студентов об изменении в расписании и прочее.

Современная цифровая среда образовательной деятельности формируется:

-       обучающимся (по их образовательным запросам в соответствии с программами подготовки);

-       преподавателями (они определяют содержание программ курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стили общения и т.д.);

-       администрацией филиала (он определяет через локальные акты – положения, регламенты и порядки, общие требования к студентам);

В информационно-цифровом поле филиала в доступе у студентов и преподавателей имеется:

1) официальный сайт филиала

2) ресурсы общего доступа РАНХи ГС

3) множественные группы в Интернете для работы на дистанционном образовании

4) электронная почта

5) облачные технологии

6) VKМессенджер и другие для проведения занятий, консультаций

7) Информационно-правовые системы Консультант +, Гарант

8) ресурсы общего доступа (сетевой ресурс Public и другие)

9) электронные страницы СИО, которые постоянно пополняются изданиями

10) электронные библиотечные системы

Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО «PROFобразование»

ЭБС «Znanium»

ЭБС «Айбукс.ру/ibooks.ru»

ЭБС «Цифровой образовательный ресурс IPR SMART» (ЭБС «IPRbooks»)

ЭБС «Лань»

Всероссийские интернет-олимпиады.

Научная электронная библиотека (НЭБ).

Федеральный портал «Российская электронная школа».


И это далеко не все технологии, которые сейчас используют преподаватели, работая дистанционно.

Таким образом, цифровизация образования приведет к переосмыслению роли самого преподавателя, которому теперь, может быть не всегда придётся объяснять тот или иной материал, а помогать найти источник этого материала и разобраться в нём, с пользой для своего собственного профессионального развития. Также придется пересматривать и методику преподавания и систему проверки качества знаний.

Наверное, нет смысла сегодня бороться с использованием и влиянием гаджетов, ограничивать возможности использования Интернет для решения тех или иных задач профессионального образования. Необходимо разрабатывать индивидуальные образовательные траектории и придумывать для каждого студента свой собственный, уникальный набор заданий, ответ на которые потребует творческого подхода, умения сравнивать, взвешивать, анализировать, отсеивать ненужное.

 

Использованные источники:

1.Российская Федерация. Указы Президента Российской Федерации. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года[Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 / Российская Федерация. Указы Президента Российской Федерации.

2.Развитие финансовых технологий [Электронный ресурс] /Банк России // Центральный банк Российской Федерации: сайт. – М., - 2022.

3.Проект основных направлений цифровизации финансового рынка на период 2022 – 2024 годов [Электронный ресурс] /Банк России // Центральный банк Российской Федерации: сайт. – М., - 2021.

4.Основные направления развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы на период 2019 – 2021 годов [Электронный ресурс] /Банк России // Центральный банк Российской Федерации: сайт. – М., - 2019.

5.Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты [Электронный ресурс] /НИУ ВШЭ // Издательский дом Высшей школы экономики: сайт. – М., - 2021.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР